Епископ Феофан (1882-1965), - человек, стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа в ХХ веке.
епископ Феофан (Ноли), 1950-е годы. |
Покинув труппу в Александрии, с марта 1903 до марта 1905, он работал преподавателем греческого языка, а также певчим сначала в Шибин-эль-Ком, а с марта 1905 до апреля 1906 в Эль-Файюм, где осела небольшая албанская колония. Здесь он написал несколько статей на греческом языке и перевел послание Сами Фрашери «Албания — какой она была, какой она стала, какой она будет» на греческий. В Египте Ноли обрёл наставника - монаха Нила, и под влиянием общения с ним обретает желание стать православным священником. Кроме того, он познакомился с национальными лидерами албанской общины Спиро Дайн (1846 - 1922), Йани Врухо (1863-1931) и Афанасом Ташко (1863-1915), которые побудили его эмигрировать в Америку, где он смог бы найти лучшее применение его талантам. И Ноли согласился.
В апреле 1906 года на пароходе с билетом второго класса, который оплатил Спиро Дайн, Фан Ноли отправился через Неаполь в Новый Свет и 10 мая прибыл в Нью-Йорк. Проведя три месяца в Буффало, где он работал на лесопилке, Ноли переехал в Бостон. Там издатель Сотир Пеци (1873-1932) дал ему работу с минимальной зарплатой в качестве заместителя редактора бостонской газеты «Kombi», где он работал до мая 1907 года и в которой опубликовал статьи и передовицы под псевдонимом Али-Баба Китеза. Это были финансово и психологически трудные месяцы для Ноли, он совершенно не чувствовал себя в Америке как дома и всерьез рассматривал вариант эмиграции в Бухарест, но вера и поддержка в Церкви помогла ему пережить этот период, - он становится певчим в албанской общине в Бостоне и алтарником в своем храме.
В то время все православные в Северной Америке находились в юрисдикции Русской Православной Церкви, греческие священники которой служили и для православных албанцев, которые не имели священников из своего народа. Между православными албанцами и греческим духовенством существовало напряжение, которое достигло кульминации в 1907 году, когда греческий православный священник отказался служить на похоронах албанца в городе Гудзоне, штат Массачусетс, на том основании, что, якобы умерший был автоматически отлучен от Церкви, поскольку был националистом. Ноли созвал заседание православных албанцев из всей Новой Англии, на котором делегаты решили ходатайствовать перед священноначалием о создании албаноязычного прихода и о рукоположении для него первого священника.
9 февраля 1908 года в возрасте двадцати шести лет, Феофан Ноли становится диаконом в Бруклине, а 8 марта 1908, архиепископ Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский) рукоположил его в сан иерея. Отец Феофан перевел с греческого на албанский язык Божественную литургию святого Иоанна Златоуста и впервые отслужил эту литургию в своем приходе в Бостоне уже через две недели после своей хиротонии - 22 марта 1908 года. Православные албанцы рассматривают это событие как первый шаг на пути к устроению Албанской Православной Церкви.
Отец Феофан наряду с церковным служением вёл активную общественную деятельность среди албанцев Америки. С февраля 1909 по июль 1911 он редактировал газету Dielli («Солнце»), рупор албанской общины в Бостоне. 10 августа 1911 г. он отправился в четырехмесячное путешествие поо Европе, где проводил богослужения на албанском языке для поселений в Кишиневе, Одессе, Бухаресте и Софии. Вместе с Фаик бек Коница, прибывшем в Соединенные Штаты в 1909 году, он основал 28 апреля 1912 года пан-албанскую федерацию Америки «Ватра», которой вскоре суждено было стать самой влиятельной и значительной албанской организацией в Америке. Феофан Ноли становится признанным лидером албанской православной общины, а также авторитетным писателем и журналистом национального движения. В ноябре 1912 года Албания была провозглашена независимым государством, и тридцатилетний Ноли, имея диплом бакалавра Гарвардского университета, поспешил обратно в Европу. В марте 1913 года наряду с другими мероприятиями, он присутствовал на Албанском Конгрессе в Триесте, который был организован его другом и соперником Фаиком бек Коница.
В июле 1913 священник Феофан Ноли впервые посетил Албанию, и там 10 марта 1914 года провел первое православное богослужение на албанском языке, на котором присутствовал князь Вильгельм Вид, прибывший в Дуррес всего за три дня до того на борту австро-венгерского судна.
В мае 1915 года отец Феофан вернулся в Соединенные Штаты. С 21 декабря 1915 года по 6 июля 1916 года он снова был главным редактором Бостонской Dielli («Солнце»), ставшей к тому времени ежедневной газетой. В июле 1917 года он снова стал президентом федерации "Ватра", которая в связи с хаотической ситуацией и политическим вакуумом в Албании, стала рассматривать себя в качестве своего рода албанского правительства в изгнании. В сентябре 1918 года Ноли основал англоязычный ежемесячный журнал «Адриатик Ревью», который финансировался за счет федерации, чтобы распространять информацию об Албании. Ноли был редактором журнала в течение первых шести месяцев, затем его сменил в 1919 году Константин Чекрези (1892-1959).
На средства, собранные «Ватрой» под руководством Ноли, албано-американские делегаты были посланы в Париж, Лондон и Вашингтон, чтобы содействовать международному признанию албанской независимости.
Столь же активной его деятельность была и на церковном поприще. Усердным пастырским трудом иерей Феофан организовал несколько новых албанских приходов, составивших Албанскую православную миссию, администратором которой он был назначен в 1918 году епископом Канадским Александром (Немоловским). В этом же году иерей Феофан принял монашество и владыкой Александром был возведен в сан архимандрита. В феврале 1919 года на Втором Всеамериканском церковном Соборе в Кливленде была создана албанская православная епархия в рамках Североамериканской митрополии Русской Православной Церкви, в которую вошли приходы штатов Новой Англии, Среднеатлантических и Великих озер. Архимандрит Феофан Ноли был избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Святейшего Патриарха Тихона получить не удалось из-за невозможности установления с ним связи в тяжелые послереволюционные годы.
В следующем году, учитывая авторитет архимандрита Феофана (Ноли), как политического и религиозного лидера албанской общины, его поставили во главе албанской делегации в женевскую Лигу Наций, где он добился успеха и Албания была принята в Лигу 17 декабря 1920 года. Впоследствии сам он считал прием Албании в Лигу Наций своим наибольшим достижением в сфере политики. Членство в этой организации дало Албании впервые признание во всем мире. В комментарии от 23 июля 1924 года, «Манчестер Гардиан» описал архимандрита Феофана как "человека, который был бы замечательным в любой стране. Опытный дипломат, эксперт по международной политике, искусный участник прений, с самого начала он оставил глубокое впечатление в Женеве. Он мастерски побил своих Балканских оппонентов, и всегда делал это с широкой улыбкой. Он является человеком широкой культуры, который прочитал все, что достойно прочтения на английском и французском языках."
Успех Ноли в Лиге Наций утвердил его в качестве ведущей фигуры в албанской политической жизни. Из Женевы он вернулся в Албанию и с 1921 по 1922 год представлял там федерацию «Ватра» в албанском парламенте. В 1922 году он был назначен министром иностранных дел в правительстве Джафер Бей Юпи (1880-1940), но ушел в отставку через несколько месяцев.
В сентябре 1922 года архимандрит Феофан (Ноли) представлял американскую албанскую епархию на Великом Албанском Церковно-народном Соборе в Берате (Албания). По решению Временного верховного церковного совета Албанской Православной Церкви епископ Бератский Христофор (Киси) и епископ Мелитопольский Иерофей 21 ноября 1923 года в кафедральном соборе во имя вмч. Георгия в Корче хиротонисали Феофана Ноли во епископа Корчинского. В это время была неканонически объявлена автокефалия Албанской Православной Церкви, которую не признавал Константинопольский патриархат, в состав которого входили прежде епархии Албании, и Албанская Церковь на несколько лет оказалась в расколе, лишившись общения с Поместными Церквами.
Епископ Феофан стал фактическим главой Православной Церкви в Албании, а также и лидером либеральной партии, главной оппозицией консервативным силам Ахмета Зогу (1895-1961), которого поддерживали в основном феодальные землевладельцы. 23 февраля 1924 г. в парламенте была предпринята попытка покушения на жизнь Ахмета Зогу, а два месяца спустя, 22 апреля 1924, националистический деятель и депутат Авни Рустеми (1895-1924) был убит, предположительно зогистскими силами. На похоронах Рустеми владыка сказал пламенную речь, которая спровоцировла у либеральной оппозиции такую ярость, что Зогу был вынужден бежать в Югославию во время так называемой Июньской революции.
17 июля 1924 года, епископ Феофан (Ноли) был официально объявлен премьер-министром и вскоре после этого правителем Албании. В течение шести месяцев он возглавлял демократическое правительство, которое отчаянно пыталось справиться с катастрофическими экономическими и политическими проблемами, стоявшими перед молодым албанским государством. Его программа «Двадцать пунктов» по модернизации Албании, включая аграрную реформу, оказалась, однако, слишком поспешной и слишком идеалистической для страны. В письме к английскому другу, он впоследствии отмечал причины своего неуспеха: "Настаивая на аграрных реформах я вызвал гнев земельной аристократии; но не проводя их я потерял поддержку крестьян."
После того как его правительство было свергнуто зогистскими силами в канун Рождества 1924 (причём сделано это было с опорой на русских белогвардейцев, которых Ахмет Зогу призвал из Югославии), епископ Феофан покинул Албанию (на родине он был заочно приговорён к смерти). Несколько месяцев он провел в Италии по приглашению Бенито Муссолини (1883-1945). Но когда дуче, наконец, достиг соглашения с Зогу по поводу нефтяных концессий в Албании, Ноли и его последователям дали понять, что их присутствие в Италии уже нежелательно. Ноли затем провел несколько лет в Северной Европе, в основном в Германии и Австрии. В ноябре 1927 года он посетил Россию в качестве балканского делегата конгресса "Друзья Советского Союза" по случаю десятой годовщины Октябрьской революции, а в 1930 году, получив шестимесячную визу, он вернулся в Соединенные Штаты.
Вернувшись в Бостон, Ноли основал еженедельник Republika (Республика), одно только название которой было открытым вызовом Ахмету Зогу, который 1 сентября 1928 года объявил себя албанским королем Зогом I. Через шесть месяцев Ноли был вынужден вернуться в Европу, когда срок его визы истек и его газета «Республика» перешла к Анастасу Ташко, пока она не закрылась в 1932 году. С помощью своих последователей, он смог вернуться из Германии в Соединенные Штаты и ему был предоставлен статус постоянного резидента.
Вернувшись в США в 1932 году, епископ Феофан отошел от политической жизни и вступил в управление Албанской православной архиепископией в юрисдикции Албанской Православной Церкви. В декабре 1933 г. Ноли серьезно заболел и был не в состоянии платить за лечение, в котором он так отчаянно нуждался, пока он не получил в дар 3000 золотых франков из Албании, - от своего заклятого врага Ахмета Зогу. Этот жест, как и предполагалось, привел к примирению между Ноли и Зогу.
12 апреля 1937 года, после многолетних переговоров Константинопольский патриарх даровал законную автокефалию Албанской Православной Церкви, и она обрела канонический статус, включая и Американскую епархию, возглавляему епископом Феофаном.
В эти годы Ноли также уделяет внимание своему образованию - в 1935 году он, в возрасте пятидесяти трех лет, поступил в консерваторию Новой Англии в Бостоне, которую закончил в 1938 году со степенью бакалавра музыки, а затем обратился к учебе в аспирантуре Бостонского университета, закончив ее в 1945 году с докторской диссертацией по Скандербегу. Кроме диссертации он также издал книгу «Бетховен и Французская революция», которую высоко оценил Бернард Шоу сказав, что в ней виден "почерк первокласного критика и биографа".
Епископ Фан Ноли перевел на албанский язык многие церковные тексты, а также и некоторые светские – Шекспира, Сервантеса и др.
В первые годы после Второй мировой войны, Ноли поддерживал довольно хорошие отношения с новым коммунистическим режимом в Тиране и использовал свое влияние, чтобы попытаться убедить американское правительство признать его. Его репутация "красного архиерея" вызвала немало вражды и поляризации мнений в эмигрантских кругах в Америке.
Скончался епископ Феофан 13 марта 1965 года в возрасте восьмидесяти трех лет. После его смерти в Албании начались беспрецедентные гонения на религию, которые почти уничтожили Албанскую Православную Церковь, заставив уйти в подполье. Преемник епископа Феофана (Ноли) по кафедре – епископ Стефан (Ласко) в 1971 году перевёл Албанскую Православную Архиепископию в Северной Америке в юрисдикцию Православной Церкви в Америке, в составе которой она и продолжает своё бытие по сей день.