Уважаемые члены Попечительского совета,
Дамы и господа:
Шесть лет назад мы праздновали с вами новое столетие в жизни нашей Североамериканской епархии. В этом году мы входим в третье Христианское тысячелетие. Тема, которую я выбрал для нашего первого в этом тысячелетии собрания – цитата из книги Откровения: «се, творю все новое». (Откр. 21:5). Автор Откровения продолжает его эсхатологическую тему: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…». Если кто-то из вас не знает, Эсхатология является областью богословской науки, занимающейся проблемой Апокалипсиса – событиями, которые должны будут произойти при кончине мира и всего человечества.
Книга Откровения уникальна в своих эсхатологических акцентах. Некоторые пророки Ветхого Завета указывали на подобные вещи. Так, у пророка Исаии мы читаем: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю…» (Ис. 65:17-18). Все это указывает нам на то, что Господь Бог наш – это Альфа и Омега, начало и конец всего, - Он Вечный Творец, Который был вчера, есть сегодня, будет завтра и пребывает вечно.
Эсхатология как отрасль христианского богословия очень
трудна для понимания. Даже свв. Отцы Церкви не брались
глубоко и широко освещать данный вопрос. Поэтому, вместо
объяснения эсхатологического аспекта выбранной темы, я
постараюсь остановиться на вопросе космологии нового
сознания, нашедшего отражение в апостольских посланиях,
особенно в книгах св. ап. Павла.
В посланиях св. апостола Павла нашли отражение наиболее
значительные события человечества. Христос – новый
Адам, несущий в себе обновление всего мира. Во втором
послании к Коринфянам ап. Павел говорит: «Итак, кто
во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все
новое» (2 Кор. 5:17). В первой главе Евагелия от
Иоанна мы находим: «ибо закон дан чрез Моисея;
благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»
(Ин. 1:17). Пророк Иеремия говорит: «Вот наступают
дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с
домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с
отцами…» (Иер. 31. 31-32).
Таким образом, на протяжении всего времени, «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Христос – это новая истина и новый закон, написанный Его собственной кровью. Апостол Павел говорит: «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:25).
Дамы и господа:
Мы все составляем этот самый Завет, и Воскресение Христа
из мертвых открыло вечное Царство, столицей которого
является Церковь, Новый Иерусалим. И если мы с вами -
граждане нового царства, то должны, по словам ап. Павла:
«отложить прежний образ жизни ветхого человека,
истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом
ума вашего и облечься в нового человека, созданного по
Богу, в праведности и святости истины» (Еф.
4:22-24). Мы больше не являемся рабами закона, данного
Богом через Моисея.
Мы – дети Иисуса Христа. «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16). Он освободил нас от закона. И это значит, что мы становимся Его детьми через усыновление: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:5-6).
Дамы и господа:
Поскольку мы вступаем в третье тысячелетие, мы особенно
сильно ощущаем призыв главной темы этого cобрания -
обновить наши обеты перед Православной верой, вечными
идеалами и принципами, которые исповедуются нашей
Церковью. Я не защищаю богословие, сформировавшееся
относительно недавно, потому что у нас есть лучшее, а
вопрос на сегодня заключается в том, действительно ли мы
достойны этого древнего богословия? Является ли
современная Православная Церковь достойной этого
богословия? Хотим ли мы защищать это богословие от
всевозможных компромиссов? Встретились ли наши
Православные Патриархи для того, чтобы сформулировать
общие богословские принципы на рубеже нового Православного
столетия? И если такая встреча состоялась, каковы же эти
принципы? Сейчас очень важно не только сохранять
нетронутым и неизмененным наследие прошлого, но и делать
его известным всему миру, особенно Америке, посредством
евангелизации и миссионерской работы.
В благодарность Америке, открывшей свои объятия нашим отцам и предкам в трудное время, мы должны сегодня предложить ей, возвращаясь к Святому Православию: наше вселенское понимание единства Бога, человека и природы. Но мы не можем предлагать Америке обособленную Православную Церковь. Господь знает, в нашем обществе уже достаточно всевозможных обособлений. Не стройте себе иллюзий и в том, что наши древние патриархаты желают Православного единства в этой части света. Единство не может быть кем-то дано, оно должно быть достигнуто только благодаря нашей постоянной борьбе и твердому стоянию на основах Святой Православной веры. Как вы хорошо знаете, в Стамбуле, Иерусалиме, Александрии и Антиохии население, мягко говоря, далеко не повсеместно является православным. И вот, Иерусалимская отдел организации «The Task Force», с согласия Иорданского правительства, открыла первый храм Арабской Православной Церкви в г. Амман. Однако, это же самое правительство под влиянием Иерусалимского Патриархата вскоре изменило свое решение и закрыло эту Церковь… В IX столетии Православные Церкви были более сплочены, чем сегодня. А в уходящем столетии единственным ярким моментом этого единения и сплоченности было Межправославное сробрание в Антиохийской Деревне – комплексе Баламандского Православного Университета. Эти два дня мы провели в совместных молитвах, дискуссиях и истинном Православном единстве, не взирая на то, что некоторые из епископов видели друг друга впервые. Но, несмотря на неповторимость и яркость данного мероприятия, мы подверглись серьезной критике наших Церквей за участие в этой встрече и попытку обнаружить общие идеи и принципы развития Православия на Ближнем Востоке. Очень жаль, что результатом всего этого становится все большее отдаление и обособление Православных церквей друг от друга.
И я не удивлюсь, если после моего ухода с кафедры внутри нашей митрополии начнутся всевозможные споры и разногласия, способные привести и ее к разобщению. Чтобы предотвратить это, вы должны оставаться едиными в своих мыслях, принципах и целях, подобно неприступной крепости и всегда помнить мой призыв к вам на Собрании, проходившем в этом же городе, двадцать лет назад: «Даже если ангелы придут и скажут вам разделение этой митрополии – благо, не верьте им».
Дамы и господа:
На протяжении прошедших тридцати пяти лет, мы помогли
нашей Матери-Церкви миллионами долларов, и не услышали, к
сожалению, даже обычного «спасибо», за
исключением нескольких архиепископов, поблагодаривших нас
за это. Мы выполнили обещание Митрополита Антония, светлая
ему память, построить первую православную Богословскую
школу на Ближнем Востоке: 14 августа 1966 года, была
учреждена первая на Ближнем Востоке Богословская школа при
Баламандском монастыре. Позже, в 1971 году, она стала
первым зданием Баламандского Университета.
В конце восьмидесятых, когда этот университет был учрежден нашим отцом во Христе Патриархом Игнатием IV, мы построили Антиохийскую Деревню, огромное здание, в котором размещались студенты и некоторые преподаватели. Несколькими годами позже Президент Университета, д-р Ели Салем попросил нас построить Культурный и Спортивный комплекс. Мы откликнулись на эту просьбу и собрали более чем 1 млн. долларов для финансирования строительства. Ежегодно наша митрополия посылала 100.000 долларов Богословской школе св. Иоанна Дамаскина. Я уверен, что вы помните и об увеличении нашей помощи православному госпиталю св. Георгия в Бейруте во время войны в Ливане. Часть денег, которые мы посылали на Ближний Восток в Фонд помощи детям, в приюты и на закупки продовольствия для голодающих, поступила нам от ордена св. Игнатия, от организации Антиохийских Православных христианок Северной Америки и Братства св. Иоанна Богослова. Я очень благодарен Ордену, Женщинам Антиохии, Братству св. Иоанна Богослова и всем вам.
Прошлой осенью, делегация во главе с Его Милостью епископом Деметрием, доктором Джоржем Маданатом, Президентом «The Task Force» и еще некоторыми клириками и мирянами совершила поездку в Иорданию и пожертвовала 100.000 долларов для помощи палестинским сиротам – жертвам Палестинской Интифады. Мы никогда не оставим наших братьев и сестер на Ближнем Востоке. К сожалению, мне просто не хватит времени, чтобы упомянуть обо всех проектах, на которые мы пожертвовали миллионы. В общей сложности третья часть нашего бюджета всегда идет на дела милосердия.
Мои дорогие друзья,
Здесь в Америке мы говорим: «милосердие начинается
дома», и это действительно так. С окончания второй
стадии развития нашего Образовательного Центра
исторического наследия, мы, к сожалению, не сделали больше
ничего для улучшения благосостояния нашей митрополии. По
этой причине, я нередко подвергался критике за то, что не
достаточно заботился о моих детях, находящихся здесь, в
Америке, и, надо сказать, эта критика оправдана.
Попечительский совет нашей митрополии на собрании, состоявшемся 1-2 июня этого года, принял решение о начале финансирования третьей стадии Образовательного Центра исторического наследия. Мы счастливы, что нам уже удалось собрать в этом Центре драгоценные старинные иконы, рукописи и другие бесценные экспонаты, которые должны храниться при определенной температуре и влажности, чего можно добиться только в условиях музея. Стоимость этого проекта составит около полутора миллионов долларов. Я прошу попечителей, духовенство и мирян помочь нам в сборе этих средств, чтобы мы смогли сохранить это великолепное культурное и духовное наследие.
Я хочу выразить свою признательность нашим отделам и организациям за их успешную работу. Но думаю вы все понимаете, что нам сейчас необходимо развивать свою деятельность и стремиться работать еще лучше. К сожалению, большинство наших приходов не привлекательны для молодежи. Скажите мне, сколько наших православных молодых людей, не достигших тридцатилетнего возраста, не зависимо от принадлежности к той или иной Церкви, идут в церковь в Воскресенье? Именно по этой причине, мы должны прилагать больше усилий на поле Катехизации, богословского образования, в области духовной музыки, в публикациях, в деятельности Молодежного отдела и других епархиальных подразделениях.
Дамы и господа:
На протяжении почти целого столетия мы говорили о
Православном союзе в Америке. Мы все знаем, что некоторые
Православные Церкви еще не готовы сделать такой смелый шаг
вперед. Значит ли это, что мы откажемся от своей идеи? Я
заявляю вам – НИКОГДА! Большой вопрос, сможет ли
Церковь и ее институты открыть новые горизонты, оказавшись
перед вызовом нового столетия, продвигаясь по бурному морю
перемен.
Весенняя встреча Попечительского совета нашей митрополии
смело ответила на один из таких вызовов, и представила
следующее единодушное решение:
«ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ТО ЧТО для спасения верующих
в Америке и надлежащего административного контроля над
Североамериканской Митрополией Антиохийской Православной
Церкви, необходимо автономное, самостоятельное управление,
Генеральная Ассамблея этого 45 Совета подает прошение
Священному Синоду Антиохии предоставить нашей епархии
автономию».
Я хочу, чтобы вы знали, что это прошение, которое будет представлено вам позже в полной форме, было также единодушно поддержано епископами нашей епархии.
Дорогие друзья,
В течение прошедших 35-ти лет, мы прошли довольно длинный
путь. Я хотел бы познакомить вас с некоторыми цифрами
статистики, подтверждающими мои слова. Сейчас в наших
приходах служит 270 священников и 80 дьяконов, т.е. общее
количество клириков составляет 350 человек. В 1966 году в
нашей епархии было шестьдесят пять приходов; а сейчас, с
Божией помощью, их уже 235.
Кроме того, в богословских школах епархии сейчас проходят обучение двадцать четыре семинариста. Наш Антиохийский Дом студентов превосходно работает под руководством о. Иосифа Аллена. Это школа прикладного богословия, которое касается современных актуальных жизненных проблем.
Каждый раз, когда у меня возникает возможность встретиться с выпускниками, я говорю им: «Мои дорогие дети, сейчас вы можете сказать, что получили обширные теоретические знания, вы прочитали огромное количество книг, но величайшие книги, которые я желаю вам прочитать – это души ваших будущих прихожан. Вы получите практически знания в Православном богословии только тогда, когда будете успешно посвящать себя пастырским трудам». Сегодня, как никогда, в нашем обществе возникла необходимость в том, чтобы священнослужители обладали хорошими навыками в прикладном богословии, а иначе, как мы можем объяснить поведение старшеклассников, стреляющих в своих учителей и одноклассников? Как объяснить тот факт, что каждый второй брак в нашей стране заканчивается разводом? И это лишь незначительная толика проблем, нависших сегодня над нашим обществом. Поэтому нам нужно богословие, которое поможет разрешать столь насущные проблемы.
И, несмотря на то, что подобные проблемы не были столь актуальны в начале моего епископства, а появились лишь относительно недавно, они уже успели оказать огромное влияние на духовную жизнь нашей Митрополии. От всего сердца я хочу поблагодарить Его Любезность епископа Антоуна, который отпраздновал в этом году пятидесятилетие своей пастырской деятельности. Я хочу поблагодарить Его Любезность епископа Иосифа, Его Любезность епископа Василия и Его Любезность епископа Деметрия. Стоит также сказать и о том, что мы все еще нуждаемся в двух епископах, и надеемся, что они вскоре появятся в наших рядах.
С того времени, как я стал вашим митрополитом, некоторые из наших возлюбленных клириков и попечителей, перешли к жизни вечной. Пусть души их упокоятся в мире. Я говорю всем отошедшим священникам спасибо за борьбу - хорошую борьбу.
Вам известно, что Попечительский Совет является наивысшим органом управления в нашей Митрополии. Эти дамы и господа отдают все свои силы и жертвуют собственные финансовые средства, для того, чтобы мы всегда достигали поставленных целей. Я бы хотел особенно поблагодарить членов совета, а именно: Вице-президента д-ра Джорджа Фарха, руководителя финансового отдела Роберта Лахама, его помощника Джорджа Нассора; секретаря д-ра Джона Далака; и моя особая благодарность нашим двум руководителям канцелярий Роберту Кури и Чарльзу Аджалату, а также всем членам Попечительского Совета.
Если вы рассмотрите составные части бюджета нашей епархии, то увидите, что пожертвования Ордена Святого Игнатия составляют его третью часть. В этом году Орден святого Игнатия отпраздновал свой серебряный юбилей.
Огромное спасибо всем вам - членам Ордена, двадцать пять
лет трудящимся на поле благотворительности и
милосердия.
Священное Писание призывает нас всегда помогать сиротам,
вдовам и всем нуждающимся. Мы благодарим Господа за то,
что у нас есть такая организация как Антиохийские
Православные христианки Северной Америки, за то, что она
самоотверженно посвящает себя делам милосердия. В течение
последних четырех лет, они прилагали свои усилия в поиске
средств для сирот Ближнего Востока и Америки. Одной из их
целей на сегодняшний день, является устанвление
постоянного финансирования программы помощи сиротам в
объеме одного миллиона долларов. Мы помним, что в древней
Церкви были диакониссы, так вот они действительно являются
ими в современном мире – огромное вам спасибо за ваш
благородный труд.
Говоря о милосердии, я допустил бы большую оплошность, если бы не поблагодарил преподобного о. Джорджа Радоса, который управляет организацией Детской помощи на Ближнем Востоке; девушку, Робин Николас из Кафедрального Собора св. Николая, которая на протяжении многих лет самоотверженно помогает голодающим, активно участвуя в программе «Продовольствие для голодающих».
Я хочу поблагодарить братство св. Иоанна Богослова за его развитую сеть представительств в наших приходах. Я также хочу выразить свою признательность нашей Молодежной организации, в юности, динамизме и энтузиазме которой мы видим будущее нашей митрополии. Большое спасибо всем председателям наших отделов, комиссий, комитетов и приходским советам.
Мне также хочется отметить, что меня окружает прекрасный и сплоченный коллектив, на который я могу рассчитывать в любое время. Именно этим людям я обязан своими успехами.
Дамы и господа,
Тридцать пять лет назад Господь поручил мне заботу над
этим виноградником, этим судном, и дал мне в руки штурвал,
чтобы вести его в безопасную гавань. В течение тридцати
пяти лет мы плыли, как говорил Оливер Уэнделл Холмес,
иногда по ветру, иногда против ветра, но все-равно
продолжали плыть вперед. И если я оставлю вас прежде, чем
мы достигнем этой безопасной гавани, я прошу вас хранить в
своих сердцах неугасимую мечту о единстве Православных.
Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, мне хочется закончить свое обращение призывом св. ап. Павла: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).
И пусть Имя Его, обновляющего все и вся будет благословенно во веки веков.