9 января 2008 года Священный Синод Константинопольского Патриархата заново определил границы учрежденной в 1996 году митрополии Гонконга, включив в ее пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии. Тем самым было заявлено о создании новой епархиальной структуры на территории Китайской Автономной Православной Церкви. 15 апреля на состоявшемся в Москве заседании Священного Синода по данному вопросу было принято специальное заявление (см. журнал №20), полный текст которого публикуется ниже.
Священный Синод с глубоким сожалением отмечает, что решение Священного Синода Константинопольского Патриархата от 9 января 2008 года о реорганизации Гонконгской митрополии Константинопольской Православной Церкви с включением в ее состав территории Китайской Народной Республики является посягательством на права Китайской Автономной Православной Церкви. Данное решение принято в одностороннем порядке, без ведома православных верующих, проживающих в Китае.
Пастырская деятельность Русской Православной Церкви в Китае началась в XVII столетии, когда в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. В 1713 году учреждена Российская Духовная Миссия в Китае. Трудами русских миссионеров Православие вошло в китайскую среду. Лояльное отношение православных верующих к китайским властям и обычаям обусловило продолжительное мирное существование верующих в китайской среде.
В 1902 году на основании определения Святейшего Правительствующего Синода начальник XVIII Российской Духовной Миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского.
Созидание Китайской Православной Церкви, утвержденной кровью 222 китайских мучеников, пострадавших за веру Христову в 1900 году и причисленных к лику святых постановлением Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902 года, продолжилось учреждением в 1922 году Пекинской епархии, включавшей Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее ― Ханькоусское) викариатства, и Харбинской епархии, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии было дополнительно учреждено Синьцзянское викариатство.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 1945 года в пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ, возглавляемый митрополитом Харбинским и Восточно-Азиатским. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 11 июня 1946 года на основании постановления Священного Синода митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. В 1954 году Священный Синод передал в состав экзархата храмы, ранее находившиеся в ведении Российской Духовной Миссии в Китае.
23 ноября 1956 года решением Священного Синода все православные храмы в Китае были переданы в каноническое ведение Китайской Православной Церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее Предстоятеля Патриархом Московским и всея Руси. Осуществлением данного решения стала состоявшаяся 30 мая 1957 года в Москве архиерейская хиротония Предстоятеля Китайской Автономной Православной Церкви епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана).
Однако после смерти епископа Пекинского Василия (+1962), а затем и епископа Шанхайского Симеона (+1965) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период «культурной революции», сделали невозможной полноценную церковную жизнь.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 17 февраля 1997 года констатировал, что, поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое попечение о ее пастве осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви Патриархом Московским и всея Руси. Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае.
В настоящее время в Китае насчитываются тысячи православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. После периода запустения начинает возрождаться церковная жизнь, восстанавливаются православные храмы, в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви проходят обучение студенты из Китая.
Русская Православная Церковь на протяжении многих лет последовательно ведет диалог с государственными и религиозными кругами Китайской Народной Республики по вопросу о нормализации положения православных верующих в Китае.
Ради блага и мира церковного богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждыя Церкви (VI Вселенского Собора правило 39). Вопреки этому правилу, а также правилам Святых Апостол 35-му, I Вселенского Собора 6-му, II Вселенского Собора 2-му и иным священным канонам Церкви, вопреки приведенным выше свидетельствам истории Священный Синод Константинопольской Церкви решил созидать на чужом основании (Рим. 15:20), объявив континентальный Китай территорией своей Гонконгской митрополии.
Многовековые духовные связи Русской Православной Церкви с Китаем, где ее трудами были построены десятки православных храмов, переведены на китайский язык священные и богослужебные книги, воспитаны в православном благочестии верные даже до смерти свидетели Господа нашего Иисуса Христа, обязывают ныне Священный Синод выступить в защиту прав богоспасаемой паствы Китайской Православной Церкви, ослабленной понесенными ею тяжелыми испытаниями, и заявить о несправедливости и канонической неправомерности решения Константинопольского Престола, наносящего урон миру и благостоянию святых Божиих Церквей.