Государство и Церковь в Болгарии

София, 14 марта 2004 г.

Иван Желев, министр по делам религий, в своем интервью Велине Нашевой из SofiaEcho.news заявил о расколе в Болгарской Православной Церкви:

«После политических перемен 1989 первое демократически избранное правительство Болгарии пыталось манипулировать высшим духовенством Болгарской Православной Церкви. Эта политика привела к расколу в Церкви. В дальнейшем сменяющие друг друга правительства вели в отношении БПЦ совершенно непоследовательную политику. Однако за последние три года мы стали свидетелями несколько иного развития событий в этой сфере. Предстоятель церкви – Патриарх – занимает пятое место в государственном протоколе. Он присутствует на государственных церемониях. Правительство продемонстрировало свое уважение к религии болгарского народа – Восточному Православному христианству. Это уважение является фундаментальным принципом новой конституции 1991 года, и впоследствии превратилось в новый Закон о конфессиях, принятый в декабре 2002 года. Истоки возникновения, история и основополагающие принципы Восточной Православной Церкви входят в учебную программу болгарских школ».

Комментируя перспективы разрешения церковного раскола, Иван Желев сказал:
«Решить так называемую «проблему двух синодов» в БПЦ не так просто, несмотря на то, что новый Закон о конфессиях предоставляет для этого необходимую правовую основу. На самом деле отделившийся синод нужен лишь определенным политическим силам. Даже Собор Православной Церкви с участием православных иерархов других Поместных Церквей, проведенный в Софии в 1998 году, не смог убедить раскольников вернуться в состав канонической церкви».

Журналистка Велина Нашева спросила Желева о восстановлении болгарских святынь, таких как монастырь Зограф на горе Афон и церковное имущество в Одрине и Стамбуле. Иван Желев ответил следующее:

«Болгарские святыни в Греции и Турции не являются собственностью Болгарской церкви. Монастырь Зограф на горе Афон принадлежит греческому юридическому лицу. Это конечно не объяснение того, почему там нет болгарских монахов. Проблема заключается в том, что большинство болгарских монастырей практически пусты, монахов нет! Насколько мне известно, монастырь Зограф относительно неплохо управляется братией, поддерживается Грецией, европейскими фондами по сохранению культурного наследия, а частично и Болгарией. Церкви в Одрине и Стамбуле являются собственностью местных болгарских общин. Тем не менее, Болгария оказала финансовую поддержку при проведении ремонта двух церквей в Одрине, резиденции экзарха в Сисли, пригороде Стамбула, а также «железной церкви» Св. Стефана в бухте Золотой Рог.

SophiaEcho

17 марта 2004 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту