Патриарший монастырь Святой Троицы

(Шишманов монастырь)

Шишманов монастырь. Фото Ф.Калайдов
Шишманов монастырь. Фото Ф.Калайдов
/p>

Монастырь Святой Троицы расположен на Тырновской возвышенности, в предгорьях Балканского хребта, на узкой продолговатой террасе под величественным скалистым венцом живописного Дервентского перевала, на правой стороне р. Янтра. Он находится в 6 км к северу от Велико Тырново, в 1,5 км к югу от с. Самоводене и в 240 км к востоку от Софии.

По мнению одних исследователей, святая обитель была основана епископом Георгием и его сыном Калином в XI веке (в 1070 году) в период византийского владычества. Об этом свидетельствует надпись, найденная при строительстве новой церкви во время повторной отстройки монастыря в 1847 году. Надпись сохранилась до наших дней. Она гласит: «Церковь Святой Троицы построена в 6578 (1070) году в 27-й день января епископом Георгием Приложником и сыном его Калином». Предполагается, что старая церковь была частью большого оборонительного сооружения на пути, проходящем через Дервентский перевал и достигающем холма Трапезица в Тырново.

По другой версии, обитель была основана в XIV веке после Первого Тырновского Церковного Собора 1350 года.

По третьей версии, которая считается наиболее авторитетной, монастырь основан несколько позднее, а именно в 1368 году, когда святой Феодосий Тырновский оставил Килифаревскую обитель и удалился в пещеру, находящуюся на расстоянии около километра от старого Свято-Троицкого монастыря и в 150–200 метрах от сегодняшней обители. В скором времени вокруг святого подвижника собралось много отшельников, создавших большую монашескую общину. Через некоторое время сюда прибыл и будущий патриарх Евфимий, который, обладая исключительными способностями, знаниями и умениями, взял на себя бремя управления духовным сообществом, а после смерти святого Феодосия был избран и его игуменом. Вероятнее всего, монастырь был построен по инициативе патриарха Евфимия и при активной помощи царя Ивана Шишмана, что и обусловило его название – Патриарший, или Шишманов, монастырь. Феодосиева пещера сохранилась до наших дней. Вход в нее находится на высоте пяти метров над землей. Войти в пещеру в наши дни можно, вероятно, так же, как и во времена святого Феодосия, – по веревочной лестнице. Как утверждают спелеологи из студенческого клуба Великотырновского университета, в ней до сих пор можно увидеть следы высеченного в скале иконостаса с крестом над ним. Неподалеку от этой пещеры есть еще одна, большего размера, в которой могут поместиться до 50–60 человек. Такого рода пещеры служили убежищем для монахов, защищая их от разбойников, нападавших на монастырь, и входы в них закрывались тяжелыми каменными воротами.

«Евфимиева пещера – это одна из самых замечательных не столько в природном, сколько в историческом отношении пещер в регионе Велико Тырново, да и во всей Болгарии. При этом она неизвестна в достаточной степени ни широкой публике, ни спелеологам. Возможно, причиной тому – ее труднодоступность. Пещера находится в непосредственной близости от северного (заднего) входа в Патриарший монастырь Святой Троицы рядом с Велико Тырново. Хорошо различимый треугольный вход в пещеру находится почти в центре цепи отвесных скал, он немного повернут к северо-западу и располагается на высоте около 20 метров, причем к нему ведет хорошо оформленный, но заросший и небезопасный кулуар (ложбина в склоне, направленная вниз по линии тока воды. – Ф.К.). Пещера является самой северной из трех сходных по местоположению и происхождению пещер, находящихся над хозяйственным двором монастыря. Она представляет собой частично влажную, двухэтажную, наклоненную на +3 м пещеру диаклазного происхождения. Впечатляет, что в народном сознании сохранялась память об этой пещере, так как на протяжении вот уже многих веков передается предание о жизни в ней святого Феодосия Тырновского, а потом и его ученика, святого Евфимия Тырновского (об этом см. «Археологические и исторические заметки» Васила Берона, «Тырновскую хронику» академика Ивана Радева и др.). В результате экспедиций 1980-х годов, предпринятых студентами-историками Великотырновского университета, подтвердились рассказы о пещере и было локализовано ее местонахождение. Монахи монастыря Святой Троицы с уверенностью говорили, что именно в этой пещере обитал святой Евфимий Тырновский, прежде чем стать Болгарским патриархом. Отсюда и название пещеры. Евфимиева пещера стоит в одном ряду с такими болгарскими святынями, как пещера святого Иоанна Рыльского около Рыльского монастыря. Пещера впервые была открыта и нанесена на карту членами ПК «Дервент» при ТД «Академик» в июне 1978 года. По инициативе ТД «Академик», к 2006 году предполагается реализовать проект по ознакомлению посетителей монастыря с этой исторической достопримечательностью» (Евгений Коев. ПК «Дервент» при ТД «Академик-ВТУ». В. Тырново, 2005).

Болгарские цари Иван Александр и Иван Шишман были частыми гостями монастыря, проводя здесь время в отдыхе и беседах со святыми Феодосием и Евфимием, а обитель стала вторым, после Килифаревского монастыря, центром Тырновской книжной школы. Здесь было создано Четвероевангелие царя Ивана Александра (так называемое Лондонское Евангелие), хранящееся сейчас в Британской библиотеке. Оно было переписано в 1355–1356 годах монахом Симеоном для болгарского царя Ивана Александра. «Слава Святой Троице, Которая есть восхваление нашего Бога, исполняющего всякое доброе начинание, творимое во имя Его, потому что от Него происходит все, всякое начало и всякий конец. Написан был этот животворящий источник новой благодати пресладкого учения Христова и Его божественных учеников апостолов, названный Четвероевангелие, не ради внешней красоты и ярких цветов, золота, льна или драгоценных камней и бриллиантов украшения, но ради священного слова, что внутри…» Этими словами монах-переписчик Симеон начинает свою приписку, то есть свое личное послание читателю этой книги – царю Ивану Александру, для которого была изготовлена эта богато иллюстрированная рукопись. В прологе, восхвалив Святую Троицу, переписчик дает указания относительно места, где был составлен этот документ, – это монастырь Святой Троицы около Тырново. Четвероевангелие царя Ивана Александра имеет большой формат и написано так называемым представительным, то есть уставным, письмом Тырновской книжной школы.

Личные качества святого Евфимия как духовного пастыря и его огромные познания в скором времени воздвигают его на патриарший престол – это произошло в 1375 году. Жизненный путь последнего высокообразованного Тырновского патриарха замечателен. Он активно занимается духовно-административной и литературной деятельностью. Он инициирует и осуществляет важную реформу правописания и языка, подвергает ревизии старые переводы, сравнивая их с греческими оригиналами, и создает новые переводы богослужебных и богословских книг. Большое внимание точности перевода он уделяет потому, что считает: ошибки приводят к еретическим заблуждениям. Литературное наследие святителя Евфимия богато и разнообразно: это жития святых, похвальные слова, послания и прочие сочинения. После падения Тырново под натиском турецких войск 17 июля 1393 года Болгарский патриарх был отправлен в заточение в Бачковский монастырь, где, как предполагается, он находился в 1402–1404 годах. Около 1416 года Тырновская Патриархия была подчинена Константинопольской.

Предание гласит, что в скалах над Патриаршим монастырем Святой Троицы спрятана известная средневековая Тырновская библиотека. В пещеру, находящуюся высоко в скалах, были перенесены книги и монастырские ценности после того, как болгарская столица была захвачена турецкими завоевателями. Вход в нее заделан колотым камнем и замазан штукатуркой. Пещеру невозможно найти, если не знать тайного знака, высеченного в скале.

После того как Болгария попала под иго османов, монастырь пришел в упадок. Но с XV по XIX век обители покровительствовали румынские и молдавские воеводы, о чем свидетельствуют сохранившиеся дарственные грамоты. При реставрации храма в 1847 году монахи нашли в одной из стен жестяную коробочку. В ней были обнаружены четыре хрисовула (грамоты) от румынских воевод Ивана и Стефана Кантакузина (1715), происходящих от Кантакузинов, бояр из с. Арбанаси, а также от воевод Ивана Александра Гики (1748), Ивана Ипсиланти (1776) и Ивана Константина (1803). В хрисовуле Кантакузина упоминаются грамоты, выданные ранее воеводами Ширбеем и Радулом, Матвеем Бесарабином и Константином Бранковичем из Арбанаси. В этом хрисовуле сообщается, что монастырь был основан царем Иваном Шишманом. Это участие румынских воевод в восстановлении монастыря на южной стороне Дуная и их дары наводят на мысль, что они продолжали считать себя преемниками болгарских бояр и воевод. В 1803 году во время мятежей разбойников в тех краях монастырь был разграблен, а в 1812 году его постигает новое бедствие – эпидемия чумы, после чего он оказывается заброшенным.

Духовная обитель восстанавливается в 1847 году, благодаря средствам, пожертвованиям и труду местного населения, но на расстоянии одного километра к югу от старого монастыря. Новая церковь построена мастером Колю Фичето, иконы на иконостасе написаны Захарием Христовичем Зографом из Самокова, он расписал церковь и с внешней стороны. На личные средства моего прадедушки, Хаджи Ангела Миновского из с. Сергювец (в настоящее время – Первомайци ІІ), была восстановлена и дорога из Тырново – до тех пор до монастыря можно было добраться только из с. Самоводене или через переправу на р. Янтра до дамбы старой водяной мельницы под монастырем. В 1913 году большое землетрясение у г. Горнооряховица разрушило церковь – сокровище болгарской культуры, архитектуры и духовности – и жилые постройки. Уцелело несколько больших алтарных икон, написанных Захарием Зографом – Богородицы, Христа Вседержителя, Иоанна Крестителя, а также Святая Троица, подписанная Косто Пенювым, и прекрасная икона архангела Михаила 1663 года. Была спасена часть церковной утвари. Предполагается, что Косто Пенюв был местным учителем в с. Арбанаси.

В своем нынешнем виде монастырь был восстановлен в 1927 году, а жилые постройки были возведены в период с 1946 по 1948 годы.

Храмовая икона, как это часто бывает в окрестностях Тырново, расположена не около иконы Божией Матери слева от царских врат, а справа от Иисуса Христа. Образ Святой Троицы особенно впечатляет своей композицией. На иконе изображены Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой в небесах, а под ними Богородица, ступающая на землю, и на Нее надевают царскую корону. Рядом с этим образом находится икона Иоанна Крестителя, перемещенная на одно место к югу. Слева от образа Богородицы находится икона святого Афанасия, а рядом с ним – икона святителя Николая, Мирликийского чудотворца, место которой почти во всех храмах в районе Тырново находится в самой северной части иконостаса.

Церковь вновь отстроена на фундаменте старого храма 1847 года по старой фотографии и сохранившимся чертежам Колю Фичето. Об этом свидетельствует надпись, высеченная на внутренней стороне западного входа, которая гласит: «Обновлена от основанной в лето Христово 1847, 9 апреля; мастер Никола Йованович из села Дряново». Храм Святой Троицы имеет крестообразную форму, три купола, крытый четырехколонный арочный притвор и два входа – западный и южный. В притворе находится колокольня обители, состоящая из нескольких колоколов различной величины и висящего клепала. Подземная часовня Рождества Христова, расположенная под передней четырехколонной аркадой крытого притвора, напоминает подобные строения вышеупомянутого болгарского зодчего. Добавленные к церкви три купола придают ей еще большую монументальность. Фасад украшают слепые арки, оформленные красным кирпичом, напоминающие этим средневековые несебрские церкви.

В алтарной части храма и в притворе находятся римские памятники с надписями из г. Никополис-ад-Иструм. Престолом в церкви служит языческий жертвенный камень, перевезенный из этого древнеримского города. Надпись на нем гласит: «Зевсу Олимпийскому, Гере и Афине, за победу и благоденствие императора Цезаря Т. Элий Адриан Антонин… » В основании одной из церковных колонн при колокольне лежит римский камень, привезенный из тырновского села Хотница. Некогда он стоял на границе двух римских провинций – Мизии и Фракии – при императоре Адриане (117–133). На камне можно прочесть следующую надпись: «По приказу императора цезаря Адриана, сына божественного Траяна Партоянского, внука божественной Нервы, отца отечества, верховного жреца с трибунской властью, Т. Руфин установил границы между Мизией и Фракией».

Храм при монастыре и по сей день стоит в побелке, никто не взялся его расписать после Захария Зографа, на нем лишь несколько новых фресок, противоречащих церковному канону. В настоящее время не хватает средств для полной и соответствующей канону росписи этой замечательной церкви.

Справа от храма белеет часовня, отреставрированная на средства известного тырновского издателя, с красивой резьбой по дереву, цветной живописью по стеклу и новыми фресками, среди которых центральное место занимает образ Иисуса Христа. Между церковью и часовней Иисуса Христа (восстановленной усилиями тырновского издателя) расположена могила с мощами митрополита Иосифа Тырновского (1070–1918) – «начальника военного духовенства во время Европейской войны». На севере находятся хозяйственные постройки, а на юго-востоке – вход на территорию комплекса.

В западной части двора расположены монастырские постройки, а также часовня святого Евфимия Тырновского. Справа от монастырского входа есть колодец, украшенный куполом, на котором изображены шестикрылые серафимы. Недалеко от монастыря у р. Янтра находится Шишманов колодец (согласно легенде, царь Иван Шишман заложил тут источник), а к востоку от монастыря – «Медвежий колодец». С противоположной стороны от обители у перевала Дервент под отвесными скалами располагается Преображенский монастырь.

Патриарший монастырь Святой Троицы до 1946 года официально был мужским, но полностью обезлюдевшим. Тогда Тырновский митрополит Софроний возложил на брата Севастиана из Преображенского монастыря (позднее возведен в сан архимандрита, преставился на 82-м году жизни в марте 2008 года) ответственность за хозяйство в заброшенном монастыре Святой Троицы. С 1948 года монастырь официально становится женским, и поначалу монахини живут в старых приземистых хозяйственных постройках. Отец Севастиан (родился в с. Малки Преславец Тутраканской области 26 июля 1925 года) принял активное участие в восстановлении зданий нового, теперь женского, монастыря, обновил его хозяйство, создал мастерскую со станками. Позднее он был назначен эфимерием и вместе с покойной игуменьей монастыря монахиней Евдокией, которая не один десяток лет пребывала в этом сане, был столпом духовной жизни в этом Божьем уголке. Сейчас монастырь является женским, с храмовым праздником Пятидесятницы. Святая обитель принимает паломников, но не предусматривает их проживания и питания. Она объявлена памятником культуры и принадлежит Великотырновской епархии.

В 2001 году соединяющая Велико Тырново с монастырем старая дорога, основанная на средства хаджи Ангела Миновского, заасфальтирована, и сейчас Патриарший монастырь Святой Троицы доступен для посещений на автомобилях. Удобнее всего добраться до монастыря, минуя квартал «Асенов», по дороге на Г. Оряховицу, огибающей холмы Царевец и Трапезица. Непосредственно перед подъемом к селу Арбанаси сверните налево на дорогу к ж/д вокзалу «Трапезица». Другой вариант: от с. Самоводене ехать по направлению к бензозаправочной станции, и через 2–3 км будет второй вход в монастырь (пешком – около 40 минут). Адрес монастыря: 5040, с. Самоводене, ул. Еделвайс, 1. Телефон: + 359 61105 411.

Перевод с болгарского Федора Калайдова

15 сентября 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту