1921 год – Вынесен приговор на судебном процессе над архиепископом Арсением (Стадницким), епископом Алексием (Симанским), протоиереями Яцковским, Вихровым, Соколовым, мирянами Финиковым и Скородумовым.Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий; 1862–1936), митрополит Ташкентский и Туркестанский.
Они обвинялись в «противодействии мероприятиям советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении декрета об отделении церкви от государства». Трибунал признал виновными всех подсудимых, но, учитывая амнистию ВЦИКа от 6 ноября
1922 год – Святейший Патриарх и Священный Синод выпустили специальное послание к духовенству и верующим, в котором призвали пожертвовать кроме личных храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения. Взвешивание церковных ценностей.
Это значительно повысило авторитет Церкви в глазах не только верующих, но и всего населения. Поэтому во многих местах органы власти доверили работу по передаче церковных ценностей комиссиям по борьбе с голодом самим приходским советам.
Среди архиереев, активно поддержавших начинания патриарха, был и митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), который, по его словам, готов был снять драгоценный оклад с иконы Казанской Богоматери (главная церковная святыня Петрограда), если бы это помогло спасти жизнь хотя бы немногим голодающим.
1949 год – В газете «Правда» напечатан фельетон «Саратовская купель» за подписью некоего И. Рябова, посвященный массовому купанию на праздник Богоявления в Саратове, привлекшему особое внимание партийных властей.
В Саратове 19 января
Саратовские события стали предметом для разбирательства на Секретариате ЦК ВКП (б) в феврале
В Саратов срочно был командирован заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С. К. Белышев. По итогам его поездки были составлены докладные записки в ЦК партии о положении Церкви в Саратовской обл., о духовенстве Саратовской епархии, о количестве Крещений и венчаний в области за предыдущие годы, о работе уполномоченного Совета Полубабкина (самого уполномоченного 19 января не было в городе — он был в командировке «по проверке засыпки зерна» в колхозах области). Совет в предоставленных документах особо подчеркивал, что религиозный обряд прошел без нарушений существующего порядка, что, согласно инструкциям Совета и распоряжениям правительства, разрешение на крестный ход было получено епископом за три дня, соответствующими организациями были приняты меры по обеспечению безопасности, во время самого обряда присутствовала милиция и т. д.
Несмотря на все усилия Совета сгладить сложившуюся ситуацию, разработчики антицерковного постановления из Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) нашли в «саратовском купании» необходимый им яркий пример «церковного мракобесия». Пропагандистская кампания вокруг него помогла бы сформировать соответствующее общественное мнение, получить поддержку идеологического актива на местах, придала бы содержанию готовящегося постановления большую остроту и актуальность. Этот фон, в свою очередь, способствовал бы одобрению проекта и, в конечном счете, утверждению его на Политбюро ЦК ВКП (б).
В «Правде», выступление которой тогда воспринималось чуть ли не как директива партии, появился фельетон «Саратовская купель».
Почему была выбрана именно форма фельетона, неизвестно. Но его содержание мало соответствовало обозначенному жанру, статья, скорее, представляла собой острый политический памфлет. Кроме описания самого купания в оскорбительном для верующих тоне: «порнографическое действо», «глумление над людьми», «обряд, продиктованный идиотизмом старой жизни», в фельетоне указаны имена и фамилии конкретных «жертв» обряда: Николай Семенович Орешкин заболел воспалением легких, Любовь Ивановна Молоканова стала инвалидом — оглохла после «купания». Кроме того, представители местных органов власти, также названные полными именами, прямо обвинялись в содействии «дикому обряду»: «…Как не совестно землякам Чернышевского идти на поводу у юродствующих кликуш и мракобесов, помогая им воскрешать дикие обряды времен язычества и бога Ярилы!» Автор указывал и работникам горкома и обкома партии: «…Пусть не пройдет тот урок, что был задан 19 января».
И действительно, урок не остался незамеченным. «Саратовская купель» стала сигналом для целого ряда антирелигиозных статей воинствующего характера и административных мер против духовенства и верующих. Были наказаны и представители саратовских органов власти: председатель Волжского райисполкома И. Д. Прибыток и начальник Саратовского ОСВОДа И. К. Карамышев — сняты с работы с наложением на них строгого взыскания; зам. начальника городского управления милиции П. Комарову — объявлен строгий выговор; Волжскому РК ВКП (б) ЦК ВКП (б) указал на политическую беспечность.
Административные меры были приняты и Московской Патриархией. Обеспокоенный патриарх срочно, 22 февраля, собрал заседание Священного Синода. В своем выступлении по поводу саратовских событий он подчеркнул, что «купание нескольких сот человек… не составляло церковного обряда, но было непосредственно присоединено к нему и вызвало статью, где Церковь обвинялась в “мракобесии” и “язычестве”». Синод своим решением вынес епископу Саратовскому Борису строгое замечание. Однако вскоре по отношению к епископу Борису были приняты более строгие меры: он был переведен на Чкаловскую кафедру и отозван из делегации Патриархии, направлявшейся в Харбин.
Итогом разбирательства «саратовского дела» стал еще один проект постановления ЦК ВКП (б), разработанный Отделом пропаганды и агитации ЦК, — «О массовом совершении религиозного обряда в день церковного праздника “крещения” в г. Саратове». Новый проект постановления практически полностью возлагал вину за события в Саратове на Совет по делам Русской Православной Церкви и его председателя Г. Г. Карпова: «Злоупотребляя своим служебным положением, т. Карпов 6-го декабря
Проект постановления ЦК ВКП (б) предлагал: «За посылку на места неправильного инструктивного письма и превышение предоставленных прав председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР т. Карпову объявить выговор. Отменить инструктивное письмо председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР № 34 от 6.XII.1948 г. как вредное и направленное на возрождение диких обычаев, наносящих серьезный вред здоровью населения».
К проекту прилагался обширный материал: сведения, предоставленные МГБ о саратовских событиях, выдержки из постановлений и распоряжений правительства по вопросу о порядке совершения крестных ходов, составленные Карповым, подборка откликов на фельетон «саратовская купель», поступивших в адрес «Правды» (причем были приложены письма как воинствующих атеистов, так и защитников религии). Комплекс материалов по «Саратовскому делу» дополнял проект постановления ЦК «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний», а также проект нового «Положения о Совете по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР».
1990 год – Состоялось заседание Священного Синода (19 - 20 февраля).Урок в воскресной школе при ярославском храме Михаила Архангела ведет его настоятель о. Михаил. 1990 г.
Было решено: Леонтия, митрополита Симферопольского и Крымского, временно управляющего Днепропетровской епархией, назначить митрополитом Одесским и Херсонским; епископом Донецким и Ворошиловградским назначить преосвященного Иоанникия, епископа Славянского, викария Одесской епархии; архиепископом Симферопольским и Крымским, временно управляющим Днепропетровской епархией, назначить преосвященного Варлаама, архиепископа Волынского и Ровенского; епископом Волынским и Ровенским быть архимандриту Варфоломею (Ващуку), клирику Волынской епархии; Агафангела (Савина), митрополита Винницкого и Брацлавского, освободить от временного управления Хмельницкой епархией; архиепископом Хмельницким и Каменец-Подольским назначить Феодосия, архиепископа Астраханского и Енотаевского; епископом Брестским и Кобринским назначить Константина, епископа Пинского и Брестского; епископом Пинским и Лунинецким быть архимандриту Стефану (Корзуну), наместнику Свято-Успенского Жировицкого монастыря, ректору Минской духовной семинарии; епископом Тапасским, викарием Таллинской епархии, быть архимандриту Виктору (Пьянкову), клирику Таллинской епархии; епископом Астраханским и Енотаевским определено быть наместнику Свято-Успенского монастыря в Одессе архимандриту Филарету (Карагодину).
Было также решено образовать синодальную Библейскую комиссию как преемницу и продолжательницу Библейской комиссии
1997 год – Состоялось второе пленарное заседание Архиерейского Собора.
Второе заседание было посвящено обсуждению докладов, сделанных накануне.
1997 год – Под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в Тронном зале Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось первое заседание Научно-редакционного совета по изданию фундаментальной 25-томной «Православной энциклопедии».
Научно-редакционный совет утвердил тематическое деление «Энциклопедии» и определил сроки ее издания исходя из необходимости выпустить первые тома к 2000-летию Рождества Христова.
Кроме того, обсуждались вопросы взаимодействия с церковными и светскими научными учреждениями, епархиями Русской Православной Церкви, а также с братскими Поместными Церквами.
1999 год – Святейший Патриарх Алексий II возвел архиепископа Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии, в сан митрополита.
В сан архиепископа возведены: епископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископ Абаканский и Кызылский Викентий, епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Красноярский и Енисейский Антоний, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде епископ Каширский Марк.