Польский православный журнал «Ортодоксия – Православное обозрение»

/p>

Проблема средств массовой информации национальных меньшинств в странах Центрально-Восточной Европы принадлежит к числу самых злободневных. Не исключением является и нынешняя Польша, где, в частности, проживает около 1 миллиона восточных славян (белорусов, украинцев, лемков, русских), в основном исповедующих Православие. До последнего времени они не имели своего регулярного массового периодического издания, его роль отчасти выполняли православные календари, печатавшиеся как митрополией так и церковными епархиями на польском, русском и украинском языках один раз в год.

В середине 1980-х гг., в новых меняющихся политических условиях православная общественность Белосточчины (восток Польши) выдвинула идею создания независимого светского православного печатного органа. С инициативой выступили православные белорусы - представители несколькосоттысячного коренного населения, проживающего в этом регионе в течение многих столетий.

Проект стал осуществляться в рамках Христианского Общественного Союза (Chrzescijanskiego Stowarzyszenia Spolecznego), Белостокский воеводский отдел которого, насчитывающий около одной тысячи православных членов, являлся заметным исключением среди аналогичных отделений всей остальной Польши, бывших по своему составу в основном католическими.

Вначале журнал носил название «Подляский еженедельник» («Tygodnik Podlaski»), выходил под грифом Христианского Общественного Союза и почти не касался непростых вопросов современной православной жизни Польши. В те годы главный редактор журнала Евгений Чиквин вынужден был констатировать: «Современность слишком сложна, чтобы ее сейчас же отображать».

С 1991 г. положение быстро меняется. Журнал получает название «Orthodoxia – Православие» становясь одним из самых авторитетных мировых светских православных изданий, в котором доля материалов на актуальные темы все более и более возрастает. Многотысячный тираж журнала расходится не только в Польше, но и в близлежащих государствах, прежде всего в Белоруссии и на Украине; его номера поступают в Россию, их получают подписчики в США, Канаде и ряде других стран.

«Orthodoxiju», получившую затем еще одно параллельное заглавие – «Православное обозрение» («Przegląd Prawosławny»), читают не одни только православные, ибо, сообразно с концепцией журнала, одна из его задач - информировать широкую общественность в Польше и за ее рубежами «о положении Православия» внутри страны и в мире.

Тем не менее освещение проблем собственно польского Православия или Православия в Польше, его судеб и современного состояния являются, пожалуй, основными для журнала. Успех журнала во многом зависит от работы в нем постоянных авторов, светских и духовных особ, живущих в различных уголках Польши и за рубежом, в том числе в Греции и США.

В последнее время на страницах журнала особенно остро ставилась тема возвращения государством Православной Церкви Польши зданий знаменитого Супрасльского Благовещенского монастыря, основанного в конце XV в. известным семейством православных белорусских магнатов Ходкевичей. Православные Польши добивались возвращения им этой всемирно известной святыни еще в межвоенные годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Супрасльский монастырь в те годы был передан в ведение Католического костела Польши, а после Второй мировой войны в нем разместился сельскохозяйственный техникум. Сейчас же, несмотря на решение вопроса правительством Польши в пользу православных, с протестом выступил Католический костел, поднялась кампания осуждения действий правительства со стороны польской католической иерархии и светских лиц - католиков, ратующих о невозвращении православным Супрасльского монастыря, Благовещенский собор которого - одна из жемчужин древней сакральной архитектуры Центрально-Восточной Европы - был варварски разрушен в период Второй мировой войны, а ныне постепенно восстанавливается Православной Церковью.

Православие в обыденной повседневной жизни католической Польши все еще вызывает у многих граждан реакцию далеко не нейтральную, порой враждебную. Этой теме на страницах журнала уделяется много места - в обзорах текущей печати, высказываний известных деятелей и рядовых граждан на радио и телевидении, специальных статьях, рецензиях, интервью. Дело еще и в том, что принадлежность к православному вероисповеданию связывается с конкретной национальностью, прежде всего украинской и белорусской, с восточнославянскими национальными меньшинствами, судьбы которых в прежней Польше оказались нелегкими, а сами они часто попадали в трагическое положение, не по своей воле не раз оказывались в ситуации конфронтации с государственными органами и даже основным населением страны. Поэтому, как пишет Эльжбета Добровольска в статье «Выйти за православного» (1995, №6): «Матери предупреждают дочерей и сыновей, чтобы они не раскрывали публично свою национальную и религиозную принадлежность. Так безопасней». И вот, «когда наступает время подавать документы в высшее учебное заведение, в рубрике: национальность», такой молодой человек или девушка, украинцы или же белорусы, пишут, что они «поляки».

Большое место в журнале занимают публикации о молодежи и на молодежные темы, мировом православном молодежном движении, православных молодежных братствах. Подобное не удивительно, ибо в Православной Церкви Польши светская молодежь играет очень заметную роль, а ее церковная активность - явление для Европы далеко не ординарное. С молодежным движением тесно связаны и православные паломничества по святым местам, школы иконописания, летние лагеря, конференции, спортивные состязания и многое другое.

Национальные вопросы внутри православного меньшинства Польши находят свое отражение практически в каждом номере журнала. Несмотря на то, что основной язык публикаций польский, в нем постоянно присутствуют по две белорусоязычных и две украиноязычных полосы, недавно стала появляться страничка и на русском языке, печатается большое число статей о лемках. Проблема последних весьма болезненна для современной Польши, так как их, наряду с украинцами, в послевоенные годы насильно выселили с мест постоянного многовекового проживания в отрогах Карпат. Акция это носила военный характер и говорить о ней долгое время запрещалось. Трудолюбивый народ, почти исключительно крестьянский, оказался в изгнании. И лишь теперь о трагедии лемков узнала вся Польша. В этом также немалая заслуга ежемесячно выходящей в Белостоке «Orthodoxii», готовящейся небольшим коллективом светских православных журналистов во главе с Евгением Чиквиным. В православном мире журнал этот, пожалуй, уникален. Ему удалось стать не только подлинно независимым, насколько такое возможно, конфессиональным периодическим изданием, но и настоящим архивом быстротекущей современности и совсем недавнего, порой трагического, прошлого, единственные свидетельства которого были им сохранены и обнародованы.

В своем интервью, опубликованном в 49 номере белорусского еженедельника «Голас Радзiмы» за 2001 г. главный редактор «Ортодоксии» Евгений Чивкин, являющийся депутатом польского сейма, уделил особое внимания вопросам сохранения белорусской национальной идентичности в условиях современной Польши. В частности, он сказал: «Что еще может спасти от полной полонизации и объединить – это Православная Церковь. Считаю, что Православие для нас не просто декларация веры. Это тип культуры, это то, что еще определяет нас как нацию».

15 января 2002 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту