Православие в Бенине
Местоположение: Западная Африка; с
юга омывается Бенинским заливом, на западе граничит с
Того, на севере – с Буркина-Фасо и Нигером, на
востоке – с Нигерией.
Площадь: 112 620 км2.
Численность населения: 8 078 314 человек (по состоянию на июль 2007 г.).
Официальный язык: французский.
Краткая история страны. В XV веке на прибрежной части современного Бенина высадились первые европейцы – португальцы Ж. ди Сантарен и П. ди Эшковар. В следующем столетии побережье Бенина было превращено в крупный район работорговли, отсюда и название побережья – Невольничий берег. Свои фактории здесь открыли французские, голландские и английские купцы. В XVI–XVII веках на побережье существовало несколько государств: Аллада, Вида, Аджаче. К XVII веку относятся первые сведения о сложившемся на территории современного Бенина царстве Дагомея.
В XIX веке особый размах приобрела торговля пальмовым маслом. К концу столетия Франция установила свою власть над побережьем Бенина. Дагомея вместе с северными территориями стала французской колонией в 1894 году и десять лет спустя была включена в состав Французской Западной Африки. В 1946 году Дагомея получила статус «заморской территории» в составе Французского Сообщества. В 1958 году страна обрела местное самоуправление, а 1 августа 1960 годы была провозглашена независимая Республика Дагомея.
С 1960 по 1972 годы в стране десять раз менялось правительство, произошло пять военных переворотов. В 1972 году к власти пришло военно-революционное правительство. В 1975 году после военного переворота президентом стал майор Матьё Кереку. Он заявил о приверженности идеям социализма и намерении создать марксистско-ленинское государство. С 30 ноября 1975 года страна стала именоваться Народная Республика Бенин. В 1977 году состоялось нападение на Бенин группы наемников под руководством Боба Денара, завершившееся неудачно. Кереку оставался у власти до 1989 года. После установления демократии в стране Конституция 1990 года утвердила новое название государства – Республика Бенин. В 1996 году Матьё Кереку снова вернулся к власти, победив на президентских выборах, и правил еще десять лет – два срока, пока в 2006 году не был избран ныне действующий президент Томас Яи Бони.
Религия: язычники-вудуисты – 68 %, христиане – 17 % (римо-католики – 12 %, протестанты и другие – 5 %), мусульмане – 15 %.
Православие. Первыми, кто стал проповедовать христианство в этой западноафриканской стране, были католические миссионеры, которые появились в Дагомее в 1660 году. Они действовали здесь при поддержке Франции. В 1680 году в Виде была построена небольшая церковь, в которой служили французские и португальские священники. Позднее католиками была создана сеть начальных школ, благодаря чему Дагомея на протяжении десятилетий поставляла помощников миссионеров в другие колонии Французской Западной Африки. В 1830 году в Дагомее насчитывалось 2000 католиков, в 1900 году – уже 5000. Первый священник-африканец был рукоположен только в 1928 году. Католики играют важную роль в жизни бенинского общества: в католических школах обучается половина всех учащихся. В стране насчитывается около 400 католических храмов.
Протестантские миссионеры из Методистской Церкви прибыли на территорию современного Бенина только в 1843 году. Другие протестанты начали здесь работу еще позже. Нужно признать, что в целом усилия католиков и протестантов за более чем 300 лет принесли не слишком большие результаты.
До сего дня более половины населения страны – язычники, приверженцы культа вуду с сильными синкретическими тенденциями. В 1996 году вуду объявлено государственной религией Бенина. Христиане живут главным образом на юге, мусульмане – в основном на севере страны.
Православная Церковь в Бенин пришла недавно и при поистине необычных обстоятельствах. Вообще нужно сказать, что распространение Православия в Африке в ХХ веке часто сопровождалось чудесами, но пример Бенина даже на этом фоне выглядит исключительным.
В 1969 году у одного бенинца, Оптата Беханзина, младшего офицера жандармерии, тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин немедленно повез сына в больницу города Котону, чтобы показать врачам, но доктора оказались бессильны помочь Эрику. Тогда пораженный горем отец обратился к Церкви, стал посещать храмовые богослужения в надежде, что Бог исцелит его сына. Но обращения к местной Церкви ничего не дало ему, кроме разочарования. Тогда Оптат у себя дома собрал группу, состоявшую из его родственников и соседей, уговорив их вместе молиться об исцелении Эрика. И после этого мальчик действительно исцелился; это укрепило маленькую общину в вере и дало сил продолжать молитвенные собрания. Впоследствии и дальше происходили чудесные исцеления по их молитвам к Богу.
В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельная церковь, и верующие приняли на себя многодневный пост, дабы узнать волю Божию. После этого Эрик Беханзин, которому тогда было уже одиннадцать лет, получил откровение от Бога, Который на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило членов общины, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они не знали даже слова «православный». Им пришлось обратиться к словарю, чтобы узнать его значение. Они назвали свою общину «православной церковью Бенина», в которой избрали Оптата епископом, и только 12 лет спустя смогли познакомиться с представителями настоящей Православной Церкви.
В 1987 году в Бенине проходил очередной Конгресс Всемирного Совета Церквей, на котором присутствовали и православные участники, в том числе Александрийский Патриарх Парфений III. Здесь Беханзин наконец встретился с православными, началось общение, которое через десять лет привело к тому, что основанная Беханзином «православная церковь Бенина» полностью вошла в каноническую Православную Церковь Александрийского Патриархата, в его Нигерийскую епархию. В этом во многом была заслуга епископа Нигерийского Александра и Оптата Беханзина, стремившегося к тому, чтобы как можно лучше узнать вероучение, богослужебную и аскетическую практику Православной Церкви и привести к ней свою общину, которая за эти годы сильно выросла и открыла приходы во всех крупных городах страны.
Два года спустя, в 1999 году, Оптат принял имя Марка и был рукоположен сначала в сан диакона, а затем и священника, а также из его общины были рукоположены еще четыре священника и два диакона. Сразу после этого православная община Бенина начала строительство пяти храмов: в городах Порто-Ново, Котону, Секу и Абомей, а также строительство православного монастыря.
Известно, что в Православной Церкви принято с большой осторожностью относиться к оценке тех или иных видений и откровений, и эта осторожность оправдана многовековым духовным опытом. Но, конечно, такую осторожность нельзя приравнять к скептицизму и полному отрицанию чудес, которые Господь совершает по всему миру. Спаситель указал нам универсальный критерий: по плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). В данном случае, как видим, плод поистине благой: эти видения привели ищущих Бога бенинцев в истинную Церковь. Особого внимания заслуживает тот факт, что в откровении Господь засвидетельствовал, что Его Церковь – это Церковь Православная!
В истории русской православной миссии известен похожий случай, о котором, пожалуй, не лишне будет вспомнить, несколько отвлекаясь от нашей темы. Этот случай известен по свидетельству святителя Иннокентия, проповедовавшего на Алеутских островах. Вот что рассказывал святитель.
«Проживши на острове Уналашке почти четыре года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стоят на берегу наряженными, как бы в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны.
Я спросил их: Почему они такие наряженные?
Они отвечали: Потому что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас: то мы на радостях и вышли на берег, чтобы встретить тебя.
– Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы меня узнали?
– Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: “Ждите, к вам сегодня приедет священник: он уже выехал и будет учить вас молиться Богу”. И описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя…
Это обстоятельство хотя чрезвычайно меня и удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочего. Явился ко мне и этот старик-шаман и изъявил желание говеть и ходил очень аккуратно, и я все-таки не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом, и сделать ему по этому поводу некоторое наставление. Приобщивши его святых таин, я отпустил его…
И что же? К моему удивлению, он после причастия отправился к своему тоену и выказал ему свое неудовольствие на меня за то, что я не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман. Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения; и когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу со следующими словами: “Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему”.
Я стал подробно расспрашивать о его неудовольствии ко мне, о его жизни, и на вопрос мой, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда я спросил его объяснения, почему он знает меня, что даже описал своим собратьям мою наружность, и откуда узнал, что я в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей.
– Кто же эти двое твоих товарищей? – спросил я его.
– Белые люди, – ответил старик. – Они, кроме того, сказали мне, что ты в недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к великому человеку и будешь говорить с ним.
– Где же эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди и какой они наружности? – спросил я его.
– Они живут недалеко здесь в горах и приходят ко мне каждый день, – и старик представил их мне так, как изображают святого архангела Гавриила, то есть в белых одеждах и перепоясанных розовой лентой через плечо.
– Когда же явились к тебе эти белые люди в первый раз?
– Они явились вскоре, как окрестил нас иеромонах Макарий.
После сего разговора я спросил Смиренникова: А могу ли я их видеть?
– Я спрошу их, – ответил старик и ушел от меня. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедования слова Божия и по возвращении своем, увидав Смиренникова, спросил его: Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять меня?
– Спрашивал, – отвечал старик. – Они хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом они сказали: “Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?”».
Господь, который творил такие чудеса на Алеутских островах, наставляя местных жителей в Православии, конечно же, силен был сделать то же самое и в Бенине 200 лет спустя. Видимо, там, где не хватает людей-миссионеров, миссионерствовать начинает Сам Бог и святые Его.
Плод такой миссии поистине удивителен.
По наблюдениям отца Мартина Рици, который посещал Бенин в 2001 году, «хотя условия жизни здесь суровы и церкви могут быть только маленькими и простыми строениями… люди украшены обильным сокровищем веры и любви к Богу… Церковь и вера являются не только делом воскресного утра, они – центр жизни общины. Исследования Библии, молитвенные группы, хоровая практика, катехизис, молодежные и женские собрания, а также распределение помощи бедным составляют дела общины в течение недели, и кульминацией становится участие в воскресной литургии. После утреннего богослужения наступает время хвалы и благодарения Богу в песнях и танцах»[1].
Основатель Православной Церкви в Бенине протопресвитер Марк Беханзин отошел ко Господу 17 января 2003 года и был похоронен в Абомее. Его сын Эрик по сей день является регентом хора в церкви святой Екатерины города Порто-Ново.
Сейчас в стране действует пять православных приходов и один женский монастырь. Благочинным православных приходов Бенина является священник Тимофей Деведи. В 2004 году православная община насчитывала 2000 человек, сейчас их, вероятно, больше. В богослужении помимо французского языка используется также язык фон.
В настоящее время православные приходы работают над тем, чтобы завершить строительство своих церквей, в особенности в Порто-Ново и в северных городах Секу и Абомей. Пока что у многих приходов есть только стены будущих церквей без крыши, прикрытые сверху лишь пальмовыми листьями. В этих стенах и молятся. В период сильных дождей в Порто-Ново становится трудно служить, так как вода наполняет здание церкви.
Уровень жизни в стране низкий, что вынуждает уделять значительную часть сил и средств делам милосердия, поэтому строительство идет медленнее, чем могло бы. У православных бенинцев сложился обычай: после литургии верующие с песнями под стук там-тама обходят церковь и возле амвона, перед алтарем, складывают в специальную корзину свои пожертвования.
Православные продолжают вести миссию в стране. В 2007 году отец Тимофей, который служит в университетском пригороде г. Котону, начал подготовку к созданию православного радио. На земле, купленной благодаря пожертвованию одного из православных христиан, священник планирует открыть школу. В Бенине любая инициатива, направленная на образование или здравоохранение, очень востребована. Постепенно идет работа по переводу церковных песнопений на язык фон, поскольку французский не все жители страны хорошо понимают[2]. Этнический состав страны очень пестрый, здесь насчитывается более шестидесяти народностей. Но народ фон, или дагомеи, составляют большинство – около 59 % всех жителей.
Для иллюстрации современной жизни православных в этом уголке Африки приведем слова из интервью отца Тимофея Деведи: «В Бенине у Православной Церкви двойное призвание: свидетельствовать о Православии другим христианским объединениям и проповедовать Евангелие тем, с кем еще никогда не говорили о Христе… Сам я обратился в Православие после того, как однажды стал свидетелем Божественной литургии в воскресный день. Это меня сильно взволновало, и я не мог остаться к этому равнодушным…
Для обращенных, которыми мы являемся, первым открытием становится явная параллель и сходство православных обрядов и наших традиционных обычаев и общинного уклада жизни. Пересечений очень много, и это наполняет радостью новообращенных.
Входя в Церковь, человек меняет жизнь. Речь не идет о том, чтобы православные оказались отрезанными от их естественной среды, но в то же время они после обращения уже не могут принимать участие в семейных языческих церемониях. Они должны переосмыслить свою культуру в свете Евангелия… Православие может произвести подлинное преображение африканской культуры.
Подавляющее большинство бенинцев никогда не слышали имени Христа. Какая радость и благословение проповедовать им Евангелие, исполняя повеление Христа о проповеди всем народам. Господь Иисус Христос нам дает сегодня делать то, что делали первые христиане. Какое прекрасное назначение!»[3]
Кроме коренных бенинцев, обратившихся в Православие, в стране также проживает небольшое число российских граждан, работающих в российских представительствах. Верующие люди из них обращались с просьбами о духовном окормлении к Русской Православной Церкви, и это принесло результат.
|
||
После литургии |
В октябре 2007 года во время встречи Патриарха Александрийского Феодора II и Московского Патриарха Алексия II была достигнута договоренность об устроении возможности богослужения на церковно-славянском языке в Бенине, так что можно надеяться, что вскоре для проживающих в этой западноафриканской стране русских людей начнутся богослужения на понятном им языке.
Его Святейшество Феодор II с большой радостью воспринял идею, что русские священники будут приезжать в Бенин для богослужения. Вполне вероятно, что общение с ними сможет быть полезным не только для российских граждан, но и для коренных бенинцев, исповедующих Православие.
Ниже приводим информацию о православном монастыре и приходах Бенина.
|
||
Мать Мария-Агния, отец Феофил и Эрик |
Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы
Находится совсем недалеко от церкви святой Екатерины в столице страны г. Порто-Ново. Он был построен на иждивение матушки Марии-Агнии, которая продала свой дом ради того, чтобы здесь построить церковь. Это на данный момент единственный полностью построенный православный храм в стране. 85-летняя матушка пока является единственной насельницей монастыря.
г. Порто-Ново (Porto Novo)
Церковь во имя святой Екатерины Александрийской
Настоятель: священник Венедикт.
Богослужебные языки: французский и фон; хор поет на славянские распевы.
г. Котону (Cotonou)
Храм во имя святителя Иоанна Златоуста
Настоятель: священник Христофор.
Приход в честь Святого Креста и Святой Троицы
Адрес: расположен в университетском пригороде Калави (Kalavi).
Настоятель: священник Тимофей Деведи.
Богослужебный язык: французский; хор поет на византийские распевы.
г. Секу (Sekou)
Приход во имя великомученика Георгия
Настоятель: священник Александр.
г. Абомей (Abomey)
Приход во имя преподобного Моисея Мурина
Настоятель: священник Феофил.
[1] Fr. Martin Ritsi. Praise God with Shouts of Joy, All People! // OCMC Newsletter. 2001. Vol. 17. № 2.
[2] Сведения взяты из статей: Dn. Timothy Dewedi. The Orthodox Church in Benin // OCMC Newsletter. 2000. Vol. 16. № 2 и Lossky Sophie. Voyage au Benin // Feuilletts Saint-Jean. 2008. № 26. Janvier. P. 6.
[3] Цит. с сокращениями по: L'Orthodoxie au Benin: Interview du Pere Timothee Dewedi // Le Chameau et le Chas. 2004. № 7. Janvier. P. 2–4.