Русская Православная Церковь XX век
12 сентября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1915 — Государь император Николай II подписал указ о назначении Н. П. Раёва обер-прокурором Святейшего Синода.

Раёв, сын митрополита Петербургского Палладия, был первым обер-прокурором — выходцем из духовного сословия, с самого детства связанным с Церковью. Однако высшее образование он получил в светских учебных заведениях — Лазаревском институте восточных языков и Московском университете. Дальнейшая его карьера была связана с Министерством народного просвещения, с 1905 г. он состоял и членом Совета названного министерства. Новый обер-прокурор знал и любил духовное сословие, но, как и его предшественник, к крупной административной деятельности в Церкви был не готов. Вскоре после его назначения была утверждена вторая должность — товарища обер-прокурора, и на нее «исправляющим должность» получил назначение князь Н. Д. Жевахов.

После своего августовского представления императору Раев еще пять раз был на приеме у государя императора (30 ноября, 27 декабря 1916 г., 21, 26 января и 9 февраля 1917 г.). Волею обстоятельств Раев оказался последним обер-прокурором Православной Церкви императорской России.

1918  — Очередным свидетельством тогдашнего «скорбного времени» стало определение Поместного Собора об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.

Принятое определение говорило само за себя — Церковь вступала в полосу гонений и смут, надругательства над православными святынями становились нормой жизни безбожного государства. В этих условиях Собор, зная позицию Совнаркома, принявшего декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, особо указал, что «святые храмы и часовни со всеми священными предметами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоящее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно-верующих чад ее, возглавляемых богоучрежденной иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие». Под страхом церковного отлучения православным запрещалось участвовать в изъятиях храмов, часовен и находившихся в них священных предметов.

1926  — Митрополит Сергий (Страгородский) направил письмо к зарубежным епископам.

Кроме тайных выборов патриарха осенью 1926 г. митрополит Сергий совершает еще одно «противоправное» деяние: он обращается с письмом к зарубежным епископам. Оно пронизано братской искренностью и заботой о дальнейшей судьбе православных за границей. В конце письма владыка подчеркивает, что Святейший Патриарх Тихон действительно подал распоряжение о закрытии Заграничного Синода. Далее в письме звучит мысль о возможности создания такого центра, если бы существовало согласие между иерархами, но такового согласия нет.

Поэтому митрополит пишет: «Если такого органа, общепризнанного всею эмиграцией, создать, по-видимому, нельзя, то уж лучше покориться воле Божией, признать, что отдельного существования эмигрантская Церковь устроить себе не может и поэтому всем вам пришло время встать на почву канонов и подчиниться (допустим, временно) местной православной власти, например, в Сербии — Сербскому Патриарху, и работать на пользу той частной Православной Церкви, которая вас приютила». Далее митрополит подчеркнул, что такое отдельное существование скорее предохранит от взаимных распрей, чем старание всех удержать и подчинить искусственно созданному центру, и что именно такая постановка более соответствует «теперешнему положению Церкви в России».

Это письмо содержит тот же подход к судьбе церковной эмиграции, что содержался в проекте Декларации о лояльности, но, в отличие от него, переводит этот вопрос в практическую плоскость. Ведь этим письмом заместитель местоблюстителя Московского патриаршего престола фактически указывал путь, по которому должна была бы пойти эмигрантская Церковь ради блага своего и своих собратьев в России. Однако этот исторический шанс не был использован деятелями эмиграции, не пожелавшими отказаться от возможности говорить от лица всей Русской Церкви. А письмо митрополита Сергия, став известным Лубянке, вызвало крайнее раздражение властей: уход эмигрантов в юрисдикцию других Поместных Церквей лишал советскую власть чуть ли не главного козыря в борьбе с Церковью — делал беспочвенными обвинения ее в связях с «монархической контрреволюцией» за границей.

1943  — Вышел первый номер возобновленного «Журнала Московской Патриархии».

Тираж его был 15 тыс. экз. Ответственным редактором стал сам патриарх Сергий, а в редакционную комиссию вошли митрополиты Ленинградский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Ответственным секретарем редакции был настоятель московского храма во имя святителя Николая в Кузнецах протоиерей Александр Смирнов.

В первых номерах «Журнала Московской Патриархии» публиковались официальные церковные материалы Архиерейского Собора 1943 г., обращения патриарха, статьи, посвященные главным образом патриотическому служению Православной Церкви в Великую Отечественную войну, сообщалось о разорении церквей и монастырей немцами.

В четвертом (декабрьском) номере за 1943 г. помещена статья архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Кровавый мрак фашизма». В ней говорилось: «Как мне изгладить из памяти четыре страшных фотоснимка всей процедуры повешения пяти подростков и юношей, срывающихся с петли и опять вешаемых? Кто поднимет голову мою? Она низко опустилась и не может подняться от тяжкого гнета воспоминаний о двухстах пленных красноармейцах, заживо сожженных в верейском соборе, в алтаре и на амвоне, о разрушении Киево-Печерской лавры, новгородского собора Святой Софии и сотен храмов наших, о руинах и пепле тысяч городов и селений, о миллионах разоренных, ограбленных и обреченных на голод людей, детей, маленьких милых наших детей. Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, родившим Лютера, Гёте, Канта и Гегеля, Гельмгольца и Вирхова, явил всему миру, народам — братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лица варвара, топчущего ногами св. Евангелие, вторично распинающего Христа. Пусть карающая десница Божия скорее опустит свой грозный меч над главой извергов рода человеческого, и да сбудется над ними правда евангельских слов: Взявший меч от меча погибнет».

В 1943 г. вышло 4 номера, а в 1944 г. — уже 12 номеров «Журнала Московской Патриархии». В 1943 г. издательством Московской Патриархии был выпущен сборник документов «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» под редакцией митрополита Николая (Ярушевича).

1967  — Скончался архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин).

1990  — В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Святейший Патриарх Алексий II с сонмом духовенства совершил Божественную литургию.

В 1990 г. исполнилось 200 лет Свято-Троицкому собору Лавры. Празднование юбилея было приурочено ко дню памяти св. благоверного князя Александра Невского.

12 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×