Часовня Гроба Господня |
Укрепление Братства Святого Гроба Господня
Событие 1757 года сыграло важную роль в дальнейшей деятельности Иерусалимской Православной Церкви. Нечаянное возвращение утраченных, казалось бы уже навсегда, Святых Мест вдохнуло в Братство Святого Гроба новые силы. Как мы убедились, в тот период времени борьба за Святые Места являлась основным составляющим деятельности Святоградской Церкви. Утрата Святых Мест влекла за собой ослабление и постепенное исчезновение Православной Церкви Иерусалима и одновременно с этим расцвет и торжество представителей других христианских конфессий, главным образом католиков.
Погашение долгов Братства развязало Иерусалимской Церкви руки и дало свободу действий. Появилась возможность восстанавливать пришедшие за многие годы в плачевное состояние храмы и монастыри. Первым делом была отреставрирована братская обитель. На ее территории была возведена гостиница для стекавшихся со всех сторон паломником. Был восстановлен Воскресенский храм, обновлена крипта со Святым Гробом, были сооружены крипта на гробе Пресвятой Богородицы в Гефсимании и иконостас в Вифлеемском храме. В Назарете была возведена новая церковь в честь Пресвятой Девы Марии. Восстанавливая и благоустраивая святыни, Братство обрело былую силу и снова утвердилось на Святых Местах.
С приходом покоя и благоденствия Братство Святого Гроба начали терзать внутренние раздоры. С целью разрешить эту опасную проблему патриарх Парфений по окончании в 1764 году на Святых Местах восстановительных работ приступил к реорганизации Братства. В 1765 году он издает подробнейший устав Братства Святого Гроба. Помимо хранения на Святых Местах православной веры, членам Братства предписывалось строгое соблюдение христианской этики и благочестия. Они должны были выступать миротворцами и непорочно и смиренно ходить пред лицом Всевышнего. Поскольку в Братстве практиковался устав общежительного монастыря, от его членов требовалось строгое послушание, полное отречение от собственной воли соблюдение обета нестяжания. Запрещалось удаляться из монастыря, отверзать уста без важной на то причины и, наконец, за проступки на нарушителей устава налагались строгие наказания и епитимьи.
Издание этого устава было последним важным и, можно сказать, выдающимся действием патриарха Парфения. 17 октября 1766 года предстоятель Иерусалимской Церкви сложил с себя патриарший омофор. Его преемником стал Ефрем II (1766-1771), «муж весьма добродетельный и мудрый». После Ефрема II Святоградскую Церковь возглавил Софроний V (1771-1775). Патриарх Аврамий (1775-1787), имея верным сподвижником и надежным помощником митр. Назаретского Неофита, также сумел достать средства и осуществил ряд значительных предприятий. Он возвел монастырь в Иоппии с большой гостиницей для паломников, в Иерусалиме и Вифлееме восстановил ряд церквей и монастырей. Возвел сожженное дотла подворье Иерусалимской Церкви в Смирне, открыл новое подворье в Бухаресте и приобрел для Братства большое количество земельных участков. Его сменил престарелый патриарх Прокопий I (1787-1788), который, не имея достаточно сил управлять все разраставшимся Патриархатом, спустя год ушел на покой и оставил своим приемником Анфима (1788-1808). Будучи весьма образованным человеком, патриарх Анфим направил усилия Братства на поднятие духовного образования паствы. Он издавал множество различной литературы и открывал школы. Первоиерарх при этом не забывал начинаний своих предшественников и щедро украшал и благоустраивал палестинские святыни.
Восстановление храма Воскресения
Это был поистине расцвет былого величия и великолепия Иерусалимского Патриархата. К сожалению, он оказался недолгим. Вторгшиеся в Палестину войска Наполеона принесли большие разрушения.
Прежде всего, от этого насилия страдала Святоградская Церковь. Один за другим рушились православные храмы. Пользуясь царившим в Палестине хаосом, разбушевавшаяся толпа армян в 1799 и 1800 годах пыталась захватить силой пещеру Рождества Христова в Вифлееме и Голгофу. Но их нападения были отражены. 21 июля 1803 года армяне попытались захватить Гефсиманский храм. Новую попытку завладеть православными святынями армяне предприняли в 1807 году, но, к счастью, и в этот раз безуспешно. Ряд сменявших друг друга неудач довел армян до ярости, и 30 сентября 1808 года они подожгли храм Гроба Господня. Бушевавший более двух суток пожар практически полностью уничтожил одну из самых дорогих для христиан святынь.
Подвиг его восстановления выпал на долю патриарха Поликарпа (1808-1827), который 10 ноября 1808 года сменил на престоле Святого Града Иерусалима патриарха Анфима. Известив о случившейся беде Вселенского патриарха Калинника V (1801-1806; 1808-1809), Поликарп обратился с воззванием о помощи ко всему православному миру. Как и раньше, основная поддержка многострадальной Палестинской Церкви была оказана греческой диаспорой. К примеру, митилинский архитектор Комнинос вызвался совершенно бесплатно взяться за восстановление храма Воскресения Спасителя, которое успешно было завершено в сентябре 1810 года.
Возникновение новой угрозы для Братства Святого Гроба Господня
К 1821 году отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще и чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, что давало порой почву для открытого преследования.
Так, православные черноризцы были обвинены в укрывательстве в своих монастырях русских солдатов и оружия. Эти подозрения были усугублены и тем фактом, что новое, основанное в 1819 году в палестинских землях, посольство России, за неимением подходящего здания, располагалось на территории греческого монастыря. Преследования были настолько сильными, что, опасаясь смерти, русский посол Дмитрий Дашков, оставив жену и несовершеннолетних детей, был вынужден бежать. На православные монастыри стали устраиваться одна за другой облавы. В христианских обителях безуспешно искали солдат и оружие, нещадно избивая при этом их насельников.
При таких обстоятельствах стала нарастать новая угроза. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше и больше воспринимали как политическую организацию. Ее членов повсюду арестовывали и пытали. Видя это, армяне и всегда готовые на разбой францисканцы возобновили нападки на православные святыни, захватив в 1824 году часть горы Сион. Голгофу же православным удалось отстоять и на этот раз.
Афанасий V (1827-1845) взошел на патриарший престол Святого Града, когда положение Братства Святого Гроба было крайне опасным. Восстановление сгоревшего дотла Воскресенского собора привело к непомерным расходам, и у Братства снова появились отягощавшие его существование долги. Неинтересовавшийся экономическим положением дел Братства патриарх Анфим за все свое время патриаршества ни разу не отправился за сбором денег, и оставил после своей смерти долг более одного миллиона грошей при 8% годовых. При Поликарпе также были одни лишь расходы, и, таким образом, к 1821 году долг Братства возрос до семи миллионов, которые ко дню его смерти умножились во много раз. К 1827 году долг Братства Святого Гроба составлял тридцать миллионов грошей. Не зная с чего начинать, патриарх Афанасий прежде всего добился снижения процентного роста до 4% годовых. Затем Кесарийский митрополит Кесарий был направлен в Молдовлахию (где у Патриархата были большие земельные владения и недвижимость) за сбором ренты за долгосрочное использование монастырских угодий.
А в Палестине тем временем арестовывали не только имущество Братства Святого Гроба, но даже простых паломников, требуя немедленного погашения задолженностей. Иерусалим стенал, взывал о помощи, но долги лишь росли. С помощью Вселенского патриарха Констанция I (1830-1834) в 1830 году патриарху Анфиму удалось добиться от кредиторов полного снятия процентного роста под обязательство погасить задолженность в течение десяти лет. В феврале 1832 года патриаршим указом на каждого православного грека был наложен налог в размере 1 гроша, для уплаты задолженности Братства Святого Гроба. Однако для претворения в жизнь такой указ требовал резолюции самого султана. К счастью, самодержец Турции не только разрешил подобное предприятие, но благоволил даровать из личной казны 500 тысяч грошей на уплату долгов Иерусалимской Церкви. В братской казне потихоньку стали собираться средства, которых, однако, никак не хватало на погашение долга в срок. Поэтому основной надеждой являлся все же сбор милостыни на территории православных держав и, прежде всего, России. С этой целью Братство разослало во все концы света почти всех своих иноков. Средства на нужды Святого Гроба собирались во всех епархиях Вселенского Патриархата, в Антиохии и Египте, Молдовлахии и Сербии. 500 тысяч грошей даровал Гробу Господню и посетивший в те дни Царьград сербский игемон Милош Оврекович. Святому Граду помогал весь православный мир. Христиане дарили свои земли, слали масло и воск, и милостью Божьей Братство Святого Гроба Господня в срок разрешилось от бремени многомиллионных долгов.
Прозелитизм в Палестине со стороны других христианских конфессий. Открытие Патриаршей школы
Не довольствуясь кратковременными результатами насильственного захвата палестинских святынь, католики решили возвратиться к хорошо проверенному способу борьбы – прозелитизму.
В Палестину были направлены лучшие полемисты, риторы и апологеты Ватикана, что быстро принесло ощутимые свои плоды. Помимо огромного числа бедуинов и арабов к 1840 году католическую веру приняло около двух тысяч православных христиан.
В 1847 году папа Пий IX (1846-1878) вновь открыл в Палестине Латинский Иерусалимский Патриархат, первым патриархом которого был назначен Иосиф Валерга (1847-1872). Вскоре, между присланным из Ватикана патриархом и местными францисканцами возник сильный антагонизм. Францисканцы не пускали латинского патриарха на захваченные ими Святые Места и отказывались делить с ним получаемые с Европы денежные средства. Этот антагонизм вскоре разделил не только католиков Палестины, но и Европы, потому как Испания, Австрия и Неаполь стояли на стороне францисканцев, тогда как Франция и Ватикан поддерживали Валерга.
Если многие православные принимали католичество, то еще больше христиан уходило в униатство. В 1849 году в Иерусалиме состоялся даже униатский собор, на котором приняли участие 9 униатских епископов под председательством патриарха униатов Сирии и Палестины Макария.
Еще с начала XVIII века приобрести своих поклонников в экзотичной Палестине возжелал и протестантизм. С 1820 по 1856 года с этой целью здесь трудились такие известные миссионеры как Кинг, Фикс, Томсон, Дальтон и др. Основным средством привлечения людей в протестантизм было попечение о нищих, сиротах, организация приютов и школ, книгопечатание.
В 1839 году в Иерусалиме была открыта и Англиканская миссия. Новосозданный «Епископат Святого Иакова в Иерусалиме» возглавил англо-прусский епископ еврейского происхождения Александр, бывший профессор еврейского и арабского языков в Лондонском университете.
В 1845 году на престол Святоградской Церкви взошел Кирилл II (1845-1872). Единственным результативным средством борьбы с этой новой, все возраставшей угрозой была достойная полемика и апологетика православного учения. С этой целью патриархом Кириллом в Крестном монастыре была открыта первая высшая богословская школа в Палестине – известная как Патриаршая школа. Несмотря на то, что такая нужда назрела уже давно, школа была открыта лишь 3 октября 1855 года.
Помимо открытия Патриаршей школы деятельный патриарх Кирилл сумел приобрести и возродить заброшенные монастыри в Иудейской пустыне и Галилее. Его стараниями были возведены новые обители на горе Фавор, в Тивериаде и на берегу Иордана. Благодаря его усилиям Братству Святого Гроба Господня удалось не только отстоять свою недвижимость в Молдовлахии, но и приобрести новые земли. Однако, самой главной заслугой неутомимого патриарха Кирилла было преобразование Братства в настоящую братию общежительного монастыря, воплотив в этом преобразовании все идеалы общежительного строя.
Новый устав Иерусалимской Церкви. Status Quo
К сожалению, конец патриаршества Кирилла II был омрачен спором о болгарской схизме. Противник схизмы, Кирилл в 1872 году неожиданно изменил свой взгляд и стал ее поборником, презрев решения Поместных Константинопольских соборов 1869 и 1872 годов. 20 сентября и 7 ноября 1872 года Священный Синод Иерусалимской Церкви дважды призывал патриарха одуматься и принять постановления Царьградских соборов либо оставить престол первоиерарха. К концу 1872 года воспротивившийся патриарх был изгнан из Иерусалима. Последние пять лет жизни Кирилл провел в Константинополе. Русское правительство выделило престарелому, находившемуся в изгнании патриарху пожизненную пенсию в размере 10.000 рублей в год. Патриарх Кирилл раскаялся в своих поступках и, примирившись со Святой Матерью-Церковью незадолго до смерти, с миром почил в одном из царьградских монастырей. Вместо него патриархом Иерусалимской Церкви был избран Прокопий II (1873-1875).
После происшедшего с патриархом Кириллом инцидента Братство Святого Гроба стало перед необходимостью реконструкции Устава Иерусалимского Патриархата. В новом Уставе впредь четко оговаривались обязанности Священного Синода, патриарха, правила избрания патриарха, требования для кандидатов на епископскую хиротонию и прочее. Новым Уставом с плеч патриарха снималась большая часть обязанностей и перекладывалась на Братство. Таким образом, в нем создавались все новые комитеты. В управлении Патриархатом впредь должен был участвовать Постоянный Священный Синод, состоявший из пятнадцати членов – епископов и архимандритов Братства Святого Гроба Господня. В его юрисдикцию входило рассмотрение всех религиозных вопросов, а также распределение и использование материальных средств. Состоявший всего лишь из 17 статей спустя 7 лет Устав был дополнен. В 1882 году он состоял уже из 571 статей! В новом Уставе подробно излагались не только система управления Святыми Местами, правила избрания патриарха и обязанности главы Иерусалимской Церкви, но даже система управления отдаленными подворьями и правила распределения наследства умерших монахов. Ушедшего на покой патриарха Прокопия II на престоле Сионской Церкви сменил патриарх Иерофей (1875-1882).
Давно ставший международной проблемой вопрос о Святых Местах был окончательно разрешен объявлением положения Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878). Так было навеки закреплено право православных греческих монахов хранить святыни востока, чтить пролитую за них в древние времена непорочную кровь палестинских черноризцев и поклоняться мощам таких подвижников благочестия, как св. Евфимий, св. Савва, св. Феодосий и многих других ангелообразных аскетов Палестинской пустыни.
Русская духовная миссия
Чтобы своими глазами увидеть места евангельских событий и поклониться им, христиане издавна стремились во Святую Землю и с благоговением посещали места, связанные с жизнью Спасителя. С особой любовью они припадали ко Гробу Господню, Голгофе, с трепетом ступали по Крестному пути, молились в Гефсиманском саду, Сионской горнице, на горе Фавор, в городах Назарете и Вифлееме, погружались в священные воды Иордана и Генисаретского озера.
Вскоре после Крещения Руси Святую Землю начали посещать и русские паломники. Одним из первых паломников был игумен Даниил, оставивший описание своего путешествия. Произошло это событие в XI веке. Однако лишь в XIX веке, вследствие изменения политической ситуации, посещение Палестины русскими богомольцами приобрело широкий размах. Постепенно в России стали все больше осознавать необходимость постоянного присутствия русских священников в Святом Граде. Русская Церковь и Российское правительство считали необходимым оказывать помощь и содействие в укреплении Православия на Востоке. Поэтому в начале 1840-х годов было решено послать в Иерусалим русского архимандрита в сопровождении небольшого числа монашествующих.
Доклад архимандрита Порфирия (Успенского) о положении Православия на Востоке и необходимости образования Русской миссии послужил тому, что в феврале 1847 года императором было одобрено предварительное представление о ее создании. Отец Порфирий первым начал труды во Святой Земле. Его авторитет был настолько высок, что Иерусалимский патриарх Кирилл поручил отцу Порфирию заведовать всеми православными училищами в Палестине и Патриаршей школой в Крестном монастыре. Однако вскоре, вследствие начала Крымской войны, в деятельности Миссии возник перерыв, вызванный вынужденным отъездом ее членов из Иерусалима в 1854 году. После окончания войны вновь встал вопрос о Духовной миссии в Иерусалиме, и в 1857 году император утвердил продолжение ее деятельности. В 1860 году, когда был заложен Троицкий храм, началось русское церковное строительство на Святой Земле.
Присутствие Русской Православной Церкви у древних христианских святынь значительно активизировалось в 1865-1894 годах, при начальнике Русской духовной миссии архимандрите Антонине (Капустине), который приобрел множество земельных участков. Архимандрит Антонин также активно занимался учеными трудами. По его инициативе и под его руководством в 1883 году были начаты раскопки около храма Гроба Господня, результатом чего стало открытие стены древнего Иерусалима с порогом Судных врат. Начальником Миссии было положено много усилий ради устроения православных школ для местного населения. В это время через Русскую миссию шли значительные пожертвования для укрепления Православия во Святой Земле.
Начиная с 1882 года, Русская духовная миссия осуществляла свое служение по приему паломников вместе с Императорским православным палестинским обществом, учрежденным по инициативе Великого князя Сергея Александровича, который и возглавил общество. После трагической гибели князя в 1905 году деятельность общества продолжалась под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны, мученически завершившей свою земную жизнь в 1918 году. Ее честные останки через Китай были в 1921 году привезены в Иерусалим, где ныне покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в русском монастыре в Гефсимании.
Русская духовная миссия в Иерусалиме всячески содействовала открытию детских школ, строительству больниц для оказания медицинской помощи как паломникам, так и местному населению в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и других городах и селениях Святой Земли. Русское подворье в Иерусалиме, рассчитанное на тысячи паломников, располагало собственной пекарней, несколькими большими трапезными, необходимыми бытовыми службами.
В декабре 1914 года из-за начавшейся войны, в которой Россия и Турция оказались в противоборствующих лагерях, члены и сотрудники Миссия были вынуждены покинуть Иерусалим и временно переехать в Александрию. Вернувшись после окончания войны на Святую Землю, члены Миссии вследствие политических перемен в России оказались без связи с Матерью-Церковью. Эта связь была восстановлена лишь в 1948 году. Начавшийся тогда новый период деятельности Миссии продолжается и поныне.
В настоящее время в ведении Русской духовной миссии Московского Патриархата находятся Троицкий собор и храм в честь святой мученицы царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме, монастырь с храмом святого апостола Петра в Яффе, храм в честь пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, обитель в Тиверии с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины, построенным в 1962 году. Русской духовной миссии принадлежат также Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме, близ Иерусалима, с двумя храмами: в честь Казанской иконы Божией Матери и новосооруженным пещерным храмом во имя святого Иоанна Предтечи. Во всех перечисленных храмах регулярно совершаются богослужения.
В Русской духовной миссии в Иерусалиме в настоящее время несут послушание пастыри и монашествующие во главе с начальником Миссии архимандритом Феодосием. Число насельниц Горненского монастыря, возглавляемого игуменьей Георгией, составляет около 70 человек. В 1998 году Русской Православной Церкви при содействии палестинских властей возвращен монастырь Живоначальной Троицы в Хевроне, а в 2000 году – участок в городе Иерихоне, приобретенный стараниями архимандрита Антонина (Капустина) в 1874 году и долгое время незаконно удерживавшийся Русской Православной Церковью Заграницей. В 1998 году было завершено строительство нового Дома паломника в Тиверии, построенного к 2000-летию Рождества Христова. В настоящее время продолжается возведение гостиничного комплекса на принадлежащем Миссии участке в Вифлееме.