Святой Петр Цетиньский: черногорский "человек тысячелетия"

Святой Петр Цетиньский Чудотворец
Святой Петр Цетиньский Чудотворец
/p>

Этим "летом Господним" исполняется 170 лет со дня упокоения св. Петра Цетиньского Чудотворца. Это хороший повод для того, чтобы более серьезно поговорить об этом "человеке тысячелетия в Черногории". Именно сегодня нам необходимо, как никогда, молитвенное заступничество всех святых. Находясь близ мощей черногорского святителя (автор статьи - собрат Цетиньского монастыря, где почивают мощи свт. Петра - прим. переводчика) и видя, в каком состоянии находится народ, распятый всеми, изнутри и снаружи, самое время поговорить о человеколюбии и милосердии святого Петра Цетиньского.

Святой апостол Павел призывает нас духовно и молитвенно вспоминать своих учителей в вере: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13, 7). Потому и надо вспомнить божественное человеколюбие святого Петра, которое проявилось в его земной жизни и впоследствии проявляется в его чудотворении в Церкви. Он был Божий человек: исполнен любви и милосердия, исполнен боголюбия и человеколюбия. Так он исполнил две евангельские заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, чему нас учит святой отец наш Савва в своей Жичской проповеди о настоящей Вере: "Ни забота о жизни без подлинной веры в Бога, ни последовательное исповедание веры без добрых дел не могут привести нас к Господу, но пусть все это будет вместе, "да будет Божий человек совершенен" и не обладает ни одним недостатком. Ибо вера спасает тогда, когда в Боге с любовью творит добрые дела".

Эту святосавскую веру и любовь в делах имел и святой Пётр. Имея, прежде всего и превыше всего любовь к Богу с ранней молодости, в такой же степени он показал веру и любовь к ближнему в своём пастырском труде. Любовь к Богу кратко описана в житии св. Петра: "Его ум с детства был устремлен и утверждён в целомудренности, которая была корнем его последующей святой смелости перед Богом и людьми и его богоносного здоровья". Ведя добродетельную жизнь, всегда он имел перед собой Закон Любви Божьей, каковая есть суть Бога Живого. О том и апостол Павел говорит: "Кто отлучит нас от Любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим. 8, 35). Любовь Св. Петра к Богу одновременно устремлена и к человеку, так как любить человека значит любить Лик Христа в человеке. Этот евангельский идеал осуществили святители, поэтому нам так дороги наши горячие молитвенники перед Богом.

ВЫСЕЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ТВЁРДОМ КАМНЕ
Святители носили рай в себе и своим примером служили своему народу. Мы видим, как святой Петр в тяжелые и тягостные для черногорцев времена буквально высекал и ваял характер в камне. Как смиренный и терпеливый "пастырь добрый", который "полагает жизнь свою за овец" (Иоанн, 10, 11), призывал он и предостерегал, предупреждал об опасности, упрекал и стыдил, как и все святые нашего народа. Он "изгонял словами, а не кулаками", однако всегда в тяжелые времена набегов врагов вёл черногорцев в борьбе за веру и отечество. Известно, что сильные духом никогда не идут на компромисс со злом, а именно таким и был св. Петр Цетиньский. Он выступал против политиканства и приспособленчества, против отречения от собственного мнения. Своим пастырским примером он будит нас "голосом пастыря" (Иоанн, 10, 3-4) и предостерегает об опасностях процветания и прогресса …

Вослед святителю Иоанну Златоуст, св. Петр морально обличал свое поколение в письмах и посланиях. Однако это морализаторство по существу являлось проповедью Новой жизни во Христе. Его жизнь, как уже было сказано, с самого начала являлся доказательством веры. Разумеется, св. Петр Цетиньский постоянно подтверждал свою веру делами милосердия и любви. При этом он являлся великим борцом за правду и справедливость, подобно святителю Николаю Чудотворцу. Интересовался живыми людьми и их проблемами. Как истинный пастырь, проповедовал весьма строго, всегда чувствуя огромную ответственность за свое стадо. У святого Петра никогда не оставалось времени для самого себя, так как, по словам апостола гимна любви "любовь не ищет своего" (1 Кор 13, 5).

Эта великая святительская любовь проявлялась в его заботе о бедных. Церковь на протяжении истории всегда голосом своих пастырей разоблачала нравы человеческого общества, его суровую и страшную несправедливость. Поэтому там, где Дух Божий, существует и истинная Церковь, а значит и, гонения, по словам Святых отцов. И мы сегодня являемся свидетелями этой горькой реальности жизни. Осуждая самих себя за эгоизм и холодность, люди Церкви стремятся продемонстрировать сострадание и милосердие в отношении всех без различия. Этот пример божественного человеколюбия мы видим и у святого Петра, о чем пишет его биограф: "Особенно святой заботился о бедных. Так в его посланиях мы читаем, как он защищает некоего бедняка Петра Попадича от разорения, ибо тот кормил не только свою семью, но и сирот своего брата".

МИЛОСЕРДИЕ КО ВСЕМ
Как когда-то в давние времена святой Иоанн Златоуст обличал богатство храмов, так и святой Петр, чтобы помочь бедным, продавал или обменивал на хлеб ценные вещи. "Он плакал с плачущими, сиротствовал с сиротами, делился с каждым тем, что имел, ободрял, вдохновлял верой, утешал, молил беречься болезней, закладывал свои монастырские вещи, чтобы в голодные годы покупать зерно для бедных". Св. Петр следовал проникновенным словам святителя Иоанна Златоуста: "Если вы желаете воздать честь Христу, делайте это тогда, когда видите его нагого, в образе бедняка в лохмотьях. Никакой пользы нет в том, если вы приносите драгоценные дары в храм, а Христа оставляете на улице терпеть холод и наготу. Нет пользы, когда храм полон золотых сосудов, а Христос голодает. Вы делаете золотые потиры, но не можете предложить чашу воды жаждущим. Христос как бездомный, чужестранец скитается и просит милостыню, а вы, вместо того, чтобы принять его, делаете украшения". Эти слова святителя Иоанна Златоуста актуальны и в наши дни, поэтому совсем не удивительно, что св. Савва и св. Петр следовали его примеру.

Иоанн Занара (XII в.), комментируя 45 (83) канон Карфагенского собора, пишет: "Епископы должны не только учить людей, но защищать их, терпящих несправедливость, бороться, не жалея сил". Иначе говоря, епископам необходимо слушать того, кто смиренно и с любовью к Церкви предупреждает о случаях неподобающего поведения некоторых людей Церкви. Нужно иметь в виду, что и св. Петр обличал, например чрезмерное прославление "крестной славы" (праздник у сербов в честь святого - покровителя семьи, рода - прим. переводчика.) богатым пиршеством, что часто приводило к обнищанию. Самое худшее - это появление нищеты вкупе с завистью и грабежами, с кровной местью, которую искоренял святой Пустынник Цетиньский. Так, и в наши дни в газетах пишут, что люди скоро начнут "угрызать" один другого из-за социальной несправедливости в Черногории. Подобно св. Петру, наш Патриарх, Его Святейшество Павел, когда мы славим многие праздники, просит нас воздержаться от чрезмерных пиршеств. Известна его отеческая просьба: "Сколько нас, людей Церкви, и сколько раз заходили мы в приюты, дома, больницы, чтобы ежедневно проявлять свою заботу о них? Если бы я мог, Воскресший Бог мне свидетель, я бы стоял перед церквами, больницами, роскошными банкетными залами и сам просил бы милостыню за наших страдающих братьев, сестер и детей" ("Молитвы и мольбы", Белград, 1996 г.)

БЛАГОДАТНАЯ И МИЛОСТИВАЯ ДУША
Но, вернемся к примеру божественного человеколюбия св. Петра, которое вдохновляет нас поступать так же. Достойнейшими для нас являются те святители, которые учат нас, говоря о тайнах Евангелия, о божественных истинах и добродетелях. Основа, фундамент деятельности св. Петра на Ниве Господней - это его благодатная и милостивая душа. Святой Петр, проповедуя о всемилостивой христианской любви, всегда говорит о вере и истине. Потому он и является "правилом Веры и образом кротости", а не сентиментальным оптимистом. Сегодня многие трубят и говорят о "деятельной любви": говорят и атеисты, и западные христиане. Существует множество гуманитарных организаций, служащих своему "земному" богу. Во имя предотвращения гуманитарной катастрофы уничтожается европейский народ, оккупирована святая земля его славных предков. Все это ведет лишь к увеличению числа бед и страданий. В свое время Петр Цетиньский обращался с просьбой к черногорцам (1822г.), так же поступает и его сегодняшний наследник на троне черногорских митрополитов. Завершая это скромное изложение, приведем отрывок той просьбы Чудотворца Цетиньского:

"Я знаю ваше бытие и положение, вашу нищету, однако она (Печская Патриархия - прим. о. Йована) - это Сербская Церковь всего славяно-сербского народа и мать всех сербских Церквей, в которой служили наши Патриархи и которую защищали наши цари. Поэтому, любезные братья, не отказывайтесь от посильной для вас милостыни и помощи этой святой обители, чтобы собрать ее и сохранить от разорения. Храни вас Бог от всякого зла, беды и напасти".

Что сказать после этих слов и деяний св. Петра нынешнему поколению черногорцев? Мы, люди Церкви, знаем только, что единственная наша обязанность - говорить правду и страдать за нее. Долг епископа, по словам М. Петровича, "своим примером напоминать ветхозаветных пророков, своим мнением последовательно проводить в жизнь науку Христову, подражать апостолам и отцам Церкви, с любящим сердцем поить жаждущих, кормить голодных, одевать оборванных, давать отдых уставшим, защищать изгнанных, советовать богатым считать нищих своими братьями". Так поступал и св. Петр Цетиньский, который своим богозаповеданным человеколюбием помогает нам понять значение и важность милосердия.

Единственным вопросом на Страшном Суде будет следующий: "Были ли мы по-христиански милосердны?". Дай, Боже, чтобы мы смогли повторить за блаженным Августином: "Братья мои, я не желаю спастись без вас".

Перевод с сербского Ольги Лысенко и Олега Кузеванова


Газета Сербской Православной Церкви "Православле", № 793, 1 апреля 2000г.

7 июня 2001 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту