Толкование на Божественную литургию

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 304  с.
Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 304  с.
Издаваемое в четвертый раз, после тщательного пересмотра, наше толкование на литургию по чину святителя Иоанна Златоустого и святителя Василия Великого имеет целью дать благочестивым читателям доступное для всех руководство к надлежащему пониманию принятого, то есть установившегося в Церкви Греческой и Русской, чина литургии.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Издаваемое в четвертый раз, после тщательного пересмот­ра, наше толкование на литургию по чину святителя Иоанна Златоустого и святителя Василия Великого имеет целью дать благочестивым читателям доступное для всех руководство к надлежащему пониманию принятого, то есть установившегося в Церкви Греческой и Русской, чина литургии. Как много в нем сходства с древними чинами литургии и как он, неизменный в сущности, видоизменялся в течение веков, пока в служебниках греческих и русских не принял доселе сохраняющейся, с незначительными разностями, редакции, — в подробное исследование об этом мы не вдавались, а там, где это казалось нужным для объяснения существующего чина литургии, довольствовались необширными археологическими и историческими соображениями. При объяснении этого чина в его связи и частностях нашей задачей было раскрыть собственно ближайший смысл литургии, насколько он вытекает из самого ее текста: толкований, имеющих только внешнее, отдаленное отношение к тексту литургии, мы избегали. Этому правилу мы следовали не только при изъяснении молитв, песнопений, кратких богослужебных изречений, но также при изъяснении обрядов в теснейшем смысле, то есть разных телесных движений и действий, входящих в состав литургии.

Обряд в теснейшем смысле по самой своей сути есть символ, более или менее выразительный, той или другой мысли. Указание на мысль, скрывающуюся в оболочке обряда, мы находили в тех молитвах, песнопениях и изречениях, с которыми соединяется его совершение. Так, например, нам не было никакой нужды объяснять изъятие на проскомидии из просфоры Агнца, приготовляемого к освящению в Тело Христово, в плане рождения Христа от Девы, когда при совершении этого обряда священник произносит слова пророка Исаии,­ указывающие не на рождение, а на смерть Христову: «яко вземлется от земли живот Его». Вообще мы затрудняемся признавать оправданными воззрения на литургию тех толкователей ее, которые, желая видеть во всем ее составе последовательное, в хронологическом порядке, изоб­ражение земной жизни Христа Спасителя от рождения до вознесения на небо, прибегают для этого к натяжкам, подобным той, примером которой служит указанное нами объяснение обряда изъятия из просфоры Агнца о рождении Христовом. Вся литургия, весь состав ее — есть проповедь о Христе, воспоминание о Нем, особенно о последних днях Его земной жизни, но отнюдь не хронологическое повествование о Его земной жизни. Справедливость однако требует сказать, что упомянутые воззрения на литургию, не имея значения толкований на нее, весьма важны как благочестивые, назидательные размышления о ней, способные оживить и поддержать благоговение к ней в присутствующих при совершении ее, — и потому с подобающим уважением упоминаются в нашей книге.  

Как ни прост и естествен принятый нами способ истолкования литургии, однако он не употреблялся доселе в немалочисленных толковательных трудах на нее, — и впервые, в виде опыта, является в нашей книге. К особенностям ее относится также то, что мы дали подробное, не встречающееся в других сочинениях, толкование о литургии, антифонах, прокимнах, входных стихах, аллилуиариях и причастнах, с отчетливыми соображениями, какое значение имеют в литургии эти ее части. Чтобы всем было видно, что литургия, как и все наши церковные службы, удовлетворяет не только потребности молитвенного общения с Господом, но вместе с тем имеет учительное, так сказать, проповедническое значение, мы при изложении и изъяснении составных ее частей обратили особенное внимание на богатство заключающихся в них догматических и нравоучительных истин.

Епископ Виссарион

Содержание

К читателям                                                                                                 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ       

Понятие о литургии Преимущество литургии в ряду церковных служб
Установление тайнодействия литургии
Чин литургии во времена апостольские  и ближайшие к ним Части литургии по чину святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого      

ТОЛКОВАНИЕ НА БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ по чину Святителя Иоанна Златоуста и Святителя Василия Великого                                             

ПРОСКОМИДИЯ                                                                                                   

Значение названия
Хлеб и виноградное вино
Приготовление хлеба и вина для Евхаристии
Поминовение членов Церкви
Покровение даров и молитва проскомидии
Действия перед и по окончании проскомидии                 

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ                                                                             

Значение названия
Древность литургии оглашенных
Начальные моления                                                                           

АНТИФОНЫ

Антифоны вседневные
Антифоны воскресные
Антифоны на великие праздники
Антифоны на Рождество Христово
Антифоны на Богоявление
Антифоны на праздник Ваий
Антифоны во дни Пасхи
Антифоны на Вознесение
Антифоны на Пятидесятницу
Антифоны на Преображение
Антифоны на Воздвижение                                                            

МАЛЫЙ ВХОД

Устав
Сходство с обрядом входа на вечерне
Значение малого входа
Отдельные части малого входа
Вынос Евангелия
Приидите, поклонимся
Трисвятое
Входный стих                                                                                      

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Зачала рядовые и приспособленные к особым церковным воспоминаниям
Прокимны перед Апостолом — дневные и приспособленные к апостольскому чтению
Прокимны
Прокимны дня
Прокимны Апостола
Аллилуиа, аллилуиарии, каждение и тайная молитва перед чтением Евангелия
Краткие возглашения и обряды
Вонмем. Мир всем. Премудрость. Премудрость, прости...
Благословение на чтение Евангелия, свеща пред Евангелием, горнее место              

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ОБ ОГЛАШЕННЫХ  

Литургия верных

ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СВЯТОМУ ВОЗНОШЕНИЮ

Раскрытие антиминса
Две ектении и тайные молитвы
Великий вход. Составные части великого входа
Отверстие царских врат; каждение; Херувимская песнь; тайная молитва при пении ее; шествие с Дарами; поставление их на престол
Молитва проскомидии и ектения
Исповедание православной веры и соединенные с ним действия      

СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ

Благодарственная (евхаристическая) молитва
Возношение Даров, освящение их
Поминовение членов Церкви
Чин возношения в литургии Василия Великого                             

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРИЧАЩЕНИЮ СВЯТЫХ ТАИН

Тайная молитва и ектения
Отче наш
Две тайные молитвы
Святая святым
Приготовление Святых Даров к потреблению                               

ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН

Приятие Святых Таин священнослужителями
Верую, Господи, и исповедую...
Причастный стих
Приятие мирянами Святых Таин под обоими видами
Причащение младенцев
Благодарственная тайная молитва
Погружение в потир частиц, изъятых за членов Церкви             

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ                                                             

Спаси, Боже, люди Твоя...
Отнесение Святых Даров на стол предложения
Благодарственная ектения
Напутствие перед выходом из церкви
Заамвонная молитва, антидор, псалом 33, отпуст
Разоблачение священнослужащих
Тропари и кондаки святителям Иоанну Златоусту и Василию Великому                                         

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Епископ Виссарион (Нечаев)

7 сентября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту