СОВРЕМЕННЫЙ АФОНСКИЙ УСТАВ
Об уставе
Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы
Источник | Святогорский устав церковного проследования. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2002 |
Со слов насельника Афона инока Илариона | |
Монастыри | 20 монастырей на Афоне. Более 200 келий и еще более того колив (келий без церкви) |
Главных монастырей – четыре: Великая лавра, Ватопед, Иверон, Хиландар | |
Из одного из этих четырех (главного на данный год) назначается прот Афона | |
Прот | Глава всех афонских монастырей. Избирается на год собранием и представительством в протате. Печать прота – совместное решение при участии всех четырех главных монастырей |
Характер устава | Различная практика большинства афонских обителей и монастырей Филофеевского типа (Филофей, Ксиропотам, Констамонит, Каракал) |
Византийское время: перевод часов с заходом солнца (заход = полночь, 0 часов) | |
Большинству афонских обителей выделяются средства от Евросоюза через организацию «Кидак». Не принимают только монастыри: Констамонит (филофеевский), Зограф (болгарский) и Эсфигмен (не признают и не поминают Константинопольского патриарха) |
Устройство монастырей
Виды подвижничества | |
Послушания | Всякая афонская обитель в духовной зависимости от Константинопольского патриарха (поминает его на богослужении) |
Настоятель | Подчинены обители и духовно управляются игуменом монастыря |
Игумен чаще всего из братии самого монастыря. Требования к кандидатуре | |
1) личное благочестие, пример нравственного поведения | |
2) не моложе 40 лет | |
3) не менее 15 лет в монашестве | |
4) должен быть из числа соборных старцев монастыря | |
Право на участие в избрании имеют все насельники монастыря, прожившие в нем не менее шести лет со дня пострига | |
Собор старцев | 5–12 человек. Собираются для решения всех вопросов примерно раз в неделю. Во многих монастырях имеют власть выше игуменской, могут отменять его решения. Ежегодно избирают двух-трех эпитропов. По правилам большинства афонских уставов, у собора старцев и эпитропов очень большие права по отношению к игумену, что объясняется сравнительно недавним принятием уставов (1920–1980-е гг.), тогда как в русском Пантелиимоновом монастыре сохранился более характерный для древнего афонского монашества устав 1803 года |
Второй по настоятеле | Эпитропы. Участвуют в повседневном управлении монастырем вместе с игуменом (внутренние/внешние дела) |
Игумена, эпитропов или кого-либо из соборных старцев могут отстранить от должности на общем собрании братии | |
Священник | Седмичные послушания по очереди, по старшинству хиротонии. Рукополагаются по необходимости (в монастыре Филофей на 40–45 монахов четыре иеромонаха и один диакон) |
Эконом | В Великой лавре – Сама Пречистая Дева Богородица; назначается только помощник эконома |
Духовник | Специально хиротонисается. Один-два на монастырь (игумен часто духовник). Только он может принимать исповедь |
Повар | Меняется каждую неделю, иногда наемный |
Чреда послушаний | Даются сроком на один год и каждый год меняются, только в крайнем случае духовный собор может оставить то же |
Основные послушания (повар, пономарь и т.п.) меняются каждую неделю | |
Виды послушаний | Представитель монастыря в Священном Киноте, секретарь монастыря, казначей, экскурсовод, игумениарис (помощник игумена), виматарис (ризничный), портной, смотритель пристани, виноградарь, садовник (оливки) и др. |
Странноприимство | Каждый монастырь принимает всех приходящих людей, независимо от вероисповедания, национальности и т.п. Могут остаться на одну ночь (дольше – по благословению игумена), участвовать в богослужениях (неправославные в храме вне служб), питаются с братией. Для посещение Афона необходим специальный документ – диамонитирион, подписанный патриархом |
Правила. Режим
Общие правила | Более замкнуты на монашескую жизнь. Для мирских людей – гостиницы, приходы вне Афона |
Прием в обитель | Один-три года живут с братией в послушниках. Первая монастырская одежда – скуфейка |
Принимают не всех, редко. В обителях Дохиар, Констамонит, Филофей – быстрее | |
Постриг | В рясофор (после трех лет) |
В великую схиму (8 лет, в монастырях Филофей: 10–15 лет) | |
Суточный режим | Подъем за полтора часа до богослужения (иноки), за четыре часа (схимники) – на келейное правило |
Пища | Воскресенье, вторник, четверг, суббота – две трапезы (после литургии и вечерни) |
Меню (св. Павла) | Вино (70–100 г), масло, брынза, молоко, сладости. На Пасху и в воскресенье – яйца, рыба. В пост – морепродукты |
Пост | Понедельник, среда, пятница весь год + Великий пост – одна трапеза (после вечерни). С понедельника по среду 1-й седмицы Великого поста – без пищи и питья |
Сон | Ночью – три-пять часов + днем два часа |
Одежда | Первая монашеская одежда – скуфейка. В схиме + многокрестие |
На богослужении все монахи в рясе и скуфье с куколем. При причащении: в схиме с многокрестием | |
Исповедь | Один раз в неделю (по субботам). Для причастия достаточно благословения духовника и правило |
Причащение | два раза в неделю (четверг, суббота/воскресенье). В Филофее – четыре раза в неделю (вторник, четверг, суббота, воскресенье) |
Причащение преждеосвященными дарами | Великим постом причащение на каждой литургии (четыре раза в неделю) |
Богослужение
Молитва общая | Собираются три раза в день: ночью, вечером и после вечерней трапезы. Подъем до службы на келейное правило |
Состав | Вычитывается все по Типикону |
Суточный круг | Полунощница, часы (1-й, 3-й, 6-й), утреня, литургия, 9-й час, вечерня, повечерие |
Молитва частная | Ночью, перед утренним богослужением. Поклоны + четки. Кроме субботы, воскресенья, праздников и Пятидесятницы. По уставу Пантелиимового монастыря (1803) для схимников 12 четок с малыми поклонами и одну с великими |
Для схимников: 12 четок (по 100 молитв) и 300 земных поклонов | |
Для мантийных: 10 четок и 100–150 земных поклонов | |
Для новоначальных: 3–5 четок и 30–50 земных поклонов | |
12 четок обычно делятся на: 9 – с молитвой Иисусовой («Господи, Иисусе Христе, <Сыне Божий,> помилуй мя») и 3 – Пресвятой Богородице («Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного») | |
Правило ко причащению | В большинстве монастырей прочитывают в церкви (канон и молитвы). В Филофеевских монастырях правило заменяется молитвой по четкам: 1200–1500 молитв |
Еженощное бдение | В большинстве монастырей встают за час до службы на келейное правило |
В Филофеевских монастырях за четыре часа: один час на общее правило, около часа на умную молитву (обычно без четок), остальное время до службы – на чтения Священного Писания и святых отцов |
УСТАВ МЮНХЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА ПОЧАЕВСКОГО
Об уставе
Источник | Памятка паломнику |
Со слов насельника Мюнхенского монастыря послушника Константина | |
Автор | Архиепископ Марк Западногерманский и Берлинский |
Монастыри | Германский монастырь преподобного Иова Почаевского под Мюнхеном |
Из жизнеописания составителя | Настоятель – архиепископ Марк; в 1982 году начал восстанавливать монастырь, приехав с Афона. На Афоне жил полтора года в Ильинском скиту (сейчас принадлежит монастырю Пантократор) |
Насельники | Владыка Агапит Штутгартский |
Протоиерей Николай – настоятель Мюнхенского кафедрального собора, духовник женского монастыря преподобномученицы Елисаветы |
Устройство монастыря
Описание жизни | Материальная основа жизни – минимальная |
Составляющие материальную сторону доходы: продажа собственных свеч и пожертвования | |
Типография для миссионерских нужд и только с трудом покрывает свои расходы | |
Послушания | Монастырь находится на собственном обеспечении. Все послушания выполняют братия без наемных рабочих. Все послушания внутри монастыря, соблюдая молчание и тишину |
Виды послушаний | |
Священник | Включая настоятеля и благочинного |
Повар | |
Мытье посуды, уборка | |
Изготовление свечей | |
Типография |
Правила. Режим
Прием в обитель | Редко и очень осмотрительно |
Постриг | Совершается в конце повечерия |
Общие правила | Хождение по кельям запрещено |
Беседы возможно проводить в библиотеке | |
После повечерия запрещено ведение каких-либо бесед | |
В монастыре нет ни радио, ни телевизора, магнитофон для учебы можно слушать только в наушниках, чтобы не мешать соседям | |
Рукоделие | Соблюдая тишину |
Суточный режим | |
Побудка | 3:30 утра |
Утреннее богослужение | с 4:00 – утренние молитвы, полунощница, утреня, часы, Божественная литургия – оканчивается к 8:00 |
В Великий Пост | Утреня и 1-й час оканчиваются к 7:00, в 8:00 начинаются часы, изобразительные и вечерня |
В воскресенье | С 6:00 – утренние молитвы, воскресная полунощница, молебен преподобному Иову и перед иконой Богородицы Курской-Коренной, благословение настоятеля, часы, Божественная литургия к 9:00 |
Обед | После 8:00 – окончание литургии (Великим постом – чай) |
Послушания | После обеда до 12:00 и с 14:00 до 16:00 (иногда до 18:00) |
Отдых | С 12:00 до 13:45 (после до 14:00 – чай для паломников) и с 16:00 до 18:00 (для паломников) |
Вечернее богослужение | С 18:00 – вечерня, после нее вечерняя трапеза, с 19:30 – повечерие. Расходятся по кельям в молчании |
Отбой | 22:00 |
Пища | Два раза (три раза – для паломников). На братскую трапезу приглашают ударом колокола. Помимо означенного для вкушения пищи времени к трапезной и кухне имеют доступ только те из братии, которые по послушанию обязаны готовить еду или стол |
Обед | После литургии с чтением житий святых (Великим постом – чай и хлеб) |
Полдник | С 13:45 до 14:00 – чай для паломников, после которого снова начинаются послушания |
Вечерняя трапеза | Через 10–15 мин. после вечерни |
Пост | В понедельник, среду и пятницу – после литургии только чай и хлеб |
В Великий пост – одна трапеза повечеру | |
Причащение | Один раз в неделю |
Великим постом | Четыре раза |
Исповедь | Один раз в неделю (во время канона с акафистом), если чаще: благословение на причащение |
Богослужение
Молитва общая | |
Состав | Вечерня, повечерие, утренние молитвы, полунощница, утреня, часы, Божественная литургия |
В воскресенье | Еще молебен преподобному Иову и перед иконой Богородицы Курской-Коренной |
Молитва частная | |
Правило | Для послушника: 300 поясных поклонов + Иисусова молитва по четкам |
УСТАВ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
Об уставе
Авторы | Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский). Дата составления – 15 ноября 1959 года |
Монастыри | Троице-Сергиева лавра |
Характер устава | Троице-Сергиева лавра – общежительный монастырь со штатом не менее 100 человек братии. Священноархимандритом лавры является Патриарх Московский и всея Руси, который осуществляет руководство через назначаемого им наместника лавры. В помощь наместнику существует духовный собор, состоящий из наместника, казначея, духовника, благочинного, ризничного, эконома и, возможно, некоторых других опытных и благочестивых из братии |
Устройство монастыря
Виды подвижничества | Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении к особым духовным подвигам и т.п.), чтобы самоугодие и самочиние не повредило общего благого дела спасения души |
Настоятель | Святейший Патриарх Московский и всея Руси |
Наместник | Обязан поддерживать строгую дисциплину и образцовый порядок; заботится о духовном совершенствовании всех иноков лавры; наблюдать за чинностью и возглавлять все лаврские богослужения; смотреть за хозяйством, состояниим построек и экономическом процветании; наблюдать за исполнением послушаний и в случае необходимости делать разного рода взыскания. Главный заместитель наместника – казначей лавры |
Казначей | Наблюдает за поступлением и расходованием лаврской казны, с соблюдением правил отчетности для ежегодного представления наместником патриарху; следит за состоянием всех видов материальных ценностей, а также хозяйственным и административным письменным делопроизводством лавры; выдает под отчет авансовые деньги эконому и другим лицам |
Благочинный | Обязан осуществлять надзор за сохранением внешнего порядка и нравственного поведения братии, чинности и порядка во время богослужений; посещать братские кельи для наблюдения за чистотой их и времяпровождением братии; следить за тем, чтобы братия не принимала у себя посторонних и лиц женского пола; размещать гостей в гостиных кельях (вместе с гостинником); вести ежедневный письменный отчет в книге о состоянии братии: все ли были на богослужениях, общей трапезе, не уклонялись ли от послушаний и монашеского правила. Книгу эту ежедневно представляет наместнику, который там же против донесений отмечает соответствующие распоряжения |
Духовник | Поставляется в совершенных годах иеромонах, одаренный от Бога духовным рассуждением. Обязанность: совершение таинства покаяния и духовное руководство братией. Должен: вести запись, кто когда приобщался святых таин, посещать и духовно укреплять больных. Может быть назначен опытный старец в помощь ему. Духовник также ответственен за иеромонахов, исповедующих богомольцев и наставников для новоначальных |
Чтец | Уставщик, регент обязаны строжайше наблюдать за чином церковных служб; чтением без ошибок, благоговейно, без переливов голоса, что является признаком гордости; пением стройно и молитвенно, без шуток и шума на клиросе; систематической организацией спевок и обучением мало знающих чтецов; следить всегда за исправным прочитыванием синодиков и поминовений |
Эконом | Обязан вести надзор за хозяйственной частью лавры: распределять время наемных рабочих и следить за исполнением их работ; предоставляет предложения наместнику по улучшению монастырского хозяйства. В распоряжении эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и наемные рабочие, но работы для братии распределяет наместник или благочинный |
Келарь | Обязан наблюдать за целостью и сохранностью продовольствия, чистотой и порядком на кухне, продовольственном складе, просфорне; смотрит за приготовлением трапезы, как положено по уставу, и за отпусканием пищи в кельи только с благословения наместника или благочинного |
Рухольник | Наблюдает за своевременным приобретением и изготовлением обуви и одежды для братии, чистой и опрятной одежды для священства, черной блузы для вновь прибывших. Материал для братской одежды закупать простой, более прочный, чем изысканный, черных или серых цветов |
Больничник | Избирается богобоязненный и сострадательный брат, наблюдающий за находящимися на излечении братиями. Обязан подавать больным пищу, питие и лекарства в положенное время в строгом соответствии врача и благочинного |
Странноприимник | Обязан обслуживать приезжающих в лавру; о прибытии нового гостя немедленно докладывать наместнику и без его благословения никого в гостинице не принимать; приходящих в лавру из других монастырей ни в коем случае не помещать вместе с братией, но только в гостинице или свободной келье; пищу для гостей подавать скромную и дозволенную монастырским уставом, исключение полагая лишь с благословения наместника (для больных) |
Правила на послушаниях | Если кто-то из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни или послушаний, одобренных наместником, то должен наедине или открыто привести ему свои возражения либо через посредство других. Если нет какого-либо разумного основания, и брат будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, то таковой сеющий сомнения в братстве подлежит изгнанию |
Начало всякого послушания совершается с крестным знамением и краткой молитвой «Господи, благослови» и др., так и по окончании послушания надо сотворить крестное знамение с молитвой «Слава Тебе, Господи» и др. |
Правила. Режим
Общие правила | Новоначальный, прежде всего, внимательно изучает устав лавры и дает подписку, что он знаком с уставом и обязуется его свято выполнять. В случае же нарушения устава обязуется немедленно по благословению наместника удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации лавры |
Условия отлучки | По благословению благочинного на короткое время днем, на длительный выезд только с разрешения наместника. Отлучающиеся из лавры по своем возвращении дают немедленный отчет лицам, их отпустившим. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на поминальные и т.п. обеды. Послушники во время продолжительного отпуска из лавры не должны носить иноческого одеяния (указ Св. Синода № 17 от 30 апреля 1873 г.) |
Отношения между братиями | Новоначальный должен оказывать смиренную почтительность по отношению к братии. Наместнику и иеромонахам следует поклониться и попросить благословение, а при встрече с иными членами братии сделать поясной поклон. Входить в келью с молитвой Иисусовой и только когда будет получен ответ «Аминь». Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым |
Родственники | Приятие посетителей (мужского пола) допускается только с благословения лаврского начальства, причем в дневные часы. Лица женского пола в кельи не допускаются. В особом случае разрешается увидеться с близкой родственницей, но в специально назначенной приемной у монастырских ворот |
Прием в обитель | Принимаются все кроме: 1) лиц несовершеннолетних, 2) неразведенного мужа или имеющего необеспеченных малолетних детей, 3) бродячих иноков и самовольно ушедших из других монастырей |
Постриг | Новопоступивший проходит испытание в течении трех лет, живя в келье под руководством опытного старца. Срок испытания может быть сокращен в зависимости от преуспевания новоначального, а также если известна благочестивая жизнь постригаемого до его принятия в братство (студенты семинарии, академии и т.п.) |
Суточный режим | После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются |
Пища | Если братская трапеза поставляется сразу по окончании богослужения, то братия сразу из церкви идут в трапезную, а если по некотором времени, то когда трапезный по благословению наместника ударяет в колокол, братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается молитвословиями |
В продолжении трапезы братия сохраняет безмолвие, внимая предлагаемому чтению. Никто из указанных в расписании чтецов не должен уклоняться от этого послушания. Позднее схождение или исхождение прежде окончания подвергается взысканию. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы | |
Никто не должен брать пищу в келью, кроме тех, кому благословит наместник или благочинный как не могущим прийти в общую трапезу по состоянию здоровья или старости | |
Одежда | Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска и, по возможности, единообразная |
Никто не должен без благословения брать себе в келью никакой вещи. Новоначальным не следует заводить в келье предметов роскоши, как способствующих рассеянию ума, помня, что лучшим украшением иноческой кельи служит Библия и иные душеполезные книги | |
Исповедь | Во все четыре поста и перед каждой чередой служения |
Причащение | Наместник и духовник наблюдают, чтобы братия регулярно исповедовалась и причащалась святых таин (непременно во все четыре поста, а некоторые и чаще). Обязательно подходить к этим таинствам священнослужителям, вступающим в череду служения |
Епитимии | |
Меры | В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод на менее ответственное и почетное послушание, а также поставление на поклоны |
Условия увольнения | Иноки, живущие зазорно, изменившие своим обетам, не подчиняющиеся во всем монастырской дисциплине, после увещания и дисциплинарных мер могут быть удалены из обители |
Уволенные иноки должны в кратчайший срок, указанный наместником, сдать эконому келью, ключи, монашескую одежду и другие монастырские вещи, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители | |
Если уволенный или самостоятельно оставивший лавру познает свое согрешение и с покаянием будет просить принять его снова, то такового можно при всестороннем рассмотрении дела принять. Но он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и тогда зачислить его в разряд вновь поступивших, и только по долгом испытании в число братии | |
Действия | Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение, а оскорбленный должен с кротостью и любовью простить обидевшего |
Богослужение
Молитва общая | Важнейшим предметом внимания лаврского начальства и усердия братии является церковное богослужение |
Правила | Для соблюдения чинности и порядка в совершении Божественных служб благочинный совместно с ризничным и уставщиком ежемесячно составляет контролируемое и подписываемое расписание богослужений с указанием имен всех лиц, занятых на Божественной службе. Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга, уклоняться от служения и пр.) никому из братии без благословения наместника или благочинного не разрешается |
Каждый из братии должен прийти к началу богослужения и оставаться до окончания. Всех опаздывающих или не пришедших благочинный заносит в книгу для объявления наместнику. Занятые особыми послушаниями, не позволяющими присутствовать на всем богослужении (трапезные, просфорные и др.), должны иметь на это особое благословение наместника или благочинного | |
Являться на богослужения монахи обязаны в клобуках и рясах, а послушники в приличном и скромном одеянии. Братия должны в одно время снимать и одевать клобуки и камилавки, также и поклоны должны совершать одновременно | |
За полчаса до богослужения будильный обходит все кельи с молитвой для пробуждения братии. На пути в церковь и из нее братия не должны останавливаться и входить в праздные беседы, но если будут о чем-либо спрошены, ограничиться кратким ответом | |
Никто из братии ни под каким предлогом не должен брать ни за какие требы для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по лавре лицам | |
Молитва частная | Время, оставшиеся от богослужения и послушаний, проводимое в келье, братия должны употребить с возможной духовной пользой. Таковыми келейными занятиями могут быть: 1) чтение правила по благословению старца, 2) чтение и конспектирование душеполезных книг, 3) обучение в церковном пении, чтении и т.п., приготовление к церковной службе, 4) занятия, поручаемые наместником и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.), 5) рукоделие на пользу братии или удовлетворения собственных нужд, 6) уборка в келье, чистка и починка одежды и прочее, что служит целям чистоты и опрятности инока |
Настольной книгой каждого инока лавры должны быть святая Библия. Приписывается ежедневное упражнение в чтении Священного Писания |