Обращение Патриарха Сербского Павла к архиереям, священству и верующему народу в республике Македонии

/p>

20 июня Его Святейшество Патриарх Сербский Павел направил обращение архиереям, священству и верующему народу в республике Македония, в котором призвал сделать все возможное для преодоления многолетнего пагубного раскола:

«С отеческой и братской любовью в едином Господе обращаемся ко всем вам и призываем каждого из вас в отдельности, как личность и как православного христианина, взять на себя свою личную и соборную ответственность пред Богом Живым и пред святой Его Церковью и вместе с нами сделать все возможное и необходимое для преодоления раскола в нашей Православной Церкви, для исцеления раны разъединения и разобщенности между нами, ради возобновления торжества братской христианской любви над злыми силами и страстями, и во славу Божию, во свидетельство истины святого Православия в сегодняшнем неспокойном мире и на духовную пользу и спасение наших душ. Сущность духовного подвига, на который нас призывает Господь, есть восстановление литургического общения и канонического единства всех вас не только с Сербской Православной Церковью, но одновременно и со всеми святыми Поместными Православными Церквями. Другими словами с совокупной православной духовной семьей, «Семьей Единородного» по словам свт. Иоанна Златоуста.

Вероятно, вы спросите: почему Патриарх Павел обращается лично к каждому начиная с господ архиереев и до монахов и монахинь по монастырям и верующих по приходам во всей Македонии? Причина одна. После многолетних официальных разговоров между двух полномочных комиссий, членами которых с обоих сторон были архиереи, дело дошло до совместного проекта договора о восстановлении церковного единства. Текст проекта договора обе комиссии приняли 14 января 2001 г. в монастыре св.Наума под Охридом. Наш Священный Архиерейский Собор в Белграде без единого замечания одобрил этот проект на своем рабочем заседании в мае месяце 2001 г., но со стороны Священного Синода Православной Церкви в Македонии так и не было выражено официальное отношение, ни позитивное ни негативное. Не взирая на это, мы без колебаний приняли предложение о новой встрече комиссий и продолжении диалога. В Нише, 17 мая этого года, комиссии улучшили и точнее сформулировали проект договора и довели его до формы, в которой он приемлем для всех Православных Церквей. Через несколько дней наш Собор опять без единого замечания принял и одобрил и этот значительно пересмотренный проект договора, но и на этот раз не последовало никакой официальной реакции из Скоплье, а из средств массовой информации мы узнали, что ваш Священный Синод не принял проект договора.

В связи со всем этим, повинуясь требованию братолюбия во имя Христа и с намерением использовать все евангельские средства в служении святому делу церковного единства, обращаемся с этим открытым заявлением и призываем каждого дорого нам брата епископа в республике Македонии с верой и любовью, честно и мужественно, вместе со своим священством, монашеством и верующим народом, возобновить литургическое и каноническое единство с нами, а тем самым и со всеми святыми Православными Церквями вселенной, и быть таким образом подлинным последователем святых Апостолов и святых Отцов, святых славянских учителей и просветителей Кирилла и Мефодия и великой плеяды их учеников трудившихся в Охриде и во всех других церковных центрах, ваших и наших. Каждого мы принимаем с искренней и братской любовью. В единство и общение не может быть принят только тот клирик, который имеет канонические и моральные препятствия к священническому служению, к какой бы иерархической ступени он не принадлежал.

Напоследок, хотим подчеркнуть следующее: под вопросом благо и будущее Церкви Божией, жизнь и спасение всех нас, а отнюдь не какие-то низкие земные цели и интересы.

Мы, братья, как Церковь, не выступаем с позиций национальной исключительности и не имеем никаких ни национальных ни территориальных претензий в отношении вас. Мы уважаем национальное самоопределение и самосознание македонского народа и всякого народа в республике Македонии. Этнофилитизм, то есть подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и программам, давно справедливо осужден как ересь. Этнофилетизм имеено и рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом, основанием для разделений и расколов.

Единство Церкви - святыня. Служение ему есть величайшее благословение и величайшая честь для всех нас. Мы приближаемся к вам искренне, без задней мысли, во имя Божие. Придите и вы не только к нам, но и ко всем и ко своим предкам, «стараясь сохранять единство Духа в союзе мира», да будем все «одно тело и один Дух», ибо «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф.4, 3 - 6).Аминь.

Ваш молитвенник пред Господом Архиепископ Печьский, Митрополит Белградо-карловацкий и Патриарх Сербский + Павел, председатель Священного Архиерейского Синода»


21 июня Священным Синодом СПЦ был получен ответ на обращение Сербского Патриарха от митрополита Велешского и Повардаского Иоанна, в котором говорится следующее:

Митрополит Велешский и Повардарский Иоанн
Митрополит Велешский и Повардарский Иоанн
«Призванные любовью Божией к бытию для единения с Ним во веки веков, принятые через Ваши Преосвященства в Единую, Соборную и Апостолькую Церковь, которая ничто иное как само Тело Воплощенного и Воскресшего Христа, митрополит Велешский и Повардарский, со всем священством, монашеством и богобоязненным народом нашей святой митрополии, отвечая на братский призыв направленный иерархии и верующему народу Православной церкви в Македонии со стороны Ваших Просвяшенств, извещаем Вас, что искренне, свободно и ответственно принимаем предложенное литургическое и каноническое единство с Сербской Православной Церковью и со всей православной экуменой, которая находится в литургическом общении с Сербской Православной Церковью.

Единство Церкви не что-то второстепенное, а сама сущность бытия в Церкви. Церковь одна, ибо един Господь и Спаситель всех. Всякому, кто верует в Него и в обещанное Им Царство Божие, необходимо быть в литургическом и каноническом единстве со всей Православной Церковью в мире. Считаем, что это наш епископский долг, ибо испытали это сами и учим верующий народ, что правда жизни только в единении с самим Богом и с теми кто находится в единении с Ним. Те, кто упорно остается в расколе, по каким-то причинам, но особенно из этнофилитических побуждений уже осуждены на Константинопольском соборе и будут окончательно осуждены после второго Христова пришествия, потому что больше поверили лжи, чем истине и потому, что личного Бога заменили свойствами человеческой природы.

В обращении к архиереям, священству и верующему народу республики Македонии, Вы, Ваши Преосвященства, подчеркнули, что Православная Церковь в Сербии «не выступает с позиций национальной исключительности» и «не имеет никаких ни национальных, ни территориальных претензий» в отношении македонцев. Этого совершенно достаточно всякому разумному и благонамеренному человеку, чтобы он был убежден, что актом единства никто не будет национально унижен. Истинно, что подлинная ценность национальной принадлежности возможна только в единстве со всеми народами, составляющими Тело Христово.

Будучи приняты в литургическо-каноническое единство «искренней братской любовью», таким образом, что вы ничего не требуете нас изменять в нынешней литургической и административной практике, кроме того, что обязаны согласно каноническому порядку Православной Церкви, ибо не можете принять в общение «того клирика, который имеет канонические и моральные препятствия к священническому служению, к какой бы иерархической ступени он не принадлежал», мы обязуемся, что не будем сослужить с митрополитом Полошско-кумановским Кириллом, так как его непригодность для принятия какой бы то ни было иерархической степени была известна Сербской Церкви, что видно из синодального акта N 2438 от 3 августа 1965 г.
С другой стороны, постановлением Священного Синода Македонской Православной Церкви N 125 от 7 августа 1990 г., которое до настоящего дня не отменено, ему запрещено совершение священнодействия.

Позвольте нам, Ваши преосвященства, обратиться к Вашим святым молитвам и попросить Вас поминать нас на святой проскомидии. Ибо, надеемся, что, начиная с сегодняшнего дня, мы больше не в расколе с Сербской Православной Церковью, а тем самым и с православной экуменой. Просим Вас известить братские Православные Церкви, что Велешская и Повардарская митрополия находится в единстве со вселенской Православной Церковью.

Ваш брат во Христе, Митрополит Велешский и Павардарский Иоанн»

20 июня 2002 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту