Говорят, история развивается по спирали. Надо полагать, тут речь идет о прогрессе и восхождении, когда, преодолевая ошибки и заблуждения прошлого, человек или общество на новом витке истории чуть-чуть приподнимается над собой и, разрывая круг, устремляется серпантином вверх, восходя «от силы в силу». Понятный и поучительный образ.
Освящение храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). Крестный ход с южной стороны здания. 1907 год |
Читаешь – и действительно жуть берет от осознания того, насколько то время похоже на наше… не по историческим и политическим реалиям даже, а по всеобщей какой-то одержимости, увлеченности очередной мечтой о безбожном рае.
Такое ощущение, что мы стоим на рубеже, и если не соберемся, если не обратимся, то замкнувшийся вековой круг заставит снова повторить непонятый урок: без Бога добрая жизнь невозможна. И доброй она становится не от веры только, но и от исполнения Божиего закона – закона доброй жизни, заменить который не способны никакие человеческие фантазии и прожекты. И именно понимаешь, что кровавое месиво революций, голода, гражданской междоусобицы, сталинских лагерей, великой страшной войны – все это во многом было последствием выбора, сделанного народом в своем обольщении призрачной и ложной мечтой.
Но я вернусь к подписке «Церковных ведомостей» за 1905 год. Жизнь Церкви, как и жизнь человека, сложна и многообразна, но в периоды крайних потрясений, опасности становится особенно ясно, что в жизни второстепенно, а что по-настоящему важно.
Весь 1905 год на страницах церковной периодики живо обсуждалось реальное положение дел в обществе и в Церкви и необходимость преобразований. И вот – в обстоятельствах крайней тревоги, смуты – главным вопросом, требующим немедленного разрешения, Церковь признала вопрос оживления приходской жизни. В специальном определении Святейшего Синода говорится: «В тяжелые времена великой скорби, постигшей державу Российскую, когда колеблются отеческие предания и дерзновенно попираются закон и правда, является настоятельнейшая и неотложная нужда в теснейшем единении пастыря с паствой и в постоянном взаимообщении пастырей». И далее: «Святейший Синод обращает особенное внимание епархиальных преосвященных на необходимость приложения всяческих стараний к оживлению приходской жизни».
Главной же причиной, препятствующей духовному возрождению, была названа следующая: «С глубокой скорбью следует признать, что в мирянах нашей Русской Церкви омертвела церковность вследствие давнего отстранения их от дел церковных; да и в самом клире оскудела она – вследствие того же разделения».
Разве не о нашем времени это сказано? Разве не очевидно, что этот больной, важнейший вопрос православной жизни снова стоит перед нами, и нужно – обязательно нужно – его разрешить, чтобы разомкнуть заколдованный круг.
«Оживление церковно-приходской жизни» – вот в чем Церковь усмотрела главную надежду на грядущее возрождение России. Церковь заглянула в себя, в свое сердце и призвала чад своих сплотиться вокруг Христа, начать с утверждения «малого стада», прежде чем «спасать» остальной мир.
Именно постепенное и неотступное оскудение христианской, приходской жизни привело Россию к катастрофе 100 лет назад, и то же равнодушие, пренебрежение «малой Церковью» – под которой можно разуметь как семью, так и приход – снова уверенно подталкивает нас туда же сейчас.
Сменились лишь внешние обстоятельства. Раньше было время гонений, когда сатана старался погубить Церковь физически. Не получилось. Больше того – Церковь засияла ярче, прославился сонм новомучеников и исповедников. Но сатана не отступил, он лишь поменял тактику, и время страшных, бесчеловечных гонений сменилось временем чудовищного обольщения и соблазна… временем не менее страшным по своим последствиям, чем явное гонение. Страшное время! Время отчаянной и напряженной борьбы духов тьмы с Церковью. Имена этих духов известны: нажива, жадность, похоть, эгоизм, самолюбие, гордость… Повсюду, со всех сторон: с экранов телевизоров, с билбордов, со страниц газет и журналов, в разговорах – в полный голос, открыто, в крик зазывают бесы человека в бездну. И что же мы – ополчились? Ничуть. Напротив, стремление к достатку, роскоши, греховным наслаждениям… стремление, вопреки всем духовным и нравственным нормам, достичь преуспеяния… стремление к тому, что называется в Церкви маммоной, стало определяющим стилем жизни современного человека. И поклонение этому духу, поклонение всеобъемлющее, страстное, всепоглощающее все очевиднее принимает масштаб национальной духовной болезни, страсти. Страсть же всегда, рано или поздно, приводит к страданиям, и страдания эти обещают быть тем более масштабными, чем большее наш народ проявил упрямство, не желая замечать горьких уроков недавней истории. Всякое слово правды, звучащее как набат, высмеивается, подвергается остракизму. Общество наше похоже на человека, идущего с завязанными глазами к обрыву и не желающего слушать тех, кто об этом обрыве знает. Больше того, этих – предупреждающих – не любят, их ругают, злобно насмехаются над ними, как будто не понимая, что эти предупреждения исполнены не ненависти, а заботы и сострадания.
Главная опасная черта нашего времени – это духовная разобщенность. Нет духа, скрепляющего людей в народ. Точнее, дух этот есть, но им пренебрегают, выбирая другой дух – дух алчности, наживы и обособленности. Дух расслабляющий, разлагающий человека и общество, лишающий подлинной, созидающей силы.
Мир заблудился, а мы из кожи вон лезем, чтобы оказаться на «высоте» этого всебезумия. Не видим сокровища, данного нам, – сокровища чистой веры; не ценим его, не хотим принять и умножить! Лукавые рабы, закапывающие талант в землю и забывающие, что рано или поздно придет Господин, Которому придется дать ответ за погубленный дар.
Горько именно то, что опять назревает какая-то катастрофа, встряска, необходимая для того, чтобы народ наш опомнился, увидел ясно: что на самом деле важно, что нужно хранить и чтить, что нужно лелеять как зеницу ока. Но ведь не хочется этих встрясок! И плачет, и молит, и просит Церковь: люди, ну опомнитесь, пожалуйста! ну не надо опять загонять себя в тупик! ну почему нужно обязательно через муку невыносимую и боль и ужас приходить к осознанию истины?! Неужели нельзя иначе – с благоговением, постепенно, разумно и ответственно возрастать в добре, восходить к духовным высотам, утверждаться в «благоденственном и мирном житии»?! Неужели нас нужно лупить как скотов несмысленных? Нет? Так докажем себе и миру, что мы не скоты, а люди.
Скажут: это эмоции, обобщения… Ну так и что же, разве обобщения не могут быть верны? Разве они не способны выражать, пусть даже с крайней прямотой, больную и накипевшую правду?
Кто еще не утратил остатки духовного чутья, кто еще способен прислушаться к голосу совести, сознайтесь себе: без Православия нам страну не поднять и народом не остаться. Мы пренебрегаем основанием, на котором веками строилась русская жизнь. И если мы этот «отвергнутый камень» не поставим во главу угла, то все наше очередное строительство будет обречено на провал. Так и будем вымирать: спиваясь, скалываясь, губя миллионами во чреве детей в угоду своему самолюбию, погибая душой в упрямой самонадеянности, а на наше место будут приходить другие – более хищные, жадные и агрессивные, исполненные иной, дикой, необузданной силы… силы саранчи… или пожара… или потопа. И тут никакими «химикатами» и «брандспойтами» не поможешь. Потому что наша сила в единстве с Богом, и возрождение духовной, нравственной, а в конечном итоге и физической жизни народа без этой – духовной – силы невозможно.
Пугает именно то, как похоже все происходило тогда – на заре минувшего века: как постепенно стало казаться обществу, что Церковью можно пренебречь, что есть еще другие какие-то пути и формы устройства жизни, на каких-то иных, не христианских началах, что вера – это что-то необязательное и туманное…
И как в советское время, прежде чем с легкостью губить миллионы, нужно было убедить палачей, что человек – это всего лишь кусок говорящего мяса, так и теперь хотящие погибели Церкви пытаются убедить всех, что это просто «коммерческая организация», «отсталая и теневая» и мешающая мировому прогрессу.
Посмотрите на карту: тонким ломтиком обозначена там Япония и огромным караваем – Россия. И вот – в Японии живет 127 миллионов человек, а в России – 142. Несоизмеримо! Возьмите карту, не поленитесь, посмотрите, сравните, вдумайтесь – это впечатляет… Соседний Китай в два раза меньше по территории, чем Россия, а живет там 1,3 миллиарда человек… Мы вымираем, мы становимся вялым, никчемным… не народом даже, а людским поголовьем, как это ни страшно звучит. Мы утратили отвагу и дерзновение, решимость и бодрость – эти незаменимые и необходимые качества русского духа. Эта отвага, а не преференции и субсидии, побуждала рожать в семье по десять детей; эта отвага, а не надбавки к жалованию, помогала осваивать новые земли, эта отвага, а не обещание льгот, помогала побеждать нам в страшных войнах. И единственный источник этой отваги – православная вера. Говорите что хотите, выстраивайте какие угодно теории, но и в XX веке действовала в народе та же самая, не иная, святая отвага… отголосок многовековой духовной жизни Руси… только эту отвагу использовали подло, по-хамски для достижения своих – политических, идеологических, экономических – целей… Пытались использовать святой огонь для построения очередной вавилонской башни. В результате и башня рухнула, и огонь иссяк. Иссякла в народе отвага – вот о чем трубить надо. И ничем ее не восстановишь теперь, кроме веры.
Но веру невозможно насадить «широким фронтом». Нужно и хорошо проводить «образцово-показательные» социальные, благотворительные программы, заниматься миссионерством, возвышать свой голос, отвечая на «вызовы времени», но нельзя притом забывать о малом. Именно о малом-то и нельзя забывать, потому что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10).
У нас и в церковной, и в гражданской жизни принято много правильных и мудрых документов. Но реальная жизнь совершенно этим правилам и документам не соответствует. Все идет по инерции, и эта инерция далека не то чтобы от образца, а вообще от норм, от начатков христианской жизни. И если говорить о насущной необходимости реформ в Церкви, то эта необходимость состоит в устроении приходской жизни на началах подлинно христианской любви. И из этого внутреннего опыта, реального, действительно семейного, из опыта «малой» любви и может вырасти истинная проповедь, проповедь, которая может быть услышана и принята миром.
Русская Церковь ставит перед собой глобальные задачи, строит масштабные проекты и планы, и это, наверное, правильно и хорошо, но если эти масштабные проекты будут реализовываться так же «успешно», как «малый» проект организации приходской жизни, то лучше бы об этих проектах и не заводить речь, чтобы не вышло по известной евангельской притче о человеке, который собрался строить башню, но не рассчитал свои силы и сделался для всех посмешищем (см.: Лк. 14: 28–29).
Об этом больно и горько говорить, но для «стороннего наблюдателя» наша Церковь превращается в какую-то феодальную систему, оторванную от реальной жизни и пугающую многих своей мрачной, монументальной властностью. Здесь именно не идет речь о догматических и канонических основах, но о самом подходе, об отношении к людям, лишенным большей частью подлинной любви, внимания, участия и милосердия. Это грустно, но наша Церковь скупа – именно скупа – в отношении людей. Значительные усилия и средства идут на что угодно, только не на помощь прихожанам, многие из которых пребывают в крайней нужде, не на лечение больных, не на заботу о людях преклонного возраста, не на поддержание малоимущих семейств и сирот, не на воспитание подрастающего поколения, не на поддержку одиноких, уставших от бед людей… Не на достойную оплату труда всех тех «малых», кто беззаветно служит Церкви и обеспечивает ее благосостояние: певчих, уборщиц, регистраторов, свечниц, поварих, учителей воскресных школ, соцработников, молодежных активистов… Все это кажется нам чем-то второстепенным и скучным. Зато мы с чувством чрезвычайной значимости вкладываем деньги в камень, бронзу, дерево, краски и позолоту… (о банковских счетах я боюсь и говорить), словно забывая, что главная ценность Церкви – это люди, именно люди, какими бы они ни казались ничтожными и маловажными… Никто не говорит, что не нужно строить и реставрировать храмы, но люди не меньше храмов нуждаются в любви и заботе и во «вложении средств», как это ни банально звучит.
Основные направления полноценной приходской жизни: богослужение, благотворительность, просвещение, миссионерство, организация религиозно-нравственных бесед – все это не может и не должно держаться на «голом» энтузиазме. Все это требует разумного и планомерного распределения средств. Вот почему в программе приходского возрождения, выработанной церковной печатью в 1905 году, одним из важнейших условий возрождения приходской жизни был признан «доступ прихожан к участию не только в заведовании, но и в распоряжении имуществами и капиталами приходского храма».
Церковная реформа начала прошлого века предполагала широкое участие прихожан в управлении жизнью прихода. Главный руководящий орган – приходское собрание – предоставлял возможность свободного обсуждения насущных проблем приходской жизни. Приходской совет – высший распорядительный орган – кроме настоятеля, старосты и казначея, включал в себя еще 9 представителей от мирян. Такому составу приходского собрания было удобно организовывать реальную благотворительную, попечительную, просветительскую, миссионерскую работу в пределах своей общины.
Теперь же мы неведомыми путями пришли к жесткой авторитарной системе управления приходом, где вся полнота власти сосредоточена в руках архиерея и двух-трех доверенных лиц, основные усилия которых направлены на «выкачивание» из прихода денег в пользу глобальных и грандиозных проектов, перед «важностью» которых должны померкнуть такие «мелочи», как забота о стариках, больных, убогих, сиротах и малоимущих прихожанах. Больше того – в современной приходской реальности не бывает общих собраний, нет живого и непосредственного обсуждения приходских нужд, так что вместо реализации общинных интересов реализуются лишь субъективные интересы настоятеля (архиерея) и административной элиты.
Нацеленность на «выкачивание» денег из прихожан отрицательно влияет на духовную, богослужебную жизнь прихода, вмешивается в нее. Горько говорить об этом, но в повседневной жизни храма все большее значение приобретает служение не Христу, а маммоне, какими бы «высокими» мотивами это служение ни оправдывалось. Все в храме должно «приносить копейку», а все, что не приносит доход, негласно считается чем-то второстепенным и маловажным.
И вот как-то так сложилось, что священник приобрел в Церкви как бы вспомогательную функцию, был поставлен (именно поставлен, я это подчеркиваю) в положение наемника, прислужника администратора.
И в наше время бурного роста, восстановления «внешней» церковности это положение – увы! – только утверждается и как бы узаконивается.
Вообще вмешательство административной и хозяйствующей власти в богослужебную жизнь – это серьезная и больная проблема, требующая серьезного осмысления.
Жизнь «рядового» священства для наделенного властью администратора зачастую непонятна и в общем чужда. Да он и не слишком старается вникать в подробности этой жизни. «Простой» священник в его глазах предстает чем-то вроде наемника по служебной части, которого можно осадить, одернуть, а при необходимости и сместить или заменить другим, более покладистым и расторопным. Главная задача «рядового» духовенства, по мнению администратора, заключается в своевременном исполнении богослужений и треб, приносящих доход в епархиальную казну. В обстоятельства общинной, духовной жизни прихода администратор не вникает, не считая для себя это возможным и первостепенно важным. Но зато он наделен реальной властью, и потому все, что он считает правильным, нужным и первостепенным, приобретает значение «генеральной линии» со всеми вытекающими последствиями.
70 лет Церковь выживала в условиях жестких гонений, и формы приходской жизни во многом сложились под влиянием разрушительных сил. И вот, когда перед нами встала реальная возможность осуществить действительно важную, «внутреннюю» реформу, осуществить на деле, не на бумаге только, мы снова возвращаемся к образцу конца позапрошлого века, к образцу, от которого так решительно, хоть и запоздало стремилась избавиться Церковь. И вот, говоря о важнейших проблемах Церкви, решая глобальные вопросы, отвечая на «вызовы», выходя в «мир», мы опять «перешагиваем» через проблему прихода как через очередную, но не главную… и снова все остается на уровне создания очередных памятников канцелярской письменности.
Люди ждут от Церкви внимания к своим проблемам, духовного утешения и любви – всего, чего так катастрофически не хватает в нашем безумном мире, а находят зачастую неприкрытую корысть, грубость и отчуждение. И не у всякого достанет веры и сил, чтобы пробиваться через эти «кордоны человеческих страстей» ко Христу. И люди уходят, уходят десятками, если не сотнями, в сутолоку будней. И думается, что не за капитальный ремонт мы ответим в первую очередь перед Господом, а вот за эти самые души!
Деятельная, напряженная забота Церкви о возрождении церковно-приходской жизни в преддверии грозных событий вылилась в постановления Поместного Собора 1917–1918 годов, где, между прочим, говорится: «От забвения истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей, и произошло все падение нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями».
Звучит как предупреждение, набат, как послание к нам, потомкам, с горячей мольбой: не повторяйте наших ошибок… пока еще не поздно… приложите усилия… разомкните круг!
ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Организацией приходской жизни, этими внешними делами? А внутренней борьбой со своими страстями, молитвой и очищением своей души - за нас бескорыстные пастыри должны заниматься? Это сейчас главное наше дело в этом времени соблазна. Уже не только делом не греши, а мысли не допускай греховной. Хватает нам и духовных пастырей в этом пути – Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов и многие другие. Что мы все по сторонам глядим на других – «чем кумушек стыдить трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Господь нас призвал искать Царство Небесное, которое «внутрь вас есть». Никакими законодательными и организационными мерами не заставишь никого заниматься этой невидимой работой над самим собой. Это зависит только от каждого из нас.
Спаси Вас Господи!
Спасибо всем за поддержку!
Очень хочется получить от Вас ответ,задать Вам вопросы,которые очень для меня важны!
Господь один, а храмы. настоятели, обстановка - разные. Стараемся отвлечься от чего-то внешнего, помнить о главном - спасении души.Но очень больно,когда встречаешь небрежность, озлобленность, надменность, примитивный карьеризм, пристрастие к богатству у служащих. И как объснить при этом близким ту истину, что Бог есть Любовь?
В церкви, где я крестился (в городе Печоры Псковской области) я не почувствовал такой Любви, о которой пишет Апостол Иоанн Богослов. С меня взяли деньги - крестили в тот же день, без предварительных бесед или катехизации.
Но храм, куда я хожу сейчас, ля меня несёт любовь и хочется отдавать самого себя Цервки. Главное, чтобы таких мест было как можно больше.
Уж простите, но думается, что пока не тряхнет - ничего не изменится. И социальная работа сверху - костыль, всего лишь проекция протестантизма с его добрыми делами, отвлекающая от главного. А священник не должен быть клубным организатором-заводилой с белоснежной улыбкой. Повторяется комсомольская практика, главное - Отчет, но тут как раз не до смеха. Я тогда искренне удивлялся: ведь люди не верят в то, что они шумят, зачем тогда? Потом понял: хотят быть на хорошем месте, чтоб их начальство хвалило, да и с подчиненных... А.И. Осипов хорошо сказал про Начальников: каждый подбирает людей под себя. Посему остается с радостью сказать : "Не надейтеся на князей и на сынов человеческих: в них же несть спасения.. -и- ..изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его". Священноначалие - люди, как и все живущие. Не надо из них делать кумиров. Будем стараться поддерживать их своей скромной молитвой и послушанием ради Господа. А у Бога милостей много! В любящей семье и негодный (это я про мирян:) исправляется. С уважением, В.
Мне кажется самое главное для прихожан (кроме участия в Таинствах) - это стремление к совместному с настоятелем обсуждению насущных проблем прихода. Из этого живого общения, обсуждения могут родиться новые формы живой общинной жизни. Не случайно согласно Уставу в каждом храме не реже одного раза в год должно созываться Приходское собрание.
А что делать нам, простым мирянам, какую инициативу проявлять?
Не согласен с нападками по поводу хороших автомобилей у священников, надежный автомобиль не роскошь - а необходимость для человека, который за день делает в разных концах города, а зачастую объезжая несколько сел, станиц, много треб.
"Православие это не просто некоторый тип чисто земной организации, возглавляемой патриархами, епископами и священниками, которые выполняют некоторое служение в Церкви, которая официально называется "Православной". Православие - это мистическое Тело Христово, Глава Которою - Сам Христос (см. Еф. 1; 22-23 и Кол. 1; 18, 24), и в состав его входят не только священники, но и все правильно верующие во Христа, вошедшие законным путем посредством святого Крещения в Церковь, Которую Он основал, как ныне живущие на земле, так и те, кто умер в вере и благочестии ".(Архиепископ Аверкий).
Неурядицы в нашей земной Церкви были и будут всегда, потому, что воинствующая Она. Здесь не будет "благодати" протестантского или иного болота, потому, что спасение только верой протестантизма - это хороший "зонтик" для страстей, там не надо менять себя, поэтому особой работы для лукавого там нет. Да, в Православной Церкви, в Русской Православной Церкви такой "благодати" не будет - нет внешнего спокойствия там, где идет война, но есть необходимость во внутреннем спокойствии воина Божия, который в непрестанной молитве с помощью Божией переносит все атаки врага. Вспомните разбойничий собор, вспомните гонения на преподобных Максима Исповедника и Семеона Нового Богослова. Вспомним как обличал церковных иерархов св. Семеон Новый Богослов, как неприглядно описана им жизнь многих пристроившихся к Церкви в X веке. Но он святой, он видел изнутри, в отличие от нас. Кто дал нам право определять, что этот или иной человек по каким-то внешним атрибутам (машине, одежде, поведению) достоин быть в Церкви, достоин спасения, а этот нет. Мы что уже прошли путь, которым шел святой преподобный? Разве от каждого выпада лукавого, даже если этот выпад идет через священнослужителя, мы побежим искать "теплое местечко", где таких выпадов нет? Все-таки что-то не то и в статье и в разговоре.
Я сама учусь в докторантуре педагогической, и очень с вами согласна. Надеюсь придет время когда Церковь и Наука пойдут рука об руку и восстановят равновесие в этом мире. Очень вас поддерживаю и надеюсь что Бог вернется и в ряды ученых! Наука без Бога невозможна!
При храме работает группа милосердия. Силами прихожан организована воскресная школа. Создано общество трезвости. Каждое воскресение батюшка проводит неформальные беседы в формате "вопросы-ответы". Организована работа с молодёжью. Регулярно совершаются паломнические поездки. Но главное для прихода - это Богослужение, обшая молитва.
Организатором всей приходской жизни является наш батюшка. Я поражаюсь тому, сколько времени он отдаёт Церкви (у него восемь детей). Он постоянно среди нас, на виду. Хорошо знаю его семью, неоднократно бывал у него дома. Никакого стремления к стяжательсву. Всё просто, по-христиански. Я благодарен Господу за то, что Он дал мне возможность быть рядом с таким батюшкой. Мотив всех его проповедей - покаяние. Нужно молиться о даровании НАМ смирения и тогда грехи и нерадение других людей, в т.ч. священнослужителей, не будут казаться нам особенно страшными.
ДОРОГОЙ ОТЕЦ ДИМИТРИЙ-это все не о Вас ,Вас я первый раз прочитала,Вы просто согрели мою душу, потому как имела место беседа на эту тему со священником,и несколько дней я прибываю в смятении. понимаю,что это очередное искушение,что такие вещи есть и будут,но немощна я. Спасибо ,невольно указали,как жить дальше на приходе!Спасибо Вам,за смелость!Другие молчат и ищут у нас мирских сочувствия,чтобы их- батюшек пожалели,а то приходится делиться своми кровными с вышестоящими.
Спасибо Вам!что не боитесь,потерять место,как боятся другие,особенно в Московской епархии.Спасибо Вам,что нет у Вас осуждения и нравоучений.
Может мы сами заслужили такое?И видим бревно в чужом глазу,а сами всеми мыслями не о НЕМ,а о кашельке.
Многие святые отцы прямо указывали, что кроме молитвы у нас ничего не останется. Я думаю уже не осталось!
Нужно больше молиться, а не призывать незрелые умы неофитов к новой революции, тем более к модернизации церковной организации, уважаемый о. Димитрий.
"...И вот увидал я Святую Богородицу, держащую на руках Сына Своего, Христа, Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царствии Сына Моего, убогие же всегда рядом с вами. Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя, чистого, к Себе, возлюбившего благолепие дома Моего»
...
К Поликарпу. Ведая это, брат, не думай; «Напрасно истратил, что имел», так как перед Богом сочтено все, до последнего медяка. Надейся же на милость Божию за труд свой. Твоими стараниями сооружено двое дверей в той святой, великой Печерской церкви Святой Богородицы, и та отворит тебе Двери милости Своей, ибо иереи за таких всегда молятся в той церкви: «Господи, освяти любящих благолепие дома Твоего и прославь их Божественною Твоею силою!» Вспомни также и того вельможу, который велел сковать крест из чистого золота. Один юноша, возревновав ему, приложил немного и своего золота, и за то сделался наследником всего имения его. И ты, если истратишь добро свое на славу Бога и Пречистой Его Матери, не лишишься награды своей, но говори с Давидом: «Буду умножать всякую хвалу тебе»,-
и скажет тебе Господь: «ПРОСЛАВЛЯЮЩИХ МЕНЯ ПРОСЛАВЛЮ»..."
Киево-Печерский Патерик
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
(Мк.14:3-10)
В последнее время часто думала на эту тему, боялась вслух сказать, что давно наболело, а тут оказалось что я не одна "болезную сердцем". Действительно, пришёл-ушёл, никому не нужен со своими проблемами. Разобщенность и коммерцизация общества поразила и церковь. Недавно одна пожилая женщина рассказала, которая в храме 20 лет прослужила, как они тайно(!) собирают деньги для священника из другого, очень бедного прихода, для лечения его больной дочери, и при этом очень опасаются, что об этом узнают "свои" батюшки, тогда тому священнику грозят большие неприятности, ведь деньги-то в чужой приход уплывают.
Ещё более ужасный рассказ услышала от знакомой из Сургута. Её двое близких родственников когда-то закончили свою жизнь самоубийством, так вот она регулярно подаёт записки о их упокоении. На мой вопрос, "как такое может быть, их в церкви поминать нельзя!?", она говорит: "а я прикладываю 100 рублей к записочке, лично прошу батюшку помянуть, мне ещё ни разу не отказали!" Причём человек она не церковный, и разубедить мне её, что не все батюшки такие, увы, не удалось... Прости, нас Господи, грешных!
Тем не менее, если мы хотим усиления России и усиления Церкви, то нельзя действовать с эгоистических позиций, показанных отчасти о. Дмитрием и отчасти другими комментаторами.
Католики тоже не были так уж плохи, но против них сыграли не на их достоинствах, а на их слабостях в 16 веке. РПЦ сейчас находится в схожей ситуации, как ранее писалось. Согласен, что Церкви нужно поработать над своей земной ипостасью, это будет в итоге ей же на пользу. Один жадный священник раздувается в либеральных СМИ в 100 раз, а мирянами - в 10 раз, тем более, что хорошие батюшки,которых по моему убеждению гораздо больше, скованы, судя по материалам статьи, в средствах и полномочиях. А миряне, видя несправедливость, не могут ничего сделать, только Церковь ругать им и остаётся.
Миром Господу помолимся, чтобы озвученные в этой статье проблемы Господь помог нам разрешить. Все верно на мой взгляд. Помогай нам ,Господи, идти правильным, верным путем. Исправи пред Тобою пути наши. Вам,отче, терпения и мужества и Бог вам в помощь!!!
Вот сейчас все настоятели, наместники, игумены и казначеи прочитают эту статью и поймут, как сильно и во многом они были не правы. И станет им стыдно, и вспомнят они про своё истинное священническое призвание (если, конечно, оно изначально было). И начнут исправлять свои многочисленные ошибки (того не выслушал, этого вежливо отфутболил, этим воспользовался (на благо церкви, разумеется) и забыл как звать. Не верю. НЕ ВЕРЮ!!! Во второе пришествие Христа - верю, а в такие благие перемены - нет, не верю.
Сама 16 лет на одном приходе, на моих глазах храм восстанавливался, достраивался, богател и "покрывался позолотой". Сейчас - светло, красиво, богато, а поговорить не с кем. Все очень заняты. Из тех прихожан и сотрудников, кто когда-то помогал восстанавливать храм "с нуля" просто по зову сердца - практически никого не осталось. Почувствовали себя больше не нужными и ушли. Плюс интриги, там, где появляются большие деньги без них никак не обойтись.
Почему я осталась? Да дура, наивная. Во второе пришествие Христа верю. Тогда всё и прояснится.
Неужели напечатаете?
Круг лжи, гибели разорван Иисусом Христом на Голгофском Кресте. Входите в эту Дверь...
Про социальные клубы не надо. Протестантское учение само по себе таково, что на вере и духе не особо сконцентрировано, хоть ты собирайся поболтать по воскресеньям, хоть нет. Зато там важна честность и прозрачность, т.к. не будь католическая церковь в своё время, прямо скажем, коррумпирована и непрозрачна, никакого Мартина Лютера бы не было.
При обрядовой и догматической близости Православия к исходному христианству жизнь прихода нельзя сравнивать с жизнью приходской первых христиан. Автор прав на все 100, до добра это не доведёт! В первые века христианства всех еретиков и прочих "неправильных" священников лишали сана нещадно, сейчас такого уже нет, это плохо.
Это неправда. К катастрофе русских привело оскудение веры. Что мы и сейчас повсеместно наблюдаем. Вместо веры повсюду обрядоверие. Крестить ребенка, чтобы не болел, причаститься, чтобы вылечиться,прикоснуться к святым мощам, чтобы: не болеть, чтобы муж бросил пить, чтобы дочка вышла удачно замуж, сын поступил в институт и т.д. Поставили свечку - все будет хорошо.
А внутри какими были, такими и остались. Никакой внутренней духовной работы надо собой, борьбы со страстями.
Приходская жизнь активно ведется в протестантских приходах в США. Церковь там давно выродилась в социальный клуб.Вот и мы к этому идем.
Сила Церкви Христовой не в количестве и красоте храмов и монастырей. Сила в вере. А у нас ее как не было до 1917г., так нет и сейчас.
Зачем себя обманывать?
Одно могу сказать -то,о чем вы написали, есть точное описание болезни,которой ,к сожалению, сейчас болеют многие приходы и многие священники....-поклонение маммоне.
Один уважаемый руководитель нашей Церкви,пытаясь оправдать наличие дорогих иномарок у батюшек,сказал-что это или служебные машины,или подарок от богатых благотворителей...лично меня такой ответ не удовлетворил своей...ладно промолчу.
Возникают вопросы- зачем обычному приходу иметь такую дорогую "служебную" иномарку,это что для представительских поездок в Кремль необходимо,или на рынок ездить за продуктами ?
Может надо пересесть на подержанную шестерку,а разницу от продажи иномарки передать сиротам в детский дом или приют для престарелых ?
Тем более,если иномарка-дорогой подарок от благотворителей,путь ее-примерно тот же.
Прихожане все видят,когда на скромном приходе в районном центре батюшка каждый год обновляет иномарку,а сам храм тем временем осыпается...и ждет ремонта. Может,уже ремонт душе священника необходим...?
Сама по себе наша Православная Церковь-Свята,но Богу и людям,не равнодушные наемники нужны,а добрые и заботливые пастыри,радеющие за каждую свою приходскую овечку.
Аминь
На днях с мужем говорили про венчание - ведь стыдно невенчаными жить. Господь недавно меня к вере привел, а муж только проявляет интерес, поэтому живем в государственном браке. И он мне - вот как будут венчать бесплатно - пойду. Я ему, что это ведь добровольное пожертвование. А он (ледяным тоном) - не надо, я видел их прейскурант! И про то, что возле каждой иконы - ящик, и про сбор денег во время богослужения и тут же, на службе, прилюдно - подсчет.
Я ему говорю: пусть не то что "выкачивать" деньги, пусть грабить на входе в храм будут - все равно буду ходить! А он цитирует мне, как Христос торгашей из храма выгонял. И не в жадности дело, он добровольно больше бы пожертвовал. Мужа возмущает торговля святынями. Так кто из нас больше болеет за Церковь после этого? Муж, я думаю. Я за себя пекусь - получить благодать - и трава не расти.
Отец Димитрий, вас не погладят по голове за эту статью, но вы по совести сделали, что написали, это у всех у нас болит. Мы все подпишемся.
И про приходскую жизнь тоже - то ли засекречена она и пароли неизвестны, то ли нет ее...
Ваша статья - повод задуматься каждому о себе и о том, что сделал я, чтобы было по другому? И что, с Божией помощью, я могу сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Пока не поздно...
Это не в тему, но я думаю, что церковь потеряла смысл общины, кот был изначально в христианстве.
Богатые и тучные служители церкви под золотыми купалами и босые дети, умирающие от голода и наркотиков под открытым небом.
Если в Бога верите, так зачем же все это золото хранить, отдайте детям все... пустите на их образование.
Все удейт и вы уйдете, но дела добрые останутся.
Первый раз решилась оставить отзыв - так затронула статья отца Дмитрия. Спаси Вас Господи.
Церковь - Храм Божий, а в некоторых сегодняшних столичных храмах видишь "успешное предприятие", с активным, современным руководителем. Понимаешь,что модель нашего общества проецируется и на церковь. Но алгоритмы и цели современного общества и церкви все же разные. Когда ты почувствуешь настоящую любовь и доброту хотя бы один раз в жизни другого человека к тебе, постепенно и сам учишься принимать и по-настоящему любить других людей. Это и объединяет христиан, и если в приходе нет такой теплоты и любви ко всем приходящим, то и заменяется это чем-то другим.
Храни Вас Господи!
...с высказываниями об ОПАСНЕЙ ШЕМ формализме в современной церковной жизни согласна...А МОЖЕТ, он , ф-зм, берёт своё начало в нашем забвени праВДЫ И ИСТИНЫ, КАКИМИ БЫ ОНИ НИ БЫЛИ???
Где взять, к примеру, таких батюшек, что готовы от своего "Мерседеса" отказаться и отдать денежки на операцию больной прихожанке? Что мне делоть, если общество перестало быть Русским, а стало Россиянским, а за называние себя русским и тем более за жизнь в русском духе можно и в кутузку угодить и последнего лишиться!!!
Сам президент, на экономическом форуме в Ст. Петербурге, сказал, что он видит будущность России как успешной страны, для успешных людей. Таким образом мне и моим детям в России будущего места нет, так как зарплата моя при наличии учёной степени 10 тысяч рублей и грядущая пенсия вообще навивает ужас. Голодные могут рассуждать о силе духа, но физических сил на дела у них нет. Если государство подавляет всякое проявление национального самосознания титульной нации, то эта нация обречена на вымирание! Обратимся к "Византийскому уроку"... Дай Бог, чтобы дёшево отпели. Хотя не знаю нигде православного кладбища с хоть бы маленькой часовенкой на котором можно поручить родне упокоить мои бренные остатки.
Вопросы коммерционализации церковных приходов, пренебрежительного отношения некоторых священнослужителей к людям работающим в Церкви, дистанцирования священников от паствы и работающих в церкви людей, сосредоточение в руках "доверенных лиц" власти в сочетании со стремлением к наживе и жесткой эксплуатации труда малообеспеченных и бесправных людей, которые трудятся сторожами, свечницами, просфорницами и т.д. Манипуляция понятием "послушание" и перенесение его в сферу трудовых отношений - все это имеет место и очень беспокоит не только работающих в Церкви людей, но и простых верующих.
Хорошо, что есть священнослужители, которые поднимают такие вопросы, эта тема очень важна.
С поклоном, Станислав.
Огромное спасибо, батюшка! Многие православные видят порочность сложившейся приходской практики, да немногие отваживаются эту проблему озвучить.
Боюсь оказаться правым, но, к сожалению, как не удалось в своё время некоторому епископату «достучаться до небес» в начале прошлого века, так и сейчас, острота проблематики честно и своевременно поднятая уважаемым отцом Дмитрием может остаться без должного внимания со стороны «верхов». Если, конечно, не посчитать за оное возможные «тумаки и шишки», которые обычно достаются всем «неприспособленцам».
Дай Вам Бог, отец Дмитрий, крепости духа и тела! Такими как Вы, честными делателями и держится ещё земля русская! Вы дарите нам надежду!
С огромной благодарностью,
Андрей.
Жизнь, вера, проблемы рядового прихожанина сегодня никому не интересны.
И ситуация только усугубляется.
Неужели будет новый взрыв, пострашнее 1917г.?
Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду на появление в обществе локомотивов-Духа, они то и способны вытащить общество и страну из нового желанного либерального тупика. То что они есть и будут несомненно, как несомненно то, что они малым стадом не отпали и сохранили для нас во времена гонений Столп и утверждение Истины - Церковь. Но необходима готовность теста, чтобы эта закваска начала действовать и в этом деле без тщательного перемешивания не обойтись, что собственно и разорвет круг и даст миру новую спираль если в нем еще есть желание кому то спастись.
Может потому и общинная жизнь не везде бьет ключом. Причина тому зависть, гордость, пренебрежительность.
Но выводы в статье мне не понравились, единоначалие в распределении средств все таки имеет и положительные моменты. А то тот хочет то, тот то, тому дали, тому нет - не умножит ли это обид и разногласий?
Нужно чтобы и единоначалие, и своего рода децентрализация власти сочетались, тогда будет крепче управление.
А объекты указаны автором совершенно правильно: люди нуждающиеся в любви, заботе, малоимущие и пр.
Но нужно и не забывать о глобальной миссии, ведь церковь - это не касса взаимопомощи!!!
На мой взгляд нужно объединить все усилия "больших и малых сил" для первоочередной цели - прекращения насаждения аморального образа жизни по ТВ. Ведь на сегодня - это то препятствие, которое не дает нам стать одним целым - народом, воспитывает с малолетства атомизированных индивидов общества потребления. И это своего рода война, в которой телевидение - это оружие. Каждый канал - это армия, каждая передача - это артиллерийская батарея по душам людей.
Нужно с помощью Божией брать это оружие на вооружение сегодня, нельзя упускать молодежь.
Вся проблема в том,что пострадали ВСЕ (после революции) и те что "чудили" и те что молились. Бездействие тоже наказуемо.
"царствие небесное" и ушёл с чувством выполненного долга.
Начальник церкви,извените,вокзала "снял"кассу подсчитал прибыль,остался доволен:народ отправлен,можно сделать мраморные ступеньки и позолотить ручки на дверях.Хотя можно
было бы накормить нищих и бомжей,коих много вокруг вокзала.
Но ему надо отдать на верх,с верху видней куда направить деньги,но к сожалению с низу не видно куда они направляются.Стоя на равнине, Чёрного моря не видно!
Очень печально и грустно.Разомкнём-ли круг?
Первое - в Церкви пока не выработано противодействие мирскому пониманию личности, со всеми вытекающими атрибутами успешности и самоактуализации. В свое время Великие Каппадокийцы ответили на вопрос, касаемо ипостаси - "Как?". Мы должны дать ответ на вопрос "Что есть личность?".
Второе - в Русской Православной Церкви несоответствующая система управления ресурсами, негативные последствия, которой Вы описали. Эта система вгоняет священников в требы. Необходима система "заточенная" на духовное развитие прихода, на духовный рост прихода. Да, Вы про это и говорите, но хотел бы поменять акценты с противостояния, с негатива перейти на созидание и объединительное сотрудничество, что требует дело Божие.
Возвращаясь к статье, хотелось бы отметить, что мне только не совсем понятно, к кому обращается автор статьи. К мирянам, к приходским священникам, к Патриархии? Насколько мне известно, почти все реформы в Русской Православной Церкви проходят без участия прихожан и даже "рядового" священства. Вот и вопрос, мы должны открыто заявлять о своем не согласии с администрацией, уходить в подполье или что? Предложений то по изменениям нет. Или мне их, просто, не удалось увидеть?