Храм Святого Спаса XIII в. |
Монастырь Жича расположен в самом сердце Сербии, в окрестностях исторической области Рашка. Основателем и жертвователем этой обители явился в начале XIII века св. Стефан Первовенчанный (в монашестве Симон), а строителем – сам святитель Савва, оба - сыновья великого сербского святого государя Стефана Немани - прп. Симеона Мироточивого, родоначальника династии Неманичей, давшей Вселенской Церкви небывалое число угодников Божиих.
Много трудов приложили святые братья на благоустроение своей задушбины (то есть «за душу» пожертвованной). За строительством Жичи св. Савва наблюдал до своего отъезда в Византию, где в 1219 году был хиротонисан в архиепископа отныне самостоятельной Сербской Церкви и откуда привез мастеров для росписи Спасова дома – Жичского собора Вознесения Господня.
Кафедральный, престольный характер храма святитель Савва более всего выразил во фресках. Можно сказать, что программа настенных росписей соответствует тому образцу, что почитался во всей Православной ойкумене, однако с более или менее значительными изменениями она прилагается к сербской или, еще лучше, жичской среде. Соборной церкви новоустановленной Архиепископии он желал придать вид прославленных кафедральных соборов и таким образом связать ее с первой, старейшей, апостольской Церковью – Сионской горницей в Иерусалиме, «матерью всех церквей», которую основал сам Спаситель. Определяя для наиболее видных мест в церкви те евангельские события, которые предание связывало с Сионом, св. Савва в некоем идеальном смысле сотворил из Жичи новую сионскую горницу.* Это были события исключительной важности для основания Новой – христианской – Церкви: на Сионе Христос учредил Тайную вечерю, установил Таинство Евхаристии, изрек первосвященническую молитву и поставил апостолов своими преемниками; на Сионе Христос явился апостолам и уверил Фому, что Он есть Воскресший Господь, ублажив «не видевших и уверовших» (Ин. 20:29); на Сионе вновь явившись апостолам, послал их проповедовать Его спасительное учение всем народам; на Сионе же апостолы приняли Святого Духа, что значило начало их проповеди.
В Жиче эти события были изображены в подкупольном пространстве, что наглядно уподобляло ее Сионской горнице и делало Сербскую Архиепископию ее достойной наследницей. Апостолы же изображены в нижнем ряду как основание Церкви и образец своим преемникам, сербским архиереям. Исполненнный уважения к св. Савве, хорошо зная Предание и имея перед глазами фрески Спасова дома, святитель Никодим столетием позже написал предисловие к переводу Иерусалимского Типикона на сербский язык, объяснив деяния великого сербского первосвятителя: св. Савва уподобился Моисею, создав скинию по образу, показанному ему Богом на Горе, так и Савва построил «сию великую церковь» по образу Сионской горницы и церкви св. Саввы Освященного, кои видел в Иерусалиме. Коль скоро Сербская Церковь подобна сим Иерусалимским святилищам, естественно будет подобна им и по уставу, который ныне переведен. Из текста св. Никодима следует главное: ничто не есть случайно и все имеет свою причину. Отсюда наглядно выстраивается скорее символическая, нежели историческая линия: Небесная Церковь – Моисеева скиния – Сионская горница – Жича и Церковь в Сербии.
«Сей боголюбец (св. Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», - пишет летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями, что в действительности и было показано посвящением боковых приделов их небесным покровителям – преп. Савве Освященному и первомученику архидиакону Стефану. Последний был покровителем («крестной славой») династии и защитником сербской державы, а первый – великим образцом православного монашества, составителем Типикона, который до сих пор чаще всего используется православными монастырями (в частности, всей Россией, ибо у нас нет отдельного устава для мирян).
И вот во всем своем великолепии собор заблистал на Спасов день – храмову славу (престольный праздник) – 1221 года во время великого церковно-державного Собора. Тогда архиепископ Савва I произнес свою знаменитую речь с поучениями о святой истинной Вере и о еретиках и обнародовал сербскую редакцию Синодика Православия. Праздник был завершен священным обрядом исповедания Православия на другой день. На этом Соборе первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманич как первый сербский самодержавный православный король, получивший с тех пор титул Первовенчанного.
Эти две даты – 1219 и 1221 гг. – наиважнейшие в истории Сербии. Почти одновременно были созданы сербская национальная Церковь и сербское национальное государство как единый народный организм в целокупности души и тела. Отсюда начинается одновременный расцвет двух «ветвей власти» – духовной и монархической -, их единство, взаимность и долговечность. Жича явилась воплощением этой симфонии властей.
В то переломное время, когда утверждалась самодержавная власть в духе христианской веры в сакральность династии и государей как Божиих наместников, ответственных за спасение владомых, устанавливается почитание основателя династии Неманичей преп. Симеона Мироточивого и первовенчанного государя Стефана, чьи задушбины становятся местами собраний народа и существеннейшей опорой его единства. И над всеми ними царствует жичский Спасов дом, названный «Великая церковь», или «Мати многим церквам», место поставления первосвятителей и венчания на престол самодержцев. О нем с восхищением писали летописцы, дивясь его сколь внешней лепоте, столь и богатому внутреннему содержанию: в день коронации Стефан «несказанною радостию радовашеся, не ради венца царства и многоценной багряницы, но ради великого множества народа, явльшагося от всех стран да видят церкву его како вельми красна есть».
Последующими благоукрасителями храма явились святитель Савва III, при котором трудами солунских зографов были обновлены пострадавшие от болгарских нашествий росписи, и св. благоверный король Милутин, чьи сорок задушбин до сих пор украшают просторы Балкан, Святую Землю и Царьград.
Наделенный исключительными привилегиями монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими ему обильные доходы. Природа, среди которой располагается обитель, не только прекрасна, но и плодородна, отсюда и название: Жича означает богатая житом. Тому лишним доказательством служит житная яма, обнаруженная недавно в ходе археологических раскопок у внешней паперти, что можно связать с великими праздниками и днями, когда совершается панихида, поскольку жито, вероятно, использовалось для колива и хлебов освящения, раздаваемых народу. К слову сказать, столь обширная внешняя паперть требовалась для совершения богослужебных обрядов и придворных церемоний – в числе коих Великое освящение воды на Богоявление, когда износилась частица хранимого в Жиче Животворящего Креста, празднование мучеников и святых, чьи мощи сохранялись в ризнице, ради поклонения им и для некоторых обрядов до и после коронования монархов.
Таким образом, всей своей сущностью и величайшим нетленным богатством, славными святынями – согласно грамоте св. Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм, в Жиче находились частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды - Дом Спасов как престол архиепископов и коронационная церковь служил укреплению правой Веры в народе и обеспечивал законность и преемственность последующим хиротониям владык и коронациям государей. В народном эпосе обитель воспета как “седмивратная Жича”, поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале ХХ века.
Располагаясь в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, на перекрестке важнейших путей, Жича никогда не была в безопасности от частых военных нападений. По словам знаменитого владыки Жичского Николая (Велимировича), «Жича есть сербская притча», то есть говорить об истории Жичи - то же самое, что говорить об истории народа, и по самому внешнему виду обители можно судить, в каком состоянии находится Сербский народ и держава. Багряный цвет храма, являясь символом монархической власти, одновременно напоминает и о пролитой православными на этих просторах крови. Монастырь подвергался нашествию куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана, из-за чего приходилось на время переносить архиепископию на жичское подворье - метох в Печ, а затем неоднократно поновлять разоренные фрески, восстанавливать разрушенные стены, заново собирать братию. Во время турецкого ига жизнь монастыря едва теплилась, а все безчисленные святыни были безвозвратно потеряны.
Опустевшую неманичскую задушбину в 1804 году обновил основатель королевской династии Карагеоргий, приведя монахов из Студеницы. Но и после этого монастырь подвергался жестоким нападениям. Только начиная с 1855 г. владыке Ужичско-Крушевацкому Иоанникию (Нешковичу) удалось спасти Жичу от полного уничтожения и приступить к возрождению древней запустелой обители.
В XX веке в период между двумя мировыми войнами при короле Александре Карагеоргиевиче были проведены масштабные реставрационно-ремонтные работы. В 1930-х гг. об обновлении зданий и о культурном и духовном развитии монастыря заботился владыка Николай (Велимирович). В то время духовная жизнь в Сербии была в своем наивысшем расцвете, во многом благодаря трудам и заботам владыки Николая, и Жича была полна монахов. Здесь нашли приют и несколько наших соотечественников после бегства из России. Сам Владыка был великий русофил и своим духовником имел русского монаха Харитона, и когда тот преставился ко Господу, много горевал. Сербские газеты писали: «Сын Великой Сербии плачет над сыном Великой России». В монастыре трудились русские зографы Иван Мельников и Николай Майендорф.
Как и весь сербский народ, особенно тяжелые испытания монастырь пережил во время Второй мировую войны. В то время, когда десятки тысяч сербов были расстреляны в соседнем Кралеве, Крагуевце, когда сотни тысяч томились в усташских лагерях, тяжело пострадал и монастырь, который подвергся бомбардировке. Часть северной стены собора была разрушена до основания, расположенные возле него строения (келлии, типография) были сожжены, епископские палаты изрешечены осколками, погибли средневековые фрески. Но владыка сразу же взялся за восстановление порушенного. Самому ему не удалось завершить работы: он был арестован и заключен в концлагерь Дахау вместе с Сербским Патриархом Гавриилом, а после войны был вынужден перебраться в Америку.
После войны начинается новый период в жизни Жичи: впервые в своей истории она стала женской обителью, так как при коммунистах открыть женский монастырь было легче, ведь «опиум народа» считался скорее уделом «неразвитых женщин». С Божией помощью, молитвами всех Сербских и Жичских угодников, монастырь был вновь отстроен и выполнена консервация сохранившихся росписей.
В 1987 г. во время землетрясения 1987 г. сильно пострадал монастырский собор. В ходе предпринятых после этого археологических исследований и реставрационных работ Спасов дом обрел наиболее приближенный к первоначальному вид.
В течение последнего десятилетия силами монастыря были обновлены также трапезная и церковь свт. Саввы, построенная и расписанная еще при владыке Николае русским живописцем Николаем Майендорфом. И вот тогда и произошло чудесное обретение образа святого благоверного царя-мученика Николая Александровича. Надо сказать, что фон настенных росписей выдержан, согласно византийской традиции, в глубоких синих тонах. Слева и выше входной двери в северо-западном углу храма оставался незаписанным (как думали) прямоугольник. И вот в ходе ремонтно-реставрационных работ, когда стали его расчищать, от стены отделился лист синей плотной бумаги. А за ним явился образ Государя Императора со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами, из-под которой виден мундир с золотым наборным поясом и муаровая лента через плечо, на груди крест. Крест же короны Российской Империи, немного выступавший за край бумажного листа, был лишь слегка закрашен синей краской. Лист крепился к стене простыми кнопками, что видно даже по фотографии. Так был сокрыт от возможного поругания от коммунистов лик царственного страдальца. После войны Тито не только зверски расправился с духовенством и монархистами, но и со всеми русофилами.
Чудесно спасенна фреска царя-мученика Николая |
Остается сказать несколько слов о современной жизни святой обители. По здешним меркам монастырь большой, самый крупный в Сербии – 45 насельниц под окормлением настоятельницы игумении Елены и духовника архимандрита Герасима. Устав строгий. Ежедневная служба в 4.30 утреня, а затем Литургия, в 15.30 вечерня. Служит чаще всего жичский владыка Стефан, хотя он уже весьма преклонных лет. Он проживает здесь же в Жиче, в епископской палате. Колокол во время Богослужения звонит неоднократно, так что и самые ленивые из гостей и паломников поворочаются-повздыхают и волей-неволей в храм, а там благолепная служба под пение сестринского хора. Благоговение молящихся – чрезвычайное, никто себе не позволяет не только разговаривать, но и повернуть голову. Особое отрадное чувство вызывают послушание и благочестие сербских детей.
Вообще православный народ здесь того мнения, что военные действия и экономические трудности последнего десятилетия, попущенные по Божьему промыслу, пошли народу на пользу. Несмотря на строгость устава, сестры, отдавая все силы, с радостью трудятся на послушаниях как по хозяйству, так и в иконописной мастерской. Обрабатываются обширные монастырские угодья, строятся новые келейные корпуса, значительно расширена территория собственно монастыря с возведением новых стен и ворот.
Конечно, народные беды не обошли и обитель. До самого
последнего времени, пока общими усилиями не было построено
жилье, в самом монастыре проживали беженцы с Косова и
Метохии. Одна косовская семья так и живёт при бывшей
монастырской мельнице. Но можно быть уверену, что не
несчастны те, кто прибегает под покров святой обители.
Ведь коль скоро церковь на земле есть символ Храма
Небесного, каждое вхождение в неё подразумевает и
посещение Вышняго Царствия. Летописцы свидетельствовали,
что во время венчания на царство св. блгв. Стефана Спасова
церковь была «столь величественна, что всяк в неё
входящий мыслил да есть земное Небо».