иеромонах Никифор Милович |
Иеромонах Никифор (Милович) родился в 1976 году в г. Нови Пазар в Сербии. В 2000 году окончил юридический факультет Белградского университета. В 2002 году после окончания школы резервных офицеров при Военно-технической академии в Белграде получил офицерское звание. На Лазареву субботу 2004 года принял монашеский постриг в монастыре великомученика Георгия в Беране (Черногория). На праздник Успения Пресвятой Богородицы в 2005 году рукоположен в сан иеромонаха в монастыре Пива епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием. В октябре 2005 года назначен настоятелем монастыря Пива. Преподает на богословском факультете святителя Василия Острожского в Фоче (Босния и Герцеговина).
– Отец Никифор, расскажите, пожалуйста, об истории Пивской обители.
– Когда речь заходит о Пивском монастыре, трудно подобрать слова, чтобы выразить то, что представляет собой эта древняя святыня и какое значение она имеет. Монастырь сам свидетельствует о себе своей богатой историей, монументальной архитектурой, древними иконами и фресками старых мастеров, богатой ризницей. Нельзя обойти молчанием и культурно-просветительскую и освободительную миссию, которую осуществлял монастырь во время многовекового рабства под турками. Первоначально задуманный как новый центр восстановленной Сербской Патриархии в XVI веке, он сохранился и остался духовным светильником на широких просторах Старой Герцеговины.
Об основании Пивского монастыря говорит пространная надпись над главным входом в наосе церкви, из которой мы узнаем, что сегодняшний храм, посвященный Успению Богородицы, основал Герцеговинский митрополит, а впоследствии Сербский патриарх Савватий (Соколович; 1585–1586). Монастырь воздвигнут на месте, где раньше уже существовала церковь Успения Богородицы. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся следы ее, и исторические записи.
Пивский монастырь был построен довольно быстро, потому что в 1557 году патриарх Макарий (Соколович; 1557–1571) восстановил Печскую Патриархию с помощью своего родственника великого визиря Мехмед-паши Соколовича.
Только при благоприятных условиях в правление этого визиря, происходившего из христиан, и в практически свободной Пивской области стало возможным в период всеобщего порабощения Балкан воздвигнуть при участии ктиторов и братств монументальную церковь в монастыре Пива.
Патриарх Савватий, племянник патриарха Макария, намеревался даже по соображениям безопасности перенести центр Печской Патриархии из Печи в более укрытую Пиву. Поэтому он так всеусердно готовил свою задужбину, но осуществление этой идеи остановила его кончина.
Около южных врат монастыря Пива есть плохо сохранившаяся ктиторская композиция, на которой Савватий (Соколович) изображен как ктитор, держащий в руке пивскую церковь и преподносящий ее Пресвятой Богородице. Надпись практически полностью стерта, но можно понять, что Савватий обращается к Богородице с мольбой принять это приношение. Особенно интересна фигура турецкого вельможи, с бородой овальной формы и в тюрбане, расположенная с другой стороны врат. Предполагается, что это изображение великого визиря Мехмед-паши Соколовича.
Большое значение имело обновление монастыря между 1790 и 1793 годами, проведенное под руководством архимандрита Арсения (Гаговича). Из этого «общенародного Успенского монастыря» он развернул активную просветительскую и политическую миссию. Он трижды ездил в Россию: в 1786 году из Хиландара, 1803 и 1813 году из Пивы, а также два раза в Иерусалим, Константинополь, Румынию, Сремские Карловцы, Дубровник и Вену. Часто бывал в Сербии. Архимандрит Арсений был активным деятелем освободительной борьбы, принимал участие в подготовке первого сербского восстания в 1804 году, организовывал и направлял освободительное движение и борьбу герцеговинских племен против турок, сотрудничал с вождем восстания Карагеоргием, митрополитом Черногорским Петром I (Петровичем-Негошем), поддерживал связь с российским Синодом, митрополитом Карловацким Стефаном (Стратимировичем), а также вступал в разнообразные дипломатические контакты с русским и французским консулами, военными и т.д.
Во всех этих трудах архимандрит Арсений предстает как человек недюжинного ума, проводник мудрой прогрессивной политики, носитель патриотического сознания, как человек кипучей энергии и твердых моральных устоев. И не удивительно, что Пивский монастырь при архимандрите Арсении на рубеже XVIII–XIX столетий переживал расцвет не только как духовный, но и как политический и освободительный центр.
О личности архимандрита Арсения (Гаговича) можно говорить долго. Сохранилось и большое количество исторических документов, имеющих отношение к архимандриту Арсению, которые все еще не изучены полностью. Большая часть этих документов сейчас хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, а часть архива сохранилась в нашем монастыре и монастыре Хиландар на Святой Горе.
До сих пор в Пивском монастыре хранится императорская грамота Александра I, выданная в Санкт-Петербурге в 1816 году, утверждающая ежегодную помощь российского государства Пивскому монастырю, которая продолжалась вплоть до 1917 года. Монахи с особой заботой хранят и поминают этого великого благотворителя в тихих молитвенных воздыханиях, обращенных ко Пресвятой Богородице и Господу Христу.
В новое время, а точнее – во второй половине XX века, монастырь пережил чудесное и единственное в своем роде переселение со своего первоначального местопребывания – у истока реки Пивы – на новое место в связи со строительством плотины и искусственного озера.
В течение тринадцати лет, пока шли уникальные работы по переносу монастыря на новое место, с монастырских стен церкви Успения Пресвятой Богородицы было снято, перенесено и вновь возложено на стены 1260 м2 фресковой живописи XVI и XVII веков.
Сейчас монастырь Пива – это обитель мужского общежительного типа, где совершается полный дневной круг богослужений. Все это, как и живая связь монастыря Пива с монастырем Хиландар на Святой горе, поддерживаемая в течение более 400 лет, подтверждает, по словам архиепископа Цетинского, митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), что здесь, в Пиве, присутствует духовность святогорского типа, которая и сегодня являет себя как духовный светильник.
– Фрески Пивского монастыря, действительно, уникальны. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
– Фрески монастыря Пива являются крупнейшим и одним из самых значительных ансамблей стенной росписи, который появился после восстановления Печской Патриархии в XVI веке. Они делятся на две группы: роспись в наосе и роспись в притворе церкви.
Святая Гора и монастырь Хиландар, с которыми все сербские монастыри и в тяжелых условиях турецкого владычества поддерживали связь, были источниками духовных знаний. Оттуда приходили и известия о художественном мастерстве, и новые темы иконографического содержания, в которые под влиянием Крита вводились определенные новшества.
Группа мастеров, в 1604–1605 годах расписавшая фресками главный храм монастыря Пива, сделала роспись исключительно богатого содержания, вдохновленного во многом критским искусством того времени. Судя по смешению сербских и греческих текстов на свитках пророков, представленных в верхних частях храма, можно предположить, что в этой группе мастеров были и сербские, и греческие мастера.
Игумен Симеон, заботившийся о росписи церкви монастыря Пива, ездил на Святую Гору до того, как церковь была расписана, и позднее, во время своего игуменства в Пиве. Поддерживал связи с Афоном, посылая туда монахов для переписывания книг для монастыря. Естественно, что этот деятельный и ученый монах, при котором работала в Пиве мастерская по переписыванию книг, был хорошо знаком с сюжетами фресок святогорских монастырей и значительную часть сюжетов сумел перенести и в Пиву.
Богатству тем росписей, которыми украшены стены наоса, способствовали и сами размеры внутреннего пространства. В конхе апсиды находится огромная фреска Богородица Платитера, под ней – небесная литургия, причащение апостолов, величественная процессия архиереев, предводимых святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В наосе, помимо привычных евангельских сцен великих праздников и цикла страданий Христовых, иллюстрированных весьма обширно, изображены и сцены исцелений и других чудес Спасителя. Также изображены и события из жизни Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи и других святых, а помимо них – редкие иллюстрации гимна «О тебе радуется» и композиция «Иерусалим», изображающая Богородицу как первую паломницу, обходящую святые места после Христова Вознесения – Иерусалим, Вифлеем и Назарет, как бы объясняя будущим паломникам, что нужно посетить на Святой Земле. Эта композиция, появившаяся в Пиве довольно рано под палестинским влиянием, была очень популярна в Иерусалиме в XVIII веке, когда она, иконографически обогащенная, часто рисовалась на полотняной иконе, которую паломники привозили из Иерусалима.
Фрески в притворе имеют особое значение в том числе и как работы известных сербских мастеров: попа Страхини из Будимля и художника, прозванного кир Косма. Согласно надписи над одним из окон северной стены, роспись притвора началась также при игумене Симеоне в 1604 году.
Особое место среди фресок притвора занимает акафист Пресвятой Богородице в 24 сценах, на которых написаны и стихи акафиста. Особенно важно то, что стихи написаны в сербско-славянской редакции. Страхиня расписал две верхние зоны, куда входят часть акафиста (от 1-го икоса до 8-го кондака), большая часть Вселенских Соборов (от III до VII), несколько сцен из Деяний апостольских, иллюстрация Притчи о милостивом самарянине и некоторые из медальонов со святыми.
Кир Косма (в некоторых источниках известен и как Йован), продолживший начатое своим предшественником, по сути закончил роспись тех же сюжетов. Помимо этого он написал и изображения сербских святых: святого Симеона Мироточивого, святителя Саввы и святого Стефана Дечанского. Особенно выделяется композиция, на которой святой Савва снимает знаки своего княжеского достоинства и преподносит Евангелие Богородице.
Творчество кир Космы получило наивысшую оценку. В свои иконы и фрески он сумел вдохнуть жизнь и красоту и палитрой нежных светлых красок ознаменовать последний всплеск сербского и византийского искусства XVI–XVII веков.
– Отец Никифор, расскажите немного о сегодняшнем дне обители. Мы знаем, что ежегодно на Успение Пресвятой Богородицы в Пиве бывает большой праздник.
– По благословению епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия летом 2004 года мы, двое монахов, перешли из монастыря святого Георгия (Джурджеви Ступови) в Беранах в Пиву и заменили прежнее монашеское братство. С того момента регулярные богослужения стали главным в жизни пивских монахов, влияние монастыря расширилось, а также постепенно были обновлены и оборудованы монастырские здания.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы – самый торжественный день в обители. В этот день в монастыре собирается большое число священства и монашества, а в монастырский храм стекается более тысячи паломников из Пивы, Никшича, Гацко, Сараево, Фочи и других городов. После Божественной литургии, которую совершает архиерей, всегда проводится «Духовная академия» с богатой культурной программой, в которой, помимо епископа Иоанникия, принимают участие знаменитые сербские писатели, поэты и народные гусляры. Народное гуляние продолжается до позднего вечера.
Монахи обители, помимо, конечно же, богослужений и молитв, много времени посвящают исполнению послушаний. Это и приготовление пищи, и работы в саду, и производство ракии. Одним из важных послушаний является прием многочисленных гостей и паломников, посещающих монастырь. Особенно много паломников в летние месяцы. Их многочисленности способствует и близость великой святыни монастыря Острог, где почивают целебные и чудотворные мощи святителя Василия Острожского. Паломники из Боснии и Герцеговины, а также из западных и северных районов Сербии, отправляясь на поклонение к святителю Василию, Острожскому чудотворцу, заезжают, чтобы духовно укрепиться, к нам, в древний Пивский монастырь.
– А часто ли посещают ваш монастырь паломники из России?
– Из года в год наша обитель вызывает все больший интерес у гостей из России и других европейских стран, которых помимо самого монастыря очаровывает и красота нетронутой природы Пивского края. Вблизи монастыря находится второй в мире по величине каньон – каньон реки Тары, а также национальный парк Дурмитор, включенный в список мирового природного достояния ЮНЕСКО.
Гостям из России с особым удовольствием мы показываем
оригинальную русскую грамоту и ценные подарки русский
царей нашему монастырю, подчеркивая вековые братство и
любовь, объединяющие два наших православных народа.