18 февраля

"Великий
Великий князь Сергей Александрович
1905 год – В Москве эсером И. П. Каляевым убит Великий князь Сергей Александрович (1857—1905).

Великий князь Сергей, пятый сын императора Александра II Освободителя, с детских лет воспитывался в духе горячей любви к Отечеству. Воспитанием его занималась фрейлина А. Ф. Аксакова-Тютчева — дочь поэта Ф. И. Тютчева, жена известного славянофила И. С. Аксакова. «Глубоко убежденная, широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить свою Родину, Русскую землю, православную веру и Церковь», — писал об Анне Федоровне биограф великого князя Сергея Александровича. Чувство долга, единение с братским православным болгарским народом позвало 20-летнего великого князя в действующую армию, на театр русско-турецкой войны (1877—1878). «…Турки открыли сильный артиллерийский огонь, причем взорвали в 19-й конной батарее передник, находившийся в 50 м от Великого князя Сергея Александровича, состоявшего при колонне», — писал в своем дневнике офицер Л. М. Чичагов (впоследствии — митрополит Ленинградский Серафим, священномученик). В 1882 г. по инициативе Великого князя Сергея Александровича было создано Российское Императорское Православное Палестинское Общество. В течение 22 лет он был его бессменным председателем.

На деньги и при непосредственном участии членов Общества на Святой Земле строились русские храмы, школы, лечебные заведения, велись археологические раскопки, осуществлялись публикации научных работ. Великий князь был душой всех этих начинаний.

"Великий
Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. 1896 год.
В 1884 г. Великий князь Сергей обвенчался с принцессой Гессен-Дармштадтской Елизаветой. Глубоко верующий, свято соблюдавший все установления Православной Церкви, он сыграл решающую роль в обращении Великой княгини Елизаветы, воспитанной в протестантской вере, к Православию.

«…Когда я видела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу». Для своей супруги он стал подлинным духовным наставником. В октябре 1888 г. Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета побывали в Гефсимании на освящении храма во имя равноапостольной Марии Магдалины.

До самой своей кончины сохранит Елизавета Федоровна маленькую иконку с надписью на оборотной стороне: «Вербная суббота, 13 апреля 1891 г.» — день ее перехода в Православие. Спустя годы она признается: «Сергей, который знал свою веру и жил по ней настолько истинно, насколько может настоящий православный христианин, и меня возрастил…» (из письма государю императору Николаю ІI от 18 апреля 1909 г.).

"Великая
Великая Княгиня Елизавета Федоровна
Заняв в 1891 г. должность московского генерал-губернатора, Великий князь Сергей Александрович стремился вернуть первопрестольной дух ее былого благочестия. Не в силах противостоять все нараставшему революционному беспределу, 1 января 1905 г. он вынужден был выйти в отставку с поста генерал-губернатора. 4 февраля 1905 г. он был убит: революционер Каляев бросил в карету Великого князя Сергея бомбу. Великий князь был похоронен в небольшом храме-усыпальнице Чудова монастыря. Большевики снесли Чудов, уничтожили усыпальницу Сергея Александровича. В 1995 г. останки его были обретены и перезахоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре.

Замечательную силу духа явила вдова Великого князя Сергея Александровича — Великая княгиня Елизавета. Она посетила в тюрьме убийцу, оставила ему святое Евангелие и просила государя императора о помиловании. Преступник так и не раскаялся. Великая княгиня Елизавета Федоровна продолжит подвижническую деятельность своего супруга: сразу после его кончины она встанет во главе Императорского Православного Палестинского Общества. На личные деньги спустя всего четыре года она откроет Марфо-Мариинскую обитель милосердия, всю себя без остатка посвятив Богу и страждущим людям.

1909 год – Обер-прокурором Святейшего Синода назначен С. М. Лукьянов.

Он пытался поддерживать хорошие отношения с Думой, откуда раздавалась безосновательная критика в адрес Синода.

1918 год –  Появилось постановление Наркомата просвещения за подписью А. В. Луначарского о запрещении преподавания в школе Закона Божия.

1921 год – Обследованы св. мощи святителя Феодосия Черниговского.

В секретной записке секретаря Черниговского губкома партии Одинцова от 21 февраля того же года отмечалось: «Предъявленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвения — мумификации без признаков гниения». После вскрытия св. останки были представлены «для обозрения публики в течение трех дней», а затем по постановлению местной власти положены в пещеру, имеющуюся при соборе, заперты на замок и опечатаны.

"Митрополит
Митрополит Сергий (Страгородский)
1930 год – Состоялась пресс-конференция митрополита Сергия для иностранных корреспондентов.

Для отечественных корреспондентов подобная пресс-конференция устраивалась 15 февраля, и на следующий день ответы митрополита были опубликованы в газетах. В ответ на предложение Е. А. Тучкова дать интервью митрополит Сергий выдвинул свои условия участия в этом фарсе: власть принимает требования заместителя местоблюстителя о значительном облегчении невозможного существования духовенства и клира в безбожной России. Свои просьбы митрополит Сергий сформулировал письменно и адресовал председателю комиссии по делам религиозных культов ЦИК СССР П. Г. Смидовичу. Адресат был выбран не случайно. Его деятельность окутана отныне тайной. Но на антирелигиозном поле большой игры он был фигурой далеко не последней. Тучков обещал митрополиту передать «Памятную записку» сразу же после пресс-конференции для зарубежных корреспондентов.

На пресс-конференции среди иностранных журналистов присутствовали: Лаенс, Байндер и Милс — от Америки; Фишер — от Америки и Англии; Келлертон — от Англии; Деус — от Америки и Германии; Штейн, Баум и Рененгоф — от Германии и Тесса — от Италии. За день до встречи они передали письменные вопросы митрополиту Сергию. Их интересовало следующее:

«1) Не будете ли Вы так добры и не пополните ли Вы сообщение об ухудшении положения Церкви, сделанное Вами для советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 г., в первые годы революции и в 1929 г., также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости Церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.). Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование?

2) Как может Церковь продолжать существовать ввиду политического, экономического и общественного положения священства и активных прихожан, а именно: их лишенства, по которому им предстоит выселение, невозможность получения продовольственных карточек и, по последнему декрету, запрещение проживания в Москве.

3) Имеете ли вы еще какие-нибудь доказательства, и каково Ваше мнение относительно выступления 1) Папы Пия XI; 2) архиеп. Кентерберийского и др. не римско-катол. деятелей Церкви, имеющих не христианские цели: а) подорвать Православие и б) нанести вред Советскому государству как в пределах СССР, так и равно и за границей.

4) Объясните нам, пожалуйста, какой церковный Устав и какие полномочия имеет действующий Синод, о котором Вы опять упоминаете, а также от имени какой части греко-православной Церкви Вы уполномочены действовать и говорить. В середине лета 1927 г. в своем сообщении в советской печати Вы выражали надежды, что Вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать Церковный Совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот Совет создан и, если да, каковы были его результаты?

5) Каково Ваше отношение к административным мерам, принятым против Православной Церкви, как: 1) запрещение колокольного звона в Москве; 2) упразднение воскресений и других церковных праздников; 3) закрытие всех церквей, например — в Одессе, по постановлению Одесского Совета.

6) Какое количество священников было приговорено к тюремному заключению и к ссылке в 1929 г. и за какие проступки?»

Здесь неслучайно даются все вопросы полностью, так как и сами они, и ответы на них известны мало. Оппоненты митрополита Сергия цитируют ответы от 15 февраля, данные на конференции советским корреспондентам, и игнорируют ответы зарубежным корреспондентам, хотя они были напечатаны в «Известиях ЦИК и ВЦИК» № 49 (3896) 19 февраля 1930 г.

На первый вопрос митрополит Сергий ответил:

«…Мы располагаем только цифровыми данными о так называемых “двадцатках”, которые составляют по советскому законодательству ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. <…> Количество прихожан составляет несколько десятков миллионов».

И далее митрополит подчеркнул: «Мы думаем, что безбожники преувеличивают свои успехи». Эти слова, как и многие другие из данного интервью, никогда не цитируются критиками владыки.

«Количество приходов, принадлежащих нашей патриаршей Церкви, составляет около 30 тысяч. Число священнослужителей гораздо больше, чем число приходов, так как в каждом приходе имеется от 1–3 священников и даже более. Все эти приходы находятся в духовном окормлении 163 архиереев (не считая епископов, пребывающих на покое). Западная Европа — митрополит Евлогий с подчиненными епископами и духовенством, в Литве — митрополит Елевферий, в Японии — архиепископ Сергий, в Китае — епископ Нестор.

Относительно учащихся считаем необходимым отослать к интервью, опубликованному в советской прессе 16 февраля с. г.». Стоит учитывать, что иностранные корреспонденты были неплохо осведомлены о положении Русской Церкви накануне октября 1917 г. и могли сделать выводы о количестве закрытых храмов.

Что касается второго вопроса, то митрополит Сергий был верен себе и делал упор на то, что Церковь в советском государстве существует на основании советского законодательства:

«Что касается избирательных прав и других вопросов, связанных с Конституцией страны, которая является народным законом, обязательность которого для всех очевидна, то в этой области не произошло никаких изменений за последние годы.

…Миллионы активных прихожан — трудящиеся, пользующиеся всеми правами, в том числе избирательными.

…Случаи выселения отдельных священнослужителей в судебном порядке ничем не отличаются от выселения других граждан (невзнос квартплаты, невыполнение обязательных постановлений, из домов, подлежащих слому)».

Отвечать на третий вопрос митрополит не стал, отослав иностранных корреспондентов к уже напечатанному интервью.

Перед тем как ответить на четвертый вопрос, митрополит Сергий сам обратился к присутствующим:

«Вы спрашиваете, на каком основании мы считаем Папу врагом Православия. Как же нам думать иначе, если Католическая Церковь, возглавляемая Папой, в одной только Польше за один только 1929 г. насильственно отобрала у православных прихожан ок. 500 православных церквей, обратив их в католические костелы. Нам неизвестно, чтобы какие-нибудь епископы в Англии, Америке или другой стране выступали против этих насильственных действий Католической Церкви».

Ответ владыки на четвертый вопрос, где он говорит о своих полномочиях, очень важен:

«Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного местоблюстителя патриаршего престола. Синод же существует в соответствии с полномочиями того же Собора. …Что касается созыва Поместного Собора, то подготовка к нему ведется».

Стоит отметить, что местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) так же оценивал полномочия митрополита Сергия.

В ответе на вопрос о колокольном звоне и праздниках митрополит Сергий вновь делает упор на советское законодательство о культах, подчеркивая излюбленный прием власти — «письма с мест»:

«Вам, иностранцам, вероятно, известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решении ничего, что умаляло бы нашу религию. Что касается религиозных праздников, то соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их Церковью, и мы, празднуя их в свое время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся.

Переход на пятидневку и непрерывную неделю, по нашему наблюдению, мало отражается на посещаемости церквей. Еще Господом нашим Иисусом Христом было сказано: Не человек для субботы, а суббота для человека. О решении Одесского горсовета нам ничего не известно».

На шестой вопрос владыка отвечать не стал, отправив корреспондентов к ранее напечатанному ответу: «По этому вопросу мы уже высказывались в интервью от 16 февраля 1930 г., данному представителям советской печати».

Да, упрекать митрополита Сергия в таких ответах можно долго. Но следует и глубже вдуматься в них. Он говорил скупо и сжато, постоянно подчеркивая существование Церкви в жестких рамках декрета 1918 г. и постановления 1929 г. Важно другое: митрополит начал конференцию со слов о том, что безбожники преувеличивают свои успехи, а в ходе ее проведения неоднократно обращался к вопросу римского прозелитизма. Владыка также использовал эзопов язык в своих ответах.

О «Памятной записке» от 19 февраля 1930 г. широкому читателю известно мало, а в те годы она относилась к разряду строго секретной документации. В 21 пункте митрополит Сергий изложил все нарушения имеющегося законодательства о культах. Страховое обложение церквей достигало таких размеров, что лишало общину возможности пользоваться церковным зданием. Церковные старосты, сторожа и другие лица, обслуживающие храмы, приравнивались властью к кулакам и подвергались усиленному налогообложению. Местные власти не рассматривали жалобы общин, прокуратура отказывала мирянам и священникам в защите их законных прав. Закрытие храмов повсеместно по стране проходило по желанию неверующей части населения, интересы же верующих всячески ущемлялись, они не имели даже права приглашать священника для исполнения семейных треб на дому.

Основную часть «Памятной записки» заместитель местоблюстителя посвятил положению духовенства в Советском Союзе. Приравненное к «нетрудовым элементам» (кулакам) духовенство (особенно сельское) попадало под главный удар классовой борьбы в деревне. Митрополит просит власть вернуть священство, как это было раньше, к «лицам свободных профессий». Политика налогообложения в отношении священства была произвольной. Кроме денежных выплат духовенство платило продовольственный налог зерном, мясом. Платили и те, кто не занимался сельским хозяйством. С 1929 г. власть повела наступление и на детей духовенства, они исключались из институтов и могли получать только начальное образование. Митрополит просит власть дать детям учиться и не делать их изгоями только за одно свое происхождение.

Последние просьбы владыки относились к вопросам духовного просвещения (открытие богословских курсов) и издательской деятельности (печатный ежемесячный бюллетень для распоряжений, посланий и постановлений). Из всех просьб власть удовлетворила одну: начал выходить, хотя и нерегулярно, «Журнал Московской Патриархии»; но вскоре он был закрыт.

Трудно сказать, на что надеялся владыка, передавая свое послание через Тучкова Смидовичу. Верил ли в успех? Или знал, что с пути, им выбранного, сойти не удастся? Он будет использовать любую возможность, чтобы, идя через сильнейшие унижения по своему мученическому пути, сохранить Церковь.

Отрицательной была реакция на выступление митрополита части духовенства в России и за границей. Русская Зарубежная Церковь распространила свой «ответ» на вопросы, заданные митрополиту Сергию в февральском интервью, в котором предлагала собственную интерпретацию событий, происходящих в СССР, неблагоприятную для советских властей. В защиту заместителя местоблюстителя патриаршего престола выступил митрополит Евлогий (Георгиевский), подчеркнув, что если бы позиция митрополита Сергия оказалась церковно преступной, то все верующие услышали бы голос местоблюстителя из заключения. Правда, митрополит Петр многое из деятельности владыки Сергия воспринимал критически, не одобряя учреждение Временного Патриаршего Синода, перемещения с кафедр и запрещение в служении иерархов, несогласных с церковной политикой заместителя местоблюстителя. Но назад дороги не было…

Возникает вопрос: почему митрополит Сергий продолжал идти по предначертанному пути, видя, что долгожданного облегчения для Церкви и духовенства не наступает? Один из ответов дал Н. А. Бердяев в своей статье «Вопль Русской Церкви», оценивая позицию митрополита: «Героическая непримиримость отдельного человека, готового идти под расстрел, прекрасна, полновесна и вызывает чувство нашего восхищения. Но там, в России, есть еще другой героизм, другая жертвенность, которые люди не так легко оценивают. Патриарх Тихон, митрополит Сергий — не отдельные, частные лица, которые могут думать только о себе. Перед ними всегда стоит не их личная судьба, а судьба Церкви и церковного народа как целого. Они могут и должны забывать о себе, о своей чистоте и красоте и говорить лишь то, что спасительно для Церкви. Это есть огромная личная жертва. Ее принес патриарх Тихон, ее приносит митрополит Сергий».

1982 год – в Москве митрополит Антоний был принят Святейшим Патриархом Пименом. Аудиенция прошла в присутствии председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Минского и Белорусского Филарета, патриаршего экзарха Западной Европы. Вечером митрополит Филарет дал в своей резиденции в Серебряном Бору ужин в честь митрополита Антония.

1992 год – Священный Синод Русской Православной Церкви принял обращение к митрополиту Киевскому Филарету и епископату Украинской Православной Церкви (18 - 19 февраля).

В обращении говорилось: «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев-архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».

Далее отмечалось, что просьба Украинской Православной Церкви о предоставлении «полной канонической самостоятельности» выходит за пределы компетенции Священного Синода и может быть ответственно рассмотрена только на соборном уровне. Руководствуясь этими уставными нормами, Священный Синод передал поднятый Собором Украинской Православной Церкви вопрос Архиерейскому Собору.

Председателем синодальной Богослужебной комиссии был назначен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

Приняты решения: восстановить на территории Гродненской обл. самостоятельные епархии — Гродненскую и Новогрудскую, назначить преосвященного архиепископа Валентина архиепископом Гродненским и Волковысским, освободив его от управления Корсунской епархией; епископом Новогрудским и Лидским назначить викария Минской епархии преосвященного епископа Константина; титул митрополита Минского определить так: «Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии».

В связи с тяжелым финансовым положением Московской Патриархии Синод решил ввести возмещение расходов за очное обучение своих студентов в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви из средств епархиальных управлений.

На заседании Синода решено: чистую прибыль от деятельности художественно-производственного объединения «Софрино», гостиничного комплекса «Даниловский», Издательского отдела Московской Патриархии после утверждения их смет Священным Синодом решено направлять на общецерковные нужды Московской Патриархии.

1

"Участники
Участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Февраль 1997 г.
997 год – Начал свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

В Соборе участвовало 133 архипастыря, в том числе 115 епархиальных, 17 викарных и 1 находящийся на покое; 12 архиереев не смогли прибыть в Москву.

Перед началом заседаний епископы Русской Православной Церкви молились за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. В конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» началось первое пленарное заседание.

После молитвы и краткого вступительного слова Святейший Патриарх Алексий II объявил Архиерейский Собор открытым.

Были избраны руководящие органы Собора. В Секретариат Собора вошли архиепископ Солнечногорский Сергий — секретарь Собора, епископ Истринский Арсений, епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон, епископ Орехово-Зуевский Алексий. В Редакционную комиссию Собора были избраны митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — председатель комиссии, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор, архиепископ Сумский и Ахтырский Ионафан, архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, епископ Пинский и Лунинецкий Стефан, епископ Бронницкий Тихон, епископ Верейский Евгений. В функции Редакционной комиссии входила разработка, на основе докладов и дискуссий на Соборе, проекта итоговых документов, которые представляются архиереям для обсуждения и принятия.

Участникам Архиерейского Собора были представлены следующие доклады:

доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода о жизни Церкви в период между Соборами и о тех задачах, которые стоят сегодня перед ней;

доклад председателя комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах изучения вопросов прославления новых православных святых;

доклад председателя синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси, о результатах работы над темами межхристианского сотрудничества, диалога с Восточными Православными Церквами и др.;

доклад и. о. председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения о новой концепции духовного образования и подготовки священнослужителей Русской Православной Церкви.

1999 год – Состоялось церковное и общественное празднование дня тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и 70-летия со дня рождения Его Святейшества (18 - 19 февраля).

15 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×