Александрийский Патриархат. Новейшая история (с 1935-го года до наших дней)

После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V.

НИКОЛАЙ V (1935-й – 1939-й)

При Николае V в Александрийском Патриархате утвердился новый способ избрания главы этой Церкви.

После кончины патриарха Мелетия в 1935-м году, открыл свою работу Поместный Собор Александрийской Церкви, созванный для избрания нового предстоятеля. Процедура избрания должна была проходить в соответствии с действовавшими в то время законами египетского государства. Однако православные сирийцы стали протестовать по поводу способа избрания патриарха и добились отсрочки выборов нового главы Церкви. Вследствие этого министерство иностранных дел Египта представило патриархии письменный документ, который содержал новые положения о выборах патриарха. Выборы считались законными при соблюдении следующих условий:

  1. Соблюдение законов египетского правительства и наличие согласия заинтересованных сторон, включая сирийских православных.
  2. Последние должны быть включены в управление церковным имуществом.
  3. Назначение ещё одного епископа из сирийцев.
  4. Организация церковных судов должна быть санкционирована правительством Египта. При этом должны быть учтены мнения и требования сирийских православных.
  5. Патриарх должен принять египетское подданство, если он такового не имел.

Несогласие патриаршего местоблюстителя с этими требованиями привело к непризнанию египетским правительством результатов выборов патриарха.

Новый глава Александрийской Церкви был избран с соблюдением вышеперечисленных условий. Это произошло 11-го февраля 1935-го года. Новым патриархом стал митрополит Ермупольский Николай V.

После выборов патриарх поручил смешанной комиссии, которая состояла из греков и сирийцев, подробно изучить вопрос о порядке избрания главы Церкви.

Комиссия работала долгое время, что привело к запоздалому признанию египетскими властями результатов выборов нового патриарха, что произошло лишь в марте 1937-го года, когда было принято новое правило о выборах главы Александрийской Церкви. В этом правиле говорилось, что православные сирийской диаспоры принимают участие в выборах нового патриарха на равных правах.

Николай V был ревностным последователем принципа соборности в управлении Церковью. Он с неутолимой энергией трудился над переустройством патриархии согласно этому принципу. Также большое внимание он уделял церковным учебным заведениям. Ему удалось перевести отношения с египетским правительством в русло сотрудничества и взаимопонимания. К сожалению, патриаршество Николая V продлилось недолго, и, поэтому он не успел осуществить своего дела до конца.

ХРИСТОФОР II (1939-й – 1967-й)

Митрополит Леондопольский Христофор II был избран на патриарший престол 21-го июля 1939-го года Поместным собором Александрийской Церкви.

Перед избранием он давал обещание заполнить все вдовствующие кафедры Александрийской Церкви, улучшить материальное положение священников и многое другое. Однако новые политические условия, в которых оказался Александрийский патриархат после окончания второй мировой войны, когда увеличился поток эмиграции греков в другие страны, особенно в Австралию, привели к сильному сокращению греческой паствы в Египте. Перемены, которые произошли в этом регионе, повергли страну в хаос и привели к утесненному положению греческой диаспоры и Александрийского патриархата. Таким образом, процветавшая некогда греческая община Египта, которая представляла собой опору Патриархата на африканском континенте, к концу 60-х годов двадцатого века стала насчитывать всего несколько тысяч человек.

Несмотря на это, патриарх Христофор продолжал энергично трудиться на благо Церкви, преодолевая возникшие трудности. Он смог добиться устранения распрей и раздоров внутри христианских общин, которые на протяжении целых десятилетий будоражили жизнь Церкви.

В вопросе признания Болгарского патриархата, патриарх Христофор не поддержал мнение многих других Поместных Церквей, но занял позицию Московского Патриархата. Он принял предложение советского правительства получить компенсацию за конфискованное имущество Александрийской Церкви в советской России.

Египетские власти пытались навязать школам Патриархата свои учебные программы, но патриарх смог добиться значительных уступок в пользу Церкви.

Его отношение к экуменическому движению было отрицательным, как и к многочисленным протестантским проповедникам, которых он резко осуждал за прозелитизм.

Он принимал деятельное участие в возобновлении многих церковных изданий, создании библиотек и составлении учебных программ.

Патриарх Христофор положил основание современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском континенте. Его первым шагом на этом поприще стала хиротония архиереев в новооснованные епархии Аккры и Иринополя. Ядром нового миссионерского движения стала Уганда, где был создан постоянно действующий миссионерский центр. Последовали хиротонии в иереи из коренных жителей. Было совершено освящение многих новопостроенных храмов. Большой резонанс получило рукоположение трех иереев, до этого бывших активными англиканскими проповедниками. Патриарх Христофор прилагал большие усилия для того, чтобы дети из семей местных жителей воспитывались в греческих школах Александрии, а следом отправлялись на обучение в университеты Греции, где они могли обучаться не только на богословском, но и на других факультетах. Цель этого была подготовить молодых людей для последующей миссионерской работы среди местного населения.

Александрийская Церковь принимала участие во Всеправославной конференции, которая состоялась на о-ве Родос (Греция) в 1961-м году.

В последние пятнадцать лет патриарх Христофор, из-за возникших проблем со здоровьем, не созывал Синод, что в результате привело к его конфликту с епархиальными архиереями. Вместо Синода патриарх поручил специально им назначенным митрополитам Ермупольскому Евангелию и Иринопольскому Николаю, который впоследствии стал патриархом, вести часть дел патриархии. Это вызвало нестроения в управлении Церковью, что привело к появлению оппозиции и вынудило патриарха уйти на покой. Некоторое время спустя он скончался.

НИКОЛАЙ VI (1968-й – 1986-й)

Патриарх Николай VI столкнулся с проблемой резкого сокращения греко-говорящей паствы в Александрии. Но более серьезной проблемой стали нестроения, возникшие при его предшественнике.

Для более продуктивной работы на Африканском континенте он основал митрополии Зимбабве и мыса Доброй Надежды.

Продолжая миссионерскую деятельность своего предшественника, новый патриарх занялся главным образом реорганизацией управления патриархии и улучшением инфраструктуры учебных заведений и благотворительных учреждений.

Первое десятилетие патриаршества Николая VI можно назвать золотой эпохой Александрийской Церкви. Он заложил и построил новое здание монастыря святого Саввы и освятил его соборный храм. Он отремонтировал здание богословской школы, расширил фонды библиотеки и музея школы. На территории школы он отстроил новое здание патриархии.

В деле миссионерства патриарх продолжал вести линию своих предшественников. Он организовал центры духовного просвещения местной молодежи, из среды которой, после необходимой литургической подготовки, он выбирал достойнейших и рукополагал их в священники. Николай VI самоотверженно трудился для укрепления миссионерства Александрийской Церкви. При нем три африканца были рукоположены в епископский сан: епископ Нилопольский Христофор, Навкратиадский Феодор и Нитрийский Георгий.

Свое пристальное внимание патриарх Николай уделял изданиям Патриархии, а так же замещению вдовствующих митрополичьих и епископских кафедр.

Он скончался в 1986-м году, находясь с официальным визитом в России.

ПАРФЕНИЙ III (1986-й – 1996-й)

Блаженнейший патриарх Парфений III известен своим деятельным участием в экуменическом движении. Его личность была известной во многих международных, религиозных кругах и организациях.

Он, как и его предшественники, непрерывно трудился на миссионерском поприще, главным образом в таких странах как Кения, Заир, Камерун и особенно Уганда. Он много сделал для оказания гуманитарной помощи африканскому народу. Патриарх Парфений основал митрополию Кампалы. Он постоянно проявлял живое и деятельное участие в изданиях патриархии.

Парфений III-й скончался 23-го июля 1996-го года во время пребывания на острове Аморгос (Киклады, Греция).

ПЕТР VII (1997-2004)

Патриарх Петр, отличался большим опытом миссионерства. С первых шагов своей пастырской, а затем архипастырской деятельности он ревностно трудился в Западной Африке.

После сокращения греческой паствы в Александрийской Церкви, важной областью ее духовной и пастырской деятельности стало распространение евангельской проповеди среди местного населения, которое, однако, имеет свою духовную традицию, сильно отличающуюся от классической греческой культуры, в среде которой выросла, развилась, расцвела и окрепла христианская Церковь.

С первых шагов своего архипастырского служения новый патриарх взялся за административное переустройство не только Александрии и Каира, но и остальных митрополий Патриархата. Ниже приводятся некоторые важнейшие решения и действия главы Александрийской Церкви:

  1. Реорганизация и регулярная инспекция экономических служб патриархии.
  2. Создание четырех новых миссионерских епархий: Мадагаскарской, Нигерийской, Ганской, Букомбской и, соответственно, хиротония архиереев на эти кафедры.
  3. Устранение проблем экономического характера.
  4. Строительство новой патриаршей резиденции в Александрии.
  5. Ремонт и реставрация уже существующего комплекса зданий монастыря Саввы Освященного.
  6. Ремонт храма святителя Николая и патриаршей резиденции в Каире.

За то время, которое прошло с момента интронизации Блаженнейшего Патриарха Петра, стоит особенно отметить историческое решение Синода Александрийской Церкви по реабилитации святителя Нектария Пендапольского. По случаю этого события была созвана большая конференция в Александрии. Также прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех Православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом Святого Нектария.

11 сентября 2004 г. в Эгейском море в авиакатастрофе погибли Патриарх Александрийский Петр VII и сопровождавшие его. Глава африканского Православия направлялся с первым официальным визитом на Афон.

ФЕОДОР II

9 октября 2004 г. Синодом Александрийской Церкви Папой и Патриархом Александрийским и всея Африки  был избран Блаженнейший Феодор II. Церемония интронизации состоялась в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии 24 октября 2004 г

3 декабря 2001 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту