В основе вышедвешей в издательстве «Вольный странник» книги «Духовное пробуждение» – проповеди иеромонаха Игнатия (Шестакова), произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, – эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Данная книга будет интересна всем, кому небезразлично православие.
***
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19–20). С такими словами любящий Господь обращается к нам, своим ученикам, потомкам Адама, изгнание из рая которого мы сегодня вспоминаем.
Люди были изгнаны из рая по собственному непослушанию, это был, можно сказать, их собственный выбор: они не послушались Бога и лишились райского наследия. И с тех пор все мы, потомки Адама, ходим во тьме, в юдоли плача. Что такое жизнь человека и жизнь всего человечества? Это сплошная трагедия. Люди убивают друг друга, как убил Каин Авеля, первые дети Адама и Евы. Жизнь на земле, можно сказать, началась с убийства, с зависти, со злобы, и вся история человечества — это беспорядочные войны, соперничество, борьба.
Мы часто хвалимся этими победами, говорим о том, какими мы стали сильными, о том, что мы можем сделать с другими людьми, но всё это суета, всё это тьма. Ходим во тьме и делаем дела тьмы. Вот что постигло потомков Адама после изгнания из рая. Все мы в этом смысле преступники, все мы носим последствия этого греха и трагедии жизни человечества.
Но Господь всем желает спасения, Он не оставляет этих непослушных, самовольных потомков Адама, Он им говорит, что сердце их должно быть с Ним, с Божественным на небесах, а не с тленным и умирающим.
Приблизилось Царство Небесное, — говорил пророк и Предтеча Иоанн (Мф. 3, 1), память которого мы праздновали накануне[1], и это очень символично: как раз перед началом поста сам образ Иоанна Предтечи, призывающего к спасению, очень важен. В апостольском чтении на сегодня говорится: сейчас мы ближе к спасению, чем когда мы уверовали. Сейчас наступает пост, и спасение становится ближе к нам. Ночь прошла, и день приблизился, итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света (см. Рим. 12, 11-12). Оружие света приготовила нам Церковь, и Господь через Свои страдания и Своей любовью наделяет нас особой силой и для общения с Ним, и для борьбы с диаволом. Это очень важное время.
Человеку свойственна некоторая несерьезность, а особенно человеку русскому свойственна такая романтическая лень. Нам всё время кажется, что батюшки обо всём нам нужном расскажут и напомнят. Но вера христианская — это вера тружеников, вера людей, которые трудятся и поучаются в своей вере, кто находит время, чтобы узнать о самом главном. Поэтому, чтобы это время поста не прошло зря, сейчас каждый из нас, кто этого еще не сделал, должен почитать, понять, что будет происходить во все дни недели Великого поста, какие праздники, какие особые дни есть в этот период, чтобы потом, когда пост пролетит как стрела, вы не говорили: ну вот, как быстро пролетело время и никакого результата не видно. Этого не должно быть! Не зря Господь дает нам это время, его надо беречь, его надо использовать с пользой для своей души, внимательно относиться ко всему, что происходит. И это несложно в наше время, все необходимые источники доступны.
Для того, чтобы узнать, как называются недели Великого поста, нужно потратить максимум пятнадцать минут. Прочитать: взять календарь и посмотреть, для того чтобы осознанно подходить к тому, к чему нас готовит Церковь и что она нам дает, дарит бесплатно в эти прекрасные дни. И сегодня те, кто пришел в Церковь и был внимателен, услышали важные мысли о посте, о том, что нужно соблюдать, как стараться поступать.
Во-первых, не надо быть унылыми и надевать на себя маску постных страданий, и всем показывать, что мы великие подвижники, поэтому нам тяжело и мы имеем право с трагическими лицами раздражаться на наших близких. Нет, напротив, мы должны быть радостными, исполненными благодати Святого Духа, чтобы люди видели, что с настоящим христианином делает пост: как он наполняется Божественным светом, какую радость, какую легкость, какую свободу он несет во время поста!
И не должны никого осуждать — ни тех, кто не хранит пост, ни тех, кто, по нашему мнению, слишком ревностно его соблюдает. Кто ты, чтобы судить чужого раба? — говорит Священное Писание (см. Рим. 14, 4).
Каждый из нас должен найти на это время и потрудиться. Потому что на весах лежит спасение нашей души, а не просто установление Церкви или соблюдение каких-то гастрономических тонкостей. Именно так, и никак иначе, спасается наша душа. Нет другого пути, нет! Нам всё время кажется, что есть еще что-то, помимо тех простых вещей, о которых говорит нам Церковь, а эти простые вещи — они не важны. Нет! Именно они и важны. С этого начинается наше спасение. Потому что на самом деле всё очень просто в Церкви: Господь, понимая наши немощи, с очень большой любовью печется о нас, чтобы каждый из нас понял, что ему делать, как спасаться: для этого нужно смирение, смиренномудрие, нужно стараться быть мудрым человеком и смиренным, слушать священников, которые, может быть, не всегда нам нравятся. Но нам не нравятся и наши родители, и наши дети, и наши мужья, и наши жены, нам не нравятся наши учителя в школе, нам не нравятся все те, кто заставляет нас работать, учиться, нам не нравятся врачи, которые грубо с нами поступают, когда обличают наши болезни… И только по прошествии времени мы понимаем, что именно они сказали и сделали для нас очень важное.
Поэтому надо внимательно и смиренно относиться к тому, что говорит Церковь, и эту заботу, эту тяжесть разделить вместе со священниками: самим потрудиться и то, что возможно, узнать самостоятельно, а уже потом спрашивать о каких-то тонкостях. Часто бывает, что люди спрашивают о каких-то простых, элементарных вещах, о которых могут узнать сами, и батюшки просто уже устают. Мы все вместе должны идти по этому пути Великого поста, друг другу помогать, с любовью друг другу подсказывать. И вместе встретить, обновленными, новыми людьми, Воскресение Христово, и вместе встретиться в Царствии Небесном.
[1] Память пророка и крестителя Иоанна празднуется Церковью 08 марта. Воспоминание Адамова изгнания в 2019 г. пришлось на 10 марта.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность