Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа

Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Она расположена на юге Сербии и охватывает Кочоыво и Метохию и Рашскую область – земли являющиеся колыбелью Сербской Церкви, сербской культуры и государственности. В последние годы, насмотря на суровые испытания, епархия переживает настоящий всплеск возрождения монашества. Епископ Рашко-Призренский Артемий и игумен монастыря Баньска Симеон ответили на вопросы журнала «Нин».

За Божественной литургией в Дечанском монастыре
За Божественной литургией в Дечанском монастыре
/p>

- Сколько сегодня в Косово и Метохии монахов и монахинь?

Епископ Артемий: В Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в ближайшее время будут восстанавливаться и оживать).

Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников – 131, монахинь и послушниц - 54

В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76).

Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.

- Где расположены самые большие монашеские обители?

Епископ Артемий: В Косово и Метохии - это монастырь Високи Дечаны (29 монахов и послушников) и монастырь Грачаница (22 монахини и послушницы). В Рашской области: монастырь Сопочаны (32 монаха и послушника), монастырь Црна Река (21 монах и послушник) и монастырь Кончул (16 монахинь и послушниц).

- Ваше Преосвященство, как Вы относитесь к тому, что многие хотят вступить в монашество именно в святынях Косово и Метохии, то есть в Рашко-Призренской епархии?

Епископ Артемий: Это, без сомнения, одно из чудес, которые Бог являет нашему народу во время страданий. Одновременно, как исполнение слов Священного Писания: «там где умножается беззаконие, там изобилует и благодать Божия». Очевидно, что в последнее время беззаконие (а тем самым, и страдание сербского народа) умножается на территории Рашко-Призренской епархии, как в Косово и Метохии, так и в области Рашка. Расцвет и развитие монашества в нашей епархии за последние тридцать лет, способствовал духовному обновлению нашего народа, что дало ему силы выдержать искушения и страдания, выпавшие на его долю в последние годы.

Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки сербского народа в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии, держится и живет, хотя и лишена всех существующих прав человека, начиная от права на жизнь, свободу передвижения до права на охрану здоровья, обучение детей и права на труд. Как и на протяжении многих веков, сейчас, в это тяжелое время, когда наш народ остался и без своего государства и без остальных национальный институций, Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству.

- Какова квалификационная структура монашества в Рашко-Призренской Епархии?

Епископ Артемий: Более 90% наших монахов - молодые и образованные люди. Большинство из них завершили какую-либо среднюю школу, а многие имеют высшее образование. Среди них есть врачи, стоматологи, ветеринары, архитекторы, инженеры, экономисты, теологи... Все они оставили мир, мирское звание, карьеру... и стали монахами. Никому из них не мешает мирское образование, с которым они пришли в монастырь. Напротив, наряду с прилежным изучением монашеской жизни, послушанием, рукоделием, многие из них поставили свои профессиональные знания на службу монастырю и братии, а также и народу, живущему в окрестностях монастырей.

- Какое имущество возвращено монастырям Косова и Метохии и как Церковь может использовать это имущество?

Еписком Артемий: Ничто. Монастырю Дечаны в 1997 году из почти 800 гектаров, отнятых коммунистическими властями после Второй Мировой войны, дано в аренду, но не возвращено, 20 гектаров. Сегодняшние временные косовские албанские институции (Община Дечаны) оспаривают право собственности монастыря и на эту землю. Все остальное (более 500 гектаров), что было отнято у Церкви по-прежнему еще не является церковной собственностью. Но и то небольшая собственность, что оставлена церквям и монастырям, практически не используется из-за опасной ситуации, сложившейся в Косово и Метохии за последние 8 лет. Это относится не только к имуществу самой церкви, но к имуществу сербских домашних хозяйств, которое в большинстве своем узурпировано, а та земля, что имеется у народа, не может обрабатываться, так как многие убийства и преступления против сербов происходят именно во время обрабатывания земли, начиная с массового убийства крестьян в Старо Грацко 23 июля 1999 года и до сегодняшнего времени.

- Сколько монахов, получивших монашеский постриг в Рашко-Призренской епархии оживляют монашеские обители в других епархиях Сербской Православной Церкви?

Епископ Артемий: Наши монахи рассеяны по всему миру от Австралии, Африки до Северной Америки. Они есть и в Иерусалиме, и на Святой Горе, и во многих епархиях на территории Сербии (Нишской, Сремской, Жичской, Браничевской...). Где-то самостоятельно руководят монастырями, где-то служат как духовники и священнослужители. И везде свою жизнь и труд, свой монашеский опыт, полученный в наших монастырях в Косово и Метохии, используют во славу Божию и на духовную пользу нашего народа. Мы ими гордимся и благодарим Бога.

***

Монастырь Баньска в Косово возведен в 1316 году святым королем Милутином. Величественный монастырь был одним из наиболее известных и больших монастырей в средневековой Сербии. Его разрушили турки и, позднее, на остатках церкви построили мечеть. Восстановление монастыря началось в 2004 году, и сразу же после нового открытия он стал духовным центром для сербов в Косово и Метохии.

-Что Вы, как монах и игумен монастыря Баньска, думаете о том, что сербское монашество сегодня более всего ширится именно там, где нашему народу и нашим святыням более всего угрожают, на Косово и Метохии?

Игумен Симеон: Ответ на этот вопрос полностью мог быть пронизан Евангелием. Ведь, как сказано в Священном Писании, «сила Божия в немощи свершается», или, как говорил святой апостол Павел, «когда я слаб, тогда я силен». По глубокому промыслу Божьему, в Косово и Метохии именно в этот исторический момент, судобоносный для определения будущего статуса и существования этого сербского края по отношению к государству Сербия, созданы условия для непредвиденной и неслыханной для современных исторических обстоятельств, в которых уже долгое время живет сербская Церковь, экспансии монашества в одной епархии. Тот, Кто невидимо и для нас непостижимо управляет движением не только отдельных людей, но и целых народов, и всей историей, подготовил основу для того, чтобы в нужный момент в Косово и Метохии возрастал и расцветал цвет Церкви и народа – его монашество. Человеческий фактор, который позволил, или точнее сказать, был открыт для такого разлива божеской милости, мы видим в лице Его Преосвященства Епископа Рашко-Призренского Артемия. Он – тот маяк и магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви, красотой своей надежды. Как игумен, наполнивший запустелый монастырь Црна Река, он затем как Архиерей наполнил Косовско-Метохийские монастыри, большинство из которых были населены, в основном, одним–двумя старыми монахами или монахинями, или закрывались. И словно этого не было довольно, за пятнадцать лет своего архипастырства он восстановил и оживил много пустовавших или давно разрушенных монастырей. Святых Архангелов около Призрена, Баньска около Звечана, Дубоки Поток около Зубиного Потока, Сочаница около Лепосавича, Джурджеви Ступови около Нового Пазара... И вновь основанные – Улие около Лепосавича, Врачево около Лешка... Поскольку тот монашеский поток не мог разместится в уже существующих и действующих монастырях, он разлился, начав затоплять и те, которые давно опустели, привнося в них дыхание истинной и вечной жизни.

Можно только со страхом предполагать какова бы была судьба сербских святынь, сербского народа и всего Косово и Метохии, если бы не произошло возрождения и расцвета монашества. Ведь наши святыни до прихода епископа Артемия на трон Косовских Епископов медленно остывали и угасали. Кто бы сохранил Высокие Дечаны, святых Архангелов, Гориоч...? Не следует забывать и о том непонимании и препятствиях, с которыми сталкивался Епископ Артемий в своем архипастырском труде, особенно, об усиливавшейся в последнее время ненависти албанцев из-за его трудов в национальном плане и борьбе за сохранение Косово и Метохии в границах государства Сербия. Но, это только подтверждает слова, приведенные вначале, что «сила Божия в немощи совершается», так же как и то, что сила веры и мощь любви помогают людям совершать невозможное.

Список монастырей Рашко-Призренской и Косово-Местохийской епархии:

КОСОВО И МЕТОХИЯ:

1. Високи Дечани (мужской, 29 насельников)
2. Св. Архангелов (мужской, 8 насельников)
3. Зочиште (мужской, 5 насельников)
4. Св. Иоанн, В. Хоча (мужской, 3 насельников)
5. Бањска (мужской, 7 насельников)
6. Дубоки Поток (мужской, 7 насельников)
7. Сочаница (мужской, 9 насельников)
8. Драганац (мужской, 3 насельника)
9. Грачаница (женский, 22 насельницы)
10. Гориоч (женский, 5 насельниц)
11. Девич (женский, 7 насельниц)
12. Соколица (женский, 3 насельницы)
13. Св. Петка, Улие (женский 1 монахиня)
14. Девине Воде (строится)
15. Св. Врачи, Лешак (строится)

ОБЛАСТЬ РАШКА:

1. Црна река (мужской, 21 насельник)
2. Сопочани (мужской, 32 насельника)
3. Джурджеви Ступови (мужской, 7 насельников)
4. Кончул (женский, 16 насельниц)
5. Св. Варвары (восстанавливается)

Разрушено:

1. Убожац (Косовска Каменица)
2. Бинач (Косовска Витина)
3. Св. Марко (Кориша, Призрен)
4. Св. Троица (Мушутиште, Призрен)
5. Долац (Клина)

Еженедельник "НИН"

12 января 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту