Тбилиси, 30 сентября 2004 г.
С комментариями по поводу требования прихожан Анчисхатской церкви вернуть в храм
из Музея искусств одну из величайших и древнейших святынь Грузинской Православной Церкви – Анчисхатскую нерукотворную икону Спасителя – выступил пресс-секретарь Католикоса-Патриарха Илии II священник Михаил Ботковели.
С просьбой вернуть нерукотворную икону Спасителя и другие иконы из Музея искусств Церкви Илия II обратился еще в 1996 году к тогдашнему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. С тех пор имели место неоднократные попытки убедить руководство музея искусств возвратить святыни, но все они оказались тщетными.
"В настоящее время Анчисхатская нерукотворная икона Спасителя находится в плачевном состоянии, и её помещение в обычные условия вызовет коррозию, что подтверждают искусствоведы, – заявил о. Михаил агентству "Медиа-ньюс", – поэтому мы воздерживаемся от категорических требований возврата иконы Церкви; у нас нет возможности обеспечить её сохранность. Но в соборе Святой Троицы, самом масштабном православном храме Закавказья, открытие которого запланировано на ноябрь, есть специальные хранилища и, возможно, икона будет помещена именно туда, как и другие иконы, находящиеся в Музее искусств".
Наряду с этой возможностью Католикос-Патриарх Илия II рассмотрит альтернативный проект прихожан Анчисхатской церкви, который предусматривает гарантии содержания иконы в специальных условиях в самой Анчисхатской церкви.
По информации сайта http://geo.orthodoxy.ru, Анчисхатская базилика св. Марии была построена при наследнике основателя Тбилиси царя Вахтанга Горгасала – Дачи Уджармийском в VI в. Базиликальное здание выходит на современную улицу Шавтели,
что в старой части Тбилиси. Нынешнее название церковь получила в XVII в., в честь перенесенной из Анчийского кафедрального собора иконы (Анчи находится в Кларджети – южной провинции Грузии того времени, ныне на территории Турции). "Анчис хати" в переводе – "Анчийская икона". В более позднее время храм перестраивался, однако на западном фасаде храма можно увидеть высеченный из камня медальон с крестом, который сохранился от самой ранней части строения.
Что касается самой Анчийской иконы, то, как сообщает сайт http://www.sknews.ru, существуют две версии ее происхождения. Многие верующие считают, что икона Спасителя, происходящая из кафедрального собора в Анчи, – нерукотворная, то есть отображенный на ней лик не нарисован, а возник на полотне после того, как Иисус Христос приложил его к своему лицу. Значит, она I века. Однако академик, искусствовед Шалва Амиранашвили (1899-1975 гг.) в свое время доказал, что икона Спасителя выполнена в технике энкаустики (живопись горячими восковыми красками), которая возникла в Византии не ранее VI века.
Икона Спасителя из Анчи стала широко известна еще в XII веке, когда придворный златокузнец царицы Тамары Бека Опизари сделал для нее серебряный с золотыми вставками оклад. В XVII веке икона оказалась у семьи Амилахвари, которая и пожертвовала ее церкви св. Марии в Тбилиси. В Анчисхати икона Спасителя находилась более 200 лет. В конце XIX века по настоянию самих же экзархов Грузии, опасавшихся за сохранность национального достояния, она вместе с еще несколькими древнейшими иконами была помещена в Церковный музей, который до 1936 года являлся частью Музея искусств.