Обращение епископа Рашко-Призренского Артемия к Миссии Совета Безопасности ООН

Монастырь Грачаница, 27 апреля 2007 г.

Епископ Артемий с членами Миссии Совета Безопасности ООН. 27 апреля 2007 г. Монастырь Грачаница
Епископ Артемий с членами Миссии Совета Безопасности ООН. 27 апреля 2007 г. Монастырь Грачаница
/p>

Уважаемые господа,

Мне очень приятно, что я имею возможность приветствовать Вас в православном сербском монастыре Грачанице, который скоро будет отмечать свое 700-летие.

Этот и другие наши средневековые монастыри и церкви, относящиеся к эпохе правления династии Неманичей, являются неумолкающими свидетелями присутствия и жизни сербов на территории Косово и Метохии на протяжении почти 1000 лет.

Вы, я уверен, много слышали о Косово и многое изучили за последние десять лет, но этого недостаточно для принятия беспристрастного решения, когда стоит вопрос о будущем статусе Косово.

Поэтому, мы очень ценим Ваш труд и желание лично удостоверится в истинном положении дел в Косово за последние восемь лет. Это правдолюбие и привело вас сюда, чтобы вы на месте увидели всю правду, запечатленную в фактах.

Господа, порядок держит небо и землю. Правовые нормы и моральные принципы – это фундамент демократического мира. Мы ждем от Вас, что эти принципы будут действовать и в отношении нас. Двойные стандарты, часто применявшиеся до сих пор, не являются выражением стремления к правде.

За прошедшие с июня 1999 года восемь лет эти принципы и эти этические нормы изгнаны из Косово и Метохии, несмотря на присутствие международных органов в лице КФОР, УНМИК, ОБСЕ и других международный институтов и организаций.

За восемь лет на территории Косово и Метохии совершены бесчисленные злодеяния: этническая чистка путем изгнания 250 тыс. сербов и представителей других неалбанских национальностей…; убийства невинных гражданских лиц (около 1300) от маленьких детей до 90-летних стариков; похищение более 1000 человек, о судьбе которых мы до сих пор ничего не знаем; сотни сел сравнены с землей; десятки тысяч домов сожжены, ограблены и насильно захвачены; 150 церквей и монастырей сожжены, разрушены и осквернены. Даже мертвые лишены покоя. Многие кладбища осквернены, а памятники разрушены, могилы раскопаны, а кости разбросаны.

Эти злодеяния достигли своей кульминации во время страшного погрома учиненного 50 тысячами албанских экстремистов над сербами и другими неалбанцами 17 и 18 марта 2004 года.

Треть сербов из тех, что жили в Косово и Метохии до 1999 года, и остались здесь, уже восемь лет живут в гетто, лагерях, анклавах, окруженных колючей проволокой, лишенные всех человеческих прав – права на жизнь, свободу передвижения, религиозную свободу (посещение храмов и кладбищ), возможности работать (даже обрабатывать свои хозяйства), нормального медицинского обслуживания, получения образования для детей и т.д.

Резолюция Совета безопасности ООН № 1244, на основании которой международное сообщество вошло в Косово и Метохию до сих пор не выполнена. Все что там записано и обещано, не выполнено, по крайней мере, что касается сербского народа.

Международные стандарты, не соблюдены ни по одному пункту. Это лучше всего иллюстрирует неосуществленное право на возвращение всех изгнанных лиц. За восемь лет из 200 тыс. изгнанных сербов не вернулось и 2 %. А те, кто вернулся живут в невыносимых условиях, часто подвергаясь нападениям, грабежам и убийствам.

Более всего затаились органы правосудия. На фоне такого количества совершенных преступлений, практически никто из виновников не найден и не предстал перед судом. Об этом лучше всего свидетельствует сообщение «Human Rights Watch» от 30 мая 2006 года, которое вы получите вместе с остальными материалами.

Резолюция № 1244 предполагала существование мультиэтничного Косово. Оно таковым и было до июня 1999 года. Все города были по-настоящему мультиэтничными. Сегодня, к сожалению, этого больше нет, потому что осуществлена этническая чистка (особенно в городах). Приведем лишь пример Приштины. До июня 1999 года в Приштине жило 40 тыс. сербов. Сегодня их едва наберется сто человек. Можно ли в таком случае назвать Приштину мультиэтничным городом? Или Печь, Призрен, Урошевац, Клину, Србицу и т.д., где сербов вообще не осталось?

Уважаемые господа, без обеспечения условий для возвращения беженцев и их нормальной жизни, будет иллюзией требовать решения для Косово. Оно не будет найдено.

Необходимо понимать, что вопрос Косово – это не только вопрос Совета Безопасности, но, прежде всего, вопрос демократического, признанного на международном уровне государства Сербии и сербского народа, существовавшего на протяжении веков и созидавшего свое культурное наследие, которое албанские экстремисты последние восемь лет безжалостно уничтожают. Не только 17 марта 2004 года, но и до него и после него, плоть до сегодняшнего дня.

Помимо этого, международное сообщество навязывает, чтобы некоторые наши уничтоженные святыни восстанавливали именно те, кто их разрушил, то есть албанцы. На что это восстановление похоже вам расскажет после нас в двух словах директор Республиканского общества защиты памятников культуры госпожа Гордана Маркович.

И я заканчиваю. Косово и Метохия – колыбель сербской духовности, сербской культуры и сербской государственности. Это – не миф, а духовный идентитет сербского народа, без которого сербы, как народ, не могут существовать.

Поэтому сербский народ в целом, как и государство Сербия, никогда не примут какое бы то ни было и кем бы то ни было навязанное решение, которое отделяет Косово и Метохию от Сербии под каким бы то ни было названием.

Мы видим решение только в настоящих переговорах и компромиссном решении приемлемом для обеих сторон. Только такое решение может быть гарантом мира и стабильности балканского региона и шире.

Благодарю за внимание.

1 мая 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту