Старец Епифаний

Архимандрит Епифаний
Архимандрит Епифаний
/p>

Блаженный старец Епифаний (Теодоропулос) родился 27 декабря 1929 года в маленьком городе Ворназион на юго-востоке Пелопоннеса. Благочестивые родители Иоанн и Георгия нарекли своего первенца Этиоклисом и окружили его заботливым вниманием. Но мальчик с ранних лет сторонился мирского. Все свои помыслы он сосредоточил на Христе, следуя благочестивому примеру матери и тети. (Тетя Александра имела особенно сильное влияние на жизнь старца, о чем он часто вспоминал в зрелые годы. Она деятельно участвовала в воспитании и начальном образовании мальчика, а позже, когда отец Епифаний, будучи уже архимандритом, служил в Афинах, была ему верной помощницей.)

Когда мальчику было два года, он говорил, что хочет стать священником и, накидывая на плечи простыню, играл в богослужение. С пяти лет он регулярно ходил на богослужения в местную церковь, постился и готовился к святому причастию так, как Церковь предписывает взрослым. Однажды в воскресенье тетя, заботясь о его здоровье (а мальчик был очень худ в то время), хотела напоить его стаканом молока до литургии. Этиоклис, весьма огорчившись, вскричал: «Мы должны идти в церковь с полным животом?! Как мы будем молиться? Как мы примем антидор? Мы что, идем только слушать службу?» Мальчик часто приходил в церковь до прихода священника. Так, однажды в воскресенье деревенский священник, пришедший в храм рано утром, чтобы приготовить все для литургии, открывая дверь, испугался: в притворе, в темноте он различил чьи-то глаза, пристально глядевшие на него. Поразмыслив, священник отправился к родителям Этиоклиса узнать, не он ли ждет его в храме. Услышав, в чем дело, тетя Этиоклиса рассмеялась: «Верно, батюшка, это Этиоклис, он ждет вас в церкви с разожженным углем для кадила!».

Как-то вечером, узнав, что его тетя собирается идти на раннюю литургию в одну из часовен недалеко от деревни, Этиоклис принялся просить, чтобы его взяли тоже. Мальчика уверяли, что его обязательно разбудят, но юный Этиоклис заподозрил, что взрослые не сдержат своего слова, как потом и вышло. Ревнуя о службе церковной, мальчик решил спрятать тетины туфли, чтобы вынудить родственников разбудить его и взять с собой.

Когда Этиоклис достиг школьного возраста, его отдали в школу ближайшего городка Каламата. Он был прилежным учеником, ему нравились все предметы, кроме математики. Он сказал как-то тете: «Зачем мне математика? Разве я собираюсь стать торговцем? Я хочу стать священником!» Он отличался любовью к учебе и легким характером. Учителя и товарищи по достоинству оценили его, а впоследствии ему не раз давались ответственные поручения.

Этиоклис тратил свои время и силы не на обычные для молодого человека занятия, а на чтение Святого Писания и творений отцов Церкви. Он начал свое богословское образование самостоятельно, еще будучи учеником средней школы, а позже углубил и развил свои познания, повторяя потом не раз, что не университет создает знатока, а его «кресло», имея ввиду самообразование. Не забывал Этиоклис и о духовном совершенствовании, и много времени отдавал не только церковным службам, но и посещению, как он говаривал, православной «аристократии» – монастырей. Так, часто бывал он в монастыре Вулкану, расположенном недалеко от Каламаты.

В 1949 году Этиоклис, успешно закончив обучение в Каламате, переехал в Афины. Он поступил в богословскую школу при Афинском университете, но, имея великую жажду к знаниям, не ограничился изучением богословия. Следуя примеру каппадокийских отцов и других великих подвижников Церкви, Этиоклис читал греческих и зарубежных авторов – философов, поэтов, историков, филологов и апологетов, древних и современных. Чтобы еще больше расширить свои познания, он посещал лекции по юриспруденции, философии и медицине. Многие профессора, усмотрев в нем умственные дарования, убеждали его продолжить обучение за границей, чтобы впоследствии заняться преподаванием в университете. Этиоклис отказался, не желая пожертвовать величием священства ради мирского пути учительства. Поездке за границу для продолжения обучения он предпочел совершенствование в «науке» духовной жизни и «университет» монастыря. Он был убежден, что каждому, кто готовится стать священником (и особенно священником-целибатом), необходимо пожить в монастыре, чтобы лучше приготовиться к пастырскому служению. В Афинах Этиоклис часто посещал монастырь Лонговарда на острове Парос. Игумен монастыря, блаженный старец Филофей (Зервакос), был его духовным отцом до своей кончины в 1980 году.

Любимейшим занятием Этиоклиса было изучать Святое Писание. Он проштудировал весь текст Ветхого и Нового Завета три раза в течение года. Впоследствии он постоянно ссылался на Писание, а книги Ветхого и Нового Заветов стали главным источником, откуда он черпал материал для своих речей и посланий. Когда его спрашивали, что бы он стал изучать, если бы у него не было возможности получить богословское образование, он отвечал: медицину, потому что медицина наиболее человеколюбивая из наук, или юриспруденцию, потому что адвокат имеет возможность влиять на общество, отстаивая дело добра и защищая невиновных.

В ноябре 1956 года детская мечта Этиоклиса сбылась: он был рукоположен в диаконский сан митрополитом Этолийским и Акарнанским Иерофеем с наречением именем Епифаний. В том же году он издал свою первую книгу – «Святое Писание и злые духи». Этот год он провел в основном в Каламате, где он, продолжая изучать отцов Церкви, в то же время имел возможность общаться с выдающимися церковными деятелями того времени.

Своего 25-летия – возраста, требуемого, согласно канонам, для поставления в сан диакона – отец Епифаний ждал терпеливо. Он всегда был очень строг в точном следовании канонам Церкви, особенно когда дело касалось его самого, да и в своем пастырском служении никогда не прибегал к икономии. Тем, кто обвинял его в фарисейском отношении к святым канонам, он отвечал: «Отвергающие каноны отвергают тем самым дар Святого Духа, данный Церкви». Его твердость в следовании канонам основывалась на благоговеянии и послушании Духу Святому, изрекшему эти каноны, и святым отцам, записавшим их.

В 1961 году отец Епифаний был рукоположен в сан священника митрополитом Элевферупольским Амвросием. Следуя примеру апостола Павла, отец Епифаний старался служить Церкви не за мзду и прибыль. А чтобы иметь средства к существованию, он редактировал книги для издательства «Астир». Один из его духовных чад однажды посоветовал ему оформить церковный страховой полис, чтобы иметь возможность получать пенсию. Отец Епифаний отверг предложение, веря что Бог, как благой и верный «Работодатель», не оставит своего «трудника» без мзды.

Старец Епифаний желал служить Церкви тихим и незаметным образом. Его желание осуществилось, и он был направлен для служения в маленькую часовню Трех Святителей в центре Афин. Здесь он ревностно трудился для народа Божия как духовник. Несмотря на строгость его духовных советов, люди разного ранга прибегали к его духовному руководству и утешению. Он сострадал всем, приходящим к нему, и труды эти наполняли его душу миром.

Но он послужил Церкви не только на священнической стезе. Старец Епифаний написал 22 книги и множество статей. К его мнению прислушивались и епископы и священники, и монахи и миряне, жаждущие разрешения множество современных богословских и этических вопросов. Верующие очень уважали его и много раз предлагали стать епископом, но эту честь он всегда отвергал.

Хотя старец и прожил большую часть жизни в центре Афин, он сумел сохранить строгий устав молитвы. С утра, после прочтения утренних молитв, он начинал утреню канонами из Минеи и книги «Параклитики».[1] Когда утреннее правило молитвы было закончено, он принимался за ученые занятия или писал, а после приступал к пастырскому труду – принимал одних, посещал других – смотря по нуждам дня. Его работа прерывалась скромной трапезой, во время которой он часто принимал страждущих его пастырского увещевания или отвечал на их телефонные звонки. Около пяти вечера он начинал вечернее богослужение – вечерню и после нее молебный канон. Затем он отправлялся в часовню Трех Святителей, где принимал исповедь; потом посещал больных в больницах. Возвратившись домой, он обычно заставал уже ожидающих его верующих, вновь отвечал на телефонные звонки. После позднего ужина прочитывалось малое повечерие и акафист Богородице, затем старец Епифаний ложился спать. Засыпал он с трудом, страдая бессонницей. Бессонница порой бывала настолько мучительной, что старец принимался молиться о помощи Божией. В одну из бессонных ночей он открыл Новый Завет, ища какого-либо объяснения своих страданий. Его взгляд тотчас упал на стих Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Послано мне было жало в плоть мою, послан был слуга сатаны терзать меня, дабы я не вознесся чрезмерно» (2 Кор. 12: 7). Старец Епифаний был благодарен Богу за ответ на его молитвы, теперь он знал, что его страдания попущены Богом. Еще дважды он, будучи на пределе сил своих, молил о помощи Божией и, открывая Новый Завет, немедленно получал подобный ответ. Не дерзая просить об этом в четвертый раз, он терпел.

В 1976 году, побуждаемый своими духовными чадами и с их помощью, старец Епифаний основал святой исихастирион Матери Божией (Кахеритомени) в Тризине на Пелопоннесе, в нескольких часах езды от Афин. Его надежды на устроение места монашеских подвигов для тех своих духовных чад, кто стремился к монашеской жизни, осуществились. Он продолжил свое служение в миру, деля свое время между Афинами и монастырем.

Спустя немного времени по основании монастыря здоровье старца стало ухудшаться: сказалась его строгая к себе жизнь. Старец страдал от болей в желудке: ему был поставлен диагноз – желудочные кровотечения, которые могли перейти в рак. В декабре 1982 года он был вынужден лечь в больницу на операцию. Операция была тяжелой, старцу удалили три четверти желудка. Здоровье старца все слабело, он оставался в постели, не имея сил даже сесть. Отдав распоряжения о похоронах и погребении, он духовно приготовил себя к кончине. В четыре часа 10 ноября 1989 года в возрасте 58 лет он предал свою душу в руки Божии.


[1] «Параклитики» – книга, содержащая недельный круг литургических молитв, а также песнопения дней воскресных и будничных. При этом молитвы и песнопения понедельника посвящены ангелам, вторника – Иоанну Предтечи, среды и пятницы – святому Кресту, четверга – апостолам и святителю Николаю, субботы – мученикам и усопшим.

Перевод с англ. Василия Томачинского

11 мая 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту