О статусе предмета «Основы религии» в болгарской общеобразовательной школе

Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. М.В. Ломоносов

/p>

Приведенная ниже концепция выражает официальную позицию Священного Синода Болгарской Православной Церкви по вопросу отношений между Церковью и государством в вопросе о религиозном образовании в детских садах и школе.

Документ отражает общецерковную точку зрения на взаимоотношения Церкви с государством касательно предмета «Основы религии». Он выделяет конкретные аспекты – педагогические цели и направленность учебного предмета «Основы религии», характер, методы и способы его преподавания, а также организационные моменты, связанные с его введением.

Данный документ имеет богословское, педагогическое, православно-педагогическое, организационно-технологическое обоснование, базируется на Конституции Республики Болгария, болгарских законодательных актах, а также на международных правовых актах, в которых Болгария является одной из сторон.

Церковь и общество

Церковь – это богочеловеческий организм. Она соединяет в себе два естества – божественное и человеческое. Церковь связана с миром через свою человеческую природу, одухотворяя его своей божественной сущностью. Именно через свою божественную природу она благотворно влияет на общественную жизнь. Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. Неделимый церковный организм участвует в жизни окружающего его мира во всей своей полноте, при чем духовенство и миряне могут совершать свое служение многими различными образами и в различной степени. Разве можем мы лишать детей и подростков этой благодати?

Исполняя миссию спасения человеческого рода, Церковь делает это напрямую, через проповедь, и через добрые дела и христианское просвещение. Для осуществления этой цели она вступает во взаимодействие с государством и его институтами, не ставя себе целью обратить всех в Православие как условие сотрудничества. Церковь уповает на то, что совместное доброе делание будет способствовать восстановлению верности богоустановленным нравственным нормам, столь необходимым в современной общественной жизни.

Православная Церковь сегодня осуществляет служение Богу и людям в разных странах. Она исповедует Христову Истину и передает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога. Поэтому она не имеет власти менять что-либо в своем учении. Также она не может и замолчать, прекратить проповедь Истины, даже если в обществе распространены иные учения. Церковь располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства и заботы о гражданах-мирянах. Именно поэтому необходимо практиковать сотрудничество Церкви и государства в просветительско-образовательной сфере, стремясь к наиболее продуктивному взаимодействию.

Церковь и образование

Болгарская Православная Церковь, Мать-Комилица православных болгар, в своей просветительской и образовательной миссии всегда помогала и поддерживала болгарское общество, особенно во времена духовных противоречий и кризисов.

Православное образование зиждется на духовном опыте и имеет сотирологический (спасительный) характер. Церковь имеет прямое отношение к утверждению образовательно-просветительской миссии в болгарском обществе как созидатель, объединитель и хранитель. Еще до начала периода Возрождения Церковь строила первые в Болгарии школы, чтобы просвещать население в духе истинного богопознания и прививать ему любовь к христианским добродетелям и богоугодной жизни. В связи с этим можно снова вспомнить период болгарского Возрождения, его культуру, призывавшую к утверждению любви, благости и сотрудничества, а не отрицанию многовековой болгарской культурно-просветительской традиции. После освобождения Болгарии от турецкого господства образовательно-просветительская миссия была продолжена и развита новым правительством и государственными образовательными институтами.

Для существования полноценной современной образовательно-воспитательной системы в болгарской школе важно сохранить эту традицию взаимодействия. Для достижения соответствия болгарской образовательной системы современным европейским требованиям необходимо, чтобы православное религиозное обучение и воспитание получили соответствующий статус в болгарской школе.

Церковь и школа

Школа – это посредник, который передает новым поколениям накопленные за предыдущие века нравственные ценности. В этом отношении Церковь и школа должны сотрудничать. Образование не только должно обеспечивать детей и подростков информацией, но и зажигать в их сердцах стремление к истинному нравственному чувству любви к Богу и ближнему, к родине и к ее истории и культуре.

Церковь призвана содействовать школе в ее образовательно-воспитательной миссии, поскольку от духовного и нравственного облика человека зависит его спасение, будущее нации и всего человеческого рода.

Православное религиозное образование занимало свое место в образовательной системе Болгарии начиная со времен Освобождения, исключая лишь период тоталитаризма, когда была запрещена любая форма православного образования. В 1991 году в новом демократическом обществе началось восстановление религиозного образования с прямым участием Просветительской комиссии при Священном Синоде. С 1997 года стал восстанавливаться статус религиозного образования в болгарских школах через введение нового учебного предмета «Основы религии».

Священный Синод Болгарской Православной Церкви настаивает на том, чтобы этот процесс был доведен до конца через введение обязательного религиозного образования.

Образовательная реформа, начавшаяся в 2002/2003 учебном году, и изменившиеся социально-экономические характеристики современного общества требуют от школы адекватной реакции на новые условия. Основная цель образования – «создание свободной, высокоморальной и инициативной личности» (Закон о народном просвещении, ст. 15, § 1). Этой цели невозможно достичь без воспитания учеников в православной христианской вере, традиционной нравственности и культуре наших предков. В государствах – членах ЕС со сходным культурно-историческим развитием (Греция, Кипр, Румыния), как и в странах бывшего соцлагеря, предмет «Основы религии» давно нашел свое место в школьной программе.

Анализ статуса религиозного образования в Европе показывает, что:

– в 20 государствах – членах ЕС есть религиозное образование (в 16 – только конфессиональное, в 2 – и конфессиональное, и неконфессиональное и в 2 – неконфессиональное);

– в государствах – членах ЕС, где есть религиозное образование, основы религии преподаются в различных образовательных степенях и в различных формах: в 5 странах в учебном плане оно имеет статус обязательного предмета (ОП), в 8 государствах – необязательного предмета по выбору (НПВ), в 4 странах – обязательного предмета по выбору (ОПВ), в 6 странах – свободно выбираемого предмета (СВП), в некоторых странах основы религии преподаются в различных формах.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в государствах Европы изучение предмета «Основы религии» во всех его формах и разнообразии нигде не противоречит светскому характеру образования и не нарушает прав человека. Следовательно, данная концепция основывается не на произвольно взятых взглядах и мнениях, которые она стремилась бы обобщить в единое целое, а построена на базе существующей педагогической практики в Болгарии и за рубежом, а также на накопленном за последнее десятилетие педагогическом опыте, связанном с религиозным обучением в Болгарии.

Религиозное образование не противоречит ни европейскому законодательству, ни европейской хартии прав человека, ни конвенции о правах ребенка, ни конституции Республики Болгарии.

Одним из основных прав человека, согласно Декларации прав человека ООН, является право на информацию, в том числе и по религиозным вопросам.

Каждый болгарский ребенок имеет право познакомиться с православной верой.

Основные положения

Священный Синод Болгарской Православной Церкви, руководствуясь непоколебимой верой в непреходящий характер православного учения и в необходимость усвоения его душой каждого человека,
будучи убежден в наличии неотложной потребности в духовно-нравственном воспитании молодого поколения Болгарии,
принимая во внимание все законы и нормативные акты Болгарии и международные требования в области прав человека,
принимая во внимание опыт преподавания учебного предмета «Основы религии» в ряде европейских стран, где его характер определяется основной культурной составляющей данного общества как традиционная религия данного народа,
принимая во внимание тот факт, что светское образование не является атеистическим, а также то, что богословские факультеты Софийского университета и Великотырновского университета, как и кафедры Шуменского университета и филиал Пловдивского университета в Кырджали каждый год выпускают подготовленных преподавателей курса «Основы религии» по государственному заказу,
а также ссылаясь на тот факт, что в докладах ЕС Болгария приводится в пример религиозной и этнической толерантности,
принимая во внимание, что в данный момент успешно осуществляется обучение основам религии в конфессиональной форме и до сих пор не возникало никакого серьезного недовольства среди населения,
настаивает:
крайне необходимо в новом 2008/2009 учебном году ввести в программу болгарской общеобразовательной школы учебный предмет, имеющий целью религиозно-нравственное воспитание, под названием «Религия: Православие», который будет охватывать все образовательные этапы учебного плана.

Характер учебного предмета «Основы религии»

По Закону о народном просвещении, учебный предмет «Основы религии» в общеобразовательной подготовке относится к культурно-образовательной области «Общественные науки, гражданское образование и религия».

1. Характер предмета «Основы религии» почти во всех европейских странах, где религиозное образование осуществляется в форме обязательного предмета или в обязательной форме с возможностью выбора между двумя предметами, определяется в соответствии с историческими, культурными и религиозными традициями конкретного народа, основываясь на конкретной культуре, составляющей идентичность народа и его традиционную религию. В Греции, Румынии и Кипре предмет «Основы религии» основан на православном вероисповедании. В Австрии, Бельгии, Германии, Мальте, Испании, Италии и Португалии преобладает римско-католическое вероисповедание, а в Финляндии он основывается на лютеранском вероучении. Характер данного предмета в упомянутых европейских странах отражает и другие аспекты их культуры, и в его рамках рассматриваются реалии других религий и культур. Это отвечает требованиям демократического общества, касающимся религиозной терпимости, уважения к убеждениям других, веротерпимости и сосуществовании в понимании и мире.

Характер учебного предмета «Основы религии» определяется вероисповеданием и культурно-историческими традициями.

2. Болгария была образцом толерантного общества в течение многих столетий, является таковым и сейчас. Именно поэтому Священный Синод БПЦ предлагает придать учебному предмету «Основы религии» религиозно-культурологический, то есть культурологический, историко-культурологический, нравственно-этический, традиционно-обрядовый характер. В этом предмете будет отражена основная этноспецифическая творческая и креативная доминанта болгарского народа со времен создания славянской письменности и перевода Библии и литургических книг святыми братьями Кириллом и Мефодием и их учениками; со времен крещения Болгарии при святом равноапостольном князе Борисе (Михаиле); с периода Тырновской редакции Библии и богослужебных книг при святом патриархе Евтимии Тырновском; со времен святого Паисия Хилендарского и святого Софрония Врачанского; со времен спасения болгарских армян во время Первой мировой войны и евреев во время Второй мировой войны и до сего дня.

Святое Православие в своих специфически болгарских культурных особенностях и характерных чертах является культурообразующим дискурсом и народообразующей доминантой, играющей первостепенную роль в историческом развитии болгарского народа и сохранявшей этот народ во все исторические эпохи.

В то же время в учебниках будут затронуты и вопросы традиции и культуры других религий, распространенных на территории Болгарии, будет проводиться ознакомление с обычаями и традициями других вероисповеданий в культурно-историческом аспекте.

Учебный предмет «Основы религии» может условно быть разделен на следующие тематические этапы.

Дошкольное образование. «Хочу быть хорошим!» (начальное христианское нравственное воспитание).

Начальная школа (I–IV классы). Православие, родной край, праздники и обычаи (знакомство с болгарской православной культурой).

Прогимназия (V–VIII классы). Православие в его культурно-исторической и нравственной перспективе (формирование христианской нравственности и добродетелей).

Гимназия (IX–XII классы). Историко-философские основы Православия, других христианских вероисповеданий и основных мировых религий:

IX класс: культурная и церковная история христианства (христианская культурология);
X класс: христианское нравоучение (христианская этика);

XI класс: христианское учение о человеке (христианская антропология);

XII класс: история религий (мировые религии) и религия в современном мире.

Имея в виду вышеупомянутый характер учебного предмета «Основы религии», естественно сделать содержание предмета на начальном этапе (I–IV классы) целиком религиозно-культурологическим, так как это является продолжением православной традиции семейного дошкольного образования.

На среднем образовательном этапе (V–VIII классы) содержание предмета будет отражать исторические, культурные и нравственные факты жизни болгар, представленные через православное мировосприятие, в прямой интердисциплинарной связи с другими общеобразовательными предметами.

На последнем этапе учебное содержание предмета будет включать нравственные принципы и нормы христианского учения, христианские понятия о человеке и его личностном и общественном предназначении, культурно-исторические достижения христианской цивилизации и исторический путь христианской Церкви со времени ее создания до сегодняшнего дня, а также историю мировых религий.

Объем учебного предмета «Основы религии»

Согласно ст. 15 Закона об этапах образования, общеобразовательном минимуме и учебном плане, структура учебного плана включает три вида предметов: обязательные, обязательные по выбору и свободно выбираемые.

С 1997/1998 учебного года предмет «Основы религии» введен как свободно выбираемый предмет.

С 2002/2003 учебного года предмет «Основы религии» введен как обязательный предмет по выбору.

Священный Синод настаивает:

1. С 2008/2009 учебного года учебный предмет «Основы религии» должен быть введен в качестве обязательного предмета поэтапно для детей в детских садах со II по IV группу и в общеобразовательных школах с I по XII классы в следующем порядке:

в 2008/2009 учебном году должно начаться преподавание детям дошкольного возраста и ученикам с I по IV классы,

в 2009/2010 учебном году – ученикам с V по VIII классы,

в 2010/2011 учебном году – ученикам с IX по XII классы.

2. В качестве альтернативного нравственно-образовательного предмета должен быть введен предмет «Этика», который будет выбираться учениками (или их родителями) в случае, если они откажутся изучать предмет «Основы религии». Его объем будет идентичен объему предмета «Основы религии».

3. В период введения данного предмета в качестве обязательного должно продолжаться его изучение в качестве свободно выбираемого и обязательного по выбору по настоящей образовательной модели до установления во всех болгарских школах регулярного преподавания предмета «Религия: Православие».

4. Учебный предмет «Основы религии» должен изучаться два часа в неделю, имея тот же статус, что и прочие учебные предметы, будучи поставлен в учебный план, что будет обязывать учеников готовиться по нему, при чем они будут оцениваться согласно нормативам, установленным Распоряжением № 3 Министерства образования и науки (МОН) от 30 мая 2000 года (или в словесной форме). При таком количестве занятий в неделю ученик будет иметь две текущие оценки (включающие начальный и конечный уровень) и одну годовую оценку.

Основные педагогические цели

Религиозные и нравственные показатели жизни рассматриваются как с точки зрения развития ученика, так и с точки зрения религии как общественного феномена. Религия рассматривается как один из основных факторов, формирующих и влияющих на человеческую культуру и цивилизацию. В этом смысле главная цель религиозного обучения оказывается духовно и социально детерминирована и личностно и образовательно мотивирована. Независимо от постоянно меняющихся условий и комплексного воздействия множества факторов, главной целью религиозного обучения в болгарской общеобразовательной школе является формирование духовной, культурной и нравственной идентичности учеников, формирование их личности и помощь им в их ориентации, адаптации и самореализации в современном обществе.

Обучение основам религии обогащает и развивает познания учеников об их собственной вере и культуре и помогает формированию их личностного мировосприятия.

Цели образовательного процесса определяются возрастной природой ученика и формулируются сообразно перспективе его развития и совершенствования. Достижение цели измеряется через духовный рост ученика, помогающий его аксиологической направленности на самореализацию в жизни, имеющей значение как для него самого, так и для других. Обучение основам религии помогает развитию и росту духовно-познавательных сил и возможностей человека через облагораживание его души и сердца. Таким образом он приобретает возможность непрерывного личностного самосовершенствования.

Первое назначение обучения основам религии – предложить ученикам знания, умения и опыт, на основе которых они смогут строить свою личность и развивать свое миропонимание. Религиозное обучение подготавливает учеников к знакомству с религиозными и нравственными аспектами своей собственной жизни и жизни общества в целом.

Цели обучения:

– ввести ученика в его религию, чтобы он мог знать ее;
– приобщить ученика к духовным и культурным традициям Болгарии;
– познакомить ученика с другими религиями, существующими на территории Болгарии и соседних с ней государств;
– помочь ученику в постижении исторического, культурного, нравственного и житейского значения религии;
– образовать ученика в нравственном отношении, воспитать его в благочестии.

Второе назначение религиозного обучения – утвердить и поддержать в учениках их национальную идентичность. Обучение помогает им понять важность религии для них как для личностей и осознать значение и влияние религии на формирование общества и культуры. Ученики должны получить общее культурно-историческое и религиозно-нравственное образование и воспитание в православных духовных ценностях, чтобы иметь возможность построить на их основе свое личностное мировоззрение.

Дополнительные педагогические цели:

– утверждение национальной и культурной идентичности учеников;
– развитие в них чувства ответственности как перед собой, так и перед другими, ближними, обществом, природой и окружающей средой;
– рост учеников как самостоятельных личностей, которые могут мыслить, иметь свою собственную позицию, решать свои проблемы, развивать способности, избирать благие цели и средства к их достижению;
– самодисциплина – возможность контролировать негативные эмоции;
– развитие честности как личностного качества;
– развитие чувства уважения к другим вне зависимости от возрастной, социальной, половой, расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности;
– достижение высокого интеллектуального уровня через знакомство с богатством и глубиной христианской культуры;
– приобретение умения общаться в группе и включаться в совместную групповую работу; ученик воспитывается как член конкретной общности и общества в целом;
– воспитание уважения к законности и законам – через постижение необходимости, значения и смысла законов.

Материально-техническое обеспечение обучения основам религии

Для приобретения знаний, умений и опыта в процессе обучения основам религии в детском саду и общеобразовательной школе необходимо, чтобы предмет был материально-технически обеспечен учебным кабинетом и соответствующими дидактическими материалами.

Профессиональная образовательная подготовка учителей по основам религии

Профессиональная образовательная подготовка учителей по основам религии осуществляется богословскими факультетами Софийского университета имени святого Климента Охридского и ВТУ имени святых Кирилла и Мефодия, а также кафедрами теологии при Шуменском университете имени епископа Константина Преславского и Пловдивском университете имени святого Паисия Хилендарского в его филиале в Кырджали имени Любена Каравелова, которые каждый год выпускают специалистов – преподавателей основ религии по государственному заказу.

Учителя по основам религии должны иметь специализированную образовательную квалификацию. Они должны иметь образовательную степень бакалавра богословия и законченную образовательную степень магистра дошкольной и начальной школьной педагогики, полученные на педагогических факультетах Болгарии. Они могут быть воспитателями или учителями в начальной школе и иметь законченную степень магистра богословия. Специфический возрастной период дошкольников и младших школьников требует соответствующей подготовки учителей. Кроме того, данный предмет может преподаваться воспитателями и учителями младших классов с переквалификацией по богословию, полученной на богословских факультетах и кафедрах.

Учителя по основам религии средних и старших классов должны иметь образовательную степень бакалавра или магистра богословия.

Назначение учителей по основам религии в школы должно согласовываться со Священным Синодом БПЦ и его подразделениями. Они будут назначаться директорами школ по предварительному согласованию, для чего будут готовиться списки лиц, получивших одобрение, или же им будет выдаваться специальный документ епархиальным архиереем, который поможет им при их назначении.

Учебное содержание обучения основам религии

Учебное содержание предмета «Основы религии» должно быть изготовлено согласно требованиям МОН, стандартам Государственных образовательных требований (ГОТ) и учебным программам комиссией, составленной из специалистов по благословению Священного Синода БПЦ.

Священный Синод БПЦ является единственным компетентным институтом, который предлагает строить учебное содержание на базе церковно-педагогических принципов религиозного обучения и целях обучения на соответственном этапе обучения. ГОТ для данного предмета готовятся комиссией по благословению Священного Синода.

Вся учебная документация – учебники, учебные пособия для учеников, методические руководства для учителей – может быть написана лицами с высшим богословским или педагогическим образованием, получившими на то благословение Священного Синода БПЦ. Это осуществляется через получение соответствующего письменного документа.

Кадровое обеспечение обучения основам религии

Имея ввиду количество параллельных классов в младшей школе и требования учительских нормативов, предлагается следующее кадровое обеспечение предмета «Основы религии».

На 2008/2009 учебный год будет необходимо около 600 учителей по основам религии, которые будут преподавать в 4000 школ при нормативе в 21 час.

К сентябрю 2008 года Болгария будет располагать следующим количеством квалифицированных кадров по предмету «Основы религии»:

– около 250 богословов-магистров из болгарских богословских факультетов.

Между 1 февраля 2008 года и 1 апреля 2008 года могут быть проведены курсы по переквалификации богословов, которые не имеют права вести педагогическую деятельность и желают получить квалификацию учителя основ религии, – около 150 человек.

Между 1 мая 2008 года и 1 июля 2008 года могут быть проведены курсы переквалификации педагогов, не имеющих богословского образования и желающих получить квалификацию учителя основ религии, – около 200 человек.

Ответственность и контроль за обучением основам религии

Священный Синод БПЦ является единственным компетентным органом по вопросам православной религии, и только он может одобрять учебное содержание, учебные программы, учебники и учебные пособия, как и состав учителей.

МОН и региональные инспектора осуществляют организацию работы на экспертном уровне и текущий контроль в координации со Священным Синодом БПЦ и митрополиями.

Заключение

Священный Синод Болгарской Православной Церкви считает полезным и необходимым введение обязательного обучения основам религии – Православия на всех уровнях образовательной системы, а также в высших учебных заведениях Болгарии.

С точки зрения православного человека желательно, чтобы вся система образования опиралась на христианские ценности и культуру. Несмотря на это, Церковь, следуя многовековой традиции, относится с уважением к светской школе и готова строить с ней взаимоотношения, руководствуясь признанием свободы каждого человека. При этом Церковь считает недопустимым умышленное распространение среди учащихся антирелигиозных и антихристианских идей, которые приводят к росту вражды, ненависти и насилия в их среде. Нельзя допустить возвращения характерного на протяжении XX века для многих стран положения, когда государственные школы превратились в инструмент военно-атеистического воспитания. Церковь призывает ликвидировать последствия атеистического контроля над системой государственного образования. Церковь напоминает людям, работающим в сфере образования и культуры, что их призвание – совершенствовать души людей, в том числе и свои собственные, служить им на пользу, восстанавливая в себе омраченный грехом образ Божий.


Перевод с болгарского Федора Калайдова

Опубликовано в издании Болгарской Православной Церкви «Църковен вестник» № 19/2007

15 ноября 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту