Предисловие
Протоиерей Владислав Цыпин. История Европы: дохристианской и христианской: В 16 т. Т. 1. Истоки европейской цивилизации / — М.: Изд-во Cретенского монастыря, 2011. — 368 с. Т. 2. Античная Греция / — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 424 с. Т. 3. Рим в эпоху царей и республики / — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 632 с. Том 4. История Рима эпохи принципата. Часть 1 / — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 640 с. Том 5. История Рима эпохи принципата. Часть 2 / — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 368 с. |
Этим дефектом не страдал, например, А. Тойнби, но выйти вполне из плена сложившихся на Западе стереотипов не мог и он, так что даже в его грандиозном труде «Постижение истории» Россия хотя и присутствует, но не в меру ее действительной роли в мировом историческом процессе. Выразительным примером не вполне добросовестной интерпретации российской истории на фоне общеевропейской может послужить переведенная на русский язык книга Норманна Дэвиса «История Европы». Ее автор специально занимался славистикой и, казалось бы, благодаря этим своим штудиям, мог более основательно и справедливо представить роль России в драме европейской истории, но получилось нечто обратное: помимо традиционных на Западе предубеждений, Дэвис обогатил свою палитру еще и красками, позаимствованными у наших польских или «рутенских» доброжелателей, хотя книга его не лишена достоинств, написана по-журналистски занимательно.
Как в отечественные, так и в западные курсы по истории
Европы входит, естественно, Византия. Среди западных
историков есть ученые, которые способны достойно оценить
величие Ромейской империи, нигде и никогда не
превзойденную духовную высоту и рафинированность ее
культуры, но это относится к тем из них, кто специально
занимается ею, — к византологам, и лишь к лучшим из
них. Когда же Византия включается в общеевропейский
контекст, то западному ученому избавиться из плена
Гиббоновой схемы, построенной на откровенной и
демонстративной византининофобии, практически не удается.
От нее не свободны до конца и наши отечественные историки.
Речь идет не о византологах, а о тех авторах, которые
пишут на западные сюжеты и участвуют при этом в написании
трудов, посвященных европейской истории. Диспропорции в
соотношении уже самих объемов текстов, посвященных в них,
с одной стороны, западным, а с другой — синхронным
им византийским сюжетам, поражают воображение.
Что же касается основной идеи предлагаемого вниманию
читателей труда, то она выражена в самом его названии:
«История Европы: дохристианской и
христианской», призванном обозначить главную тему и
центральный нерв европейской истории. Что таким нервом
служит христианство, — это очевидность, признание
которой не предполагает определенных мировоззренческих
предпосылок, а только добросовестный взгляд на предмет,
называемый европейской историей. С констатацией именно
этого обстоятельства органически связано и видение автором
главной интриги истории европейского и средиземноморского
региона в соотношении таких ключевых для нее
метаисторических символов, как Рим — Новый Рим и
Третий Рим, с одной стороны, преемствующих один другому, а
с другой — синхронно сопребывающих.
Автор не ставил перед собой задачи расширить объем конкретных знаний по истории Европы, ввести, как принято говорить на академическом жаргоне, в научный оборот новые документы, выявить ранее не известные факты. Свою задачу он видит в том, чтобы, опираясь на уже выполненные научные исследования, корректно и с соблюдением должных пропорций, изложить исторический материал исходя из такого видения драмы европейской истории, которое вытекает уже из самой его принадлежности к Православной Церкви.
В достаточной ли мере он вооружен для подобного труда? Судить об этом предстоит читателю, предупреждая которого можно лишь указать на первое, филологическое в области германистики, и второе, богословское образование автора, обозначить сферу его профессиональных интересов: история Церкви и каноническое право, — и дилетантских: всемирная и российская история, этнология и этнография, история искусства. Взяться за подобное предприятие при столь очевидных лакунах в историческом образовании его побудило, в частности, и такое соображение, что едва ли вообще могут сыскаться профессионалы, которые бы специально занимались всеми периодами европейской истории и всеми регионами, на пространстве которых она протекала. Подобные труды поэтому более ответственно могут выполнять лишь содружества, объединяющие историков разного профиля, но у коллективных изданий есть неизбежный порок: в них теряется целостность видения хода истории, а когда общая концепция задается в заранее готовом виде и все, что не умещается в нее, безжалостно отсекается, то возникает гнетущее впечатление идеологической зашоренности, тем худшее, что чаще всего она оказывается казенной и официозной. Поэтому есть смысл в том, чтобы за труды, превосходящие круг профессиональных знаний авторов ввиду широты своей тематики, принимались также и одиночки.
Относительно хронологических границ предлагаемого труда — это именно история, без археологии, в старинном смысле этого термина, иначе говоря, — это история европейской цивилизации, а не археологических культур. Спускаясь в глубину прошедших веков европейской истории, автор остановился на ступени, обозначающей рубеж III и II тысячелетий до Рождества Христова. Именно тогда на Крите сложилась развитая цивилизация, переросшая рамки археологической культуры. Для других регионов Европы — это другие эпохи. Систематическое изложение истории этих регионов, собственно, и начинается в предлагаемом труде в каждом случае с того момента, когда там происходила подобная метаморфоза, связанная обыкновенно с появлением письменности, государства, городов. В христианскую эпоху включение новых стран и народов в поток истории в Европе сопряжено было с их крещением. Но имели место и исключения: для Хазарского каганата параллельное значение имело принятие иудейской религии, для Булгарии — ислама. Чтобы не возникало ошибочного представления о появлении развитой цивилизации из ничего, из культурной пустыни, изложение истории региона с момента его вхождения в цивилизованный мир предваряется представлением его географических характеристик, а также археологическими и этнографическими сведениями, относящимися к его предыстории. При этом особое внимание уделяется религиозным верованиям и языкам народов, переступавших рубеж, отделяющий археологическую культуру от развитой цивилизации.
Под историей традиционно подразумевается политическая история. Такой подход правомерен, хотя он нуждается в коррекции, потому что есть и другие стороны исторического процесса, и не только социальные и экономические, которые столь виртуозно исследовались учеными из школы «Анналов». Автор настоящего труда первостепенное значение придает религиозной жизни Европы, а значит и истории Церкви. Особый акцент делается на правовых системах и их эволюции. Такой подход вырос из убеждения об исключительной значимости для политической и социальной истории Европы римского права, а затем также обычного права европейских народов. Наконец, призмой, чрез которую можно наилучшим образом наблюдать эволюцию национального менталитета, является история искусства, как элитарного, так и фольклорного, которое в наше время знаменательным образом вытеснено суррогатом массовой интернациональной культуры.
Географические границы предлагаемого труда обозначены его названием. Но в представлении таких тем, как история Римской империи и ее прямой наследницы Византии, а также России и Советского Союза, европейских колониальных империй XIX и XX cтолетий, двух мировых войн истекшего века, выходы за пределы Европы становятся совершенно неизбежными.
Изложению истории предпослан пространный по объему, но ввиду неисчерпаемой массы наличной литературы предельно выборочный историографический очерк. Вопреки сложившейся в просветительскую эпоху высокомерной традиции не включать в подобные очерки характеристику превосходных трудов древних и средневековых историков и рассматривать их, наряду с рутинной продукцией канцелярий, в качестве источников, здесь они заняли место в одном ряду с исследованиями ученых нового времени. С точки зрения автора, хотя рубеж между научной и донаучной историографией проводится не без оснований, эти основания однако не представляются достаточно весомыми для дискриминации часто блестящих древних историков. Высокие литературные качества их трудов, равно как и их доверие к народным преданиям, которое шокировало позитивистскую науку XIX века, сами по себе еще не лишают эти труды научного качества. Но когда, подобно «Истории» Фукидида, они писались по живым следам событий, участниками которых были сами писатели, то такие сочинения имеют и бесспорные достоинства источников.
Одним из дополнительных резонов включения характеристики книг античных и средневековых авторов в историографический очерк послужило отсутствие в предлагаемом вниманию читателей труде обзора источников. По логике вещей такой обзор лишен полемичности и концептуальности историографического очерка, он неизбежным образом бывает более нейтральным и академичным, чем историографические оценки. Поэтому автор без опасений прибегает к переадресации, отсылая любознательного читателя к имеющимся академическим трудам в области источниковедения.
Ввиду ориентации книги не на узкий круг специалистов в ней по большей части ссылки делаются лишь при прямом цитировании, чтобы не перегружать читателя обстоятельными отсылками там, где воспроизводятся общепринятые оценки, либо даже те, что вызывают возражения у одних ученых, но разделяются многими другими. При цитировании иностранных авторов предпочтение отдается уже имеющимся переводам их трудов на русский язык. Лишь при отсутствии цитируемых изданий на русском языке соответствующие места воспроизводятся в авторском переводе. В редких случаях в цитатах из имеющихся переводов скорректированы вкравшиеся в них ошибочные или неточные интерпретации, что каждый раз спровождается соответствующими указаниями. Помимо исследовательских работ, автор широко прибегает к цитированию доступных читателю популярных изданий, предпочитая при этом те из них, которые написаны высококлассными профессиональными историками либо и не академическими учеными, но умными и наблюдательными писателями. Ради воспроизведения колорита описываемой эпохи в книге приводятся нередко весьма пространные выдержки из принадлежащих ей документов, а также из книг древних и средневековых историков.
Том 1.
Истоки европейской цивилизации
Содержание
Предисловие
Введение
- География Европы
- Христианская цивилизация Европы
Глава 1. Историографический очерк
- Обзор историософских идей
- Историография эгейской цивилизации
- Историография античной эллинской цивилизации
- Историография древнего Рима
- Византология
- Славистика и балканистика
- Историография России
- Медиевистика Запада
- Историография Западной Европы нового времени
Глава 2. Доисторическая
Европа.
Рубеж III–II тысячелетий до Р. Х.
- Расовый состав европейского населения
- Археологические культуры Европы рубежа III и II тысячелетий до Р.Х.
- Языки народов Европы рубежа III и II тысячелетий
- Индоевропейские языки
- Этногенез в Европе
- Демографическая ситуация в Европе
Глава 3. Критская цивилизация
- География Крита и островов Эгейского моря
- Доисторический Крит и Архипелаг
- Начало минойской цивилизации на Крите
- Расцвет минойской цивилизации
- Падение минойской культуры на Крите
Глава 4. Микенская цивилизация
- География континентальной Греции
- Доэллинское население Греции
- Заселение Греции ахейцами
- Микенская Греция
- Троянская война и упадок микенской цивилизации
Глава 5. Эллада в эпоху дорийского завоевания
- Этническая карта Европы в конце II тысячелетия
- Племена Северной Греции
- Дорийское завоевание микенской Греции
- Эллада в эпоху дорийского господства (XI–IX века до Р. Х.)
Том 2.
Античная Греция
Содержание
Глава 1. Эпоха архаики
- Культурное возрождение
- Великая колонизация
- Религиозный культ и культура архаической Греции
- Быт и хозяйство архаической Греции
- Греческий полис
- Спарта и другие полисы Пелопоннеса
- Критские полисы
- Фивы и другие полисы Беотии и Фессалии
- Афины и Аттика
- Островные полисы
- Малоазийские полисы
- Великая Греция и народы Сицилии
- Колонии северного Причерноморья
- Народы северного Причерноморья
Глава 2. Классическая Греция
- Персидская держава
- Греко-персидская война
- Греция в середине V века
- Афины в век Перикла
- Пелопоннеская война
- Эллада в первой половине IV века
- Эллинская цивилизация классической эпохи
Глава 3. Эпоха Александра Македонского
- Северные соседи Эллады
- Македония
- Царь Македонии Филипп II
- Александр Македонский и Эллада
- Восточный поход Александра
- Смерть Александра и его наследие
Глава 4. Эпоха эллинизма
- Диадохи
- Египет Птолемеев
- Эллинистический Восток
- Пергамское царство
- Понтийское царство
- Северное Причерноморье в эпоху эллинизма
- Македония и Греция в эпоху эллинизма
- Сиракузы
- Эллинистическая культура
- Экономика эллинистического мира
Том 3.
Рим в эпоху царей и республики
Содержание
Глава 1. Италия в начале I тысячелетия до Р. Х.
- Племенной мир Западной и Центральной Европы
- в первой половине I тысячелетия до Р. Х.
- География Апеннинского полуострова
- Этническая карта древней Италии
- Этруски
- Латины и древний Лаций
Глава 2. Рим в эпоху царей
- Топография Рима
- Ромул и основание Рима
- История Рима от Нумы Помпилия до Анка Марция
- Рим под властью этрусских царей
- Религия римлян
- Цивилизация Рима царской эпохи
Глава 3. Римская республика
- Учреждение республики
- Государственное устройство Римской республики
- Противостояние патрициев и плебеев
- Войны Рима с соседями
- Галлы в стенах Рима
- Экспансия Рима в Италии
- Победоносная война с Пирром
- Объединенная Италия
Глава 4. Рим в эпоху Пунических войн
- Карфаген
- Первая Пуническая война
- В промежуток между Первой и Второй Пуническими войнами
- Противостояние Рима и Карфагена в Испании
- Вторая Пуническая война
- Войны на Балканах, в Малой Азии и Испании
- Рим в период между Второй и Третьей Пуническими войнами
- Третья Пуническая война
- Римская империя
Глава 5. Имперская экспансия и кризис республики
- Сицилийская война
- Реформы Гракхов
- Югуртинская война
- Война римлян с кимврами и тевтонами и карьера Гая Мария
- Война Рима с италийскими союзниками
- Соперничество Мария и Суллы и гражданская война
- Диктатура Суллы
- Война с Лепидом и Серторием
- Восстание Спартака
- Война с Митридатом и возвышение Помпея
- Заговор Катилины
- Первый триумвират
- Галлия и ее завоевание Цезарем
- Вооруженная борьба Цезаря с Помпеем
- «Вечная диктатура» Цезаря
- Убийство Цезаря
- Римская цивилизация республиканской эпохи
- Экономика и социальная структура Рима республиканской эпохи
Том 4.
История Рима эпохи принципата. Часть 1
Содержание
Глава 1. Век Августа
- Политическое противостояние в Риме после убийства
- Путь Октавиана на вершину власти
- Политическая система принципата и внутренняя политика Августа
- Включение в состав империи Альпийского региона, Паннонии и Иллирика
- Римские провинции и войны на границах империи
- Рождество Спасителя
- Римская культура в золотой век Августа
- Смерть Августа
Глава 2. Эпоха Юлиев и Флавиев
- Племенной мир Европы на рубеже эр
- Правление Тиберия
- Распятие и воскресение Спасителя
- Правление Калигулы
- Правление Клавдия
- Завоевание Британии
- Правление Нерона
- Год четырех императоров
- Правление Веспасиана
- Правление Тита
- Правление Домициана
- Структура римского общества I столетия от Р. Х.
- Экономика Римской империи эпохи раннего принипата
- Религиозная жизнь и культура эпохи Клавдиев и Флавиев
- Быт и нравы римского общества I столетия
- Церковь в Апостольский век
Глава 3. Эпоха Антонинов
- Правление Нервы
- Правление Траяна
- Завоевание Дакии
- Правление Адриана
- Правление Антонина Пия
- Правление Марка Аврелия
- Коммод и конец династии Антонинов
- Римская цивилизация эпохи Антонинов
- Церковь в век Антонинов
Том 5.
История Рима эпохи принципата. Часть 2
Содержание
Глава 4. Европейские провинции Рима
- Административная структура империи
- Италия
- Сицилия и Сардиния с Корсикой
- Испания
- Галлия
- Германия
- Британия
- Альпийские провинции
- Дунайские и Балканские провинции
- Грекоязычные провинции Европы
- Крым и Боспорское царство
Глава 5. Империя в кризисе
- Правление Пертинакса и Дидия
- Правление Септимия Севера
- Правление Каракаллы
- Императоры Макрин и Элагабал
- Правление Александра Севера
- Император Максимин и гражданская война
- Римская империя в правление Гордиана III
- Правление Филиппа Араба
- Готы и их появление на границе империи
- Правление Деция
- Императоры Требониан Галл и Эмилиан
- Распад империи при императорах Валериане и Галлиене
- Цивилизация Римской империи в эпоху кризиса
- Церковь в третьем столетии
Глава 6. Доминат и тетрархия
- Начало восстановления империи при Клавдии II
- Правление Аврелиана
- Реванш сената в правление Тацита
- Правление Проба
- Императоры Кар и Нумериан
- Правление императора Диоклетиана
- Тетрархия
- Церковь в последние десятилетия III века
- Гонение Диоклетиана
- Преемники Диоклетиана и продолжение гонений
- Прекращение гонений и конец эпохи
Книга издана по технологии Print on demand (печать по требованию), поэтому возможно допечатать любое количество экземпляров.
Вопрос: будут ли размещены остальные тома этого труда в этом же интернет-магазине?