Канадский Златоуст

О жизни архиепископа Арсения Виннипегского

Юрий Максимов

Один из русских подвижников благочестия, потрудившихся на ниве укрепления Православия в Северной Америке в ХХ веке, – архиепископ Виннипегский Арсений. В Канаде он оставил о себе столь добрую память, что, хотя официально владыка еще не причислен к лику святых, в Канадской епархии Православной Церкви в Америке сложилось его почитание как местночтимого святого, и по благословению архиепископа Оттавского Серафима ему составлены службы, написаны иконы, житие, установлен день памяти – 21 сентября / 4 октября.

Архиепископ Арсений (в миру Андрей Львович Чаговцов) родился 10 марта 1866 года в семье псаломщика. Окончил Харьковское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию, в 1885 году женился, в следующем году в семье родился сын Дионисий. [1]

В 1887 году будущий архиепископ был рукоположен в сан диакона, а в 1890 году – в сан иерея, служение проходил в сельских храмах Харьковской губернии. В церковно-приходской школе учил закону Божию. В 1890-е годы умерла его супруга Параскева. Это горе сильно повлияло на него. Он одел на себя железные вериги, построил дубовый гроб и в нем спал. Как сам владыка Арсений вспоминал впоследствии, «я был или близок к прелести духовной, или к полному помешательству». Священник отправился странствовать по святым местам, ему доводилось сослужить святому Иоанну Кронштадтскому, общаться с Валаамскими старцами. Так он определился с выбором дальнейшего пути, и в ноябре 1900 года подал архиерею прошение о принятии иноческого чина, которое вскоре же было удовлетворено.

23 ноября он принял монашество с именем Арсений и был определен в число братии Куряжского Преображенского монастыря. В это время святитель Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси, а тогда Северо-Американский архиепископ, набирал священников и мирян, желающих послужить распространению и укреплению Православия в Америке, и отец Арсений с готовностью откликнулся на этот призыв. В 1902 году, согласно прошению святителя Тихона, иеромонах Арсений был назначен Святейшим Синодом в Американскую православную миссию.

При прощании с братией Куряжского монастыря отец Арсений сказал: «Сейчас я иду в страну Нового Света, с крестом и Евангелием в руках начну слово призыва; где ум станет бездействовать, где слово изнеможет, там сердце открою и любовию восполню. Но знаю, не легок и сей путь, цветами скорбей и лишений украсится он. Готов ко всему этому, я разлучаюся с вами и об одном прошу вас, братия: не забудьте меня в своих молитвах, покройте мои немощи своею братскою любовью и своими молитвами облегчите скорби моего апостольского служения».

В США иеромонах Арсений прибыл в январе 1903 года и был назначен настоятелем одного из приходов Нью-Йорка. Он помогал святому Алексию (Товту) в трудах по обращению украинских униатов в Православие. В 1904 году стал настоятелем прихода в Мэйфилде (штат Пенсильвания), который незадолго до того перешел из униатства. Здесь отцу Арсению приходит мысль об устроении первого на Американском континенте православного монастыря, которую горячо поддержали прихожане, а также и святитель Тихон.

В 1905 году в штате Пенсильвания был открыт Свято-Тихоновский монастырь и при нем сиротский приют. Землю удалось приобрести благодаря пожертвованиям прихожан. Настоятелем был назначен отец Арсений, и тогда же синодальным определением он был возведен в сан игумена. На чине возведения в игумена присутствовал еще один известный миссионер в Америке – священномученик Александр Хотовицкий.

На торжества в честь открытия обители прибыли святитель Тихон, епископ Рафаил, святой Алексий (Товт) и множество верующих. Свидетели описывают это торжества как необычайно радостное событие для всех присутствовавших.

В апреле 1907 года игумен Арсений получает благословение на трехмесячный отпуск для посещения России и едет туда, намереваясь найти насельников для монастыря и жертвователей. Во время его пребывания в России святителя Тихона перевели на Ростовскую кафедру, а на Северо-Американскую вступил архиепископ Платон (Рождественский). Из России игумен Арсений привез не только значительную сумму денег на монастырь, но и 50 частиц святых мощей, полученных им из Московской синодальной конторы для Северо-Американской епархии.

В 1908 году архиепископом Платоном игумен Арсений был назначен благочинным и администратором миссии в Канаде с центром в Свято-Троицком храме города Виннипега. Прибытие игумена Арсения и его проповедническая деятельность сильно оживили православную жизнь в Канаде. Здесь он также обратил многих украинских униатов к Православию – этому способствовало знание им украинского языка, а также особый проповеднический дар, за который его прозвали впоследствии «канадским Златоустом», а святой страстотерпец император Николай II, впечатленный прочитанными в журнале проповедями отца Арсения, наградил его золотым крестом с объявлением благодарности. А от Синода в 1909 году за миссионерские труды игумен Арсений был удостоен звания архимандрита.

В Виннипеге при помощи прихожан отец Арсений приобрел для миссии земельный участок, на котором был выстроен дом для проживания священника и студентов. Он надеялся устроить здесь семинарию и монастырь, однако эти проекты не были завершены, хотя устроенная им приходская школа действует здесь и до сего дня. Поскольку церковь города Эдмонтон и приходы прилегающих сел нуждались в священнике, архимандрит Арсений переехал служить туда. Отец Арсений основал периодическое издание «Канадийская нива», привлек в Канаду нескольких священнослужителей, устроил в Эдмонтоне пастырские курсы, что было очень важно, так как канадские приходы сильно страдали от нехватки священников. Другой проблемой миссии была, как он сам говорил, «полная нищета и задолженность», борясь с которой, архимандрит Арсений и сам обнищал.

За время служения в Канаде сильно ухудшилось здоровье архимандрита Арсения, что вынудило его обратиться к архиепископу Платону с просьбой об увольнении. Получив благословение, он в 1910 году уехал из Канады в Россию. Канадские прихожане были очень этим опечалены; никто из них тогда не мог предположить, что эта разлука – временная.

На родине архимандрит Арсений уже 6 июля 1910 года был определен на место нового служения в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской губернии. В начале 1911 года его назначили помощником епархиального миссионера, а в 1913 году – епархиальным миссионером. В эти годы он отличился в миссии среди баптистов, евангелистов и скопцов.

В ноябре 1913 года отец Арсений был назначен наместником Григорьевского Бизюкова монастыря Херсонско-Одесской епархии, а также начальником пастырско-миссионерской семинарии при монастыре, где с 1915 года преподавателем семинарии был священномученик Онуфрий (Гагалюк). Здесь архимандрит Арсений трудился до февраля 1917 года, когда он по высочайшему повелению был назначен проповедником в армии.

Под впечатлением от бед и страданий, которые принесла революция, отец Арсений присоединился к Белой армии и был председателем Комиссии по сбору средств на нужды Белой армии. Однажды он попал в плен к большевикам и вместе с некоторыми другими был приговорен к расстрелу, который должен был состояться на следующее утро. Всю ночь архимандрит провел в молитве, а утром появились немецкие солдаты и освободили осужденных. После этого отец Арсений отправился в Сербию, куда прибыл в 1920 году. До 1923 года он служил приходским священником на сербском приходе Миляновцы в Македонии. С 1923 по 1924 год был наместником монастыря Трескавец, а с 1924 по 1926 годы – настоятелем монастыря во имя святых архангелов в Марковом Граде и преподавателем закона Божия в гимназии города Прилеп (Македония).

В это время канадская паства узнала о том, что их пастырь жив, и обратилась к митрополиту Платону (Рождественскому) с просьбой о том, чтобы он посодействовал возвращению их пастыря, причем уже как епископа. Митрополит Платон отправил запрос об этом в Сербскую Церковь. Архимандрит Арсений получил благословение оставить служение в Южной Сербии и переехать в Америку. В 1926 году Собором православных епископов в Америке он был избран во епископа Виннипегского и 24 мая того же года хиротонисан в Белграде с благословения Сербского патриарха.

Сначала епископ Арсений отправился в Нью-Йорк, чтобы встретиться с митрополитом Платоном, затем навестил милый его сердцу Свято-Тихоновский монастырь, а потом уже поехал в Виннипег. С прибытием его православная жизнь в Канаде оживилась. Владыка начал выпускать епархиальный журнал «Канадийский православный миссионер», посещал приходы по всей стране.

Однако положение дел у православных Канады сильно изменилось за 16 лет, прошедших со времени его отъезда в Россию. Появившиеся в России обновленцы своими идеями оказывали влияние и на умы некоторых людей в Канаде, появились также различные группы украинских националистов со своей раскольнической идеологией. По словам очевидцев, владыке Арсению довелось вынести множество скорбей как от тех, так и от других и вести борьбу на несколько фронтов. Доходило до того, что раскольники даже покушались на его жизнь, обстреляв ночью его дом в Каноре, причем владыка был ранен в ногу. А в Эдмонтоне они ворвались в храм и напали на священника Александра Кизюка, сорвали с него облачение, выволокли из храма и избили.

В 1928 году епископ Арсений пишет послание приходам, призывая к укреплению дисциплины. В нем он, помимо прочего, заповедует: «Ни под каким видом не вводить в жизнь церковную политики и всеми силами искоренять национальный шовинизм. Для пастыря должен быть дорог всякий пасомый, выходит ли он из Великой, Малой, Червонной, Белой, Карпатской Руси, из Буковины, Румынии, Сербии, Болгарии, Греции и так далее. Прежде всего – Православие. Но это вовсе не значит, что не надо сохранять национальный язык. При каждой церкви необходимо устраивать приходскую школу и обучать детей грамоте на материнском языке, а главное, вести катехизацию хотя бы по воскресным дням».

Епископ Арсений основал Сифтонский Спасо-Вознесенский монастырь, а при нем в 1929 году открыл богословские курсы, на которых сам преподавал, готовя кандидатов в священство. При этом говорил о необходимости создания семинарии и опоры на кандидатов из числа местных православных, указывая, что из России теперь невозможно кого-либо выписать, а из США трудно кого-либо ожидать, «так как Канада считается “Сибирью”, из которой стараются убежать сколь возможно скорее». При монастыре владыка также создал и сиротский приют.

Затем епископ взял на себя необычное послушание: попросил благословения митрополита Платона на сбор денег в Америке для канадских северо-западных приходов. Говоря о причинах, толкнувших его на этот шаг, он писал: «На 220–300 миль нет ни одной церкви или даже часовни; нет кладбищ; дети остаются без крещения, умершие без отпевания. Инославные миссионеры, особенно французские, строят храмы, где нет вообще их верующих, и зазывают наших. Русь святая когда-то посылала к чужим народам своих миссионеров. Неужели теперь, когда просят хлеба духовного свои, родные по вере и крови, нам суждено закрыть глаза и уши и сказать монотонно: “Мы бедны”? Я, как епископ Церкви, видевший положение, боюсь Бога и Его суда, чтобы махнуть на все это рукой; мне жаль душ православных отдавать на растерзание инославным… Сознаю, что не в мои 64 года принимать на себя такое послушание, но считаю, что лучше сократить свою жизнь в огне служения ближнему, чем тлеть медленным пламенем».

Зимой 1930 года владыка получил благословение на это от митрополита Платона и собирал в США деньги на нужды канадских приходов. Начиная с Нью-Йорка, он путешествовал от храма к храму, где совершал богослужения, рассказывал о тяготах православной Канады, проповедовал. Эти труды оказались полезны не только для материального укрепления канадских приходов, но и для духовного укрепления православных американцев, которые толпами ездили от церкви к церкви за владыкой.

В декабре 1935 года епископ Арсений снова посещает США, чтобы принять участие в Соборе русских православных епископов, который прошел в Свято-Тихоновском монастыре под председательством митрополита Феофила (Пашковского). На нем владыка Арсений особенно старался содействовать умиротворению церковных раздоров как на Американском континенте, так и в отношениях с матерью-Русской Церковью.

В 1937 году 70-летний владыка просит благословения уйти на покой, и в январе 1938 года получает ответ, определяющий ему пребывать на покое в основанном им Свято-Тихоновском монастыре (США) и устроить при нем школу. Уже осенью 1938 года епископ открыл при монастыре пастырское училище, позднее преобразованное в семинарию, а в 1939 году при его активном участии создается при монастыре дом для престарелых священнослужителей.

Учитывая заслуги епископа Арсения в деле укрепления Православия на Американском континенте, Собором Северо-Американской митрополии было решено возвести его в сан архиепископа.

Пребывая на покое, владыка не позволял себе праздности. Он посещал местные приходы, приезжал на конференции и т.д. В 1941 году архиепископ разрабатывал чертежи и смету на постройку нового здания для детского приюта и 27 марта получил одобрение митрополита Феофила на это благое дело.

Также архиепископ благословил введение богослужений на английском языке в монастырской школе – несмотря на сопротивление некоторых насельников. Вот как сам он описывает это: «В субботу 13 декабря 1941 года иеродиакон отец Василий испросил моего благословения произнести за всенощной начальную мирную ектению по-английски, что было предварительно разучено на спевках семинаристами под руководством преосвященного епископа Алексия.

Когда после “Благослови, душе моя, Господа” отец Василий начал возглашать мирную ектению по-английски, а певчие отвечать тоже по-английски, то чередной священнослужитель, игумен Варсонофий, возмутился и стал громко, стоя в алтаре в облачении, нарушая порядок службы и к великому смущению молящихся, кричать: “Что это за новости? Я ничего не понимаю, я не буду служить!”…

Я ответил отцу Варсонофию, что если он служить не хочет, то может не служить, разъяснив ему как неуместность и недопустимость его выходки, так и возможность и даже желательность употребления за нашим богослужением английского языка. Отец Варсонофий разоблачился и демонстративно покинул алтарь. Тогда я наложил на себя епитрахиль и возгласил по ектении “Яко подобает”, передав затем дальнейшее служение всенощной отцу Прокопию.

Сегодня во время возглавляемой мною литургии игумен Варсонофий не явился служить и в церкви не был. Отец Василий произнес мирную ектению по-английски, хор отвечал по-английски, “Верую” читал тоже по-английски студент П. Роздольский, студент М. Савчак проповедовал по-русски – и инцидентов никаких не было».

В 1944 году владыка Арсений принимал активное участие в подготовке и проведении торжеств в честь 150-летия существования Русской Православной Церкви в Северной Америке.

Почил архиепископ Арсений 4 октября 1945 года в возрасте 79 лет. Отпевание его совершили четыре архиерея и более 50 священников и диаконов.

Юрий Максимов

По материалам сайта Канадской епархии Православной Церкви в Америке

23 марта 2010 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Дионисий Чаговцов впоследствии стал священником. 28 ноября 1937 г. расстрелян органами НКВД. 16 января 1989 г. реабилитирован.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Другие статьи автора Священник Георгий Максимов

Новые материалы

Выбор читателей