Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В Евангелии мы слышали о том, как к Христу подошел один благочестивый молодой человек, юноша, и стал его спрашивать: Учитель благий! Что мне сотворить, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16) И Господь стал перечислять ему заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего, как самого себя. А юноша отвечал Христу: «Я это все соблюдаю с детства, с юных лет, всегда! Что еще мне сделать нужно?» И тогда Господь ему говорит: Если хочешь быть совершенным, то иди и раздай все свое имение нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мной (Мф. 19, 21). И этот юноша, услышав такие слова Христа, опечалился и не последовал за Ним. А опечалился он потому, что имел большое имение: был богатым человеком. И, видя это, Христос сказал Своим ученикам: «Видите? Легче верблюду пройти через игольные уши, чем войти богатому в Царствие Небесное» (см. Мф. 19, 24). Ученики и свидетели этого события ужасались и говорили: «Кто же вообще может спастись?», и Господь сказал: «Невозможно человекам это, но возможно Богу» (см. Мф. 19, 25-26).
Богатство очень часто лежит преградой на пути к Царствию Небесному. Даже если человек живет благочестиво, не нарушает никаких заповедей Божиих, как этот юноша, но богатство затмевает всё его сердце, занимает всю его жизнь, это и есть препятствие для спасения такого человека.
Сейчас богатство, материальное благо стало очень важной частью человеческого бытия, вообще весь мир как будто бы устремлен только на это «высшее благо» — стать богатым человеком и приобрести как можно больше материальных благ. Но увеличение богатых людей не равнозначно увеличению людей счастливых, и тем более — людей спасающихся, идущих за Христом. Как часто несчастны богатые люди! Как несчастны их дети, как несчастны их близкие, как несчастны люди, которые вместе с ними живут, работают, и как часто многих людей, миллионы людей эти люди ради богатства делают несчастными уже в этой жизни. Мы слышим строгие и в то же время наполненные любовью слова Спасителя о том, что такому человеку и в Царствие Небесное очень тяжело войти.
Многие православные христиане тоже богатые, думают так, что если они пожертвуют что-то на Церковь, то этого будет достаточно. Они как бы платят некую дань и думают, что этого хватит для их спасения. Но Господу это неугодно. Ему угодно, чтобы мы наполняли свое сердце Божественной благодатью и очищали его. Поэтому у таких людей, которые материально и стараются помогать Церкви, часто сердце наполнено скверной, злобой, завистью, блудодеянием, прелюбодеянием, и из него исходят злоба и зависть (см. Мф. 15, 19).
Такой человек, с одной стороны, очень могущественный и богатый, а с другой стороны, глубоко несчастный. Он думает, что он владеет богатством, а на самом деле богатство владеет им. Он — раб и заставляет всех вокруг себя быть рабами этого богатства, вместо того чтобы быть человеком свободным в Духе Святом, очистить свое сердце, наполнить его Божественной благодатью, чтобы из него исходила любовь, милость, всепрощение, чтобы вокруг все люди были рады его видеть, потому что признавали бы в нем образ и подобие Божие, верного ученика Христова.
Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11), — говорит пророк Давид. Сердце свое вместе с текущим к нам богатством мы не должны сдавать в банк, давать под проценты, потому что наша бессмертная душа бесценна. Именно этого Господь ждет — чтобы она соединилась с Ним и следовала за Ним. Апостол Павел говорит: Умею жить в скудости и умею жить в богатстве (Флп. 4, 11). Можно научиться и тому, и другому. В богатстве можно жить человеку и спасаться, и спасать других людей, и учить других людей истинам Евангелия, как это делал апостол Павел. Но для этого нужно то, что сказал Христос: не просто не делать зла, не просто не преступать заповедей, но Он ждет большего, Он говорит: раздай нищим свое богатство и следуй за Мной. Всякий человек, получающий богатство, должен понимать, в первую очередь, что это Господь дает ему для того, чтобы он дал еще кому-то, и чтобы преумножил это богатство ради блага своих ближних и ради спасения своей бессмертной души.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность