Пекин. 7 сентября 2005 г.
Идея восстановления Свято-Николаевского собора, разрушенного хунвэйбинами в 1966 году, активно обсуждается в настоящее время харбинской общественностью, сообщило в понедельник агентство «Синьхуа» сообщает "Интерфакс".
Местный архитектор Ху Хун рассказал газете «Чайна дейли», что его мать, православная верующая из России, еженедельно водила его в детстве на службы в Николаевском соборе, и память об этом «до сих пор согревает его сердце».
«Надеюсь, однажды я вновь увижу новый Николаевский собор на его прежнем месте», – сказал 54-летний житель Харбина. Ху выразил уверенность, что горожане и гости столицы провинции Хейлунцзян (Маньчжурия) «будут поражены экзотической прелестью» храма, расположенного некогда на главной городской площади.
Просторный бревенчатый собор, украшенный шатровыми сводами и луковичными главками, был возведен в 1900 году. После разрушения храма на его месте долгое время простирался пустырь диаметром около 100 метров. Восемь лет назад здесь было построено бетонное сооружение, напоминающее, по мнению китайского агентства, гигантскую черепаху.
Многие харбинцы разделяют мечту архитектора Ху и согласны, что восстановленный храм стал бы замечательным памятником истории самого русского города в Китае и его неповторимого стиля. Один из жителей города вспоминает, что фотография на фоне собора долгие годы оставалась гордостью его домашней коллекции. «Но теперь, проходя мимо, я даже не хочу смотреть в сторону бывшего храма», – говорит Би Яоцзу.
Однако профессор архитектуры из Харбинского технологического института Ли Чуньсинь считает опасной для города именно притягательность Николаевского храма. «Если церковь восстановят, толпы туристов с фотокамерами парализуют движение в этом районе», – говорит он.
Специалист из городского историко-культурного исследовательского центра Ли Синшэн, в свою очередь, заявляет, что восстановление храма недопустимо, ибо он являлся «символом царистского колониализма».
Разнообразие мнений побудило мэра Ду Юйсиня поручить харбинскому Бюро городского планирования тщательно изучить вопрос о восстановлении храма.
В ходе «культурной революции» и в предшествующий ей период пострадало множество православных храмов Китая. В Харбине Благовещенский храм был превращен в цирковое училище, Успенский — в комнату смеха с кривыми зеркалами. Колокольню последнего храма доныне венчает пятиконечная звезда. Два православных кладбища, Покровское и Успенское, были разрушены, а надгробными плитами с сотни тысяч русских и китайских могил вымощена набережная реки Сунгари.
По воспоминаниям очевидцев, разрушение Свято-Николаевского собора сопровождалось публичным сожжением находившихся в нем икон. Другие иконы были выставлены для поругания в парках и рабочих клубах города. Уничтожение святынь сопровождалось барабанным боем и беспорядочным звоном в колокола.
В середине 1980-х годов в Харбине был вновь открыт Покровский храм. До 2000 года в нем служил последний священник-китаец Григорий Чжу Шипу. В настоящее время прихожане собираются на молитву в отсутствие священнослужителя.
Восемь лет назад китайским правительством был восстановлен Софийский собор в Харбине. Теперь он используется как музей.