В октябре 2009 года в Александрии был
рукоположен новый епископ
Бурунди и Руанды Савва (Химонеттос). Он стал
первым епископом этой новосозданной епархии, к
юрисдикции которой относятся две из самых страждущих
стран африканского континента, да и планеты в
целом.
Епископ Савва (в миру Василий Химонеттос) родился на острове Родос в 1971 году. Закончил Патмосскую семинарию, затем богословский факультет Афинского университета. Владеет английским и арабским языками.
В 1990 году принял монашеский постриг в монастыре архангела Михаила в Фари на Родосе. Бывшим митрополитом Родосским Апостолом в 1991 году рукоположен в диакона, а в 1993 году – в иерея, позже возведен в сан архимандрита. Был представителем архиерея в Халки, служил на приходах Родосской митрополии.
По приглашению покойного патриарха Петра VII он был принят в клир Александрийского Патриархата и назначен настоятелем патриаршего храма святого Саввы Освященного в Александрии, также руководил отделом печати и отделом по общественным отношениям Патриархата.
В 2001 году он – патриарший представитель в Александрии, был также патриаршим экономом.
После возобновления работы Патриаршей школы «Афанасий Великий» в Александрии по личному попечению Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора II архимандрит Савва назначается ее директором, а также становится членом синодальной комиссии по образованию.
6 октября 2009 года по рекомендации патриарха Феодора II единогласно избирается Священным Синодом Александрийского Патриархата предстоятелем новосозданной епархии Бурунди и Руанды.
Находясь на Родосе по случаю празднования дня памяти святого Константина Идрского, владыка Савва дал интервью корреспонденту информационного агентства «Romfea».
***
– Владыка, справедливо ли считать, что Православие в Александрии угасает?
– Действительно, в Александрии осталось только 500 греков. В консульстве зарегистрировано 1500 человек, но они тут не живут. Однако сотни греков постоянно останавливаются в городе. Не следует также забывать, что, кроме греков, есть еще православные арабы, число которых доходит до 30 тысяч, и все они находятся в юрисдикции Александрийского Патриархата. Православные арабы проживают в Каире, Дамиетте, Танте, в Порт-Саиде и других городах. Поэтому службы в храмах идут на греческом и на арабском. Однако есть церкви, где служат только по-гречески или только по-арабски.
Египет, эта чисто мусульманская страна, может быть примером хорошего сосуществования христиан и мусульман. Из 85-миллионного населения 60 миллионов человек – мусульмане и 25 миллионов – копты-монофизиты. Между ними не возникает никаких проблем: они гармонично сосуществуют на всех общественных мероприятиях и в школах.
–
Африка – огромный континент, и тот, кто жил
там, знает, что это очень трудный регион, особенно
для Православия. Вы это ощущаете?
– Это действительно очень трудный континент, поскольку он существует словно бы изолированно от других континентов! Он сохранился почти в своем первозданном виде, ему не хватает многого, но, несмотря на все это, Африка – это континент будущего.
Африка никем не «забыта». Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость. Тут есть огромные (можно сказать – колоссальные) запасы природных ресурсов и полезных ископаемых. С другой стороны, этот континент огромен по площади. Каждая страна на африканском континенте достаточно велика, но таких средств сообщения, какие есть, например, в Европе и Америке, здесь нет.
– И, конечно, большую часть государств отличает постоянная политическая нестабильность…
– К сожалению, африканские политические режимы не являются чисто демократическими. Это причудливые, почти тоталитарные режимы, которые в любой момент могут быть свергнуты. Проблема и в постоянных межплеменных конфликтах. Можно сказать, что Африка еще не сформировалась. Возможно, что страны к югу от Сахары очень сильно обеднеют.
В Руанде, Бурунди и Восточном Конго нехватка воды приводит к огромным проблемам: гепатит, холера, менингит… И не стоит забывать о СПИДе, смертность от которого весьма высока.
– Как относятся к вашей миссионерской деятельности правительства африканских стран?
– К счастью, они нас принимают и защищают. Большинство социальных учреждений (больницы, школы и прочее) принадлежат православной миссии Патриархата. Мы предоставляем бесплатные участки для строительства церквей, вокруг которых развивается миссионерская деятельность, там строятся больницы, клиники, дома престарелых, детские дома. Правительства знают, что если что-нибудь случится в православной миссии, то остановится работа всех, кто предоставляет помощь.
Православные митрополиты, епископы и миссионеры также являются послами Греции на африканском континенте, особенно в странах, где нет консульства.
– Достаточное ли число людей предлагают вам помощь в миссионерской деятельности?
– Каждая миссионерская группа имеет своих сотрудников. Также регулярно приезжают и волонтеры, чтобы помочь миссионерской работе Патриархата.
Патриарх решил объединить Руанду, Бурунди и Восточное Конго – эти самые трудные страны африканского континента – в одну епархию, чтобы сделать миссионерскую работу и оказание помощи людям более действенными. Хочу пояснить: мы не занимаемся «прозелитизмом»; то, что мы предлагаем, – это общественное служение, в котором нет дифференциации по цвету кожи, национальности и расе.
Миссия направлена на всех без исключения, и если кто-нибудь желает принять крещение после катехизации, он крестится, но крещение мы не навязываем. Греческое Православие никогда не действовало колониальными методами.
– Существуют ли африканские священники-миссионеры?
– Конечно! У нас есть африканские священники, епископы и два митрополита. К тому же вся миссионерская работа ведется африканцами.
Греки не могут мыслить себя без Православия, и так было до сих пор. К тому же никто не рождается атеистом. Человек апеллирует к атеизму, потому что он просто хочет отличаться чем-то от других.
– Как бы вы прокомментировали те «скандалы» в Церкви, которые стали достоянием общественности?
– Скандалы бывали еще в Византии. Они случаются и в других Церквях, например в Католической. Церковь не ангельское сообщество, это сообщество людей с их слабостями и страстями. Некоторые стремятся спровоцировать церковные конфликты в попытке устранить Церковь.
Мы знаем, что человек без религии, без идеалов ничтожен. Нападки на Церковь не могут ее ослабить. Церковь не исчезла, когда столкнулась с гонениями. Не все духовенство идеально, но ведь у Церкви есть и святые подвижники! Они приходят поддержать ее и укрепить веру людей.
Публикуется с сокращениями.