По острову рассредоточено девятнадцать этнических групп (или племен), и хотя официальным языком страны является малагасийский, многие племена пользуются своими собственными диалектами. Так как Мадагаскар был французской колонией в течение 80 лет (до 1960 г.), то неудивительно, что французский - второй самый распространенный язык на острове. Однако свободно говорят по-французски только образованные или активно занимающиеся бизнесом и торговлей люди. Английский же язык на Мадагаскаре почти не находит применения.
Несмотря на богатство и благоприятность природных условий, Мадагаскар признается одной из самых бедных стран в мире. Экономика, системы здравоохранения и образования находятся на очень низком уровне развития. Образованию фактически придается мало значения, так что в большинстве деревней нет школ и неграмотность - обычное явление.
В более крупных населенных пунктах есть школы, но семьи, которые не могут позволить себе платить за обучение, часто не отправляют детей учиться. Поэтому на улице можно видеть детей, которые, начиная с восьмилетнего возраста, пасут скот или продают прохожим овощи и фрукты или уголь. Санитарно-гигиенические условия находятся на первобытном уровне, и вследствие этого такие болезни, как холера, малярия, гепатит и менингит чрезвычайно распространены по всей стране. Отсутствие государственной системы обеспечения жильем или продажи домов в кредит, приводит к тому, что на улице можно увидеть сотни бездомных людей, которые делают себе жилища из картонных коробок.
В настоящее время население Мадагаскара составляет около 13 млн. человек, из которых 53 % принадлежат к различным языческим племенным религиям, а 40 % - христиане (католики и протестанты). Растет количество сект, таких, как Адвентисты Седьмого Дня, Пятидесятники и других. 7 % населения острова относят себя к мусульманам.
Христианство на Мадагаскаре распространялось довольно медленно. Оно не пустило здесь глубоких корней, в первую очередь потому, что это одна из немногих стран в мире, где большинство населения - убежденные последователи племенных религий. Даже среди обратившихся в христианство можно увидеть следы сильного влияния древних племенных верований. Малагасийцы сильно привержены соблюдению родовых обрядов, связанными с их умершими и духами умерших. Эти обычаи составляют важную часть малагасийской культуры и образа жизни. Одним из таких древних обычаев является «Переворачивание мертвых». Останки умерших периодически эксгумируются и захораниваются заново, при этом их истлевшие одежды меняют на другие. Процесс сопровождается ритуальными танцами и песнопениями, часто это длится до десяти дней.
Еще одним фактором, затрудняющим распространение христианства на острове, стала проблема изоляции. Многие деревни, особенно в северной и восточной частях Мадагаскара, из-за недостатка дорог совершенно изолированы. Из-за этого миссионеры не могут регулярно навещать эти деревни, и местные жители часто возвращаются к своей племенной религии.
«Господь воистинну благословил миссию на Мадагаскаре, - пишет в своей статье «The Orthodox church in Madagasсar» Матина Кувуcсис, - среди местных жителей становится все больше интересующихся православием. Несколько происшествий засвидетельствовали, что малагасийские братья с большой любовью относятся к нашей Церкви».
Одно из этих свидетельств датируется 1996 годом, когда одна из оглашенных, 86-летняя старушка из деревни Амбохидава, после катехизации, длившийся полтора года, очень просила о крещении. Она рассказала одному из местных священников, ответственных за катехизацию в этом районе, что чувствует приближение конца своей земной жизни, и что ее заветное желание умереть православной христианкой. Сначала епископ Нектарий (тогда о. Нектарий) сомневался в правильности проведения крещений в этом районе, он чувствовал, что это было преждевременно, так как люди еще не укрепились в вере и могли вернуться к племенной религии. Женщина настаивала. Наконец о. Нектарий согласился. После крещения женщина, которой было дано имя Мария, причастилась Св. Христовых Тайн и спустя ровно три дня отошла ко Господу.
В другой раз, когда епископ совершал одну из своих миссионерских поездок, он проезжал мимо деревни Амбовондраманеси, где он уже проповедовал ранее. Местные жители сообщили ему, что недавно там побывали два американских баптистских миссионера. Настойчиво проповедуя, баптисты пробыли в деревне три дня. В конце своего визита миссионеры хотели устроить массовое крещение и обещали поселенцам одновременно построить для них церковь, школу и больницу. Услышав это, глава деревни Фокотани, встал и от лица всех жителей произнес: «Мы могли бы потребовать вашего отъезда в первый же день, как вы прибыли. Но мы выслушали, что вы хотели нам сказать. Теперь, когда вы закончили свое проповедничество, мы просим вас покинуть нашу деревню и никогда не возвращаться. Нам не нужны ваши церкви, школы и больницы, так как мы православные христиане!»
Православная миссия на Мадагаскаре продолжает расти и распространяться на новые области страны. В 1995 году на острове насчитывалось уже 63 православных прихода, 7 школ и 12 священников, которые являются выходцами из местных жителей. Православная Церковь получила официальное признание правительства Мадагаскара. Закончилось также строительство новой больницы в пригороде Аласора, машины скорой помощи для которой были пожертвованы французской компанией Ситроен. Епископ Нектарий совершил постриг первой малагасийской монахини с именем Христодула, и продолжает рукополагать священнослужителей из числа достойных верующих. Миссия все это время активно участвовала в программах помощи нуждающимся: сиротам, бедным, заключенным, страдающим от различных тяжелых заболеваний.