Среди главных святых мест, которые посещают паломники в Фессалониках, – монастырь святой Феодоры. Он находится в центре города, на улице Ерму; до него нетрудно дойти пешком как от Митрополичьего собора, где покоятся честные мощи святителя Григория Паламы, так и от знаменитого храма великомученика Димитрия.
В монастыре святой Феодоры почивают мощи одних из самых почитаемых святых города: в монастырском храме справа от входа стоит рака с мощами преподобного Давида, а слева – рака с мощами преподобной Феодоры. Иногда открывается вход в нижний – старый – храм, где можно видеть части древнейших строений, а также места первоначального погребения святой Феодоры и ее дочери. Для прошлых и будущих паломников, как и для всех боголюбцев, будет полезно узнать о жизни этих двух угодников Божиих – Давида и Феодоры.
Преподобный Дaвид Фессалоникийский
(Память 26 июня / 9 июля)
Слава этого великого святого еще при его жизни широко распространилась по христианским землям. Самое раннее письменное упоминание о преподобном Давиде мы находим в книге его младшего современника святого Иоанна Мосха «Луг духовный». Святой Иоанн так записывает рассказ аввы Палладия, которого встретил в Александрии:
«Мы пришли к авве Палладию с просьбой: “Сделай милость, отче, скажи нам, по каким побуждениям принял ты монашество?” “В моем отечестве, – а старец был из Фессалоник, – за три версты от городской стены жил отшельник, родом из Месопотамии, по имени Давид. То был муж строгой жизни, весьма добродетельный и исполненный любви. Он провел в затворничестве около семидесяти лет. Однажды ночью военная стража охраняла стены города от варваров. Воины стояли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. И видят воины в одну ночь, что огонь исходит из всех окон кельи. Решив, что варвары подожгли келью старца, они, лишь только рассвело, бросились к келье, где с изумлением увидели, что и старец невредим, и келья цела. В следующую ночь воины снова видят огонь в келье старца – и это повторялось потом не раз. Необычайное явление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до самой кончины старца. Я сам видел это чудо не однажды и не дважды, а много раз. И сказал себе: если еще и в этом мире Бог прославляет рабов Своих столь великой славой, то что же будет в грядущем веке, когда лице их просияет, как солнце?! Вот, чада мои, это и было поводом к тому, что я принял монашество”».
Преподобный Давид родился в Месопотамии около 450 года по Рождеству Христову. В молодости он по неизвестным причинам переселился в Фессалоники, где около 470 года поступил в число братии монастыря святых Феодора и Меркурия, известного в то время также как обитель кукуллатов. Монастырь так называли потому, что его монахи носили особые мантии с капюшонами (куколями). В середине ХХ века в городе была обнаружена плита начала Х века, на которой преподобный Давид был изображен одетым в мантию с капюшоном, свисающим с плеч.
Подвизаясь в монастыре, святой Давид украсился смирением и всеми добродетелями, так что, когда отошел ко Господу старый игумен, братия решила, что только преподобный Давид достоин заменить его. Однако святой отец отказался и вместо этого подъял новый подвиг: взобравшись на миндальное дерево, росшее справа от кафоликона (главного храма монастыря), он прожил на нем три года, безропотно перенося зимний холод и нестерпимую летнюю жару, дожди и снег. За это время преподобный претерпел тяжелые испытания, подобные тем, какие терпели святые столпники, жившие на «столпах», а некоторые полагают, что он даже испытал больше трудностей, так как само дерево раскачивалось при сильном ветре, а его ветви даже при слабом ветерке.
Монастырь прп. Феодоры, Фессалоники. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Исполняя волю Божию, преподобный Давид спустился с дерева и, помолившись и причастившись за литургией в монастырском храме, переселился в небольшой скит, который приготовили ему ученики вне города, недалеко от стен Фессалоник. Это произошло в начале VI века, в присутствии архиепископа Фессалоникийского Дорофея, а также многих священнослужителей и благочестивых мирян.
Известно, что Господь сподобил святого Давида дара чудотворений в то время, когда он подвизался в затворе. Сообщается, как однажды юноша, одержимый демоном, пришел в скит к преподобному, крича: «Отпусти меня, Давид, слуга вечного Бога, потому что огонь, исходящий из твоей кельи, сжигает меня». Услышав это, преподобный Давид протянул руку через небольшое оконце своей кельи и сказал, взяв юношу за руку: «Господь наш Иисус Христос, Сын Бога живого, повелевает тебе выйти из Его творения!» После этого святой сделал крестное знамение над юношей, и демон немедленно вышел вон. Известно также об исцелении от слепоты одной пожилой женщины, пришедшей с верою к преподобному.
Благодаря этим и другим чудесам, совершенным святым Давидом в затворничестве, люди очень почитали его. Многие обращались к нему за молитвой и получали исцеления. Видимо, именно в это время случились те чудесные события, о которых рассказал собеседник святого Иоанна Мосха.
Затворничество преподобного Давида было прервано примерно после 535 года, когда архиепископ Фессалоникийский Аристид в сопровождении множества духовенства и верующих пришел в келью святого с просьбой. Они хотели, чтобы святой отправился в Константинополь и подал прошение императору Юстиниану I по поводу новой столицы Иллирии Юстинианы Примы, которая должна была заменить Фессалоники, о чем в 535 году вышло соответствующее повеление. Архиепископ Аристид считал неправильным и неполезным понижать статус Фессалоник и разделять Иллирийскую митрополию на две.
Святой Давид, хотя и не сразу, но подчинился этой просьбе, ради того чтобы исполнить предреченное ангелом, а также из послушания своему епископу и из любви к фессалоникийцам. После многих лет затвора он вышел из своей кельи и впервые за многие годы увидел солнце. Вместе с двумя учениками, Феодором и Димитрием, он отправился в столицу, куда прибыл в 537 году.
Слава бежала впереди угодника Божия, так что когда он прибыл в Константинополь, то был принят с большим благоговением всем народом, и особенно хорошо его приняла императрица Феодора. Сам Юстиниан в то время был занят другими делами, но когда вернулся и увидел преподобного Давида, то поразился святому виду старца. Прежде чем говорить, преподобный совершил у всех на глазах чудо: он покадил императора и сенат, держа раскаленный уголь в своей руке и нисколько от того не испытав вреда. Затем святой Давид сообщил императору и сенату то, о чем его просил архиепископ Аристид и жители Фессалоник. Император Юстиниан согласился с их просьбой и вернул Фессалоникам прежний статус.
Возвращаясь обратно на корабле, святой Давид почувствовал приближение смерти и позвал к себе учеников, чтобы попросить похоронить его в том же монастыре, где он принял постриг. Затем, сказав им наставление о спасении и дав последнее лобзание, святой отошел ко Господу совсем незадолго до того, как корабль вошел в порт Фессалоник. Случилось это в 538 году.
С большими почестями преподобный Давид был похоронен в монастыре святых Феодора и Меркурия. Спустя 150 лет один из игуменов монастыря хотел открыть честные мощи, но преподобный дал понять, что не желает сего. Известно, что в IX веке преподобный Григорий Декаполит посылал монаха в паломничество ко гробу святого; в то же время написал службу святому Давиду преподобный Иосиф Песнописец.
Мощи святого Давида оставались нетронуты до XIII века, когда крестоносцы, захватившие Фессалоники, перевезли их в итальянский город Павию. Оттуда они уже в 1967 году были перенесены в Милан, а в 1978 году, благодаря усилиям митрополита Фессалоникийского Пантелеимона, вернулись в Фессалоники и были помещены в монастыре святой Феодоры.
Преподобная Феодора Фессалоникийская
(Память 29 августа / 11 сентября)
Монастырь прп. Феодоры, Фессалоники. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
В 820-е годы арабы совершили несколько набегов на Эгину; во время одного из них был убит родной брат Агапы. Опасаясь новых набегов, Феодорин по совету тестя переселился вместе с женой в Фессалоники; их сопровождал и отец Агапы Антоний, позднее устроивший скит недалеко от города.
Уже в Фессалониках Агапа родила троих детей, двое из которых умерли во младенчестве. Молясь о том, чтобы выжил третий ребенок – их дочь, супруги решили посвятить ее Богу. Она выжила, и в шестилетнем возрасте девочку отдали в монастырь святого Луки, под начало игумении Екатерины, родственницы Феодорина. Девочку постригли с именем Феопистия.
В 837 году, когда Агапе было 25 лет, умер ее муж. Похоронив его, вдова раздала треть имущества нищим на помин души Феодорина, а две трети пожертвовала монастырю святого Стефана, в который и поступила сама, приняв монашество с именем Феодора.
Монастырь прп. Феодоры, Фессалоники. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святая Феодора показала большое смирение и кротость, проходя подвиг под началом игумении Анны. Известен случай, когда она допустила оплошность, передвинув свое ложе без благословения. Тогда игумения, отругав Феодору за своеволие, в качестве епитимии повелела ей провести ночь во дворе. Дело было зимой, шел сильный холодный дождь, который около полуночи сменился снегом; не имея возможности куда-либо сесть, святая Феодора всю ночь провела на корточках, пока игумения не позвала ее на утреннюю службу в храм, похвалив за послушание. Когда святую потом спросили, как она выдержала это, она ответила: «Поверьте, сестры, как только я приняла с верой епитимию от игумении, я не ощущала ни дождя, ни холода, ни снега, но была радостна и счастлива и чувствовала себя, как если бы сидела в теплой ванне». Одна из монахинь (родная сестра игумении) видела в ту ночь, как светящийся венец сходил с неба на голову Феодоры.
Позднее, когда игумения Анна стала ощущать действие старческой немощи, она благословила именно святую Феодору ухаживать за собой. А после того как Анна ушла на покой, новой игуменией обители стала святая Феопистия.
Святая Феодора славилась подвижничеством, и Господь наградил ее большим утешением еще при жизни. Она часто слышала ангельское пение и спрашивала сестер: «Разве вы не слышите, как прекрасно поют ангелы на небесах?» Известно, что и в возрасте 74 лет святая Феодора все еще выполняла тяжелую работу, не ища себе снисхождения по возрасту, говоря, что «кто не работает, тот не ест».
Умерла она 29 августа 892 года. Последние ее слова были о радости встречи со своим Женихом – Христом, а после кончины лицо ее озарилось улыбкой.
Чудеса от мощей святой Феодоры начались еще до ее погребения. Два человека, пришедшие проститься с ней, когда тело святой почивало во гробе, получили исцеления.
Обретение мощей святой состоялось уже через девять месяцев после погребения, а службу ей составил ее современник – Иоанн Песнописец. Позднее над гробом ее стало совершаться множество чудес. Иконописец, который писал первую икону ее, не знал, как она выглядела при жизни, и святая Феодора сама явилась ему во сне в образе молодой девушки. Так она и была написана, и это стало традицией – изображать на иконах святую Феодору молодой. Автор жития святой Феодоры написал его в благодарность за чудесное исцеление своей сестры. Из-за великого почитания, какое имела святая, монастырь святого Стефана был со временем переименован в монастырь святой Феодоры.
Захватив в 1430 году Фессалоники, турки разграбили обитель и выбросили из раки мощи святой, но благочестивые христиане смогли собрать их и поместить обратно. Монашеская жизнь в обители продолжалась до XVIII века, после чего монастырский храм стал приходской церковью. В пожарах рубежа XIX–XX веков погибли старые постройки, и обитель была отстроена уже в середине ХХ века. Сейчас в ней нет монашеской общины, и она используется как гостиница для духовенства и монахов, приезжающих в город по делам.