MP3
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Вот и подошли к концу дни Великого поста и Страстной недели. Мы праздновали Торжество Православия, искали священного безмолвия, познавали Божественный Свет вместе с Григорием Паламой, поклонялись Кресту, восходили по лестнице борьбы с грехом вместе с Иоанном Лествичником, боролись со страстями в пустыне вместе с Марией Египетской, встречали Христа, входили с Ним вместе в Иерусалим, сострадали Ему, сораспинались Ему, погребали Его – и вот встречаем Его, победителя и воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Все мы восходили на эту гору Божественных духовных дарований. Все, как могли, шли по этому пути. Кто-то шел, как настоящий, тренированный, испытанный воин, кто-то барахтался внизу, кто-то опомнился совсем недавно и стал делать хоть какие-то усилия для того, чтобы тоже взойти или хотя бы попробовать приблизиться к этой вершине. Так мы восходили во дни поста. Были падения, были поражения, но мы шли вперед, восходили, ища духовных даров, откровений, познания, хотели обновиться, хотели победить вместе со Христом. И вот, этот подвиг уже у нас за спиной. Мы торжествуем, мы встречаем Воскресшего Христа. Мы сейчас находимся в тихом предвкушении этого торжества. Впереди Пасха – Воскресение Христово, – все мы к этому готовимся.
Альпинисты всю жизнь занимаются тем, что покоряют вершины. Конечно, часто они это делают по собственному тщеславию, они одержимы этой страстью. Но этот пример для нас тоже сейчас очень важен. Есть страшная статистика: очень многие из этих людей, покоряющих различные высоты, причем независимо от того, насколько они опытные и физически подготовленные, разбиваются насмерть уже после покорения. Можно сказать, на обратном пути. Есть разные данные: называют, 30 процентов, иногда говорят, что 50. Например, многие хотят покорить самую большую вершину, Эверест, и она постоянно забирает человеческие жизни. Если ты добрался до вершины, это еще вовсе не значит, что ты вернешься живым. Очень многие разбиваются, теряют сознание, замерзают, умирают именно на обратном пути.
Для нас этот страшный пример очень важен. Многие из нас по своему опыту знают, что после поста мы часто впадаем в расслабление и искушения, даже в самый день Пасхи, и теряем всё то, что приобрели. Есть такая икона святого Иоанна Лествичника, где восходят по лестнице в рай, в Царствие Небесное подвижники и падают очень многие из них, даже с самого верха. Очень убедительная картина на этой иконе. Летят вниз головой и священники, и монахи, и архиереи – люди, которые, казалось, были в одном шаге от того, чтобы войти в Царствие Небесное. Это для нас очень важное предостережение в эти минуты. Нельзя быть людьми беспечными, нельзя быть людьми глупыми, наивными. Надо всегда помнить о том, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5: 8), а более всего он хочет поглотить нас, учеников Христовых. Но Христос пришел в мир, был распят и воскрес для того, чтобы нам измениться, чтобы нам ходить в обновленной жизни. Не для того, чтобы нам сорок дней поститься, а потом разговеться, не для этого. А для того, чтобы мы изменились, чтобы мы стали сильнее греха и сильнее диавола.
Поэтому сейчас, в предвкушении Пасхи, все мы должны настроиться на то, что подвиг наш не закончен, он только начинается. Всю Пасхальную неделю будут радостные, торжественные, победные богослужения, храмы будут открыты, будут совершаться крестные ходы, будет Чаша для нас приготовлена для участия в Евхаристии – приобщении Тела и Крови Христовых. Это и есть ходить в обновленной жизни (Рим. 6: 4).
Господь говорит Своим ученикам: Идите, научите все народы… уча их всему, что я заповедал вам (Мф. 28: 19–20). Мы такой силой обладаем именно благодаря тому, что мы свободны от греха. Мы ходим в обновленной жизни, и это и есть самая главная и самая действенная проповедь. Для этого и дается нам время Великого поста – чтобы мы приобрели силы, чтобы мы отличались от мира, чтобы мы были светом этому миру (ср.: Мф. 5: 14) и обращали всех, крестили во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа своим примером, своей любовью, своим светом. Господь без меры дает благодать Святого Духа (см.: Ин. 3: 34). Главное – чтобы мы были настоящими Его учениками, мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6: 11).
Аминь.