В издательстве «Вольный странник» вышла книга многодетной мамы и педагога Анны Сапрыкиной, автора цикла статей «Материнские заметки» на нашем портале. Мы попросили Анну рассказать об этом издании.
В течение нескольких лет я веду колонку на сайте «Православие.ru», которую в редакции назвали «Материнскими заметками». И это действительно получаются заметки – что-то вроде записок на полях. Это не воспоминания опытной мамы о давно прошедшем молодом материнстве и не «советы для родителей» – это именно заметки «с поля действий».
Когда мне предложили издать эти «заметки» единым сборником, идея показалась почти невыполнимой. Ведь каждая статья была написана как отдельный текст, и я не предполагала, что весь материал может обрести некоторую последовательность. С одной стороны, тексты слишком отличаются по содержанию, а с другой – некоторые темы находят развитие и в других статьях. Поэтому мне показалось уместным выбрать наиболее интересные темы и разложить их по трем разным «полочкам».
Первая такая «полочка» – «Воспитание детей в домашней Церкви», что-то вроде той самой «философии семейного образования». Конечно, мои статьи никак не претендуют на всю полноту охвата темы. Это заметки на полях больших и мощных трудов по философии семьи, заметки по пути общения со святителем Иоанном Златоустом, заметки о попытках не только читать богословско-философские труды, но и идти по жизни, руководствуясь этой философией.
Постараться не только читать богословско-философские труды, но и идти по жизни, руководствуясь этой философией
И, как всегда, из философии у меня получается сплошной мелкий быт: результаты теста на беременность, укладывание детей спать, уборка перед общей домашней молитвой – не сильно возвышенное, не очень философское, но все же… философское.
На второй «полочке» оказалось «Домашнее образование: теоретически и исторически». Здесь заметки относительно идеи домашнего образования – и воспитания, и обучения. И в первую очередь речь идет об образовании религиозном, о воспитании христианском – о том, что для нас, христиан, оказывается самым главным образованием в жизни, вообще собственно образованием.
В конце этого раздела – очень дорогие для меня и важные статьи о реальном опыте семейного образования. Они как раз из области «истории домашнего образования» – истории совсем недавнего прошлого, удивительной эпохи российского образования, когда семья начала играть фактически ведущую роль в деле образования детей. Когда христианское представление о родителях как о главных учителях детей, представление о семье как о важнейшей школе для каждого ребенка оказалось значимой, востребованной идеей. Когда эти идеи воплощались в жизнь – и многие родители начали осознавать себя главными учителями своих детей. Когда ученые, врачи, священники, в тех или иных формах активно взаимодействуя со школой, занимались образованием и своих собственных детей.
Это рассказы о людях, которым удалось действительно сделать свою семью пространством образования. Об обучении детей, о роли родителей в образовании и о семейном обучении как раз тоже. Реальный опыт состоявшегося образования.
На третьей «полочке» лежат «Идеи, методики и прочие лайфхаки». Они о том, как предыдущая, «теоретическая» часть может быть реализована на практике. Здесь я старалась писать о вещах конкретных и практических. О том, что мне самой интересно, о тех идеях и решениях, которые помогают и мне, и моим друзьям заниматься со своими детьми. Речь идет в первую очередь обо всем, что может входить в широкий и условный круг понятия «православная культура»: общая семейная молитва (не совсем обучение, но собственно основа настоящего образования), изучение Священного Писания с детьми разных возрастов, знакомство с церковнославянским языком и такой важный для всяческого духовно-нравственного воспитания предмет, как литература. Это, конечно, далеко не все «предметы», которые могут образовывать наших детей в нашем доме, а как бы «лоскутки» из воспитания-обучения.
Заканчивается этот самый большой раздел статьями о детском посте и церковных праздниках. Мне кажется, очень важная составляющая жизни православной семьи – жизнь в ритме церковного года. Именно этот ритм включает нас в пространство православной культуры, соединяет на тысяче разных уровней семью и Церковь.
Это очень важная составляющая жизни православной семьи – жить в ритме церковного года
Каждый церковный праздник оказывается изучением Евангелия, ежегодным напоминанием о событиях Священной истории и возможностью буквально «в режиме реального времени» проживать эти события. Ведь Церковь не просто вспоминает о библейских сюжетах: каждый раз и Введение во храм Богородицы, и Вход Господа в Иерусалим происходят «днесь», сегодня. И мы можем приобщить своих детей, даже малышей, и к участию в церковном богослужении, и к бескрайнему изучению бескрайнего Евангелия.
Но остается еще один очень важный для ребенка вопрос: культура церковного праздника, культура радости, культура выхода за пределы обыденности. Это яркие впечатления православных традиций, которые захватывают все чувства ребенка – и зрение, и слух, и вкус, и обоняние, и осязание. Все это – драгоценные воспоминания, которые остаются у наших детей на всю жизнь.
В этом же разделе о «ритме церковного года» затрагивается непростая тема детского и подросткового поста. Не инструкции по применению, не попытка указать на некие нормы поведения – ни в коем случае: всего лишь возможные варианты проживания поста невзрослым человеком и мысли об этом.
Я очень надеюсь на то, что мои «Материнские заметки» окажутся для кого-то поддержкой и помощью. Это большая радость для меня – надеяться и узнавать, что моя работа не пропадает даром, что кто-то находит в ней полезное и интересное для себя.
Я благодарна всем, кто комментировал «Материнские заметки» на сайте «Православие.ru», и тем, кто лично говорил мне о своих впечатлениях. Хотя часто я добираюсь до просмотра отзывов к своим статьям с большим опозданием, сейчас я хотела бы сразу всем ответить: спасибо тем, кто просто читает мои тексты; особая моя благодарность тем, кто их комментирует и оставляет свои идеи и замечания. И отдельная сердечная признательность всем, кто молится за меня, за мою семью!
СОДЕРЖАНИЕ
«ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОМАШНЕЙ ЦЕРКВИ»
- Кто в доме главный?
- Настоящая семья
- Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней
- Поэма в честь праздника беременности
- Откуда берутся дети?
- Беременность как праздник
- Скопление клеток или человек?
- Посвящение детей Богу как принцип воспитания
- Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия
- Все суметь и все успеть! А надо ли?
- «Да не зайдет солнце во гневе вашем»
- Читаем на ночь
- И сказки, и классика. Для всех возрастов
- Мамина молитва
- Такие «неколыбельные» колыбельные
- Самое важное дело
- Когда дети хамят
- Чтобы ребенок из многодетной семьи захотел стать многодетным
- Рай или ад?
- Святитель Иоанн Златоуст о семье и образовании детей
ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИ И ИСТОРИЧЕСКИ
- Апостольская миссия родителей
- Когда начинать учить детей Закону Божию?
- Семейный ужин как лучшее время для образования детей
- О «правильном устройстве народного образования»
- Протоиерей Иоанн Артоболевский: новомученик, воспитавший советского академика
- Родители и образование детей
- Семья Боголюбовых
ИДЕИ, МЕТОДИКИ И ПРОЧИЕ ЛАЙФХАКИ
- Домашняя молитва с детьми: инструкция по выживанию
- «Отче наш» вместе с детьми
- Домашние уроки Ветхого Завета
- Евангелие: уроки для всей семьи
- Погружение в церковнославянский язык
- Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом
- Домашняя библиотека как идея и педагогический метод
- Драма «Царь Иудейский» как чтение Страстной седмицы для всей семьи
- Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми
- Новый год в православной семье: с чистого листа
- Между Новым годом и Рождеством
- Педагогика воздержания, или Зачем детям пост
- Прожить Великий пост вместе с детьми
- В Страстную седмицу вместе с детьми
- От Пасхи до Вознесения вместе с детьми