Архангельский мужик

Отправляя студентов нашей Сретенской духовной семинарии на летние каникулы, мы дали им поручение: встретиться с христианами, которые на два или на три поколения старше современной молодежи, расспросить у них о том главном, что происходило в жизни этих людей в государстве, восставшем против Бога, а потом уставшем от этого восстания и осознавшем всю его тщетность и бессмысленность. О том, как эти люди обрели и сохранили свою веру, о главном, к чему пришли люди старшего поколения, приближаясь в зениту или к закату земного пути.

Надо сказать, что все студенты с немалой пользой для себя, да и для нас, их наставников и воспитателей, исполнили это послушание. Все без исключения их наблюдения и записки необычайно интересны. С некоторыми из этих работ мы готовы познакомить наших читателей.

Епископ Тихон,
главный редактор портала Православие.ру.

* * *

Александр Николаевич Панков, житель села Большой Бор Онежского района Архангельской области, говорит, что когда решил восстанавливать Ильинскую церковь, крещеным не был и о вере еще не помышлял, а хотел восстановить для потомков культурное наследие, оставить по себе память. Но чудесно начала приходить помощь: «С кем ни поговоришь, побеседуешь, что надо, и люди соглашаются и помогают». А потом в храм стали возвращаться иконы. И в 50 лет Александр Николаевич крестился: «Жизнь так складывается, что год за годом приходит осознание». Он рассказал участникам миссионерской экспедиции о вере на селе в годы богоборчества, судьбах закрытых храмов, героях Великой Отечественной войны и о своей непростой жизни.

Александр Николаевич Панков Александр Николаевич Панков

– Александр Николаевич, расскажите о своем детстве, о семье, о родителях.

– Родился в 1954 году, в июне месяце. Вот уже седьмой десяток разменял. В Онеге жили. Было четверо в семье, я самый малый. Восьмилетку-школу кончил, потом в ПТУ два года отучился. После в Германии служил. Ушел в 18 лет, пришел в 20.

– Вы тогда о вере что-то знали?

– Ради любопытства ходили на Пасху смотреть Крестный ход. Это в Онеге, в Лазаревской церкви. А там народу! Пожарников нагонят, милиции нагонят. Один раз с ребятами сходили, в ПТУ я учился тогда. А директор утром на линейке говорит: «Вот у нас богомольцы есть», – фамилии назвали тех, кто ходил на Крестный ход смотреть. Что в этом такого? Мы же там ничего, не хулиганили – только посмотрели и ушли.

В армию тоже идти. Ясное дело, что с ребятами, со всеми родственниками. С похмельца: что там – 18 лет… И нас – в комсомол. Военком говорит, что каждый, кто за границу отправляется служить, должен идти со значком Ленина на груди. И минут за 30 до отправки поезда нас всех – в комсомол: уже готовы заявления, и фотографии наши у них были, чтобы в комсомол принимать. И тот, который принимает, так сказать, фанатик, говорит: «Садитесь. Желаете ли вы быть в первых рядах ленинской молодежи?» А я говорю: «Всех принимают, так ладно, принимайте и меня».

Большой Бор. Цветные дома - в краю, где мало света зимой. Фото: Каплунов Михаил Большой Бор. Цветные дома - в краю, где мало света зимой. Фото: Каплунов Михаил
    

– А в партии?

– В партии уже не был. Правда, вызывали, говорили: «Работаешь ты хорошо, без прогулов, не пьешь, не куришь – иди в партию». А что мне? В партию идут для чего? Для карьеры. Я не пью и не курю – я и не в партии. А вот те, кто пьют, и курят, и воруют – тех нужно в партию брать. У вас выше половины этого контингента – я к вам не подойду.

– Вы в то время крестик носили?

– Нет, крестик не носил, я в 50 лет только крестился.

– Как в те годы народ относился к вере?

– «Религия – опиум для народа» – вот так относился, не знаешь, что ли? И этот опиум мы «курили» семьдесят с лишним лет, а сейчас плоды пожинаем.

Большой Бор. Храм Ильи Пророка. Фото: Каплунов Михаил Большой Бор. Храм Ильи Пророка. Фото: Каплунов Михаил
    

Может быть, у вас дома как-то отмечали церковные праздники?

– На Пасху яйца красили. Собирались на застолье на Пасху, на Троицу. И на Рождество собирались. Раньше праздник-то отпраздновать, ясное дело, что «не посуху»: чтобы водки, этой отравы, бутылку купить, нужно еще очередь выстоять, чуть ли не полдня. А то и бражку варили, да и кто что умел – даже томатную пасту перегоняли.

– Хотелось бы узнать о том, как застала война ваших родителей, родственников. Расскажите, пожалуйста.

– Да, отец воевал, был на Дальнем Востоке. Еще у матери два брата. Один брат, Федор, был замполитом полка в звании майора уже в военное время, и когда Калининград занимали, там его оставили политработником. Умер в 1980-х годах. В 1980 году мы поехали в гости в Калининград, в июне месяце, и он говорит: «Поехали до Зеленограда – там бывший немецкий курорт, пляж». Мы приехали, он разделся, а у него на ноге вместо икры одни жилы торчат. Не знаю, как он ходил, – осколок в ноге был. Смотрю: он разделся, в воду – плюх. Я зашел, думаю: «Вода-то ледяная, все же Балтийское море». Смотрю: прибалты на машинах приехали, детей-грудничков годовалых купают тоже в этом море. Я побродил, побродил, а он говорит: «Ты не с Архангельска? Что боишься купаться-то?» – «Вода холодная». – «Да ну, ты что?» Он барахтался, барахтался, мне уж волей-неволей пришлось залезть в воду.

Другой брат погиб на северной железной дороге. Они даже повоевать не успели – их эшелон разбомбили. Так Федор, брат, после войны архивы поднял, нашел место захоронения, организовал перезахоронение. Говорит, что похоронены были прямо в шинелях, головы полотенцем обернуты и у каждого номерок.

Разговор о жизни Разговор о жизни
    

Как появилась ваша семья, как вы познакомились с женой? И как оказались в Большом Бору, в такой далекой от районного центра деревне?

– На сенокосе с будущей женой познакомились. Нас было десять ребят и девять девчонок. Потом переехали в Большой Бор, и вот почему: с работой было худо, платить меньше стали. А здесь два месяца поработал – и меня мастером-строителем сделали.

В храме Ильи Пророка совхоз хранил семечки, зерно, овес, семена

– Вы, можно сказать, один, своими руками, восстановили находящийся в руинах храм в Большом Бору. И начали это 20 лет назад. Почему сразу не обратили внимание на храм, когда приехали?

– Разговоры-то были о храме, все знали. Но я в нем не бывал, хоть он и открыт был. Рядом Георгиевский храм – туда заходил, в нем тогда спортшкола была, теннисные столы стояли. Один активист-комсомолец, Касьянов Николай Петрович, храм сделал спортклубом. Он руководствовался тем, что культура – для народа. А в храме Ильи Пророка совхоз хранил семечки, зерно, овес, семена. В один год на поле картошку сажали, в другой на нем же – уже овес: так земле легче, и урожай лучше. Архангельская область до 1950-х годов сама себя кормила, даже на вывоз оставалась продукция.

– А на разоренные храмы все тогда глаза закрывали?

– Раньше было принято ходить друг к другу в гости по деревням на Пасху, Рождество и светские праздники, но вот храмы… Не то слово, что глаза закрывали – хуже! В Поле, например, в Богоявленском храме стена ободрана, снята обшивка. Что за выгоду человек получил от этого, который снял? Это, можно сказать, кощунство.

Бабушки восьмидесятилетние – вот кто сохранял веру. А я в Онегу ездил иногда, заходил в церковь. Но здесь в храм не заглядывал – все было заколочено. Кстати, видел, в храме обрезанную икону Георгия Победоносца? Когда-то ее распилили, чтобы заколотить окошко.

Храм во время ремонтных работ Храм во время ремонтных работ
    

– Александр Николаевич, расскажите, как начиналось восстановление Ильинской церкви. Что вас подвигло обратить внимание на храм?

– Был один человек в деревне, я с ним разговаривал, он и говорит: «Надо бы память оставить о себе». Только вот выпивал много, так что с ним, как с маленьким, приходилось сидеть: вел себя, как бы это сказать, неадекватно. И в итоге удавился – 40 лет ему было, молодой.

Пускай ты будешь трижды крещен, а если у тебя за душой – ничего, то что толку

Я смотрел на храм и видел в нем культурное наследие, памятник. И поэтому решил восстанавливать. Когда храмом занялся, верующим еще не был. Но ведь у каждого свой царь, свой Бог. Пускай ты будешь трижды крещен, а если у тебя за душой – ничего, то что толку. Пришел я, например, креститься, заплатил 150 рублей. Но веру разве за деньги купишь? Ты ее ни за что, ни за какие деньги не купишь. В 1995 году я поехал в Онегу, узнал, где живет батюшка, отец Иоанн. А тогда был введен хозрасчет. Он говорит: «Ты знаешь, мне нужно на рубь дохода рубь десять сдать в казну, а для того чтобы общину создавать, нужно много денег». Он меня отговаривал. Но как-то потихоньку, доска за доской, что-то получалось.

В храме св. пророка Илии во время летней экспедиции В храме св. пророка Илии во время летней экспедиции
    

– Как поменялось отношение к храму – от культурного памятника до места молитвы? Как вы обрели веру?

– Случай расскажу. 2007 год. Подхожу как-то к храму, а рядом рюкзаки лежат – москвичи приехали, паломники с какого-то Владимирского храма. Я им открыл храм, двери к тому времени уже сделал. Эти ребята, оказывается, меня ждали. Зашли в храм, помолились они, тропари попели. Потом выходят – одна женщина подала тысячу рублей, вторая достает 400 рублей. Говорят: «Это вам на восстановление храма». Я отвечаю: «Восстановление так восстановление, будем крыльцо на эти деньги делать». Брус купил, привез, ребятам деревенским говорю: «Давайте крыльцо обоснуем», – и без разговоров помогли.

Я гвозди отогнул – а это не дверь, а икона. На самом виду, а ведь никто не догадался

– Я слышал, что иконы в храме нашли, расскажите об этом.

– Женщина приехала с детьми из Вологды, говорит: «Можно ли церковь посмотреть?» – «Пожалуйста». Открыл. Ходили, смотрели. Я с сыном был, с Егоркой. И видим: дверь наискось и два гвоздя загнутых. Я говорю: «Ну-ка, Егорка, держи дверь». Я гвозди отогнул – а это не дверь, а икона. На самом виду – а ведь никто не догадался, и те, кто утаскивал раньше иконы. Я ее Спасителем называю. И не только потому, что Вседержитель на ней, но и потому, что икона эта храм спасла, хранила его: он не сгорел, ничего в нем не было плохого, как в других. Знаете, бывало храмах: и танцевали, и дискотеки устраивали, и охальничали. А в нашем только мыши были, зерна подъедали.

Храмовая икона св. пророка Илии Храмовая икона св. пророка Илии
Вторую, Владимирскую, нашли, когда иконостас налаживали. Парень говорит: «Там что-то есть еще между досками». Посмотрели – вытянули икону.

Икону Крещения принесли деревенские. Только она со сколами, ее нужно наращивать, восстанавливать. Может, доживем до таких лет?

– Почему другие не брались за восстановление храма?

– Это хлопотно. Постоянно мотаться в Онегу за материалами – кому это надо? В Онеге заходил в столярные мастерские: «Сделаете царские врата в храм?» Все отказывались. И тогда самому пришлось.

Привез песок однажды. Беру лопату и раскидываю, а соседи – один пьяненький сидит: «Ну чего, десять-то косарей имеешь в месяц?» Я говорю: «Ты что, за десять-то косарей и близко бы не подходил! Двадцатник». И он мне: «Вот так я бы тоже стал». Видишь, мнение у деревенских такое, что я тут, оказывается, деньги стягиваю. У меня в свое время за лето выходило, что до десяти печек перекладывал. Меня считали «хапугой», мол, такой-сякой. Но я же не воровал, а сам работал. Каждый судит по себе.

Никто не принуждал, не приводил – крестился сам, осознанно

– Расскажите, как вы крестились.

– Отец Александр с Онеги приезжал, предложил, да я и пришел креститься. Никто не заставлял, не принуждал, не приводил – крестился сам, сам пришел, осознанно. А жена уже крещена была. Она также помогает – иконостас, например, раскрасила.

Жизнь так складывается, что год за годом приходит осознание. У меня ведь такая установка: я работаю, и живу, и делаю все для детей, для внуков. Племянник мой разбился на мотоцикле. А мне за день до его похорон приснился сон, что в гробу лежит мой сын Алексей, как будто предсказание, – и через четыре года так и случилось. Поехали они с друзьями в Поле, там спирту напились и собрались домой. На мотоцикле. Его хоть и отговаривали, но все равно пьяный поехал. «Урал» как трактор: если разгонишь, так ведь не остановишь. А тут коровы шли: он их сбил, ноги переломал. Было часов пять или чуть пораньше. Мы мост ремонтировали неподалеку, приехали: мотоцикл на обочине, Алексей лежит посреди дороги. Участкового вызывали да медика привезли. Перелом шейных позвонков. Ему было 20 лет.

В храме - 30 ̊ С В храме - 30 ̊ С
    

– Поблизости есть село Сырья, там храм, – скажите, совершались ли там богослужения в советское время, и посещал ли кто-либо храм?

– В Сырье во время войны иногда были службы, и люди приходили и записки оставляли с пожертвованиями (кто пять рублей, кто десять рублей, кто как мог) – просили у Бога защиты. Опиум опиумом, но еще не все выветрили в 1940-е годы. Человека еще не успели переделать. Это как сейчас: 70 лет советское время было, а все равно еще много старого осталось, пережитков разных, привычек.

– Чувствовали ли вы помощь свыше в восстановлении храма?

– С кем ни поговоришь, побеседуешь, что надо, и люди соглашаются и помогают. Иконостас делал – думал, что со старого соберу. А старые детали рассохлись и теперь не подходят. Материала мало: приходилось делать так, чтобы не ошибаться, – и получалось. Потом вы приехали как снег на голову, и жизнь храма забила ключом. Это все, конечно, не случайность.

Вспомнил вот еще что. Говорили мне, что когда в Георгиевском храме спортзал был, туда школьники ходили и видели: небо проявляется, закрашенное побелкой. Потом снова белили, и не помогало – тогда совсем закрасили. А школьники иногда специально заходили на иконы посмотреть.

Храмы д. Большой Бор Храмы д. Большой Бор
    

– Александр Николаевич, не могли бы вы дать совет подрастающему поколению и сказать, что самое главное вы вынесли для себя из опыта прожитых лет?

– Вот тебе сейчас сколько годов-то?

Я пришел вот к чему: не навреди – ни себе, ни людям

– 22.

– Запиши, что думаешь, а когда будет 60 лет, прочтешь и сравнишь. Я пришел вот к чему: не навреди – ни себе, ни людям.

– Завершить беседу я бы хотел вопросом, который для всех, и для вас особенно, очень важен: что главное в воспитании детей?

Большой Бор. Общее фото с гостеприимными северянами (2 и 3 слева направо Александр Николаевич со своей женой Галиной Андреевной) Фото: Каплунов Михаил Большой Бор. Общее фото с гостеприимными северянами (2 и 3 слева направо Александр Николаевич со своей женой Галиной Андреевной) Фото: Каплунов Михаил
    

– Доброта и любовь к детям. Не обижать, а если наказывать, то за дело. Внучка, ей три годика было, ходит и говорит: «Деда, я тебя любу». Приятно слышать? Я говорю: «Лина, я тебя тоже любу». А что еще нужно?

– Спасибо вам, Александр Николаевич, за столь ценный опыт общения.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Был особый дух – дух единства в вере» «Был особый дух – дух единства в вере»
Митрополит Иона (Карпухин)
«Был особый дух – дух единства в вере» «Был особый дух – дух единства в вере»
Митрополит Иона (Карпухин)
Война запомнилась тяготами, скорбями и тревогой, но мы продолжали молиться и не теряли веру.
Господи, спаси нас ради Твоей святыни! Господи, спаси нас ради Твоей святыни!
Василиса Шатохина
Господи, спаси нас ради Твоей святыни! Господи, спаси нас ради Твоей святыни!
Константин Белый
Лодка просто тонет. Я как взмолился, стал плакать и кричать: «Господи, спаси нас ради той святыни, которую дала Василиса!» И, не поверите, сразу в миг все заработало, и лодка пошла вверх.
Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели
Прот. Виктор Гнатенко
Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели
Интервью с протоиереем Виктором Гнатенко
Юрий Моисеев
Несмотря ни на что, наши благочестивые бабушки ходили в церковь, отстаивали даже во время безбожия веру свою и пронесли, и дали, привили детям своим и внукам.
«Просили не хорошей жизни, а спасения души» «Просили не хорошей жизни, а спасения души»
Прот. Георгий Втюрин
«Просили не хорошей жизни, а спасения души» «Просили не хорошей жизни, а спасения души»
Протоиерей Георгий Втюрин
Никогда у меня, у тех священников, которые одной «волны» со мной, с кем мы примерно в одно время рукополагались, не вставал вопрос о деньгах, о зарплате. А ведь мы почти все уходили с крупных должностей. Вопрос был уже духовного плана.
Раз Господь призывает, то надо становиться священником Раз Господь призывает, то надо становиться священником
Прот. Анатолий Зубрий
Раз Господь призывает, то надо становиться священником Раз Господь призывает, то надо становиться священником
Интервью с протоиереем Анатолием Зубрием
Сергей Платонов
Во время крестного хода слепили прожекторами. И когда мы были еще детьми, то нас, детей, успокаивали тем, что этот яркий свет – это вспышка. Как будто делается фотография в Царство Небесное.
«Я узнал, что рядом всегда есть Господь» «Я узнал, что рядом всегда есть Господь»
Игорь Иванов
«Я узнал, что рядом всегда есть Господь» «Я узнал, что рядом всегда есть Господь»
Игорь Иванов
Интервью с клириком храма Архистратига Божия Михаила города Воркута отцом Вадимом Мариничем, капитаном СОБРа в отставке, ветераном двух Чеченских войн.
«В сердце культуры лежит вера» «В сердце культуры лежит вера»
Прот. Владимир Янгичер
«В сердце культуры лежит вера» «В сердце культуры лежит вера»
Протоиерей Владимир Янгичер
«На поколении моих родителей практическая вера прекратилась. Но корни все равно оставались. Поэтому это сработало – через поколение».
«Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину» «Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину»
Артем Матиенко
«Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину» «Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину»
Артем Матиенко
«Перед смертью, за полгода до событий на Майдане, отец всем нам, родным, раздал редкую абхазскую молитву от обстрелов. Я недоумевал, спрашивал его: “Зачем? Какие обстрелы? Кто нас бомбит?”», – интервью с жителем Донбасса, Владимиром Владимировичем Алилуенко.
«Скорби смиренным терпением преодолеваются» «Скорби смиренным терпением преодолеваются»
Беседа с прот. Василием Антиповым
«Скорби смиренным терпением преодолеваются» «Скорби смиренным терпением преодолеваются»
Беседа с протоиереем Василием Антиповым
Кирилл Миронов
«Если в семье обряды и образ жизни поддерживали, в тех семьях и дети вырастали верующими», – протоиерей Василий Антипов о жизни православной семьи на селе во второй половине XX в.
Комментарии
Олег Ковалев 6 марта 2017, 15:19
помогите найти хоровое пение Виждь твоя пребеззаконныя дела А.Львов
Ирина F30 января 2017, 21:42
Здравствуйте! Спасибо огромное за замечательную статью. Меня поразил рассказ о брате матери, который погиб при бомбежек эшелона. Дело в том, что брат моей бабушки погиб при аналогичных обстоятельствах, и вот уже много лет мы ищем место его захоронения. Нет ли каких контактов с Александром Николаевичем. Может быть электронный или почтовый адрес. Я была бы Вам очень признательна. Моя электронная почта irina.frolowa33@gmail.com Храни вас Бог
Евгений Журавлев11 января 2017, 10:34
Твои люди - СЕВЕР! На них земля держится!
Анна Резе 8 января 2017, 07:53
Спасибо. Многое похоже на мою жизнь. Меня, комсомолку, тянуло в церковь. Заходила тайно, знала, что в детстве крещена. Слава Богу за всё.
Димитрий 4 января 2017, 05:16
Хорошая статья и люди наши, а на первом фото всё прямо светится! Аминь! Помощи им Божьей!
Юлия29 декабря 2016, 15:36
Знаю лично Александра Николаевича и всю его семью, очень рада,что такие хорошие отзывы,ведь все,что здесь написано-абсолютная правда.В настоящее время ,вся его семья- жена,дети,зять,внуки помогают ему в восстановлении храма,не только не имея материальной выгоды,а наоборот,вносят посильный в благое д
Наталия ,Киев29 декабря 2016, 15:19
Будто напилась чистой родниковой прохладной воды! Спаси вас Господи!
Олег Ковалев29 декабря 2016, 02:58
Больше было бы таких людей у нас на Руси.
Татьяна29 декабря 2016, 00:30
Спасибо за статью. Помоги и укрепи Господи народ православный! Какая прекрасная икона св. Илии Пророка!
Елена Старосельская28 декабря 2016, 23:27
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ.
Ольга28 декабря 2016, 20:11
Вот оно небюрократическое живое православие, от которого можно взять лишнего огоньку погреться.
Елена 28 декабря 2016, 18:42
Спасибо. Замечательная статья. Радость на сердце . Есть ,и будут всегда люди которые по зову сердца ,и души сохранят Православную веру, начиная казалось бы с малого(великого)-"Когда храмом занялся, верующим еще не был". Господь управляет.
Оксана28 декабря 2016, 13:03
Спасибо за статью
Татьяна28 декабря 2016, 10:03
Простой, светлый человек - и какое доброе чувство на сердце после прочтения!
ТаняСем28 декабря 2016, 09:29
Воистину настоящий мужик!Вот тебе и глубинка-человек не спился,не "стерся",а золотыми руками,да трудолюбием к Богу пришел!Помощи Божьей во всем таким людям,а молодежи в пример!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×