Провинциальная Франция: православный монастырь святого Силуана

Анже Анже
    

Провинциальная Франция умеет дарить радость. Здесь есть почти всё, столь желанное сердцу русского человека: простор и красивая природа, уютные деревни и города, отличные дороги, комфортабельный и прекрасно работающий общественный транспорт. Провинциальная Франция не так заражена тем духом безбожия, модернизма и разврата, который распространяется, словно раковая опухоль, из крупных городов и законодательных собраний, штампующих откровенно антихристианские законы. В провинциальной Франции можно встретить добропорядочных верующих, искренних прихожан Католической церкви, для которых важно жить по совести. Есть во французской провинции и православные общины, нередко франкоязычные, из числа местных жителей, принявших истинную веру.

Анже. Кафедральный собор Анже. Кафедральный собор
Моё знакомство с региональной Францией началось с города Анже, что в 300-х километрах к юго-западу от Парижа. Здесь я пробыл несколько дней, выступил с докладом на научной конференции. Многонациональная публика с интересом слушала моё сообщение, задавала вопросы, выражала поддержку или несогласие. А в свободное от конференции время я прогуливался по этому древнему городу, уютно расположившемуся на берегах реки Мен.

В одном из кварталов Анже я с удивлением обнаружил католическую церковь святого Сергия. «Неужели во имя преподобного Сергия Радонежского, столь почитаемого в русском мире?» – мелькнула мысль. – Нет, это невозможно: разве могут католики назвать свой храм в честь русского православного святого?» Оказалось, что Сергий – это римский воин третьего столетия, убиенный за христианскую веру. Но всё же встреча с этим именем в глубине Франции меня незримо вдохновила и ободрила, придала духовных сил.

Затем я решил осмотреть местный кафедральный собор. К собору, находящемуся на холме, ведёт длинная лестница. Поднимаюсь по ступенькам и вижу: навстречу идёт человек с окладистой бородой, в чёрной рясе, с крестом и панагией. Неужели православный епископ?

– Простите, вы епископ? – я подхожу к незнакомцу и задаю ему вопрос на русском.

Вижу, что меня не понимают. Перехожу на английский, осторожно интересуюсь юрисдикцией, чтобы случайно не попросить благословения у раскольника или униата, если он таковым вдруг окажется. Выясняется, что я встретил епископа, служащего в греческом православном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Бостоне (США). Во Францию он приехал проведать маму. Завязался разговор. Владыка оказался человеком открытым, расположенным к беседе и, как мне показалось, глубоко духовным. Символично, что даже по улицам Франции он ходил в епископском облачении. Выяснилось, что владыка лично знаком с патриархом Кириллом, причём отзывы о Святейшем я услышал самые тёплые.

– Я вот собираюсь в монастырь святого Силуана Афонского, что близ Ле-Мана, – сообщил я своему новому знакомому о ближайших планах.

– Монахом желаете стать?

Вопрос меня немного смутил. Определённого ответа я не дал, да его и не могло быть. Сказал только, что конкретики нет, но семейная жизнь не исключена… Владыка посоветовал мне усиленно молиться, чтобы Господь указал мне мой путь. Впрочем, сейчас я молюсь как раз о создании семьи: вроде бы мои устремления стали точнее.

У въезда на территорию монастыря св.Силуана У въезда на территорию монастыря св.Силуана
    

После разговора с владыкой я успел осмотреть городской замок и пообедать. До Ле-Мана я добирался на скоростном поезде ТЖВ (поездка заняла меньше 40 минут), а в самом Ле-Мане сел на пригородный автобус, идущий через деревню Сен-Марс-де-Локене. Правда, слова «пригородный автобус» и «деревня» никак не вязались с тем, что я видел. В автобусе, например, были чистые, комфортабельные, красивые кресла (с ремнями безопасности) и кондиционер. А в деревнях – добротные каменные дома, отличные асфальтированные дороги и ухоженные поля.

Некоторые приезжают в монастырь издалека. Так велико их желание помолиться в этой обители

На остановке в Сен-Марс-де-Локене меня встретила монахиня, насельница обители. Через десять минут мы уже въезжали на машине в монастырь святого Силуана, расположенный в нескольких километрах от деревни. Была суббота, и мне удалось успеть на часть всенощного бдения. В воскресенье утром я помолился на Литургии, затем поговорил с приехавшими в церковь людьми. Некоторые из них приезжают издалека, преодолевая почти сотню километров! Так велико их желание помолиться в этой обители на западе Франции.

Условия жизни в монастыре мне показались не очень суровыми, особенно если сравнивать с некоторыми обителями в России и Беларуси. Утренняя служба начинается в шесть, но она обычно длится не более полутора часов (если служится Литургия, то 2–2,5 часа). Литургию, как правило, служат во вторник, четверг, субботу и, конечно же, в воскресенье. Вечерняя служба обычно короткая, чуть более получаса. Всенощное бдение в субботу вечером занимает два с половиной часа, но иногда, по усмотрению настоятеля, вместо него служится вечерня.

Утро в окрестностях монастыря Утро в окрестностях монастыря
    

Монастырское питание произвело на меня самое благоприятное впечатление. Трапеза была организована по принципу «шведского стола»: на столах стояли кастрюли с провизией, и все накладывали столько провианта, сколько хотели, причём еда была очень вкусная. По крайней мере, так было в дни моего приезда; я не исключаю, что в остальные дни бывает по-другому.

Конечно, за всем этим благолепием и хорошей организацией стоит непрестанный труд насельников монастыря и помощь благотворителей, без которой монастырь сегодня обойтись не может.

Монастырь на западе Франции

архим. Симеон (Коссек) архим. Симеон (Коссек)
Вечером я прогуливался по окрестностям обители святого Силуана. Свежий воздух, запах скошенной травы, стрекотание кузнечиков – даже не верилось, что я нахожусь не где-нибудь в Беларуси, а на западе Франции.

История монастыря связана с именем его нынешнего настоятеля, архимандрита Симеона (Коссека). Уроженец Бретани (провинции на северо-западе Франции), католический монах, принявший Православие, он начинал свое служение на приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (франкофонный приход Московского Патриархата в Париже). Вначале служил иподиаконом, затем диаконом, и наконец священником. Когда у отца Симеона появилось желание основать монастырь, он поехал за благословением в Англию, к архимандриту Софронию (Сахарову), в обитель святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Архимандрит Софроний (Сахаров): «Православный монастырь на Западе – это чудо»

– Что ж, попытайся, – сказал ему архимандрит Софроний. – Православный монастырь на Западе – это чудо.

Вернувшись в родные края, отец Симеон стал искать землю для обители. Ему удалось приобрести территорию старой фермы близ деревни Сен-Марс-де-Локене. Здания пришлось перестраивать, но со временем, благодаря кропотливому труду, на месте фермы появились собор, корпуса для насельников, трапезная, мастерские... Рассказывают, что бывший хозяин поместья, видя, как стараниями монахов и благотворителей его бывшее владение становится все краше, сердился, что не запросил более высокую цену.

Отец Симеон покинул Париж и переехал в созданную им обитель в августе 1990 года, вскоре после покупки имения. Приехал всего с двумя потенциальными насельниками – мужчиной и женщиной, планировавшими принять постриг. Правда, мужчина потом изменил своё решение, покинул монастырь и женился. Женщина – ныне монахиня Феодора – осталась.

Сейчас в монастыре десять монахинь, в их числе две затворницы. Они живут отдельно, но вблизи монастыря. Одна из них – мать Таисия (духовная дочь митрополита Сурожского Антония) – иногда приходит на монастырские трапезы, регулярно посещает праздничные и воскресные службы, включая вечерние богослужения. Вторая затворница – мать Мария – бывает только на праздничных и воскресных Литургиях и никогда не посещает общую трапезу. Остальные сёстры живут на территории монастыря и несут обычные послушания: работают в пошивочной мастерской, трапезной, изготавливают свечи, выращивают фрукты и овощи, делают варенье. Монастырское варенье пользуется большой славой: за ним приезжают жители окрестных деревень (и не только), причём люди едут целенаправленно, чтобы купить в монастырской лавке этот «сладкий» продукт.

Трапезная монастыря св.Силуана Трапезная монастыря св.Силуана
    

Почти все монахини – француженки. Среди братии монастыря национальный состав более «пёстрый». Архимандрит Симеон и монах Силуан – французы. Монах Пахомий (он прожил в монастыре несколько лет, затем уехал на Афон) родился в Голландии, в семье эмигрантов из Суринама. Монах Амвросий – англичанин. Также в монастыре живут два послушника – Арсений и Василий. Сам монастырь находится сейчас в юрисдикции Константинопольского Патриархата (Экзархата Русской традиции).

Монах Амвросий: путь в монастырь

С отцом Амвросием (Бансом), насельником монастыря святого Силуана, мне было интересно пообщаться по нескольким причинам. Во-первых, он англичанин, а именно с Англией связаны несколько лет моей жизни, от которых у меня остались самые тёплые воспоминания. Во-вторых, монах Амвросий изначально был далёк от Православия и принадлежал Англиканской церкви. Он родился в 1958 году в Лондоне, закончил Лондонский университет, где изучал русский и немецкий языки, работал в типографии. Судьба, а, точнее, Промысл Божий привели его не только в Православную Церковь, но и в православный монастырь.

Спустя три дня в Йоркский собор ударила молния и случился пожар. Многие увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью

– В 1984 году в Англиканской церкви произошло событие, которое всколыхнуло многих верующих, – рассказал мне отец Амвросий. – Это было ещё до рукоположения женщин. Дело в том, что на управление Даремской епархией был поставлен человек крайне либеральных взглядов. Например, в одном из интервью он утверждал, что Христос не родился от Девы, что Он не воскрес из мертвых. Его назначение вызвало протесты среди верующих, но всё же рукоположение состоялось в Йоркском соборе. Спустя три дня в собор ударила молния и случился сильный пожар. Многие люди увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью... Для меня же такая либеральная богословская позиция была категорически неприемлема.

В монастыре св. Силуана В монастыре св. Силуана
    

Либерализация англиканства подтолкнула Роберта (это имя носил отец Амвросий до принятия монашества) к дальнейшим духовным поискам. Он не желал оставаться в церкви, где на высоком уровне проповедовались идеи, идущие вразрез с Библией. Взор Роберта обратился в сторону католицизма и Православия.

Я сказал себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке»

– Я колебался, – говорит отец Амвросий. – Как англичанин, я не люблю Католическую церковь. Для меня неприемлем институт папства, особенно в свете решений Первого Ватиканского собора о папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Но у меня были сомнения и насчёт Православия: я думал, что это всё русское. Затем я познакомился с книгой «Православная Церковь» нынешнего митрополита Каллиста (Уэра). Прочитав этот труд, я сказал сам себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке». Я пришёл в собор Успения Богородицы, где служил митрополит Сурожский Антоний, и в 1986 году был принят в Православную Церковь через миропомазание.

Уже в то время, по словам моего собеседника, у него появлялись мысли о принятии монашеского пострига. Мысли эти он отгонял, считая, что вначале нужно стать хорошим православным христианином. Тем не менее, Роберт стал посещать монастыри – Предтеченский в Эссексе, монастырь РПЦЗ в Бруквуде (оба – в Великобритании); также приезжал на Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в греческие обители, в сербский и болгарский монастыри.

В монастыре св. Силуана В монастыре св. Силуана
    

– Во время второго паломничества на Святую Гору я понял, что быть афонским монахом – это не для меня, – говорит отец Амвросий. – Вначале я планировал поселиться в монастыре в Эссексе. Но мне не очень нравились их службы. В будние дни там не было Литургий и вечерень, а только молитва Иисусова утром и вечером. Вот когда я побывал в монастыре святого Силуана, я понял, что мне здесь нравится. Служили на французском, но я учил французский в школе и, в отличие от многих своих земляков, не забыл этот язык. В 1999 году я стал послушником, спустя год был пострижен в рясофор, а в 2009 году – в малую схиму.

Сейчас отец Амвросий трудится в трапезной, прачечной, а также работает в библиотеке и с богослужебными текстами. Несёт послушание иподиакона. К слову, он один из немногих насельников, владеющих русским языком. Поэтому корреспонденция, приходящая в монастырь на русском, передаётся, как правило, монаху-англичанину, для разбора и последующих ответов.

***

В Церкви монастыря св.Силуана В Церкви монастыря св.Силуана
    

Нельзя не заметить, что монастырь святого Силуана, где молятся Богу и трудятся люди разной судьбы, известен не только на западе Франции. Его миссионерская роль не сокрыта от окружающих: об обители знают местные жители; монастырь принимает паломников, среди которых есть и инославные. Службы на французском делают их понятными коренным жителям Франции; не удивительно, что желающие узнать Православие приезжают в монастырь у Сен-Марс-де-Локене.

Очень хочется верить, что об этой обители и всех входящих в неё усердно молятся многие святые, частицы мощей которых находятся в Церкви святого Силуана и расположенной в крипте Церкви Святой Троицы. Думается, что эти молитвы, соединённые с молитвами насельников монастыря, звучат у престола Божия как добрые ходатайства за французскую и многие другие земли нашего неспокойного и суетного мира.

Сергей Мудров

3 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Праздник музыки на руинах веры Праздник музыки на руинах веры
Записки из французской провинции
Праздник музыки на руинах веры Праздник музыки на руинах веры,
или Размышление «о соли, потерявшей силу»

(Записки из французской провинции)
Ирина Норман
«А у нас в современной церкви уже не исповедуют и проповедей с амвона не читают – это всё в прошлом», – то ли с горечью, то ли с гордостью сказала старушка…
Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского» Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского» Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского» Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского»
Юрий Коваленко
20 июня исполняется 85 лет одному из самых известных французских политиков — основателю Национального фронта Жан-Мари Ле Пену. В молодости в составе парашютного подразделения этот человек участвовал в войнах в Индокитае, Алжире и Египте. В 1956-м стал самым молодым членом французского парламента, а начиная с 1974 года пять раз выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах.
«Православие во Франции имеет большое влияние» «Православие во Франции имеет большое влияние»
Беседа с игуменом Василием (Паскье), прозвучавшее в июне в радиопрограмме Сретенского монастыря «Церковь и мир»
Когда я пошел по пути православия, когда принял сан монашества, я себя отдал Богу. Это aventure, приключение, и привело меня в глубину России, в Чувашию.
Комментарии
Р.Б. Наталья24 сентября 2020, 02:31
Преподобне отче Силуане, моли Бога о греш. Наталье, мл. Елисавете, пцт. Алексее, бол. Олеге и Ольге, мон. Марии.
Галина 19 февраля 2018, 01:24
Вчера случайно ,прочитала вашу статью, а сегодня днем ,я была в монастыре !к удивлению ,успела на службу !место удивительно, тёплое и простое ,приветливые ,милые ,очень дружелюбные монахи и монахини ,большое спасибо за нужную мне информацию,
Галина ,Франция
Наталия12 января 2018, 12:11
Спасибо большое, очень интересно!
тамара25 сентября 2015, 02:48
спаси,Вас Господи,Сергий.Божией помощи в нахождении жизненного пути.
Мария из Москвы 6 декабря 2014, 22:59
Меня тоже смутило,что мужчины и женщины вместе.
Канонически запрещено создавать смешанные муже-женские монастыри, но может быть епископ проявил икономию?
Татьяна 5 декабря 2014, 21:44
Вместе мужчины и женщины? Службы по полчаса?И это православный монастырь?
Владимир 3 декабря 2014, 21:31
Бог вам в помощь Сергей! Интересный и познавательный материал. Пути господни неисповедимы! Тем, кто ищет путь к спасению Господь помогает. Один Господь, одна истинна, одна вера, одно крещение и одна православная церковь! с уважением Владимир
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×