Рождественское послание Святейшего Патриарха Румынского Даниила

/p>

Благочестивейшему священству, смиреннейшему монашескому чину и возлюбленнейшим верным чадам Бухарестской архиепископии

Благодать, милость и мир вам от Господа Христа, от нас же патриаршее благословение.
«Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10–11).

Благочестивейшие и смиреннейшие отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!
Рождество Господа Нашего Иисуса Христа возвещено ангелами как великая радость в деле спасения людей. Весть о Рождестве Христа в Вифлееме Иудейском принесена людям ангелами с небес, ибо Тот, Кто рождается в яслях в пещере под землей, есть Тот, Кем и для Кого были созданы небо и земля (см.: Кол. 1: 16), Предвечный Сын Отца Небесного.

Святой евангелист Лука повествует нам, что весть о Рождестве Христа, принесенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась тем явлением, что в то время, когда ангел находился рядом с пастухами, «слава Господня осияла их» (Лк. 2: 9). Таким образом, весть о Рождестве Господа приносится внезапно в слове с небес и в небесном видении, выражена в слове сказанном и славе видимой, потому что Бог Слово, Которого не видят телесные очи, не познает ум человека и не осязает его рука, делается Человеком, Которого видят очи, слышат уши, понимает ум и осязают руки.

Для чего все это? Чтобы нам, людям, ограниченным и смертным, даровать славу Его безграничную и вечную. Воздвигнуть нас, падших во грех, в Его святости. Даровать нам, смертным, жизнь вечную. Научить нас, непослушных и неблагодарных, смиренному послушанию и благодарности Богу. Владыка мира, Всемогущий и Славимый ангелами, сделался человеком, приняв облик бедного и смиренного слуги, чтобы освободить нас от рабского пристрастия к материальным благам, от тирании гордости и тщетной славы. Он Тот, Кто вечно рождается от Бога Отца. Рождается во времени от Неискусомужней Матери, чтобы быть единственным Сыном Отца Небесного и единственным Сыном Девы.
Предвечный Сын Божий Отца Небесного принял образ Младенца, рожденного земной матерью и не имевшего земного отца, чтобы научились мы, земные, постоянно искать и вечно любить Отца Предвечного, Творца неба и земли. Христос сошел с небес на землю, чтобы нас, земных, возвести на небеса. Смиренная Его любовь дает нам свободу и возможность восхождения к Богу через любовь к Нему и нам подобным. Господь Иисус Христос стал носителем земной плоти, чтобы нас сделать носителями Святого Духа Небесного.

Он стал Человеком, чтобы обожить нас через посредство благодати. Преславный Сын Божий сделался смиренным Сыном человеческим, чтобы нас, людей, возвысить в достоинство и славу духовных сынов Божиих по слову святого апостола и евангелиста Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13). Христос сошел с небес и родился в пещере, в недрах земли, чтобы нас, людей, возвести в недра Царствия Небесного.

В этом есть глубокий смысл Божественной славы, явленной вифлеемским пастухам, когда ангел Господень сообщил им о смиренном Рождестве Христа Спасителя. Почему о Нем оповестили как о Спасителе? Потому что спасение означает единение человека грешного и смертного с Богом, Святым и Вечно Живым. Христос рождается как Спаситель, чтобы избавить людей от греха и смерти и сделать их причастниками жизни вечной.

В Рождестве Христа небо соединяется с землей, и ангелы радуются вместе с пастухами, чтобы показать нам тайну спасения человечества в Церкви Христовой, в которой литургия, совершаемая на земле духовными пастырями словесного стада, соединяется с литургией небесной, совершаемой беспрерывно ангелами на небесах, о чем говорится в молитвах Божественной литургии (молитва перед началом литургии и молитва перед малым входом со святым Евангелием).

В этом смысле святой евангелист Лука говорит нам, что в Рождестве Господнем пастухам «внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 13–14) Почему ангел Господень возвестил пастухам из Вифлеема о Рождестве Господа Христа ночью? Потому что пастухи пребывали в состоянии бодрствования или сугубого бодрствования.

Евангелие говорит нам, что пастухи «содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2: 8). Поскольку пастухи, охраняя стада овец, обычно бодрствовали ночью, они чаще, чем другие люди, обращали свой взор в высоту и глубину небес и ценили таинство света, что рассеивает тьму. Пастухи в поле, не будучи рабами мирских забот и городских соблазнов, понимали гораздо лучше связь между небом и землей, между небесными дарами и жизнью земной.

Вот почему, когда рождается Христос – Свет светов, «Пастырь и Блюститель душ ваших» (1 Пет. 2: 25), пастухи, которые не смыкают своих очей и имеют трезвенные ум и душу, первыми удостаиваются вести о Рождестве Спасителя мира. После того как ангелы удалились, пастухи отправились в Вифлеем и, увидев своими очами родившегося Младенца, возлежащего в яслях (см.: Лк. 2: 16), как им уже раньше возвестил об этом ангел Господень (см.: Лк. 2: 12), они стали, в свою очередь, вестниками радости Рождества Господа Иисуса Христа. Евангелие говорит: «И, поспешив (пастухи), пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи… И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2: 16–18, 20).

Как однажды ангелы и пастухи Вифлеема возвестили о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа «с великой радостью», поскольку это было чудесное действо, совершенное ради спасения людей, так и ныне, в Церкви Православной, дети и юноши, подобно ангелам, и священники – пастыри христианских общин, подобно пастухам Вифлеема, в рождественский сочельник несут весть о Рождестве Господа, распевая тропарь праздника и обходя все дома с иконой Рождества Господня и затем возвращаясь в дом Божий, в церковь, чтобы славить и восхвалять всем сообща с великой радостью тайну Рождества Христова, милующую любовь Христову к людям.

Православные христиане!

Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа было возвещено ангелами как великая радость для всех людей, потому что это радость спасения. И потому, что весть эта о спасении, принесенная ангелами людям, была принята с верой, она родила великую радость в душах верующих и рождает и ныне радость из года в год. Вот почему празднование Рождества Христова является праздником радости, которую дарует нам Бог Отец в Своем Сыне, Христе Спасителе, действием Святого Духа в Церкви и в душах верующих.

Поскольку Христос Господь – источник радости совершенной и непреходящей (см.: Ин. 17: 13), живая связь с Ним через твердую веру, горячую молитву и дела добрые несет радость в жизнь Церкви и в души верующих. Эта радость веры во Христа и постоянной любви к Нему называется святым апостолом Павлом «радостью о Господе» (Флп. 4: 4).
Она есть плод Святого Духа в душе человека верующего и любящего Христа и себе подобных (см.: Гал. 5: 22) и залог вечной радости в Царствии Божием (см.: Рим. 14: 17). Эта радость – присутствие благодати Христовой в душе человека, сражающегося с грехом и с жизненными тяготами, – не пропадает втуне во время испытаний (см.: 2 Кор. 6: 10; 7: 4; 1 Сол. 1: 6; 2: 19), но наоборот, возрастает, когда верующий страдает за Христа и Церковь (см.: Кол. 1: 24; Евр. 10: 34; 12: 2; Иак. 1: 2; 1 Пет. 4: 13).

Радость веры возрастает и укрепляется через горячую молитву, через покаяние и прощение грехов, через освобождение от страстей, через доброе слово и доброе дело, через чистую жизнь и святую любовь. Она становится радостью совершенной у тех, кто подвизается на стезе святости. Когда святая Церковь Христова призывает всех людей к спасению, она призывает их именно к этой совершенной радости во Христе – Источнике радости вечной.

Когда Христос Господь приходит в мир, Младенцем рожденный в великом смирении, ангелы возвещают пастухам великую радость. Когда Христос Господь, распятый, воскресает из мертвых, Он сам встречает жен-мироносиц приветствием: «Радуйтесь!». Когда Христос, воскресший из мертвых, восходит в Небесную славу, Он обещает, что будет с теми, кто веруют в Него, во все дни до скончания веков (см.: Мф. 28: 20), ученики же живут с «великой радостью» (Лк. 24: 52) правым обещанием Христа и Его присутствием в них посредством действия Святого Духа Утешителя (см.: Ин. 15: 26; 16: 13–14).

Радость веры или радость христиан во Христе Господе свидетельствуется святым апостолом Петром как радость спасения, полная благодати и света: «Которого (Христа) не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1: 8–9).

Радость веры как радость спасения людей и как радость жизни вечной во Христе предсказывали пророки Ветхого Завета, в наибольшей степени пророк Исаия (см.: Ис. 9: 2; 35: 1; 44: 23; 49: 13; 61: 7, 10; 65: 14; 66: 10). Как святая радость жизни христианской она переживается святыми апостолами и Церковью Христовой на протяжении веков и даруется тем спасенным, праведникам и святым в Царствии Божием, как говорится в Откровении (см.: 18: 20; 19: 7).

Радость веры как радость присутствия Христа Господа в душах людей, которые веруют в Него и любят Его, растет по мере укрепления нашей веры, нашей молитвы, желания святости и добрых дел, совершаемых нами. Радость веры принесла плоды на протяжении веков в проповеди святых апостолов, в жертвенном свидетельстве святых мучеников, в борьбе в защиту правой веры святых отцов Церкви, в пастырском рвении приходских священников и в постоянной молитве иноков и инокинь в монастырях, в воспитании детей и юношества в правой вере, во множестве церквей и кафедральных соборов, во множестве благотворительных учреждений, основанных христианами, во множестве произведений христианского искусства, но более всего в красоте праздников и православных церковных песнопений, как и в красоте колядок и народных румынских обычаев, вдохновленных христианской верой. Все это вместе пронизано и освещено светом радости милующей любви и славой Господа Нашего Иисуса Христа, Спасителя мира.

Все службы Церкви как дела, свидетельствующие и прославляющие Христа, как ответ нашей любви на Его милостивую и спасающую любовь, источник радости и ризы радости. Равным образом, ежедневные молитвы, которые мы вычитываем с верой и благочестием, будь то дома или на рабочем месте, также являются источником радости. Все хорошие слова, что мы произносим, и добрые дела, которые совершаем с любовью и смирением ко благу наших близких в семье, людям в Церкви и в обществе, тоже источник радости, поскольку они светлые знаки веры нашей в Христа и любви Его святой, действующей в нас посредством благодати Святого Духа.

Возлюбленные верные!

В нашей повседневной жизни, и особенно в эти праздничные дни, предложим тем, кто окружает нас, дары и знамения радости. Принесем радость в дома и в души, которые одолевает грусть и одиночество, болезнь и бедность, страдание и отчуждение. Ответим безграничной любовью Христовой, чтобы спасти людей делами нашей братской любви, зная, что настоящая вера – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6). Не забудем в наших молитвах проявить также нашу братскую любовь Рождества и Нового года к братьям нашим румынам, которые находятся далеко от родины и дома.

В ночь с 31 декабря 2007 на 1 января 2008 года и в первый день нового года вознесем молитвы благодарности Богу за все блага, дарованные Им в минувший год и попросим у Него помощи во всех добрых и полезных делах в новом наступающем году.

С радостью сообщаем всем, что, начиная с 27 октября 2007 года, со дня празднования святого Димитрия Нового, покровителя Бухареста, Румынская Патриархия имеет время вещания на радио – «Радио Тринитас», на телевидении – «Тринитас ТВ» и выпускает ежедневник «Зиарул Лунина» как следствие доброго миссионерского сотрудничества между Патриархией и митрополией Молдовы и Буковины. Эти новые средства коммуникации и осуществления миссии в обществе вместе с агентством новостей образуют пресс-центр Румынской Патриархии.

Надеюсь, что все это поможет нам созидать духовно Церковь в наших душах и подвигнуть на дело всех христиан, желающих помочь в строительстве нового кафедрального собора Патриархии, названного также кафедральным собором Национального спасения, особенно после того, как 29 ноября 2007 года было освящено место для его строительства. Надеюсь, что желание патриархов Румынских и прежде всего достойного поминания почившего патриарха Феоктиста исполнится как можно скорее.

По случаю святого праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, нового 2008 года и Крещения Господня шлю всем теплые и отеческие пожелания мира и здоровья, счастья и обильной помощи Божией во всех добрых и полезных делах совместно с традиционным пожеланием «Многая лета!».

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами!

Ваш молитвенник у Христа Господа,
Даниил, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтении и Добруджи, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынской Православной Церкви

14 января 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту