Сегодня Церковь вспоминает событие Воскресения Христова. Господь явился Своим ученикам, но, когда Он им явился, один из них не был там. И когда его друзья сообщили, что видели воскресшего Господа, он сказал: «Я не поверю, пока не вложу свои персты в Его раны» (см.: Ин. 20: 24–25). Этот ученик был Фома. Поэтому и неделя эта называется – Неделя апостола Фомы. И Господь, милосердный и снисходительный к человеку, в восьмой день снова является ученикам, но уже в присутствии апостола Фомы, и призывает его вложить персты – пальцы свои – в Его раны, чтобы убедиться, что Он воскрес, что Он истинный Сын Божий, Спаситель мира, Господь, которого ждали многие поколения людей из народа, к которому принадлежал и апостол Фома. И когда Фома выразил свою веру, убедившись в Воскресении Христовом, Господь ему сказал: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29).
В сегодняшний день нам предстоит особо задуматься о том, что же такое вера. Мы люди вроде бы верующие, по крайней мере такими нас считают те, кто отрицает и Бога, и Воскресение, и Церковь. Это признак настоящих христиан: мы верующие люди, мы ходим верою, как говорит апостол Павел (2 Кор. 5: 7). И действительно, вера – это и есть самое большое богатство наше и вообще самое большое богатство в этом мире. Если нет у человека веры, ничего у него нет. А мы привыкли к тому, что мы люди верующие, и уже не замечаем этого богатства, не понимаем, как оно важно для нас. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Великое благо – вера, когда она бывает от горячего сердца, от многой любви и пламенной души. Она делает нас мудрецами; она прикрывает ничтожество человеческое и, оставляя умствования земные, любомудрствует о вещах небесных; даже более: чего мудрость человеческая обрести не может, то она с избытком постигает и совершает»[1].
Поэтому Господь и называет нас, людей невидевших и уверовавших, блаженными. Мы блаженны, мы близки к Богу, близки к спасению. Мы верим не потому, что, как апостол Фома, вложили свои персты в Его раны, но мы верим учению Церкви, верим святым отцам, верим священникам, верим всему тому, о чем учит Церковь, и это является для нас источником жизни. Святые отцы, когда рассуждали об истории с апостолом Фомой, говорили, что вера от видения – то есть если бы Господь каждому из нас являлся постоянно и призывал вложить руки в Его раны – менее блаженная, чем вера тех людей, которые не видели этого и уверовали. Увидели Христа Воскресшего своими очами и могли к Нему прикоснуться только совсем немногие: апостолы, жены-мироносицы. А вся остальная Церковь жила всегда верою, и поэтому она эту веру так берегла, так боролась за ее чистоту. Поэтому и были все эти соборы, споры, мучения, страдания, готовность идти на смерть за чистоту веры.
Люди, Божии человеки понимали, что это самое главное, и враги Церкви тоже понимали, что это самое главное. Поэтому для того, чтобы уничтожить Церковь, уничтожить христианство, они обрушивались, высмеивали верующих людей. В XX веке в нашем Отечестве слово «верующий» приобрело такое насмешливое юмористическое значение. И даже сейчас, когда вы приходите к вере, часто близкие и друзья говорят: «Он стал верующим» – звучит это, как будто человек стал каким-то ненормальным дурачком. Поэтому столько лжи лилось на Церковь и на верующих людей. Зачем? Чтобы отвести новое поколение – молодежь, детей – от Церкви. «Верующий» – значит какой-то ущербный человек. Вот такая лживая сатанинская проповедь велась почти весь XX век.
Но посмотрим, к чему пришли многие ученые люди. Порой приходится разговаривать с людьми, по-светски образованными, с кандидатами и докторами наук в разных сферах. И такой ученый, но неверующий может нести такой несусветный бред и сам в него верить, что диву даешься: что вышла из воды ящерица, у нее отвалился хвост и потом потомки этой ящерицы написали симфонию Шостаковича или Моцарта. Вот в это люди верят, а когда мы говорим им о Воскресении Христовом, они в это не верят. Они не верят в существование диавола, ангелов, в Адама и Еву, они говорят, что это сказки. Но если рассуждать логически, посмотреть на теории, которым следуют сами эти люди, то увидим: они не менее гипотетичны, они не менее бездоказательны – но люди верят в это.
Доходит до смешного и трагичного: иногда очень образованные люди в момент отчаяния, болезни или постигшего их несчастья готовы поверить во что угодно, отдаться кому угодно в руки... Отдают всё, кланяются этим объектам своей веры – и остаются обманутыми, несчастными, и ничто им не может помочь. Почему так происходит? Потому что люди не имеют самого главного, того, над чем они смеялись и издевались: не имеют веры. Веры, которая покоряла целые народы, царства, воскрешала из мертвых, которая позволяла человеку совершать великие подвиги, физические и духовные. Этой веры нет у людей.
Но мы, у кого есть хоть немножечко веры (конечно, не надо обольщаться, что мы очень верующие люди), должны помнить о двух очень важных вещах. Вера без дел мертва (Иак. 2: 26). Без добрых дел, без милосердия, без любви богословие мертво. Наша вера мертва без добрых дел, без милосердия, без смирения, без способности любить ближнего – такого, какой он есть. И еще вера мертва, когда жизнь наша не соответствует этой вере.
Есть немало христиан, которые очень хорошо разбираются во всем, спорят о Божественных энергиях, знают, когда и какие соборы были и по какому поводу, а живут эти люди абсолютно безнравственно. Такие люди есть среди мирян, такие люди были в истории Церкви и среди духовенства. Они есть и сейчас, и вера таких людей мертва, она не спасительна. Да, они могут поделиться своими теоретическими знаниями о Боге с человеком незнающим и таким образом совершить добро, но сами они не спасаются. А кто же тогда мы такие? У нас и веры очень мало, и жизнь наша никакая.
Сегодня день апостола Фомы, дорогие братья и сестры. Мы всю неделю праздновали Светлое Воскресение Христово, праздновали его по-разному. Но самое настоящее празднование – это приложение усилия к познанию Бога. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, почему у людей слабая вера, почему нет веры. А потому, что нет желания потрудиться[2]. Не знают люди самых элементарных вещей о своей вере, не могут ее исповедовать, не могут ее защитить. Но самое страшное, что не могут жить так, как заповедал им распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Христос пришел в этот мир, пострадал и воскрес для того, чтобы мы жили верою, ходили верою, чтобы вера была самым главным в нашей жизни. Движимые верою, мы не боимся никого – ни диавола, ни его лжи, ни его слуг.
Христос воскрес! Воистину воскрес!
[1] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Ин. 11: 31–40. Беседа 63.
[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. О ревности душевной и духовной.