Русская Православная Церковь XX век
13 сентября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1918  — Поместный Собор принял «Определение о монастырях и монашествующих».

В нем подчеркивалось, что все монастырские земли по-прежнему должны находиться в собственности Русской Православной Церкви.

Определение было разработано комиссией под председательством архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Александрова). Устанавливался возраст постригаемого — не моложе 25 лет; для совершения пострига не достигшего этого возраста требовалось разрешение епархиального архиерея. Восстанавливался древний обычай избрания настоятелей (и настоятельниц) монастырей братией (сестрами-насельницами). Было высказано пожелание: в каждом монастыре иметь духовника­старца для духовного окормления братии (сестер).

1927 — Временный Патриарший Священный Синод принял под нажимом ОГПУ решение о переводе митрополита Иосифа (Петровых) с Ленинградской на Одесскую кафедру.

В Ленинград митрополит Иосиф был назначен митрополитом Сергием в августе 1926 г. Он прибыл в северную столицу из Ростова Великого, где пребывал ранее, но оставался в городе на Неве только три дня. Выехав в Ростов для завершения своих дел, он не смог вернуться в Ленинград: туда его больше не пустили.

Митрополит Иосиф был одним из авторитетных епископов Русской Церкви. Он был одним из трех архиереев, кому митрополит Петр (Полянский) завещал исполнять обязанности заместителя местоблюстителя патриаршего престола после митрополита Михаила (Ермакова) и митрополита Сергия. Но известие о своем переводе в Одессу он встретил в штыки. Несмотря на указание, что перевод осуществляется ради церковной пользы, митрополит Иосиф решил, что против него кто-то плетет интриги, и отказался подчиниться синодальному указу. Между ним и Синодом началась переписка. Ее содержание очень скоро стало известно в Ленинграде. Здесь весть о переводе митрополита Иосифа (а еще больше — о его несогласии с переводом) вызвала бурю возмущения среди верующих мирян и клириков. Их гнев обернулся против митрополита Сергия, Временного Патриаршего Священного Синода и всех проводимых ими мероприятий. Между тем 12 октября 1927 г. митрополит Сергий подтвердил решение о переводе митрополита Иосифа в Одессу, дал указание прекратить поминовение митрополита Иосифа за богослужением и подчиниться епископу Петергофскому Николаю (Ярушевичу).

Недовольство ленинградских ревнителей благочестия было усугублено указом митрополита Сергия от 21 октября 1927 г. о поминовении за богослужениями гражданских властей («О стране нашей и о властех ея Господу помолимся»; на сугубой ектенье: «Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»). Указ от 21 октября смутил уже не только ленинградскую оппозицию, но и многих известных церковных иерархов, не говоря уже о мирянах. Кроме того, указ вводил поминовение на «время междупатриаршества» имени митрополита Сергия наряду с именем митрополита Петра. Позднейшим распоряжением было отменено поминовение епархиальных архиереев, пребывающих в ссылке.

Однако митрополит Иосиф упорствовал, а в Ленинграде накалялись страсти. Некоторые приходы проявляли явное неповиновение церковной власти: отказывались выдавать денежные средства на содержание епархиального управления, прекратили приглашать на служения временно управляющего епархией епископа Петергофского Николая (Ярушевича) и поминать имя заместителя местоблюстителя. Драматизм ситуации усугублялся тем, что среди оппозиционеров оказались пастыри, которые в начале 1920-х гг. показали себя стойкими борцами против обновленчества.

Через полтора месяца принявшие сторону митрополита Иосифа ленинградцы составили обращение к митрополиту Сергию, в котором требовали отказаться практически от всех мер, предпринятых в последние полгода. Затем были написаны три новых послания, которые фактически представляли собой ультиматум: ленинградцы угрожали митрополиту Сергию разрывом молитвенно-канонического с ним общения в случае, если он не изменит свою церковную политику. Эти послания привезла в Москву делегация из четырех человек, представлявших все церковные сословия Ленинградской епархии.

1989  — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод принял решение о возрождении Ульяновской епархии.

Епископом Ульяновским и Мелекесским назначен епископ Тихвинский Прокл (Хазов), викарий Ленинградской епархии.

Синод произвел и другие назначения и перемещения: епископом Ладожским, викарием Ленинградской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, определено быть протоиерею Георгию Епифанову, клирику Ленинградской епархии; митрополит Львовский и Дорогобычский Никодим (Руснак) по его просьбе освобожден от управления Львовской епархией; архиепископ Харьковский и Богодуховский Ириней (Середний) назначен архиепископом Львовским и Дорогобычским. Митрополит Никодим (Руснак) назначен митрополитом Харьковским и Богодуховским; архиепископом Житомирским и Овручским назначен архиепископ Костромской и Галичский Иов (Тывонюк) с освобождением от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. Временное исполнение обязанностей заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений поручено иеромонаху Иоанну (Экономцеву); епископом Костромским и Галичским, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, определено быть протоиерею Александру Могилеву, клирику Кировской епархии; епископ Кировоградский и Николаевский Севастиан (Пилипчук) освобожден от управления епархией и почислен на покой; епископом Кировоградским и Николаевским, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, определено быть протоиерею Всеволоду Васильцеву, клирику Саратовской епархии.

Синод рассмотрел очередное обращение епископа Житомирского и Овручского Иоанна (Боднарчука) к Святейшему Патриарху и к Священному Синоду с просьбой о перемещении его в прикарпатский регион в связи с ухудшением состояния здоровья. На основании многочисленных прошений епископа Иоанна, медицинского заключения с приложенной фотографией в обнаженном виде с собственноручной припиской: «Снимок, который, как мне кажется, исчерпывает все вопросы», Священный Синод постановил вывести епископа Иоанна за штат с назначением персональной пенсии для лечения, а по выздоровлении иметь суждение о назначении его на одну из кафедр.

Синод благословил возобновление деятельности Киевской духовной семинарии.

1990  — Святейший Патриарх Алексий II посетил Свято-Дмитровский храм в Коломягах.

Патриарх освятил расположенную неподалеку часовню во имя св. благоверного Александра Невского, построенную в середине XIX в.

Вечером Его Святейшество прибыл в Пюхтицкий монастырь.

1998  — Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Митинском кладбище столицы.

Здесь похоронены многие участники ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции

13 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×