Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский |
Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на Североамериканском континенте».
Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского; 1870-1877), Нестора (Засс; 1878-1882), Владимира (Сокольского; 1887-1891), Николая (Зиорова; 1891-1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, патриарх Алексий отмечал:
«Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, Святая Православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».
Собор американских святых: св. прп. Герман, свт. Иоанн (Максимович), свт. Иннокентий, св. прп. Ювеналий, святитель Тихон, св. Петр Алеут |
Особое значение для распространения Православия среди граждан Соединенных Штатов имел перевод и издание на английском языке Служебника, который открывал им смысл православного богослужения. Епископ Тихон был первым православным архиереем Америки, которому было присвоено звание доктора богословия в университете штата Висконсин. Это было выражением признания его духовно-просветительской и научно-богословской деятельности. Изданные как на русском, так и на английском языках, проповеди епископа Тихона, по слову авторов сборника, являют собой данью «уважения к бывшему великому первосвятителю Американской Православной Церкви», почтения к «великой личности» и благодарности.
И это служение не только по своему названию, но и по самой сути было миссионерским. В нем мы видим преемственность и развитие служения русских миссионеров на Американском континенте, начиная с валаамских иноков на Алеутских островах и Аляске, и среди них – первого православного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского, свтятителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Америки и Просветителя Восточной Сибири, многих других известных и прославленных, или еще не известных и не прославленных русских миссионеров — епископов, священников, монахов и мирян, которые несли свет Православия народам Северной Америки.
Миссионерские путешествия святителя Тихона
Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий ежегодно объезжал свою епархию — Камчатскую, Алеутскую и Курильскую — по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов.
Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия Святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Квихпаку или Юкону.
«В 4 часа раздались трезвон и салюты и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют – летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и, после принятия благословения от него, спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих – рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках».
Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем «мириады немилосердно жалящих комаров».
Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по Северо-Американскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути Владыка преодолел расстояние в 7 300 миль, или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов.
«Всех провожавших его — здоровых, преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, ни мало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении».
От миссионерской епархии к Поместной Церкви в Америке
Епископ Тихон с клириками в Сан-Франциско |
В своих предложениях по вопросам церковной реформы для Предсоборного Присутствия святитель предлагал проект преобразования Северо-Американской епархии в экзархат.
«Дело в том, — писал он, — что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные Православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского экзархата могут входить:
1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены русские
церкви в Соединенных Штатах и Канаде;
2) епископия Аляскинская, обнимающая Церкви православных
жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев,
эскимосов);
3) епископия Бруклинская (сирийская);
4) епископия Чикагская (сербская);
5) епископия греческая.
Для Американской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархии».
В дополнение к ранее образованным «русским» викариатством Нью-Йорка и «арабским» в Бруклине епископ Тихон предложил дополнить их сербской епархией в Чикаго и греческой епархией. Таким образом, православие в Америке превращалось из эмиграционной Церкви в соборную Поместную Церковь. С этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 годах. В феврале 1907 года в Майнфилде (штат Пенсильвания) был созван исторический Всеамериканский Собор, который собрал представителей православного духовенства и мирян. И вскоре после этого Собора святитель Тихон возвратился в Россию, получив назначение на старинную Ярославскую кафедру.
За время святительства преосвященного Тихона к Православию присоединилось 32 карпаторусских прихода, близ города Скрантона в штате Пенсильвания был основан Свято-Тихоновский монастырь, а при нем был устроена школа-приют для сирот.
«При епископе Тихоне, — вспоминал один из преподавателей духовной семинарии в Миннеаполисе, — все были объединены общностью положений, интересов, чувств и мыслей. В миссии господствовало блаженство мира, согласия, дружбы и любви. Не было разрушительных ссор, озлоблений и взаимной ненависти, не было свары, не было разделений — был один архипастырь и одно стадо».
Свято-Тихоновский монастырь в штате Пенсильвания. Построен в 1905 году |
При освящении мужского Свято-Тихоновского монастыря и храма в Пенсильвании святитель Тихон в своей речи говорил:
«Божиею поспешествующею милостию Православная Церковь все более возрастает и укрепляется в стране сей. В разных местах устрояются православные храмы, образуются приходы, братства, школы, открывается семинария, бурса, сиротский дом. Но все же жизнь нашей церкви здесь не была бы до сих пор полною: мы не имели учреждения, которое с давних веков является неразлучным спутником православной церкви и составляет ее украшение. Разумею монастыри, которыми так богата свято-русская земля. И вот, слава и благодарение Богу! Пробел этот ныне восполняется, и мы празднуем днесь открытие Свято-Тихоновского монастыря и освящение первого монастырского храма».
Большую роль в формировании Православия в Америке сыграл ежемесячный журнал «Американский Православный Вестник», который издавался на русском и английском языках, а также издание в 1906 году на английский языке книги «Богослужения Святой Православной Церкви».
Итогом миссионерского служения святителя Тихона и присущего ему особого видения, каким должно быть Православие в Америке, а также его архипастырского попечения о многонациональной пастве на Северо-Американском континенте стали существенные изменения в устройстве, административной структуре и духовном развитии Православной Церкви в Америке. В своей разносторонней миссионерской деятельности епископ опирался на самоотверженное служение таких известных священников-миссионеров, как отец Владимир Александров, который был первым православным миссионером в Канаде; отцы Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, которые по возвращении в Россию приняли мученические венцы от богоборческой власти и были прославлены в лике святых как в России, так и в Америке, и, наконец, будущие первоиерархи Американской Церкви, как митрополит Феофил (1934-1950) и митрополит Леонтий (1950-1965).
Духовное просвещение в Америке
Православная Церковь в Америке прославила святителя Тихона как «Просветителя Северной Америки». И действительно, епископ Тихон много сделал для развития системы духовного образования и просвещения, без чего невозможно распространение Православия.
«Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, — говорил святитель Тихон в 1906 году о значении для Америки первого православного Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании, — и теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало-помалу возрастающая здесь Православная Церковь. Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждем, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление к всеобщему братству, заботы о других, смирение, покаянные чувства, терпение. Прекрасным рассадником для воспитания этих чувств, для сохранения и возрастания этой духовной закваски и является православный монастырь».
Ранее мы уже говорили о том значении, которое святитель Тихон придавал переводу на английский язык текстов православного богослужения для облегчения понимания его американцами, среди которых лишь немногие были способны разобраться в строе церковной службы.
Среди публикаций «Американского Православного Вестника» мы находим глубокие наблюдения и размышления святителя о развитии школьного дела, тесно связанного с развитием миссионерской деятельности в Северной Америке. Фактически, здесь предлагается реформа церковно-приходского образования для подготовки местных кадров для миссионерских школ в семинарий. Это позволило бы иметь своих священнослужителей, псаломщиков и учителей для новых приходов в Соединенных Штатах и Канаде, а также для замены многочисленного клира на Аляске. Предлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку священнослужителей на Северо-Американском континенте, исключив всякого рода случайности и злоупотребления в использовании финансовых средств, которые выделяются на эти цели из России. Вместо того, чтобы посылать выпускников миссионерских школ из Ситки, Уналашки и Миннеаполиса в далекие российские семинарии, святитель Тихон предложил открыть духовную семинарию в Америке, для подготовки национальных кадров священнослужителей.
«Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь в Америке служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России, и начинающие с «азов» свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь… Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными… С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела… »
Усовершенствование дела школьного и религиозного образования было связано не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противоборством экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды Северо-Американской православной миссии на период 1899-1900 годы, святитель Тихон писал:
Храм Воскресения Христова на о. Кадьяк(Аляска), сооруженный в 1794 году. |
В Колошинском округе Аляски с миссиями в Ситке, Килисно и Джуно в том же направлении действовала пресвитерианская миссия, располагавшаяся в Ситке. Миссия эта, по словам святителя, отличается великим задором, располагает немалыми средствами и пользуется покровительством попечителя учебного округа в Аляске Джаксона и теперешнего Ситхинского губернатора. В миссии есть церковь. Приют для мальчиков и девочек, музей Аляскинских предметов, в числе коих находятся несколько православных икон, русских портретов и географических карт.
На территории Эскимосского округа, в который входят Нушагакская, Квихпакская и Кускоквимская миссии, действовали иезуиты, епископальные и лютеранские миссионеры. Особенно часто они используют бедственное положение эскимосов во время часто случающихся в зимний период голодовок.
«В таких случаях на помощь им являются миссионеры, особенно иезуиты и «моравские братья». Раздачею муки, рыбы (юколы), чая, сахара, табаку они заманивают к себе туземцев, в том числе и православных, которые, подобно Исаву, продают за пищу свое первородство.
При таком напоре со стороны инославных миссионеров как же не пожелать, чтобы число наших миссионеров (их пока всего три человека) увеличилось, хотя бы, например, удвоилось, или утроилось» — писал святитель в августовском номере Американского Православного вестника.
Вот почему спешил святитель Тихон с открытием духовной семинарии в Меннеаполисе и подготовительного училища (бурсы) в Кливленде. 10 августа 1905 предложения эти получили поддержку Святейшего Синода, и в том же году были открыты двухклассная семинария и духовное училище.
Укреплению позиций Православия и развитию миссионерской деятельности должно было послужить и открытие Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании.
«Монастырь может быть также и хорошею школою для подготовления псаломщиков, — писал первосвятитель Американской Церкви. — В них, с постоянным открытием приходов в Штатах, ощущается большая нужда. Выписывать их в России очень дорого стоит; между тем можно подготовить их из местных уроженцев и для сего посылать таковых в монастырь, где лучше всего они могут выучиться уставу и церковным напевам.
Монастырь может нести и вообще просветительную службу для Православной миссии» — посал святитель в 1906 году.
Живое слово апостольской проповеди.
Скажем несколько слов о проповеди епископа Тихона. Особенностями этих проповедей являются смирение и любовь в сочетании с преданностью пастве, проникновенное истолкование праздников и событий церковной жизни, глубокое знание Священного Писания и ревностная проповедь Православия, понятное и доступное простому верующему слово назидания, привлекающее к церковной жизни, строительству храмов, делам милосердия и социального служения.
Святитель отчетливо осознавал свою преемственность традициям русских миссионеров в Америке.
В своей проповеди 23 декабря 1898 года при вступлении на кафедру Сан-Франциско он говорил о начале миссии на Аляске и Алеутских островах, связанной со служением валаамских иноков, «которые первые здесь посеяли семена евангельского благовестия. После них святое дело их продолжали преемники – пастыри и архипастыри Алеутские, и наипаче от них – протоиерей Иоанн Вениаминов (впоследствии Иннокентий, митрополит Московский ) и мой предместник преосвященный Николай, бысть муж силен словом и делом. Волею Божиею призван и аз недостойный к апостольскому служению здесь, и вот отныне и я не мой народ назову моим народом и невозлюбленную возлюбленною… Как муж любит жену свою до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется своему мужу, ибо он глава ее и защитник, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым, будучи обручен Алеутской пастве, я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую к вам, людям мне неведомым, для того чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. … С любовью прихожу к вам, братья, — прошу и меня принять с любовью».
Апостольский дух служения епископа Тихона в Америке можно проследить на примере развития его проповеди в день Торжества Православия, в первую неделю Великого поста. Праздника, который может быть назван днем торжества православной миссии в этой далекой от России стране.
Свято-Троицкий Кафедральный Собор в Сан-Франциско. Построен в 1857 году |
В ответ на обвинения в том, что Православная Церковь якобы «сделалась мертвою церковью» и утратила дух миссионерства святитель говорит:
«Как не торжествовать при мысли о том, что, несмотря на всяческие насилия, нападения, противодействия, Православная Церковь сохранила веру Христову, как драгоценное сокровище, в первоначальной чистоте, цельности и неповрежденности, так что вера наша есть вера Апостольская, вера отеческая, вера Православная!»
Миссионерство Православной Церкви, по слову американского первосвятителя, существенно отличается от западного, которое построено на «широко организованных миссионерских учреждениях», имея различные «конгрегации» и «пропаганды веры» (Propaganda Fide – Общество для распространения веры при Ватикане, созданное в 16 в.).
«Православная Церковь при распространении христианства не имеет обыкновения строить на чужом основании, утверждать христианство там, где оно уже проповедано, тогда как другие христианские общины зачастую пожинают плоды, где первоначально сеяли другие, и не прочь бывают за деньги и насилием захватывать в свои приюты «овец из чужого стада». Православная Церковь чуждается также и тех приемов, которые допускаются иногда инославными миссионерами при проповеди христианской: не прибегает к незаконным средствам при обращении в христианство, не вступает в сделки с предрассудками и страстями человеческими, не искажает чистоты евангельской истины для того, чтобы приобресть себе больше членов, ибо почитает важным не число только верующих, но и качество их веры. И главное – это то, что Православная Церковь совершает дело святой миссии в тиши, со смирением и благоговением, с сознанием немощи человеческой и силы Божией. Инославные миссионеры не редко бывают не прочь пошуметь и потрубить о своей деятельности; свои подвиги они тщательно записывают, чтобы весь свет после знал их деяния и воздал славу им; — оттого о них много и говорят. Но не так поступают православные благовестники: они идут на святое дело не для того, чтобы приобресть себе славу у людей, а для того, чтобы и себе стяжать милость у Бога, и другим спасение. О своих успехах они не трубят перед миром и приписывают их не себе, а силе Божией. Вот что, например, говорит о себе великий наш миссионер митрополит Иннокентий: «Могу ли я, говоря по всей справедливости, вменить себе в заслугу или считать за какой-нибудь подвиг то, что я поехал в Америку? Могу ли присвоить собственно себе что-либо из того, что при мне или через меня сделалось доброго и полезного в тех местах, где я служил? Конечно, нет; по крайней мере – не должен. Бог видит, как тяжело мне считать или слышать, когда меня за что-либо хвалят, и особенно, когда сделанное другими или, по крайней мере, не мною, приписывают мне одному. Признаюсь, я желал бы, если бы это было только возможно, чтобы и нигде не упоминалось мое имя, кроме обыкновенных перечней и поминаний».
«Таким смирением отличаются и другие православные миссионеры; и в их деятельности нет ничего эффектного, деланного. Оттого, быть может, и мало знают о наших миссионерах; но от этого нисколько не умаляется величие их подвигов, которые могут служить достойным зрелищем для ангелов и человеков. Возьмем хотя бы историю нашей северо-американской миссии. Вспомним иеромонаха Ювеналия, одного из просветителей алеутских.
Вспомним наших доблестных вождей миссии – преосвященных Иоасафа и Нестора, живот свой скончавших в бездонной утробе океана!»
Торжество Православия означает победу над лжеверием и расколами в Церкви, борьбу против искажения ее вероучения и сектантства.
«… Мы живем в стране, - говорил епископ Тихон, обращаясь к прихожанам в эскимосском селении Ненальчик Кенайского прихода на Аляске, где много всяких вер и где иные из них широко о себе вещают. Знаю, что и окрест сего места представители разных сект не прочь бывают распространять свои лжеучения и среди православных… Конечно, далеко не все вы при встрече с ними в состоянии опровергнуть их лжеучения и доказать превосходство и истинность православной веры… Если желают сектанты беседовать о вере, пусть идут к отцу вашему духовному; его голоса слушайте, а не лжеучителей» — писал святитель в июле 1899 года.
Напоминая православным жителям Аляски о равноапостольном князе Владимире и его ревности о духовном просвещении русского народа, святитель говорил о необходимости посещения детьми церковной школы.
«Чтобы веровать, нужно предварительно знать, во что веровать; а чтобы знать, нужно учиться. Посему у нас при церквах и заведены школы, в которых детей обучают закону Господню. Есть такая школа и при вашей часовне. И если вы хотите своим детям истинной пользы и добра, тогда посылайте их для обучения в церковную школу; здесь они научатся страху Господню, который есть начало всякой премудрости (Притч. 1, 7), отсюда выйдут добрыми христианами и право верующими» (там же).
Торжество Православия в Америке – это преодоление между самими православными национальных и культурных барьеров, поскольку в Алеутской и Северо-Американской епархиях, помимо коренных народов Аляски – алеутов, эскимосов и индейцев-тлинкитов, насчитывалось множество эмигрантских общин выходцев из бывшей Австро-Венгерской империи (многие из которых, переселившись в Америку, вернулись в лоно Православной Церкви из насильственного обращения в униатство), из Оттоманской империи, в основном греки и арабы, сербы, албанцы др. В частности, обращаясь к прихожанам сербского прихода в Калифорнии 17 июля 1899 года, святитель Тихон говорил о необходимости преодоления этнических и культурных барьеров, которые разделяют Православную Церковь в Америке.
«Для получения будущего Царства Небесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, братья, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности».
В слове после иерейской хиротонии Венедикта Туркевича святитель поучал его о том, каким должно быть служение православного благовестника. Его отличительными чертами должны быть свидетельство истины и просвещение, при котором орудиями света являются наставление, вразумление, убеждение с кротостью и любовью, «ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы».
В 1902 году другому новопоставленному иерею – Михаилу Скибинскому, которому предстояло миссионерское служение в Канаде, епископ Тихон давал следующее наставление: «В Канаде предстоит тебе и другое великое и святое дело – проповедовать истину Православия; … за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассеялись, и блуждают, и достаются на съедение всякому зверю в поле (Иезек. 34, 5-6) (С.Ш. – речь идет о тех, кто оказался в плену униатских лжеучений). – Пожалей же этих, заблудших овец, собери их с разных стран, потерянных сыщи, угнанных возврати, раненных перевяжи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде.
В непрестанное напоминание о предстоящем тебе миссионерском служении дается тебе сей святой Крест миссионерский».
Храм во имя свт. Николая в Нью-Йорке. Сооружен в 1902 году и освящен святителем Тихоном |
"… вся ваша община имеет миссионерское значение, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия (I Петр. 2, 9)».
Через четыре года миссионерского служения в Америке
святитель Тихон излагает свое понимание того, каким
образом православные должны заботиться о распространении
православной веры среди иноверцев.
«Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы
светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь
кафолична: она памятует заповедь своего Основателя:
идите в мир весь, проповедайте Евангелие всей твари
(Марк. 16, 15), научите вся языки (Матф. 28, 19).
Своим духовным достоянием, истиною, светом, радостью мы
должны поделиться с другими, лишенными этих благ, но
нередко ищущими, алчущими их», — говорил
святитель в проповеди в феврале 1903 года.
«Кто же должен заботиться о распространении Православной веры, об умножении чад Православной Церкви? Пастыри и миссионеры, скажете вы. Да, конечно, они; но только ли они одни? Всякий член Церкви должен принимать в этом живое и сердечное участие, чтобы таким образом раскрыть сердца неверующих к слышанию и приятию благовестия Христова, огласить их словом истины, открыть им Евангелие правды, соединить их Святей Своей Соборной и Апостольской Церкви; чтобы Церковь Свою Господь утвердил, умножил, умирил и непреобориму во веки сохранил» (там же).
Святитель Тихон призывает свою православную паству в Америке быть достойными в распространении света Православной веры, чтобы на этом пути каждый член Православной Церкви стал созидателем этого «Торжества Православия».
«А мы сознаем ли, что Господь возлагает на всех нас великую миссию быть носителями Православия среди инославного мира, быть светом для здешнего народа? А если и сознаем, то так ли живем, чтобы другие, видя добрые наши дела, прославляли нашу мать, святую Православную Церковь?
Всякий раз день Торжества Православия должен наводить вас на мысль о том, достойно ли мы ходим нашего звания православных христиан, и как бы Царствие Божие не было отнято у нас и отдано другим, более достойным и приносящим плоды (Мф. 21,43)».
Святитель был не только «преданий апостольских ревнителю», поучая свою американскую паству быть верной апостольским заветам и хранить святую веру в том виде, в каком передали ее святые апостолы и учители Церкви, он и сам имел апостольский дар созидания и умножения веры. И этот дар особенно ярко раскрылся в его миссионерском служении в Северной Америке.
«Не приходится ли нам, здесь пребывающим, видеть зачастую, как инославные люди, пресытившиеся постоянными новшествами в вере, тяготеют к Православной Вселенской Церкви и в ней стремятся найти прочные и недвижимые устои, на которых мог бы успокоиться их мятущийся дух?» — говорил святитель в проповеди 18 января 1904 года.
Именно трудами святителя Тихона епископская кафедра была перенесена в Нью-Йорк, который уже в начале двадцатого века стал крупнейшим городом Америки.
«Каких народов здесь нет? — говорил святитель в проповеди во время первого служения в Нью-Йоркском кафедральном соборе 25 сентября 1905 года. — И сколько храмов разных вер! Почему же не быть здесь и представителю истинной Православной кафолической Церкви? Подобает также русскому архиерею жить именно в здешнем приходе, который из всех приходов есть наиболее русский приход… »
Эта полнота и зрелость бытия Православной Церкви в Америке особенно ярко засвидетельствована в речи святителя Тихона при освящении Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании 17 мая 1906 года.
Владыка регулярно созывал пастырские совещания, которые, по его словам, «необходимы не только для совместного обсуждения дел, но и для совместного их решения». Он стремился заложить основы соборности в епархиальной жизни и задумал уже в 1905 году провести Собор с участием епископов, священников и мирян — делегатов от приходов. Но, по недостатку средств, первый Собор Православной Церкви Америки пришлось отложить до 1907 года. И вдруг незадолго до его открытия пришла неожиданная весть — о переводе владыки Тихона в Россию, на Ярославскую кафедру. Это сообщение удручило православную паству Америки.
20 февраля/5 марта 1907 года в храме Иоанна Крестителя в Майфилде собор начал работу. Открывая первое заседание, архиепископ — теперь уже Ярославский и Ростовский — Тихон поставил три главных вопроса на ближайшие годы: как ширить миссию? Какими путями идти к самостоятельности? Где изыскивать средства на открытие новых школ и приходов? Но решать эти вопросы вместе с американской паствой уже предстояло другому епископу.
Вершиной миссионерского служения святителя Тихона и свидетельством о вселенской миссии Православия в Америке стало его слово в неделю Торжества Православия в храме Нью-Йорка. Эта проповедь стала прощальной беседой с американской паствой и его заветом для всех православных чад Американской Церкви. Как и прежде, когда он обращался к этой теме, святитель говорил о том, что смысл этого праздника не в воспоминании только о былой славе, а в содействии каждого члена Соборной Церкви этому Торжеству.
«Свято сохраняя веру православную, люди должны заботиться еще и о распространении ее среди иноверных. Христос Спаситель сказал, что зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила (Мф.5:15). Не для того вожжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир, проповедуйте Евангелие всей твари, «научите все народы» (Мк.16:15, Мф. 28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо Церковь Христова, по мудрому сравнению святого апостола Павла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый член…
Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани.
Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Кафедральный собор в Чикаго во имя Живоначальной Троицы. Освящен святителем Тихоном |
Спустя более восьмидесяти лет со времени отъезда святителя Тихона из Америки в 1907 году, Американская Церковь прославила своего архипастыря как Просветителя Северной Америки.
Господь наш Иисус Христос Своею благодатию и молитвами святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, Просветителя Северной Америки да сохранит Церковь Свою, и православные народы России и Америки!
ЛИТЕРАТУРА
«Ко дню 25-летия служения в архиерейском сане
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона»
(Нью-Йорк, 1922)
Журнал «Официальная хроника», № 9/10, 1993.
200 лет Православия на американском континенте.
Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной
реформе, часть I, С.П-б., 1906
Mark Stokoe & Leonid Kishkovsky. Orthodox Christians
in North America 1794-1994, Orthodox Christian
Publications Center, 1995
Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Тихона, в книге «Жизнеописания достопамятных людей
земли Русской», М., 1992
Американский Православный Вестник (АПВ), № 3, 1900.
АПВ, № 5-1900.
АПВ, № 18, 1900.
АПВ, № 1, 1905.
АПВ, № 10-11, 1906.
АВП, № 17, 1906.