Основы жизни

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

29 апреля в кафедральном храме Христа Спасителя состоялось торжественное закрытие I Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную».

Знания, которые объединяют

Церемонию закрытия олимпиады возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к участникам и организаторам олимпиады, Святейший Патриарх сказал: «Тот уровень, на котором олимпиада проходила, свидетельствует о том, что основы православной культуры становятся значительной, важной частью знаний, которые сегодня получает наша молодежь».

Загрузить увеличенное изображение. 1500 x 642 px. Размер файла 285416 b.
 Организаторы Олимпиады и ее финалисты
Организаторы Олимпиады и ее финалисты

Предстоятель Русской Православной Церкви объяснил, зачем жителям нашей страны необходимо изучать Православие: «Мы знаем, что иногда религии используются людьми злоумышленными для того, чтобы разжигать ненависть между людьми, разрушать здоровую ткань общественных отношений, провоцировать конфликты и даже совершать жестокие преступления. Чтобы никто и никогда не мог религиозные знания или вообще религиозную мотивацию использовать для того, чтобы наносить вред другим людям, окружающей природе, общественным отношениям, важно, чтобы у людей с детских лет закладывались такие знания религии, которые бы помогали ориентироваться в жизненном пространстве, иметь ясную систему нравственных ценностей… Религиозная мотивация во многом может способствовать сегодня формированию той самой личности, которая и будет способна жить в наисложнейших постиндустриальных условиях ХХI века. Для того чтобы человек оставался человеком, для того чтобы даже самый фантастический научно-технический прогресс никогда не разрушил человеческой личности, чтобы никакое общественное, философское или научное открытие не подрывало жизненно важных для людей нравственных основ, необходимо, чтобы на высоком уровне, в том числе интеллектуальном и культурном, наша молодежь знакомилась с верой. (Поскольку мы с вами люди православные, я буду говорить о православной вере.) Чтобы молодежь проникалась пониманием того, что есть вера православная, как можно опираться на нее в решении конкретных жизненных ситуаций, как православная вера может и должна оплодотворять деятельность людей».

Святейший Патриарх Кирилл вручил дипломы I степени десяти финалистам олимпиады, в том числе ее победителю – ученице 10-го класса сельской школы из Кемеровской области Дарье Фролкиной, оказавшейся лучшей среди 8 тысяч участников из 30 регионов страны, и сфотографировался на память с финалистами.

Кстати, победители олимпиады смогут вне конкурса поступить в вуз для обучения по государственному направлению «Теология».

О важности усвоения православной культуры для нравственного становления личности говорилось и в обращении к участникам олимпиады министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, которое зачитал собравшимся заместитель министра И.И. Калина (сам министр не смог приехать на торжественное закрытие олимпиады, потому что находился за рубежом). А в конце своего выступления И.И. Калина очень интересно продолжил мысль Святейшего Патриарха о том, зачем необходимо изучать Православие: «Были противники проведения олимпиады по основам православной культуры. И я очень рад, что она состоялась. Потому что абсолютно уверен, что какая-либо вражда, конфронтация между людьми – это следствие как раз незнания, невежества. А знание и понимание культуры людей рождает только желание доверяться и достигать общей цели… Сила наша в единстве. И я благодарен всем организаторам и участникам олимпиады, людям, которые ее поддержали, родителям и учителям за то, что мы стремимся к этому единству. Спасибо вам».

Зал ответил на эти слова громом аплодисментов.

«Трава пробилась сквозь асфальт»

Олимпиада по основам православной культуры проходила под эгидой Министерства образования и науки России. Наверное, многих это очень удивило, ведь известно, что на протяжении ряда лет это министерство противилось введению в школах курса «Основы православной культуры». И вдруг оно одобрило это дело, да еще и провело олимпиаду по предмету, который так долго запрещало. С просьбой рассказать о том, как стало возможным проведение подобной олимпиады, мы обратились к председателю Центральной методической комиссии олимпиады – заведующей кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, доктору педагогических наук Татьяне Скляровой.

– Татьяна Владимировна, каковы причины такой перемены?

– В последние годы разрабатывается новый стандарт «Содержание образования в средней школе». И в связи с этим встал вопрос о том, как в этом стандарте будет представлено преподавание дисциплин, которые ведутся в разных регионах России: «Истоки», «Основы православной культуры», «Основы духовного краеведения», «Основы православной культуры земли Московской» и так далее, то есть предметов духовно-нравственного содержания, связанных с религиозной культурой. Ведь практика их преподавания не то что утвердилась – она уже закрепилась во многих регионах.

Вот почему в декабре 2007 года в Калуге состоялась конференция, которая официально называлась «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Ее организовывало и проводило Министерство образования и науки РФ при участии Московской Патриархии Русской Православной Церкви. И в рамках вот этой конференции обсуждались механизмы сохранения практики преподавания религиозной культуры в базовом учебном плане российских школ: мол, почему бы не продолжать преподавание предмета в тех регионах, где есть желание и возможность это делать. Там, где есть заинтересованные в таком преподавании родители, ученики и педагоги. Ведь нельзя же ущемлять их права, запрещая любимую дисциплину.

– Выходит, это обычный школьный предмет, а не факультатив?

– Да, речь идет именно о базовом учебном плане – так называемой первой половине школьного дня.

Эти проблемы обсуждались на калужской конференции с участием первых людей в российской системе образования. Там были министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и его заместитель Исаак Калина. Естественно, были представители Российской академии образования, например доктор педагогических наук Игорь Витальевич Метлик – руководитель лаборатории гражданского и патриотического воспитания РАО, один из создателей учебника по основам православной культуры.

Руководители министерства и академии образования как-то очень оптимистично смотрели на будущее, они говорили, что преподавание духовно-нравственных дисциплин обязательно сохранится. Мол, вот мы сейчас новые стандарты примем, а там будем искать возможность, как эти предметы вводить.

На эти рассуждения представители Русской Православной Церкви совершенно закономерно возразили: где гарантии того, что обещание будет выполнено? Ведь при бесконечной смене руководителей министерств и ведомств в них очень трудно сохранить преемственность.

К счастью, светским и церковным педагогам удалось достичь взаимопонимания. Они совместно выработали на конференции концепцию преподавания дисциплин духовно-нравственного содержания. То есть очертили некую область, внутри которой возможны кассетные курсы православной культуры (или исламской, или еврейской, или буддийской) в тех регионах, где семья и школа это предлагают.

Для того чтобы поддержать такое преподавание при переходе с одного стандарта на другой Исаак Иосифович Калина предложил дополнительный фактор, гарантирующий сохранение этой практики, – проведение Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры.

– А почему этот фактор гарантирует сохранение преподавания?

– Потому что он позволяет закрепить и развить эту практику, увидеть общественный заказ на преподавание православной культуры. Эту идею Исаака Калины мы с радостью восприняли. Нам было известно, что в регионах (Белгородской, Тверской, Курской областях и некоторых других регионах) проводят свои локальные олимпиады по Православию. Где-то богословские турниры, где-то еще что-то. Но идея собрать все воедино и провести именно в формате предметной всероссийской олимпиады школьников впервые прозвучала на калужском форуме. А потом мы уже стали думать, как она может быть реализована.

И тогда приснопамятный Патриарх Алексий II написал письмо ректору МГУ, председателю Союза ректоров России Виктору Садовничему, в котором обратился к нему с просьбой о поддержке проекта Всероссийской олимпиады школьников по православной культуре. Потому что всероссийские олимпиады курируются Комитетом образования, Рособрнадзором и Союзом ректоров.

Митрополит Калужский и Боровский Климент предложил Свято-Тихоновскому университету подготовить все нужные документы для того, чтобы эта олимпиада была включена в перечень предметных олимпиад школьников. И в мае 2008 года мы подали пакет заявки, его рассмотрел Союз ректоров (при нем создан Российский совет олимпиад), который включил нашу олимпиаду в необходимый перечень. И 2 сентября вышел приказ министра образования о перечне предметных олимпиад школьников, которые проводятся при поддержке Минобрнауки, Союза ректоров и Российского совета олимпиад. Наша олимпиада заняла в этом списке почетное 97-е место примерно из сотни.

– Почетное – это замечательно…

– Мы с удивлением обнаружили, что для всех таких олимпиад указывается предмет, который есть в содержании среднего образования, и указывается направление высшего профессионального образования, по которому, что называется, выстраивается преемственность. То есть куда имеют право преимущественного зачисления победители этих олимпиад. Для нашей олимпиады мы указали направление «Теология и религиоведение» и стали здесь первыми. Никакая другая олимпиада не открывает для школьников это направление высшего профессионального образования.

– Удивительно! Ведь в средствах массовой информации до самого последнего времени шли жаркие споры, нужно ли преподавание в светских школах основ православной культуры, а тем более – олимпиад по этому предмету. А вы ввели их, так сказать, явочным порядком, и теперь об этом могут спорить только люди, неосведомленные о реальном положении дел. Что же, по вашему мнению, дают преподавание основ православной культуры и олимпиада по этому предмету детям, школе, стране?

– Первое, что, на мой взгляд, очень важно, от чего нельзя отмахиваться, это то, что практика преподавания предмета укрепилась, она, как трава сквозь асфальт, пробилась без поддержки государственной.

– Точнее говоря – при сопротивлении государства?

– Нет, скажем мягче – без поддержки. Без научно-исследовательских институтов, которые бы занимались экспертизой, рецензированием учебных пособий, давали бы рекомендации для разработчиков. Все учебники, которые мы имеем, можно хвалить, можно ругать, но это – инициатива авторов. Они писали учебники на свой страх и риск, никто им их не заказывал.

– И не обещал заплатить.

– Да, это был подвиг. И второе: если вот эта практика, несмотря ни на что, все-таки существует, то она нуждается не то что в каком-то там развитии, а просто в том, чтобы ее не заглушили. Преподавание основ православной культуры началось с инициативы, и проведение олимпиады по этому предмету тоже инициатива. Это инициатива ректора Свято-Тихоновского университета отца Владимира Воробьева, который сказал, что нужно выстраивать вертикаль образования, нужно понимать, каких мы получаем абитуриентов, с кем имеем дело, когда они приходят к нам поступать. И принятая на калужской конференции Концепция о преподавании предмета «Основы православной культуры» в рамках духовно-нравственного воспитания впоследствии была обсуждена и принята на заседании Священного Синода в декабре 2007 года.

Итак, существует некий документ (о нем кто-то не так подробно знает, кто-то вообще не слышал) – образовательная концепция, в которой написано: там, где есть возможность и есть желание родителей, детей, школы – участников образовательного процесса – преподавать основы православной культуры, можно это делать на законом основании. Но в Концепции указано, что это не всеобщее преподавание для всех и вся. Это возможность обеспечить образовательную потребность семьи и школьника.

– Но у многих ли есть такая потребность, Татьяна Владимировна? У вас в университете – прямо райские условия: начиная с гимназии, дети живут в православном мире высоких чувств и идей. А мои дети учились в обычной школе, где просто ужас и кошмар: ребята приучаются к сквернословию, разврату, пьянству с раннего возраста. Стадами бродят «эмо», «готы» и откровенные сатанисты. Какая может быть потребность в православной культуре в такой среде?

– Я полагаю: там, где не совсем уж равнодушные родители, там, где совестливые педагоги, там, где ответственные руководители системы образования, все равно, вопреки всему, эта потребность есть.

Вот мне недавно позвонила из Кемерово начальник одного из отделов департамента образования Татьяна Ульяновна Суленинова, которая занимается отслеживанием и курированием предметов гуманитарного, в том числе духовно-нравственного цикла. И рассказала, что они провели у себя региональный этап олимпиады. 59 детей приехали со всей области. Эти ребята, с 5-го по 11-й класс, уже ориентированы на продолжение православного образования в высшей системе. На олимпиаде присутствовали епископ Кемеровский Аристарх и заместитель губернатора, который занимается вопросами образования и культуры. Первые люди области сказали свои напутственные слова детям, смотрели их задания, вместе с ними пытались ответить на вопросы.

И подобное отношение к нашей олимпиаде во многих регионах. То есть наряду с тем, о чем вы рассказали, существует живой интерес к Православию, живая инициатива.

– Мне свой интерес к курсу православной культуры родители объясняли просто: мы хотим, чтобы наши дети не стали пьяницами и наркоманами, чтобы он не погибли.

- И мы не имеем права снижать градус ответственности. Это даже не программа-минимум – чтобы дети не стали наркоманами.

Психолог Л.С. Выготский полвека назад говорил, что подростков характеризует не слабость воли, а слабость целей. Мне кажется, что у современных подростков та же проблема: нет цели высокой, благородной, которая дана была бы им «на вырост». Очень немногие имеют такую цель.

– Спасение души для жизни вечной – что может быть выше этой цели? Но большинству подростков никто ее не показывает. Зато им активно прививают неестественные потребности главари табачной, алкогольной, наркотической, порнографической и прочей индустрии удовольствий.

– Но если показать подростку цель жизни православного человека, тогда он начинает работать над собой, преодолевать свои слабости. У него появляется потребность в самосовершенствовании. Например ребята, участвовавшие в наших региональных олимпиадах, очень заинтересованно спрашивали, попадут ли они в финал. То есть у них есть цель, есть мотив для продолжения православного образования. И слава Богу! Наша задача как организаторов – просто предоставить им такую возможность, сделать интересные задания для олимпиады, организовать ее этапы, начиная со школьного и кончая финальным.

Олимпиада, турнир – это некие формы, которые уже отработаны, стали привычными, укрепились в системе образования. Мы берем готовую форму и наполняем ее своим содержанием.

– Прямо противоположным тому, которое имеют спортивные олимпиады?

– Может быть, противоположным, а может быть – по принципу дополнительности. Было одно, а мы дополнили его другим. Очень не хотелось бы противопоставлять. С самого начала у нас была позиция не противопоставления, а все-таки какого-то дополнения той системы образования, которая уже сложилась.

Мы посмотрели даже динамику предметных олимпиад школьников. И оказалось, что есть так называемый первый список олимпиад – это те самые всероссийские олимпиады, результаты которых засчитываются в ЕГЭ и дают преимущество при поступлении в вузы. Всего таких олимпиад 21.

Поначалу, когда мы готовили документы, в Министерстве образования и науки РФ нам говорили: вы не сможет войти в этот перечень, даже если все количественные показатели выполните, потому что православная культура – это необязательный предмет в сетке часов.

Но когда я взяла тот самый список из 21 олимпиады, то увидела, что там есть олимпиада по экономике, олимпиада по экологии, олимпиада по основам предпринимательской деятельности. Во всех ли школах есть эти предметы? Нет, но, тем не менее, всероссийские олимпиады по ним давно проводятся и уже вошли в заветный список, который дает преимущества при поступлении в вузы.

Это – результат изменения образовательного запроса общества. То есть в обществе, как в живом организме, появилась потребность в новой системе образования, в новой подготовке специалистов, в выявлении детей, которые готовы к этому образованию. И у меня очень оптимистическая точка зрения на этот счет: годика через два мы тоже войдем в первый список олимпиад.

– И тогда преподавание основ православной культуры и олимпиаду по этому предмету не смогут запретить никакие министерства и академии, которые раньше их «не пущали»?

– Да, потому что на них появился общественный запрос. И сейчас сотрудники и Российской академии образования, и Минобрнауки РФ дают нам «зеленый свет».

– Но еще недавно они были против?

– Теперь они объясняют так: новый стандарт – это договор между семьей, школой, обществом, государством. Так будем договариваться! Если семья, школа, общество требуют, то государство должно пойти им навстречу. Придется договариваться.

Вера ведет к победе

Побеседовав с профессором Татьяной Скляровой конкретно об олимпиаде, я попросил ответить на более общие вопросы ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева.

– Отец Владимир, в чем вы видите главную задачу преподавания основ православной культуры в российских школах?

– Основы православной культуры либо какая-то другая форма религиозного образования совершенно необходимы для спасения молодого поколения, потому что воспитание всегда основывается на вере, без веры в какие-то идеалы никого воспитать невозможно. Даже когда эти идеалы являются ложными, как, например, при советской власти, они все же работают, пока могут вызывать энтузиазм в ребенке. Но когда дети перестают в них верить, начинают над ними смеяться, необходимо обратиться к истинной вере.

В настоящее время в нашей стране никаких других идеалов, кроме религиозной веры, нет и быть не может. Потому что вера в Бога является основой и главным духовным содержанием нашей культуры, всей европейской цивилизации. Когда рухнула советская власть, именно эти добрые корни православной веры удерживали наш народ и давали возможность восстановления религиозной и нравственной жизни. И сейчас Церковь, православная вера имеет очень большой духовный потенциал, который абсурдно не использовать. Государство, видя катастрофу, которая перед нами разверзается, просто не может это не использовать. Это единственное, на что еще можно надеяться.

– Иначе государство погибнет?

– Мы уже видим, что наши дети и молодежь погибают. За последние годы в огромное число раз увеличились детский алкоголизм и наркомания. Наша страна вышла на первое место в мире по потреблению героина.

Если не будут приняты радикальные меры, наша молодежь погибнет и наша нация вымрет за короткое время. А в качестве радикальных мер можно говорить только о религиозном воспитании. Никаких других эффективных мер никто предложить не может. Всякое промедление в этом вопросе – смерти подобно.

Что касается того, как обстоят дела на практике, приходится выразить большое сожаление. На сегодняшний день религиозное воспитание в России еще не имеет должного «статуса благоприятствования» со стороны государства, такого статуса, который оно имеет в других странах. Цивилизованные страны используют возможности религиозного воспитания, влияния Церкви для решения социальных проблем. А у нас этот потенциал остается мало задействованным.

Немногие православные школы, которые сейчас открыты, и те небольшие социальные программы, которые выполняются, – это капля в море. Но эти попытки показывают, насколько эффективной, удачной может быть такая работа. Если бы у нас государство помогало Церкви, то могли бы быть ощутимые результаты за очень короткое время.

– Обстановка в стране улучшилась бы?

– Несомненно. Можно было бы действительно построить программу спасения нашей молодежи.

– Российские территории активно осваиваются народами Кавказа, в том числе исповедующими ислам. В отличие от русских, они не переживают демографический кризис. И в школах больших российских городов уже чуть ли не половина учеников из мусульманских семей. Можно ли и нужно ли, на ваш взгляд, совмещать там преподавание и Православия, и ислама?

– Православная вера обладает исключительным свойством: она всегда проповедует мир, никогда не призывает к насилию и конфликтам. Хорошо известно, что колонизация русского севера, Сибири происходила, в основном, мирным путем. Православная вера приходила без меча и огня, как это нередко бывало на Западе: в Российской империи народы, исповедующие разные религии, уживались вполне дружелюбно. Русский народ нес российским инославным культуру, европейскую цивилизацию, не заставляя их отрекаться от своей веры, не возбуждая религиозных конфликтов. Их и не было в Российской империи.

И теперь мы знаем: там, где молодежь получает серьезное православное воспитание, никаких конфликтов нет. И никто из русских людей не возражает, чтобы мусульмане преподавали своим детям ислам. Если в одном классе есть группа мусульман и группа православных, то пусть они разделяются – каждый изучает свою религию. Так, как разделяются группы на уроках иностранного языка, например английского и немецкого.

Каждый изучает то, что желает. Это ничему не препятствует, никто не собирается учить детей конфликтовать и враждовать. Такое образование только помогает установлению мира, разумного сотрудничества и добрых отношений.

С другой стороны, если такого образования не будет, то религиозный дух может быть подменен какими-то экстремистскими стремлениями, псевдо-религиозным энтузиазмом, который часто вырождается в национализм, когда религиозные лозунги используются для националистической и политической борьбы, для разжигания вражды. Те отрицательные явления, которые мы видим в нашей стране, например выражающиеся в варварских избиениях мигрантов нерусского происхождения, происходят именно из-за религиозного невежества, из-за отсутствия религиозного воспитания. Самое лучшее средство против скин-хедов и против всего этого разбоя – это нормальное православное воспитание.

– Некоторые мусульмане согласны, чтобы их детям преподавали Православие, лишь бы они не стали отбросами общества.

– Думаю, что преподавание православной культуры никому помешать не может. Я вот не очень хорошо знаю культуру ислама, но если бы у меня было время, то с удовольствием с ней бы познакомился. И не считаю, что это мне как-то повредило бы. Думаю, можно было бы пойти и на такое преподавание – но добровольно. Если захотят – пожалуйста, не захотят – не надо.

– Я знаю одного игумена, убежденного, что для введения предмета «Основы православной культуры» в российских школах не найдется достаточного количества хороших педагогов, способных передавать детям самое главное – свою веру в Бога. Поэтому, дескать, наше образование не готово к широкому внедрению этого преподавания. А как думаете вы?

– Преподавателей, конечно, у нас немного, но они уже есть. Один наш университет каждый год дает сотни выпускников, которые могут преподавать основы православной культуры.

– Это люди верующие, не скептики?

– Конечно. Естественно, преподаватели Православия или ислама должны быть верующими людьми. Это же очевидно! Сейчас в России 45 кафедр теологии, уже есть какие-то кадры, которые могут начать эту работу. И если государство будет поощрять эту деятельность, а не мешать, то необходимое количество преподавателей будет подготовлено в ближайшее время.

– Старец Паисий Святогорец с сожалением говорил о людях, «обезображенных внешним образованием», которое не облагораживает душу. Не произойдет ли нечто подобное со знатоками православной культуры: не ослабят ли их теоретические знания живую веру?

– Если православная культура или какой-либо религиозный предмет будет преподаваться насильственно или плохо, то тогда это, конечно, будет просто профанацией веры с отрицательными последствиями для всех. Это, конечно, недопустимо. Преподавать такие предметы нужно, во-первых, очень хорошо; для этого необходимы качественные программы и талантливые люди. Во-вторых, ученики должны посещать занятия добровольно. Эти предметы нельзя делать обязаловкой.

– Должен быть факультатив?

– Не факультатив, а предмет по выбору – это другое дело. Например, не хочешь изучать Православие – слушай этику или культуру ислама. То есть этот предмет должен быть в сетке часов, но по выбору.

I Всероссийская олимпиада по основам православной культуры прошла очень успешно. Но меня, признаться, настораживает такое сочетание Православия с языческим духом олимпийского соревнования. Ведь мы должны заниматься духовным самосовершенствованием, а не побеждать противников на интеллектуальных играх. А как вы, батюшка, думаете: в чем должна состоять главная задача олимпиады по основам православной культуры?

– Происхождение этого названия, конечно, никакой связи с христианством не имеет, но это уже устоявшееся обозначение определенного конкурса, которое используется в самых разных предметах очень давно. Поэтому олимпиаду, подобную тем, которые давно проводятся во всех университетах, стали проводить и мы. В нашем университете олимпиада по основам православной культуры проводится уже несколько лет. А в этом году она стала уже всероссийской. Ее задача – привлечь внимание детей, школьников, молодежи к православному образованию, привить им интерес к этим занятиям, к возможностям, которые они открывают.

– Отец Владимир, победители этой олимпиады получают преимущества при поступлении в некоторые вузы. И возникает соблазн получить эту привилегию за взятку. Но обман и подкуп несовместимы с Православием. Как удержать родителей, учеников и преподавателей от нечестного достижения успеха?

– У нас в университете таких проблем не возникает: никто взяток не берет. У нас не только взятки – даже плату не берут за обучение. Соответственно, и в олимпиаде этого не может быть.

– В православном учебном заведении легко решается проблема коррупции, неразрешимая в светском образовании?

– У нас этой проблемы просто нет.

– Можно ли сделать главными духовные стимулы олимпиады: публикации книг с лучшими сочинениями участников, их интервью в СМИ, поездки по святым местам, возможность попробовать себя в качестве преподавателей православной культуры в младших классах и тому подобное?

– Ну, что-то можно будет, конечно, обдумать. Движение это только начинается, и все это мы будем разрабатывать. Тут, вы сами понимаете, требуется поддержка. Вот в этом году Министерство образования и науки РФ нас поддержало. Поддержал также и фонд «Мета». Надеюсь, это только начало.

– Можно ли распространить олимпиаду за пределы России, в другие страны, где сильна православная вера?

– Я думаю, в принципе, это возможно. Если сделать какой-то компьютерный вариант, это будет уже легче.

– А с поездками за рубеж будет труднее?

– Конечно, у нас просто нет на это денег.

– В данном случае компьютерная техника будет позитивным фактором – не оболванивать, а просвещать ребят?

– Совершенно верно.

– Нужно ли изучать ислам, иудаизм, буддизм и состязаться в знаниях с представителями этих традиционных для России религий – устраивать такие вот смешанные олимпиады?

– Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришел некий дворянин и стал его спрашивать, нужно ли ему изучать иностранные языки? У него были сомнения, что это нужно для спасения. Но преподобный Серафим ответил: «А что же плохого – знать что-нибудь?».

Если человек может узнать что-то новое о жизни других людей, то это ему не помешает.

– В том числе и участвовать в олимпиадах с представителями других религий?

– А почему бы и нет? Это все вполне возможно.

– Это не поколеблет веру, не будет вредно для души участников олимпиад?

– Если человеку интересно, если его кругозор расширяется – что ж тут плохого?

– И это будет способствовать взаимопониманию народов, которые политики натравливают друг на друга?

– Все, что делается с добрым сердцем, приносит добро.

– Отец Владимир, глобальный экономический кризис, как показал ХХ век, нередко предшествует мировой войне. Можно ли противодействовать этому засасыванию в адскую воронку, преподавая и проповедуя Православие?

– Во всех трудных обстоятельствах всегда главным фактором, необходимым для победы, являлась вера. Для того чтобы совершать подвиг, идти на смерть, нужна вера. Без веры ни солдат, ни труженик, ни сирота, ни вдова во время тяжелых испытаний не может выдержать.

Поэтому надо воспитывать нашу молодежь в вере в Бога, учить ее противостоять всякому злу, побеждать его добром. Необходимо воспитывать у ребят стремление и способность к православному подвигу, чтобы они становились мужественными, верными, любящими людьми.

Михаил Дмитрук

4 мая 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Оксана 5 мая 2009, 18:58
Статья хорошая. Только мне не понравилось выражение "отбросы общества". Ни один человек не должен чувствовать себя отбросом, какого вероисповедания он ни был бы. Кто говорит "отбросы общества" тот унижает, прежде всего, себя.
Спасибо Михаилу за статью. Рекомендую прочитать другим.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×