Митрополит Герман и архимандрит Закхей. |
- Отец Закхей, в июле проходил 13-й Всеамериканский Собор. Он был созван в связи с выборами нового предстоятеля Православной Церкви в Америке или по еще каким-то причинам?
- Наши Соборы проходят регулярно, раз в три года, а на сей раз так совпало, что в это же время потребовалось избрать нового Митрополита, или вернее, владыка Феодосий к этому времени приурочил свой уход на покой. Блаженнейший Феодосий всегда думает в первую очередь о благе Церкви.
- Что вас больше всего поразило или произвело особенное впечатление на этом Соборе?
- Конечно, для меня и, наверное, для всех главным стал процесс выбора Митрополита, потому что для многих такое бывает раз в жизни. Для меня было большой честью присутствовать на этом историческом собрании. Когда мы увидели, как вышел архиерей, новый предстоятель Церкви, и на него возложили белый клобук, то была такая радость, которую трудно передать. Человек чувствует, что Церковь - живая…
- Давно ли вы знаете нового Митрополита Германа?
- Я его знаю давно, хотя он меня, наверное, тогда не запомнил, потому что первая встреча с владыкой Германом, когда он был епископом Филадельфийским, состоялась в моем детстве. Я был в детском лагере при Свято-Тихоновском монастыре и семинарии, который до сих пор собирается каждое лето. Хорошо помню, что когда владыка Герман присутствовал там, он с особенной любовью относился к детям. И я всегда вспоминаю с любовью, радостью и благодарностью владыку Германа. Кроме того, мы все, чада Американской Православной Церкви, помним, что владыка Герман - активный участник движения "Pro Life", против абортов. Я тоже несколько раз участвовал в шествии этого движения в Вашингтоне, а владыка Герман там присутствует каждый год. И я имел честь пройти с ним в этом марше.
- Отец Закхей, вы были несколько лет келейником Блаженнейшего митрополита Феодосия и потом были очень близки к нему. Вам, наверное, было тяжело расставаться с владыкой Феодосием как предстоятелем Церкви и вообще очень близким человеком, фактически отцом - думаю, можно так сказать?
- Как и раньше, сейчас и всегда, я очень люблю, уважаю, и почитаю владыку Феодосия. Как настоящего христианина и священника, архиерея и подлинного монаха. Он искренне служит Церкви и пастве. И владыка принял свое решение после долгих молитв, переживаний, размышлений. Он решил, что так будет лучше для его паствы, для Церкви. И поэтому я очень уважаю смирение владыки Феодосия и его решение этого тяжелого вопроса. Он служил как глава Церкви 25 лет и как архиерей 35, поэтому я по-человечески рад, что он сейчас может отдохнуть. А как верный сын Православной Церкви в Америке я понимаю, что его решение - это воля Божия.
- Как вы думаете, будут ли какие-то изменения, например, по отношению к Русской Православной Церкви после избрания владыки Германа? Мы знаем, что владыка Герман недавно был в Москве…
Архимандрит Закхей в редакции Православия.Ru |
- Духовное становление владыки Германа проходило в монастыре или каким-то иным путем?
- Интересно, что владыка Герман имеет не только высшее светское образование, но и много лет жил и продолжает жить при Свято-Тихоновском монастыре и к тому же является ректором семинарии. С одной стороны, он прекрасно разбирается в богословских вопросах, а с другой - в чисто практических, потому что он был наместником монастыря. Очень хорошо, когда человек имеет два образования -богословское и аскетическое. Самое лучшее - это золотая середина, гармония.
- Какие вопросы, помимо выборов нового Митрополита, решались на Соборе, или это просто было обсуждением проблем?
- Главное - это конечно выборы, но и многие вопросы были решены. Я думаю, лучше посмотреть официальный веб-сайт Православной Церкви в Америке, где есть исчерпывающая информация.
- Отец Закхей, а как проходил Собор и кто в нем участвовал: только архиереи или духовенство, миряне?
- По Уставу Православной Церкви в Америке, в Соборе участвуют все правящие архиерее и все штатные священники, а также миряне - по одному на каждого священника. Например, если один храм имеет двух штатных священников, то с ними едут и два прихожанина. Диакон в этом случае приравнивается к мирянину.
- Все ли они обладают правом голоса?
- Есть делегаты и есть наблюдатели.
- Сколько всего делегатов принимало участие в Соборе?
- На каждой пленарной сессии было разное количество людей. Самое большее - по-моему, тысяча двести.
- Многих интересует такой вопрос, хотя он, конечно, непростой: что это за процедура выборов, когда один архиерей получает большее количество голосов, но выбирают другого, как это получилось? Какова вообще была схема выборов?
- Надо понимать, что в Церкви не демократия, а иерархия. Выборы были призваны показать Священному Синоду пожелания народа. А окончательное решение остается за архиереями. Как известно, епископ Серафим Оттавский и Канадский получил большинство голосов, но менее чем две трети, то есть не было подавляющего большинства. А на втором месте был владыка Герман, и Священный Синод принял решение избрать его предстоятелем Американской Церкви.
- В таком случае, может быть, лучше та система выборов, когда непосредственно архиереи принимают решение при выборе предстоятеля, потому что иначе получается одна видимость, что все выбирают, а окончательное слово все равно остается за архиереями?
- Нет, я думаю, что мы сделали это очень хорошо и правильно, потому что Архиерейскому Синоду важно знать, каких кандидатов предпочитает паства.
- То есть вы считаете, что система выборов и структура Собора Американской Церкви достаточно удачна?
- Как я понимаю, эта система была предложена еще святым патриархом Тихоном, и с того времени она не изменилась.
- Где обычно проходит Собор, служится ли перед ним Литургия, и как все это обставлено?
- Мы стараемся собраться за день до открытия Собора, совершить Божественную Литургию вместе, в воскресенье, и потом начинается регистрация. В понедельник происходит торжественное открытие Собора молебным пением. В этот раз Собор проходил в Орландо, в прошлый раз - в Питтсбурге, а до этого был в Чикаго. Каждый раз в разных местах.
- Отец Закхей, последнее время все более актуальнее становится тема судьбы Православия в Америке, поскольку уже давно идет речь о том, что осталась последняя империя - Америка, в которой в тоже время существует огромное количество православных юрисдикций. И многие приходят к мысли, что было бы замечатлельно, если бы в Америке была единая Православная Церковь. Мы знаем, что происходит буквально в последние месяцы: Американская епархия Антиохийской Церкви получила автономию, Американская епархия Константинопольского Патриархата тоже фактически требует автономии, чтобы она сама могла избирать епископов, чтобы это были епископы, которые не менее 5 лет провели в Америке и так далее. Похоже, что процесс создания единой самостоятельной Церкви в Америке развивается. Как вы считаете, какую роль может здесь сыграть автокефальная Американская Церковь?
- Факт есть факт, уже в Америке есть одна автокефальная Церковь - это Православная Церковь в Америке, которая получила автокефалию от Матери-Церкви Русской. Путь к единству - это одна Поместная Церковь, так и должно быть. Это было целью просветителей Америки, особенно таких как митрополит Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Тихон, впоследствии патриарх. И мы, чада Православной Церкви в Америке, это понимаем. Но есть люди, которые хотят этническую Церковь. Надеемся, что со временем и они поймут, что путь Православия - это путь единства.
- На Соборе это вопрос никак не ставился?
- Очень часто мы говорим на эту тему, и ее поднимали многие из зарубежных гостей: митрополит Кирилл из России, греческие, румынские архиереи. Надо работать над этим вопросом. Я думаю, что это будет. Не в наше время, позже, но все будет. Но надо быть послушным, терпеливым, ждать. Ждать времени Божьего.
- Из каких Церквей еще были гости?
- Епископ Василий, из Антиохийской Церкви в Америке. Архиепископ Димитрий из Константинопольской Церкви в Америке. Был владыка Кирилл из России и, если не ошибаюсь, архиепископ Николай из Румынской Православной Церкви.
- Отец Закхей, в апреле вы были назначены исполняющим обязанности настоятеля московского подворья Американской Православной Церкви. Собор утвердил это решение?
Владыка Герман возглавляет богослужение на московском подворье Американской Православной Церкви |
- Когда Митрополит Герман утверждал вас в качестве настоятеля он, наверное, дал вам какое-то напутствие - что бы он хотел видеть от подворья, которое располагается в центре "Третьего Рима"?
- Он пожелал нам духовного здоровья (spiritual health), чтобы приход стал достойным представительством Американской Православной Церкви в России. И чтобы люди, смотря на наше подворье, видели бы самое лучшее из американского Православия, чтобы они видели наши традиции, видели, что Американская Православная Церковь - это живая Церковь.
- Кем являются прихожане вашего подворья?
- У нас разные прихожане, большинство из них - англо-говорящие русские, но есть прихожане, которые работают в американском посольстве, есть прихожане, которые находятся в командировке. Они чувствуют себя у нас, как дома. Мы служим и по-славянски, и по-английски. Евангелие читается на двух языках. Иногда "Херувимская" или "Святый Боже…" поются на английском. И проповедь бывает на двух языках.
- На политическом уровне Россия и Америка были врагами и теперь остаются во многом соперниками, а наши Церкви являются братскими - как это преломляется в церковном сознании?
- Это свидетельство того, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни американца, ни русского - мы все едины во Христе. И американское православное подворье в Москве - это видимый знак единства, евангельская правда. Это пример для всего мира, что мы как христиане не разделяемся друг с другом: кто-то из Америки, кто-то из России, а кто-то из Греции, Румынии, Сербии - мы все едины во Христе. И поэтому, я думаю, американское подворье в Москве играет важную роль. Мы покажем всем, что не каждый американец безбожник, не каждый американец думает только о материальной жизни. Есть Православие в Америке, которое освящает американский народ, американский континент, и это хороший пример для будущего Америки.
- Вам приходилось жить в России, вы часто подолгу гостили в Псково-Печерском монастыре, хорошо знаете церковную жизнь в России и, естественно, очень хорошо знаете церковную жизнь в Америке. Если сравнивать их между собой, то есть ли отличия и в чем они?
- Каждая Поместная Церковь, конечно, имеет свои особенности - это нормально, это естественно, потому что каждая культура, каждая страна имеет свои особенные нужды. Но есть определенные границы, каноны в церковной жизни. И в Америке, и в России мы всегда стараемся быть в рамках этих канонов, поэтому я думаю, что никакой серьезной разницы здесь нет.
- Приходилось слышать о том, что епископ в Америке практически не имеет власти, что духовенство чувствует себя очень свободно по отношению к своему епископу, и это, конечно, довольно сильно отличается от России - так это или не совсем так?
- На этот вопрос очень трудно ответить. Когда Иисус Христос был на этой земле, были люди, которые презирали Его за то, что Он не имел власти, не был царем земным. А Он был Царем мира… Есть разные мнения о властях, и архиерей имеет духовную власть везде. Послушные священники понимают это и уважают власть своего владыки. Я думаю, что послушный, искренний, смиренный священник понимает власть своего епископа. Я думаю, что епископ имеет власть везде, но нужно обладать мудростью, чтобы видеть эту власть.
- Последний год весь мир живет под впечатлением от событий в сентябре в Америке. Как это отразилось на работе Собора?
- Мы служили панихиду по невинно убиенным в этой трагедии 11 сентября. Конечно, это тяжело для всех, эта трагедия - шок для нас всех. И не только потому, что мы американцы, а потому что для христианина вообще непонятно, как люди могут делать такие злые вещи? Но каждый такой случай - это урок для нас. И надо понять, почему Бог это попустил. И мы, конечно, как американское подворье будем на годовщину этой трагедии служить. 11 сентября - это день Усекновения главы Иоанна Предтечи, и это не случайно, потому что Иоанн Креститель тоже был невинной жертвой, как и те, кто погиб. И мы отслужим Литургию в этот день, а после нее будет панихида за невинно убиенных.
- Можно ли сказать, что Америка пришла в себя после этих терактов и вообще больше ли людей обратилось к Богу после этой трагедии?
- Да, я могу сказать, что да. После каждой трагедии, даже личной. Даже после трагедии для страны, для общества всегда люди становятся обычно ближе к Богу - это хорошо, конечно. Но еще лучше, когда люди становятся ближе к Богу не после трагедии, а после какой-то радости.
- А где легче быть православным христианином: в России или в Америке?
- Везде трудно быть христианином. Человеческая природа падшая, поэтому каждый день, каждую минуту мы должны каяться, а это современному человеку особенно тяжело понять, и даже если он понимает это, ему тяжело исполнить эту задачу. Везде сейчас трудно, и всегда было трудно, с начала христианства. И всегда будет трудно, Господь Сам это обещал. Но Он же сказал: "Иго Мое благо и бремя Мое легко".