«Я узнал, что рядом всегда есть Господь»

Отправляя студентов нашей Сретенской духовной семинарии на летние каникулы, мы дали им поручение: встретиться с христианами, которые на два или на три поколения старше современной молодежи, расспросить у них о том главном, что происходило в жизни этих людей в государстве, восставшем против Бога, а потом уставшем от этого восстания и осознавшем всю его тщетность и бессмысленность. О том, как эти люди обрели и сохранили свою веру, о главном, к чему пришли люди старшего поколения, приближаясь в зениту или к закату земного пути.

Надо сказать, что все студенты с немалой пользой для себя, да и для нас, их наставников и воспитателей, исполнили это послушание. Все без исключения их наблюдения и записки необычайно интересны. С некоторыми из этих работ мы готовы познакомить наших читателей.

Епископ Тихон,
главный редактор портала Православие.ру.

***

Отец Вадим Маринич, клирик храма Архистратига Божия Михаила города Воркута, капитан СОБРа в отставке, прошел две Чеченские войны. О вере, патриотизме и воспитании детей он рассказал в интервью порталу Православие.ру.

Храм Архистратига Божия Михаила, город Воркута Храм Архистратига Божия Михаила, город Воркута

– Здравствуйте, отец Вадим, представьтесь, пожалуйста, и расскажите, откуда вы родом?

– Маринич фамилия моя. Зовут – Вадим Витальевич. Иерей города Воркута, храма Архистратига Божия Михаила. Я родился на Украине, в районном центре недалеко от Одессы. Я жил там где-то лет до шести, после чего мы с родителями переехали в Воркуту, где я и живу до сих пор.

– Вы с самого детства начали ходить в храм?

– Да, с самого раннего детства моя бабушка начала водить меня в храм. Это даже, наверное, был не храм в полном смысле этого слова. Это была своего рода храм-часовня на кладбище. Потому что все большие соборы в то время гонений были закрыты, и священству, и простым мирянам было тяжело выживать в то время. Всем, кто верил в Господа нашего Иисуса Христа.

Это заслуга моей бабушки, что она меня научила молиться, не стесняться перекреститься там, где тебе подсказывает сердце. Я видел, как она творила молитвы утром и вечером возле икон. Эти иконы и сейчас находятся у меня дома, самой бабушки уже давно с нами нет. Я очень ярко запомнил свое первое причащение, когда бабушка отвела меня в храм, где я исповедовался и причастился.

Я помню, как учителя записывали, кто ходил в храм на праздники

Когда мы переехали в Воркуту, то здесь уже возникли с этим небольшие трудности, потому что ни одного храма в городе не было. Поэтому мой учебный год проходил по-другому. Я не могу сказать, что я прямо молился все время. Но я по-своему, как мог… я о Господе думал. Летом, когда мы приезжали в отпуск к бабушке, мы с ней по обыкновению ходили в тот же самый храм. Было очень здорово, когда мы попадали на Пасху! Я помню, как учителя записывали, кто ходил в храм на праздники; как ходили пионерские патрули; как все это жестко было.

Скажите, а в общении со сверстниками вам приходилось скрывать свою веру?

– Да я не могу сказать, что у меня в то время вера была как-то ярко выражена. Я обычным образом общался со сверстниками. Мы гуляли, шутили, дрались, даже, бывало, курили в 5-6 классе. Вот сектанты рядом с нами жили, штундисты, у них да, жестко было. Они отказывались, когда их приглашали в пионерию или в комсомол, жили довольно обособленно. Меня удивлял их образ жизни.

Так они и жили, в отличие от меня, для которого Павка Корчагин, о котором я уже потом узнал, что это был воинствующий безбожник, был авторитетом в молодости. Меня вдохновляли его поведение, самоотверженность и самоотдача, когда я жил в то время в том мире. У нас тогда у всех мозги были сильно забиты коммунизмом. Или даже не коммунизмом, а социализмом. Мы жили в этой реальности, и она на нас неизбежно влияла. К примеру, из класса я был первым, кто вступил в комсомол, но это не мешало мне ходить вместе с бабушкой в храм, когда я к ней приезжал. Все это шло параллельно друг с другом. Я не могу объяснить, почему так произошло. Я не могу сказать, что я был до фанатизма комсомольцем. Мне просто нравилось, что надо было всего себя отдавать, как Павка Корчагин. Работать для людей, стараться что-то сделать. Вот это меня больше всего завлекало. Я в жизни и в армии так и старался поступать.

– Расскажите, раз уж зашел об этом разговор, когда к вам пришла мысль о том, что вы хотите связать свою жизнь с армией? Это исходило из вашей веры или на то была какая-то другая причина?

– Да, защитник Отечества – это всегда для меня было священно. Да у меня и вся семья были и военные, и моряки, и гражданские моряки. Я даже поначалу хотел связать свою жизнь именно с флотом. Три раза поступал в мореходку в Одессе. Когда после армии у меня все же получилось поступить в высшую мореходку, то некоторые обстоятельства подвигли меня бросить ее через неделю. Так моя морская карьера закончилась, но я не мог мыслить своей жизни без погон. В скором времени женившись, я поступил в милицию.

А где в то время можно было достать Библию или какую-нибудь духовную литературу?

Нигде нельзя было достать. Я помню, я у соседей, у этих же сектантов, брал Ветхий и Новый Завет, читал его немного, но далеко не смог уйти. Как-то раз другой, уже православной соседке я в чем-то помогал дома, она уже старенькая была, и я увидел древнюю красивую Псалтирь, когда она ее читала. Меня тогда так поразили эти интересные, тогда еще непонятные, церковно-славянские буквы! Мне это очень понравилось, меня это зацепило. Какой-то еще литературы было не достать. Все познавалось из разговоров с дедушкой и бабушкой.

Кто будет за нас молиться, когда мы уйдем?

– Как вы считаете, чем отличаются христиане той эпохи от сегодняшних?

– В то время, я помню, храм был полный от людей! Я садился рядом с бабушкой на солее, потому что в храме не хватало места, и там я сидел всю службу. А сегодня вроде все нормально, и гонений нет, и храмы стоят. Приходи да молись, но людей гораздо меньше. В то время люди боялись в храм ходить, за это можно было и по шапке получить. У меня дядька коммунист, когда его дочку крестили, то он даже в храм не заходил, на улице ждал. Хотя сам был моряк, очень верующий человек. Как это вообще было в море без Господа ходить? Как без Николая Чудотворца было в море ходить? У всех были иконы Николая Чудотворца. То есть как бы была вот такая двойная жизнь в то время. А сейчас все дозволено, но никого нет. Детей нет, молодежи мало. Кто будет за нас молиться, когда мы уйдем?

– А расскажите, пожалуйста, о чудесных случаях проявления Промысла Божия в вашей жизни.

– Да у меня вся жизнь из этих случаев состоит! Промысел Божий в том, что я сейчас сижу и разговариваю с тобой, чего запросто могло и не быть! Все потому, что у меня в жизни было две Чеченские кампании. Постоянные выезды не спецоперации и прочее. Подрыв у меня был в Грозном, где меня контузило, который меня отрезвил и дал понять, что есть жизнь, смерть и все остальное. Поэтому вся жизнь моя – экстрим. И только благодаря Господу я сейчас живу и разговариваю с тобой. Только Он мог все таким образом управить. Видимо, я Ему нужен для чего-то… Возможно, для того, чтобы я мог рукоположиться два года назад и стоять у Престола, хотя я понимаю, что, может быть, и не достоин этого.

– Расскажите о вашем решении поехать в Чечню.

– Я перед этим уже достаточное время отработал в милиции. Когда все началось, у меня было не то что решение – у меня была мука. Я не мог ни есть, ни спать, меня всего колотило. Я смотрел репортажи, когда началась война, прямо под Новый год. Я думал, как это так, туда мой товарищ поехал из ОМОНа, а я здесь сижу. Я уже мог уйти на пенсию, но я сказал себе, что я должен служить там, в спецотряде быстрого реагирования в отделе по борьбе с организованной преступностью. Меня туда очень долгое время не брали. То мест не было, то образование не подходило. Я везде начал учиться, где надо было. Есть специальный перечень нормативов для офицера спецназа: это и спортзал, и рукопашный бой, и стрельба. Я все эти нормативы сдал. Я прижал к стенке руководство этого ОБОПа! Они знали все мои характеристики и поэтому меня взяли. Так получилось, что из простого милиционера я превратился в офицера СОБРа. Для меня это была честь, что меня взяли в Чечню, но потом, когда я уже приехал и начал понимать, что это такое, то мне стало не по себе. Вот вроде шел, шел к этому, а когда дошел, то представление обо всем поменялось. Для меня это был шок, а смогу ли я, а справлюсь ли? Ну и с другой стороны, конечно, семья: я оставил дома и жену, и сына. Я жену просто поставил перед фактом, что я уезжаю в Чечню, и все.

Как она к этому отнеслась?

– Ну как ты думаешь, может отнестись женщина к тому, что ее муж, который, я думаю, был ей не безразличен, уезжает на войну? Хотя, впрочем, она у меня сильным человеком была. Где-то она меня поддерживала, где-то не показывала вида. Все последующие командировки она с пониманием принимала. Я не знаю, может быть, я и неправильно делал… Но как я сделал, так я сделал. Это было мое личное решение, которое я считаю правильным. А там, кому нравится, кому не нравится, мне все равно. Я ни одного мгновения, ни одной секунды не жалею об этом. Что было, то было. Я хотел это испытать на себе. Когда ты видишь все это, все эти руины, трупы, когда тебе башню сносит конкретно... Кажется, как будто бы в каком-то нереальном мире находишься. И чеченов тоже самих жалко, потому что у них все было разрушено. Но это все политика, я не хочу об этом говорить, потому что все это мерзко, гадко… Так бы взять всех этих политиков, которые все это устроили… Чтобы они познакомились с этими пацанами 18-летними, которые на этой войне настоящими мужиками стали. Мы, взрослые мужчины, у которых уже есть свои семьи, смотрели на них и брали с них пример! Мы учились у них, как себя надо на войне вести. Вот с такими бы ребятами их познакомить…

Атеистов в окопах действительно нет

– Скажите, правду говорят, что в окопах атеистов нет?

– Я всегда использую этот девиз. Да, атеистов в окопах действительно нет. Тех людей, с которыми я ездил в Чечню из Воркуты, я все время водил вместе с собой в храм, даже когда я уже был офицером СОБРа. Никогда никто не отказывался, вообще никогда никаких проблем с этим не было. Все относились с пониманием. Все понимали, что все мы смертны, всем было страшно, что их вот-вот не станет, и все это заставляло как-то переоценивать жизнь.

– Вы говорили, что у вас уже есть сын. Скажите, как вы считаете, что самое главное в воспитании детей?

– Да, у меня действительно есть опыт воспитания детей, и не только семейный. Уже после того, как я ушел на пенсию, я занимался воспитанием нашего Воркутинского казачества. У меня было порядка 50 людей молодежи. Мы ходили с ними в спортзал, в православный храм, потихоньку изучали Евангелие и историю казачества. Со временем, когда я уже стал священником, я понял, что это очень важно для молодежи, чтобы был человек, за которым они могли бы пойти. Многие из них уже имеют свои семьи, многие уже строят свою жизнь по-своему, но все равно все они мне звонят, навещают. Это очень хорошо и здорово! Это им очень необходимо – патриотическое и особенно религиозное воспитание. Это две такие вещи, которые по отдельности не могут существовать. Патриотизм и религия – это все наше! Православие – это наши предки, наши деды и прадеды. Это самое главное, чем мы можем гордиться, для нас это миром является.

– Что, по-вашему, является самым важным во взаимоотношениях мужа и жены?

Любовь должна быть. Даже если это чувство в какие-то моменты оскудевает, надо его подогревать друг в друге. Надо с уважением друг к другу относиться и воспитывать в себе терпение. Мало ли что тебе может не понравиться в другом человеке – ты должен его любить таким, какой он есть, а не искать себе каждый день новых партнеров. Я прожил со своей женой 30 лет. Было много разных трудностей, можно было уже 100 раз разойтись, разбежаться, как это сейчас все так легко делают, но вот эта любовь, уважение и терпение, и только они, не давали нам сделать этого. Я имею право об этом говорить, потому что у меня есть жизненный опыт. Не так давно она ушла из жизни…

– Последний вопрос, пожалуй, самый важный: что самое главное вы смогли вынести из своей жизни? Какой урок?

– Ой, не знаю я… 50 лет прожил, а как будто только школу закончил. Я недавно виделся с одноклассниками и почувствовал, что все эти 30 лет просто стерлись из моей жизни, как будто бы их не было. И у меня вот такое сейчас чувство, что я только что окончил школу, и у меня целая жизнь впереди, и еще очень много чего можно сделать. Может быть, и итог этот подводить еще рано, может быть, еще все самое важное впереди, я не знаю. Самым важным моментом в жизни для меня является, конечно же, война. Я бы поставил его во главу угла, что называется. Если бы я всего этого не прожил, то я не стал бы тем, кем я являюсь сейчас. Я стал ценить жизнь, ценить людей, какие они есть, верить… Я узнал, что рядом всегда есть Господь, Который помогает и к Которому можно и нужно обращаться за помощью. А что будет дальше? Может быть, еще настанут те времена, когда я смогу сделать еще больше? Я не знаю. Вся моя жизнь состоит из крайностей. Я спокойно не живу, у меня так не получается. Видимо, это Господь сподобляет меня принимать такие кардинальные решения, что-то менять в одну секунду… Жизнь такая вещь – мы думаем, что мы что-то сделали, а оказывается, нет. Бывает, что в жизни случается такое событие, которое перекрывает предыдущее. Бывает, что воспоминания о войне так здорово накрывают, что приходится мучиться из-за этого. Но я с этим живу, у меня другого нет ничего. У меня другой жизни нет, да и не хочу я другой жизни!

С иереем Вадимом Мариничем
беседовал Игорь Иванов

21 февраля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Был особый дух – дух единства в вере» «Был особый дух – дух единства в вере»
Митрополит Иона (Карпухин)
«Был особый дух – дух единства в вере» «Был особый дух – дух единства в вере»
Митрополит Иона (Карпухин)
Война запомнилась тяготами, скорбями и тревогой, но мы продолжали молиться и не теряли веру.
Господи, спаси нас ради Твоей святыни! Господи, спаси нас ради Твоей святыни!
Василиса Шатохина
Господи, спаси нас ради Твоей святыни! Господи, спаси нас ради Твоей святыни!
Константин Белый
Лодка просто тонет. Я как взмолился, стал плакать и кричать: «Господи, спаси нас ради той святыни, которую дала Василиса!» И, не поверите, сразу в миг все заработало, и лодка пошла вверх.
Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели
Прот. Виктор Гнатенко
Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели Благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели
Интервью с протоиереем Виктором Гнатенко
Юрий Моисеев
Несмотря ни на что, наши благочестивые бабушки ходили в церковь, отстаивали даже во время безбожия веру свою и пронесли, и дали, привили детям своим и внукам.
«Просили не хорошей жизни, а спасения души» «Просили не хорошей жизни, а спасения души»
Прот. Георгий Втюрин
«Просили не хорошей жизни, а спасения души» «Просили не хорошей жизни, а спасения души»
Протоиерей Георгий Втюрин
Никогда у меня, у тех священников, которые одной «волны» со мной, с кем мы примерно в одно время рукополагались, не вставал вопрос о деньгах, о зарплате. А ведь мы почти все уходили с крупных должностей. Вопрос был уже духовного плана.
Раз Господь призывает, то надо становиться священником Раз Господь призывает, то надо становиться священником
Прот. Анатолий Зубрий
Раз Господь призывает, то надо становиться священником Раз Господь призывает, то надо становиться священником
Интервью с протоиереем Анатолием Зубрием
Сергей Платонов
Во время крестного хода слепили прожекторами. И когда мы были еще детьми, то нас, детей, успокаивали тем, что этот яркий свет – это вспышка. Как будто делается фотография в Царство Небесное.
«В сердце культуры лежит вера» «В сердце культуры лежит вера»
Прот. Владимир Янгичер
«В сердце культуры лежит вера» «В сердце культуры лежит вера»
Протоиерей Владимир Янгичер
«На поколении моих родителей практическая вера прекратилась. Но корни все равно оставались. Поэтому это сработало – через поколение».
«Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину» «Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину»
Артем Матиенко
«Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину» «Мы прекрасно понимали, что такое Октябрьская революция, но всегда любили свою Родину»
Артем Матиенко
«Перед смертью, за полгода до событий на Майдане, отец всем нам, родным, раздал редкую абхазскую молитву от обстрелов. Я недоумевал, спрашивал его: “Зачем? Какие обстрелы? Кто нас бомбит?”», – интервью с жителем Донбасса, Владимиром Владимировичем Алилуенко.
«Скорби смиренным терпением преодолеваются» «Скорби смиренным терпением преодолеваются»
Беседа с прот. Василием Антиповым
«Скорби смиренным терпением преодолеваются» «Скорби смиренным терпением преодолеваются»
Беседа с протоиереем Василием Антиповым
Кирилл Миронов
«Если в семье обряды и образ жизни поддерживали, в тех семьях и дети вырастали верующими», – протоиерей Василий Антипов о жизни православной семьи на селе во второй половине XX в.
«Войну Господь дал, чтобы люди вернулись к Богу» «Войну Господь дал, чтобы люди вернулись к Богу»
Монахиня Лидия (Державина)
«Войну Господь дал, чтобы люди вернулись к Богу» «Войну Господь дал, чтобы люди вернулись к Богу»
Монахиня Лидия (Державина)
«Я всегда говорила: нашим детям было легче, наши дети точно знали – вот это Церковь, вот это коммунизм, то есть безбожие. А сейчас все перемешали и добро и зло, границы все стираются в сознании», – интервью с монахиней Лидией (Державиной).
Комментарии
Егор27 февраля 2017, 21:13
Вот что православие с людьми делает, влияет благотворно! А так посмотрел на батюшку - лицо Брейвика вылитое!
Светлана22 февраля 2017, 19:00
Помощи Божией Вам батюшка и большого терпения ! Сама родом из Воркуты, помню - как искали батюшку для отпевания свёкра...но наткнулись на секту.Когда умерла свекровь - уже и не пытались разыскать священника. Очень рады, что в родной Воркуте появились храмы. В своё время приходилось принимать крещение во время отпуска, так сказать "на Большой земле" - и так же боялись огласки....но, за всё Слава Богу!
Анастасия Ашимова22 февраля 2017, 00:13
Вот бы поподробнее! Очень интересный рассказ, а вот про саму войну-то почти ничего не сказано. Можно продолжение беседы устроить? Спаси Господь батюшку Вадима и помощи Божией во всем!
Варвара21 февраля 2017, 21:08
Такой красивый человек! На таких людях держится наша Родина!
НАТАЛЬЯ21 февраля 2017, 20:35
СПАСИБО ЕПИСКОП ТИХОН ЗА ОТЛИЧНОЕ ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО.ПРОЧИТАВ ЭТО ИНТЕРВЬЮ.КАК БУДТО САМА ВЕРНУЛАСЬ В СВОЕ ДЕТСТВО.МОЯ БАБУШКА ЧЕРЕЗ "КОРДОНЫ"ВЕЛА НА ПАСХУ В ХРАМ.ПОМНЮ СВОЮ ПЕРВУЮ ИСПОВЕДЬ И СЛОВА БАБУШКИ ЖИВИ ПО СОВЕСТИ ВНУЧКА.МОЛИТВАМИ НАШИХ БАБУШЕК.А К СЛОВУ СКАЗАТЬ МОЯ БАБУШКА МАРИЯ БЫЛА БЕЗГРАМОТНАЯ МЫ И ПРИШЛИ К БОГУ.
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ БЕСЕД.БОЖЕЙ ПОМОЩИ В ТРУДАХ ВАШИХ
тамара21 февраля 2017, 12:23
Батюшка Вадим, Божией Вам помощи во всём.Благодарим за такой рассказ.
Людмила21 февраля 2017, 09:49
Спасибо за ОТКРОВЕНИЕ души.И Божией помощи Вам,о.Вадим.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×