Турецкое иго, нависшее над греческим народом после падения Константинополя в 1453 году, принесло много страданий, среди которых – непосильный гнет, изъятие имущества, насильственное обращение в ислам. Православные греки неоднократно поднимали восстания, что в начале XIX века привело наконец к образованию независимого Греческого королевства. Но этой победе предшествовали века тяжелой борьбы и неудач на пути к освобождению. Одно из восстаний разгорелось в начале XVII столетия при поддержке епископа Ларисского и Трикальского Дионисия, называемого еще Философом. Восстание было жестоко подавлено, а сам епископ Дионисий был казнен мучительной смертью в 1601 году – турки с него с живого содрали кожу и несли ее, набитую соломой, до Константинополя, дабы посеять страх среди греков. В это же время пострадал и священномученик Серафим, житие которого дает верное представление о том, в каких условиях жили православные под игом иноверных и каких подвижников даровал Господь Церкви в те нелегкие времена.
Святой Серафим родился около 1560 года. Он был родом из селения Безила Невропольской области, которое находится у отрогов Аграфских гор, в 42 километрах от города Кардица. До сих пор сохранились развалины дома, где вырос святой. У его родителей, Софрония и Марии, поначалу не было детей, но наконец, после долгих лет молитв и поста, родился сын. Как говорят, святой Серафим был послушным ребенком, любил учиться. Грамоту он выучил в монастыре святого Пантелеимона по Священному Писанию, богослужебным книгам и житиям святых. В то время, при отсутствии школ, монастыри часто становились центрами образования для православных греков. С детства святой также помогал при богослужении и при посещении близлежащих сел с чудотворными иконами и мощами, что монахи устраивали для укрепления греков в вере.
Еще в молодости святой Серафим принял решение стать монахом, дабы всецело последовать Христу. Это решение утвердилось, когда он посетил монастырь Божией Матери, известный под именем «Корона». Эта обитель находится над селением Мосхато с восточной стороны Пиндских гор, а перед монастырем виден город Кардица и Фессалийская степь. Монастырь венчает местность, как некий венец, – вероятно, поэтому его и назвали «Корона». Он был построен в XII веке во время правления императора Иоанна Комнина.
Патриаршие грамоты говорят о том, что монастырь был подчинен напрямую патриархии и был ставропигиальным. Именно сюда поступил святой Серафим, хотя в Аграфских горах тогда существовало немало монастырей.
Решение святого Серафима уйти в монастырь встретило поддержку со стороны родителей. Отец святого сам привез его в монастырь Корона и просил игумена принять сына на послушание. Игумен монастыря предупредил нового послушника, что жизнь в монастыре тяжелая и опасная, в любое время могут нагрянуть турки, ограбить монастырь и убить монахов. Но святой Серафим не смутился этим, а еще усерднее просил игумена принять его. После продолжительных просьб настоятель принял святого на послушание, а его отец со спокойной душой вернулся в деревню.
Через два года с момента поступления в монастырь, святой Серафим попросил одного из старших в братии передать игумену его просьбу о постриге. Игумен снова стал описывать послушнику все тяготы монашеского пути, но святой не отказался от своего желания. Несколько месяцев спустя игумен решил постричь святого и пригласил его родителей присутствовать при постриге. Позднее епископ Фанарийский Лаврентий рукоположил монаха Серафима в сан диакона, а позднее и в сан пресвитера.
Святой Серафим снискал уважение и любовь у братии, и когда игумен отошел ко Господу, монахи избрали его новым настоятелем. Будучи игуменом, святой во всем был наравне с братией. Он сам пек хлеб, возделывал огороды, ухаживал за больными в монастырской больнице. При святом Серафиме монастырь Корона много помогал бедным, и люди постоянно приходили в монастырь за помощью, духовной и материальной. Святой организовал в монастыре тайную школу, где дети близлежащих сел обучались греческому языку и другим предметам.
После смерти епископа Фанарийского Лаврентия его преемником всем клиром единогласно был избран святой Серафим. При нем епископия преобразуется в архиепископию. Первым делом святой занялся привлечением к священническому служению достойных мирян. За короткий срок им было открыто немало тайных школ и восстановлено множество приходов. При этом святитель не оставлял своими заботами и монастырь Корона.
В это время митрополит Ларисский и Трикальский Дионисий Философ, видя страдания порабощенных греков, осенью 1600 года поднял восстание, в котором приняли участие жители западной Фессалии. Центр восстания был в Трикале. Однако восстание было жестоко подавлено, и турки стали предпринимать карательные меры по отношению к тем, кого подозревали в причастности.
Святитель Серафим не был на кафедре во время восстания Дионисия, поскольку отсутствовал по пастырским делам. Когда он вернулся, турки обвинили его в участии в восстании, схватили и привели к фанарийскому начальнику Хамузабею. Обвинители сказали начальнику: «И он был с Дионисием! Он наш враг! Смерть предателю!»
Турецкий начальник, едва услышал обвинения, постарался уговорить святого отречься от веры и принять ислам, обещая ему всякие блага: «Серафим, ты умный человек. Я удивляюсь, как ты согласился с этим Дионисием и не понял, что ваши действия будут стоить вам головы. Сейчас мы тебя поймали, и ты можешь умереть страшной смертью. Итак, стань турком, и мы тебе подарим жизнь, мы тебя обогатим и дадим тебе подобающее место».
Святой Серафим отвечал: «Я никогда не отрекусь от Господа нашего Иисуса Христа. Напротив, я готов умереть за святое имя Его. Делай то, что тебе велит закон». Не успел он закончить, как начальник приказал отрубить ему ухо. После этого Хамузабей приказал избить святого и бросить в темницу, надеясь, что тот изменит свое решение.
На следующий день 4 декабря, турецкий начальник пытался отвратить святого Серафима от христианской веры, всячески уговаривая его отречься от Христа. Но святой назвал Мухаммеда лжепророком, после чего Хамузабей пришел в ярость, приказал избить святого во второй раз, добавив: «Растяните ему руки и ноги, и поразите его живот и грудь большим камнем, и мучайте его». Однако святой, к удивлению мучителей, переносил свое страдание с радостью. Тогда последовал приказ: «Разрубите его на части». Святого Серафима отвели на место казни – на базарную площадь Фанара, где сейчас стоит храм в его честь.
В то время как святого везли к месту казни, одна женщина турчанка шла рядом, повернув голову к святому, и поносила его. Святой посмотрел на нее и не ответил ни слова. И случилось невероятное – голова этой женщины так и осталась повернутой последующие 15 лет, вплоть до ее смерти.
На базарной площади святого Серафима разрубили на части, – это произошло 4 декабря 1600 года. В тот же период приняли мученическую смерть от турок еще два иерарха, Агапий Димитриадский и Иаков Аграфский. Дабы посеять страх, турецкий начальник приказал оставить тело святого Серафима непогребенным еще несколько дней. Несмотря на это, тело святого не подверглось тлению, оно благоухало к великой радости христиан. Но тело охранялось турками, и не было возможности его забрать.
Впоследствии честную главу святого отвезли в Трикалу и насадили на кол на центральной площади рядом с головами трех казненных преступников. Головы были насажены лицом на запад. Однако на утро глава святого оказалась обращена на восток. Так продолжалось несколько дней.
В те дни Божиим промыслом в Трикале пребывал игумен монастыря Дусика. Видя чудеса, исходящие от честной главы святого Серафима, он решил найти способ приобрести ее в благословение для своего монастыря. Тело святого Серафима было утеряно. По местному преданию его бросили под византийскую крепость в Фанаре. Опять же согласно преданию, фанарийские дети видели огненный столб на рассвете 4 декабря, но когда приближались, то он исчезал. Много позднее, перед закладкой фундамента храма на этом месте, были попытки найти тело святого, но они не увенчались успехом.
Однако Господь Бог устроил так, что христиане обрели честную главу святого. Игумен монастыря Дусика нашел некого христианина-албанца и обещал хорошо заплатить ему, если тот принесет главу святого. Албанец ждал несколько ночей, пока не увидел стражу спящей, и потихоньку снял голову с кола. Однако он поторопился, глава выпала из его рук и стража проснулась. Албанец подобрал главу и побежал, преследуемый стражей. Приблизившись к реке Пиний возле местечка Каравопорос, он бросил главу в реку, дабы она не попала в руки неверных. Увидев это, турки прекратили погоню и вернулись к себе.
Недалеко от того места, где албанец-христианин бросил в реку голову святого, два рыбака ставили сети на ночь. Один из них остался ночью при сетях. Вдруг он увидел огненный столб над рекой и услышал пение. Рыбак испугался и спрятался в дупло дерева. На следующий день он рассказал происшедшее своему другу. Вечером они оба спрятались на берегу, чтобы посмотреть, не повториться ли снова происшедшее. Все повторилось, как и рассказывал первый рыбак. Они пошли посмотреть на место, где стоял огненный столб и их страх превратился в радость, – в их сетях оказалась честная глава святого Серафима. Они отдали ее игумену монастыря Дусика, который в свою очередь наградил их той суммой денег, которую сначала обещал албанцу.
Через полгода об этих происшествиях узнали в монастыре Корона. Игумен монастыря и начальник поселка Неохори Панагиота Коскола отправились просить главу святого. Они обратились к митрополиту Ларисскому Феону с просьбой содействовать им в этом деле, внеся сумму денег, пожертвованных рыбакам. Глава священномученика была передана в монастырь Корона и помещена в раку, где почивает до сего дня.
С 1601 года и до нашего времени от святой главы постоянно совершаются чудеса.
Если в близлежащих селах случается какое-либо бедствие, засуха или нашествие саранчи, жители зовут священника, совершают молебен святому – и бедствие прекращается: идет дождь, саранча издыхает или, как это было однажды, после молебна прилетают птицы и съедают саранчу, – и так сохраняются сельские угодья. В наше время известны случаи исцелений от мощей святого немых, слепых, а также больных раком.
Святой Серафим является небесным покровителем города
Кардицы, его память празднуется 4 декабря. В 1928 году
митрополит Фессалиотидский Иезикииль ввел
всефессалиотидскую литанию и крестный ход, который обходит
вокруг города Кардицы с мощами святого. А в последнее
воскресенье сентября совершается служба с крестным ходом
на место мученичества святого Серафима в Фанаре.