'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
1915 — Государь император Николай II подписал указ о назначении Н. П. Раёва обер-прокурором Святейшего Синода.
Раёв, сын митрополита Петербургского Палладия, был первым обер-прокурором — выходцем из духовного сословия, с самого детства связанным с Церковью. Однако высшее образование он получил в светских учебных заведениях — Лазаревском институте восточных языков и Московском университете. Дальнейшая его карьера была связана с Министерством народного просвещения, с 1905 г. он состоял и членом Совета названного министерства. Новый обер-прокурор знал и любил духовное сословие, но, как и его предшественник, к крупной административной деятельности в Церкви был не готов. Вскоре после его назначения была утверждена вторая должность — товарища обер-прокурора, и на нее «исправляющим должность» получил назначение князь Н. Д. Жевахов.
После своего августовского представления императору Раев еще пять раз был на приеме у государя императора (30 ноября, 27 декабря 1916 г., 21, 26 января и 9 февраля 1917 г.). Волею обстоятельств Раев оказался последним обер-прокурором Православной Церкви императорской России.
1918 — Очередным свидетельством тогдашнего «скорбного времени» стало определение Поместного Собора об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.
Принятое определение говорило само за себя — Церковь вступала в полосу гонений и смут, надругательства над православными святынями становились нормой жизни безбожного государства. В этих условиях Собор, зная позицию Совнаркома, принявшего декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, особо указал, что «святые храмы и часовни со всеми священными предметами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоящее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно-верующих чад ее, возглавляемых богоучрежденной иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие». Под страхом церковного отлучения православным запрещалось участвовать в изъятиях храмов, часовен и находившихся в них священных предметов.
1926 — Митрополит Сергий (Страгородский) направил письмо к зарубежным епископам.
Кроме тайных выборов патриарха осенью 1926 г. митрополит Сергий совершает еще одно «противоправное» деяние: он обращается с письмом к зарубежным епископам. Оно пронизано братской искренностью и заботой о дальнейшей судьбе православных за границей. В конце письма владыка подчеркивает, что Святейший Патриарх Тихон действительно подал распоряжение о закрытии Заграничного Синода. Далее в письме звучит мысль о возможности создания такого центра, если бы существовало согласие между иерархами, но такового согласия нет.
Поэтому митрополит пишет: «Если такого органа, общепризнанного всею эмиграцией, создать, по-видимому, нельзя, то уж лучше покориться воле Божией, признать, что отдельного существования эмигрантская Церковь устроить себе не может и поэтому всем вам пришло время встать на почву канонов и подчиниться (допустим, временно) местной православной власти, например, в Сербии — Сербскому Патриарху, и работать на пользу той частной Православной Церкви, которая вас приютила». Далее митрополит подчеркнул, что такое отдельное существование скорее предохранит от взаимных распрей, чем старание всех удержать и подчинить искусственно созданному центру, и что именно такая постановка более соответствует «теперешнему положению Церкви в России».
Это письмо содержит тот же подход к судьбе церковной эмиграции, что содержался в проекте Декларации о лояльности, но, в отличие от него, переводит этот вопрос в практическую плоскость. Ведь этим письмом заместитель местоблюстителя Московского патриаршего престола фактически указывал путь, по которому должна была бы пойти эмигрантская Церковь ради блага своего и своих собратьев в России. Однако этот исторический шанс не был использован деятелями эмиграции, не пожелавшими отказаться от возможности говорить от лица всей Русской Церкви. А письмо митрополита Сергия, став известным Лубянке, вызвало крайнее раздражение властей: уход эмигрантов в юрисдикцию других Поместных Церквей лишал советскую власть чуть ли не главного козыря в борьбе с Церковью — делал беспочвенными обвинения ее в связях с «монархической контрреволюцией» за границей.
1943 — Вышел первый номер возобновленного «Журнала Московской Патриархии».
Тираж его был 15 тыс. экз. Ответственным редактором стал сам патриарх Сергий, а в редакционную комиссию вошли митрополиты Ленинградский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Ответственным секретарем редакции был настоятель московского храма во имя святителя Николая в Кузнецах протоиерей Александр Смирнов.
В первых номерах «Журнала Московской Патриархии» публиковались официальные церковные материалы Архиерейского Собора 1943 г., обращения патриарха, статьи, посвященные главным образом патриотическому служению Православной Церкви в Великую Отечественную войну, сообщалось о разорении церквей и монастырей немцами.
В четвертом (декабрьском) номере за 1943 г. помещена статья архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Кровавый мрак фашизма». В ней говорилось: «Как мне изгладить из памяти четыре страшных фотоснимка всей процедуры повешения пяти подростков и юношей, срывающихся с петли и опять вешаемых? Кто поднимет голову мою? Она низко опустилась и не может подняться от тяжкого гнета воспоминаний о двухстах пленных красноармейцах, заживо сожженных в верейском соборе, в алтаре и на амвоне, о разрушении Киево-Печерской лавры, новгородского собора Святой Софии и сотен храмов наших, о руинах и пепле тысяч городов и селений, о миллионах разоренных, ограбленных и обреченных на голод людей, детей, маленьких милых наших детей. Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, родившим Лютера, Гёте, Канта и Гегеля, Гельмгольца и Вирхова, явил всему миру, народам — братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лица варвара, топчущего ногами св. Евангелие, вторично распинающего Христа. Пусть карающая десница Божия скорее опустит свой грозный меч над главой извергов рода человеческого, и да сбудется над ними правда евангельских слов: Взявший меч от меча погибнет».
В 1943 г. вышло 4 номера, а в 1944 г. — уже 12 номеров «Журнала Московской Патриархии». В 1943 г. издательством Московской Патриархии был выпущен сборник документов «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» под редакцией митрополита Николая (Ярушевича).
1967 — Скончался архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин).
1990 — В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Святейший Патриарх Алексий II с сонмом духовенства совершил Божественную литургию.
В 1990 г. исполнилось 200 лет Свято-Троицкому собору Лавры. Празднование юбилея было приурочено ко дню памяти св. благоверного князя Александра Невского.
12 сентября 2006 г.
Рассылка выходит два раза в неделю: