Семейные обязанности

Шиманский Г. И. Семейные обязанности. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 80 с. — (Серия «Христианский взгляд»)
Шиманский Г. И. Семейные обязанности. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 80 с. — (Серия «Христианский взгляд»)
Серия брошюр под общим названием «Христианский взгляд» составлена на основе рукописи курса лекций по нравственному богословию талантливого церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского (1915-1970). «Христианский взгляд» — не просто изложение теоретических принципов, но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о моральных ориентирах в современном мире.

В брошюре «Семейные обязанности» рассматривается благочестивая семья, приносящая в общество верующих плоды добродетели и совершенства, как необходимые условия благостояния Церкви.

Приводим отрывок из книги.

Семейство.
Его нравственное значение

Cемейство, или семью, обыкновенно составляют родители и дети, иногда с другими родственниками и живущими с ними людьми.

Семейство есть самое первое человеческое общество. Оно является основой государства, основной его ячейкой. Вместе с тем семья есть и «исходище и первая основа нравственного мира»[1]. В семействе человек получает первый телесный уход, навыки к порядку, трудолюбию, покорности, здесь он получает первое духовно- нравственное воспитание и начинает развивать в себе нравственную жизнь. Жития святых нам показывают, насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье[2]. Если любовь основа христианской нравственности, то семья есть первоначальная школа святой, терпеливой и самоотверженной любви. Потому-то Господь Спаситель, прежде чем выступил на поприще общественного служения, благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие задачей проповедовать слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома семейств.

Состояние христианских семейств имеет важное значение и для Церкви. Добрые и благочестивые семейства составляют необходимое условие ее благостояния. Добродетельные христианские супруги, родители и дети, принимая от Церкви благодатные дары и освящение, развивают их в семейной жизни и в свою очередь приносят с собой в общество верующих плоды добродетели и совершенства. Чем более благочестия и добродетелей в семействах, тем более процветает и Церковь. Древняя христианская Церковь процветала внутренней славой именно потому, что каждый христианский дом, по словам Златоуста, составлял малую церковь, каждый отец семейства был у себя как бы домашний пастырь, который управлял молитвой и чтением Писания и был образцом христианской жизни для своих домашних[3].

Нравственное благосостояние семейств сопровождается также благосостоянием общества и государства и обратно. Семья «оказывает могущественное и весьма широкое влияние на союз общественный, на жизнь целого народа. В самом деле, люди, взлелеянные семейной любовью, научившиеся горячо любить своих братьев и сестер, своих детей или родителей, вносят эти прекрасные навыки и в свою общественную жизнь они любят людей своей братской любовью; хороший семьянин не может не быть хорошим человеком в общественной жизни и деятельности»[4]. По отношению к государству семья является первой школой, где человек научается любить своих ближних, старших, равных и младших, научается почитать старших, уважать равных себе, научается повиновению, дисциплине и развивает в себе все те качества, какие необходимы для каждого члена общества [5].

Гермоген Шиманский

12 мая 2012 г.

[1] Олесницкий М., проф. Нравственное богословие. § 70.
С. 256. (Ссылки приводятся в соответствии с авторской
рукописью).
[2]См.: Свящ. М. Менстров. Уроки по христианскому нравоучению. СПб., 1914. Гл. 33. С. 247; Протоиерей П. Солярский. Нравственное православное богословие. Изд. 2-е. СПб., 1875. § 135. С. 367-368.
[3]Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 36 на Первое послание к Коринфянам.
[4]Беляев А. Д., проф. Любовь Божественная. М., 1884. С. 346-347.
[5] Протоиерей П. Солярский. Нравственное православное богословие. С. 367-368.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
игорь Р.Б. ВАДИМУ 8 июня 2012, 18:15
Я и не собирался сравнивать себя с иеархами,но задайте себе вопрос-а к кому направлены их проповеди?К нам с Вами.И слова их следует воспринимать именно как призыв к пастве совершить революцию своего сознания,а не прогибаться под мир,по моему безропотно смотреть как гибнет мир не является признаком христианского смирения.Этак можно все беззакония списать на промысел Божий да на искушения лукавого.А сам человек значит не причём-дескать не я виноват ,бес попутал,а Бог попустил.Бог не ждёт от нас оправданий,Он ждёт от нас смиренного покаяния.И ещё по поводу иеархов- Православие в отличии от Католицизма отвергает постулат о непогрешимомости кого-либо.Значит,для Него[Бога] раб Его Игорь такой же Его сын,как и Владимир Гундяев[Патрарх Кирилл]Поэтому Богу всё-равно кто скажет верное слово,лишь бы оно было верным. Я НЕ ТЩЕСЛАВЕН,И НЕ СТАВЛЮ СЕБЯ ВРОВЕНЬ С ПАТРИАРХОМ,НО,ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОРИТЕ С ПАТРИАРХОМ,ТО ПОЧЕМУ СПОРИТЕ СО МНОЙ-ВЕДЬ ГОВОРИМ-ТО МЫ ОБ ОДНОМ7 Христос призывал не быть другом мира,но жить-то нам всё-равно в нём.Как оттгородиться от него?Большинство церковной паствы именно миряне.И неужели стремление изменить что-то в мире где живёшь является грехом?Простите меня великодушно,но если Вы устали от моей назойливости,напишите,и я не буду больше докучать.
игорь МАРИНЕ 7 июня 2012, 23:50
Души человеческие во власти Господа? Вот с этим можно поспорить-ибо разве Бог не дал нам свободу распоряжаться телом и душой? Бог может через какие-то внешние факторы восприпятстовать какому-то нашему поступку,но воля человека всё-равно остаётся свободной- где окажется человек,на стороне добра или зла-решает сам человек.Богу не нужны рабы,ему надо свободные люди,встающие на сторону добра сознательно .Бог дал людям закон ,который по сути дела уместился в 10 заповедей,дал не для того ,чтобы ограничить нас,а чтобы жить нам легче было-выполни человек эти заповеди и не будет у тебя беды и горя.Но в силу первородного греха человек уже рождается наделённым страстями,и в течении всей земной жизни ему приходится бороться с ними.Беда в том,что сегодня у человека уже нет даже нравственных критериев на уровне-Что такое хорошо.....Если раньше люди грешили в силу невозможности противостоять греху,то сейчас они грешат т.к. изменились сами постулаты,то что вчера в глазах общества было аморальным,сегодня уже норма.Люди грешат уже не ведая ничего о нравственности.Вот о чём я речь веду-раньше человек мог не знать что грешит,теперь он даже не знает что поступает плохо.Без оздоровления нравственного климата общества сама Россия становится обречённой на гибель.
р.Б.Вадим = Игорю 7 июня 2012, 23:44
Вы пишете: «Но как жить в миру в мире с миром?» Господь Вам отвечает Словами Писания: «4 …не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? 6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас». (Иак.4:4-7) Ваше желание кого-то спасать = направьте на СЕБЯ! Все Ваши примеры проповеди Патриарха, владыки Иллариона и пр.= они ведь не простые миряне, а слуги Господа! И Сам Господь, и Дух Святый дает им слова для этой проповеди… Они и есть те пастыри, во главе со Христом, которые и пасут стадо Его. А у нас, мирян = только одни грехи наши тяжкие, и Слово Божие, Им и спасаемся! Когда апостолы спросили Христа: «так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Матф.19:25-26) Вы спрашиваете, что важнее Господу Храм или Душа человека? А Господу все важно! Но плод должен созреть! Не надо рвать зеленое яблоко – оно еще не созрело! Потому Господь и ждет и долготерпит. И Он все знает, поскольку Творец человека, и Отец наш Небесный! Вы же стараетесь научить и спасти помимо Свободной воли человека, что заранее обречено на провал… Я же уже Вам писал, что Вы не оставляете места Промыслу Божиему! Спаси нас, Господи!
Марина 7 июня 2012, 12:42
Игорю: (продолжение) Души человеческие во власти Господа: мы не знаем не только, что в душе у другого человека, но и то, что в нашей душе. Спасение человека это всегда совпадение Воли Божией со свободной волей человека, это СОВМЕСТНЫЕ действия Господа и человека (своих сил для спасения у нас НЕТ!). По поводу слов бабушки: я не вижу в них осуждения, а только слова истины (она ведь сказала правду, что в данном случае было свидетельством Веры, которое является ОБЯЗАННОСТЬЮ каждого христианина, как и защита Святынь!) И совсем не удивительно, что именно это уберегло людей от ошибки: Слово Истины и Веры спасает человека от гибели, если человек его принимает, об этом же весь Новый Завет говорит! (а не бабушка, хотя и имеющая жизненную мудрость и духовный опыт). И именно это мы с Вадимом (каждый по-своему) пытаемся Вам объяснить… P.S. А в мире с миром жить не надо, надо жить с Богом, и тогда все встанет на свои места!
Марина 7 июня 2012, 12:40
Игорю: Игорь! Извиняться Вам не за что: отвечая Вам, я сама задумываюсь над многими вопросами более глубоко, так, что и мне это на пользу. Как Вам уже писал Вадим, в ваших рассуждениях нет самого главного: в них нет места Промыслу Божию, как будто Господь в судьбе мира вовсе и не участвует. Вы пытаетесь присвоить человеку то, что совершает только Бог (то, есть на месте Бога у Вас оказался человек), а это глубокое заблуждение! Для христианина главная точка отсчета и в его жизни, и в жизни окружающего мира – это Господь. НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ БЕЗ ЕГО ВОЛИ! И самое главное и важное для ВСЕХ нас – это то, что Воля Божия в том, чтобы КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СПАССЯ! И как только человек это понимает, описанная Вами картина мира сразу меняется. Попробуйте сами взглянуть именно с этой точки зрения! Человек не может сам спасти не только других, но и себя: наше существо настолько искажено грехами (и первородным и нашими личными), что мы не в состоянии различать что добро, а что – зло: то, что нам кажется добрым и полезным, на самом деле приносит вред и наоборот. Опять же в свете вышесказанного, к Вере человека приводит САМ БОГ, но при условии, что сам человек этому не противится. А привести он его может разными способами: и через других людей, и через фильмы, и через книги, и через события в жизни.
игорь 6 июня 2012, 23:36
Что посеем,то и пожнём.Посеем с помощью всего арсенала СМИ в сердцах людских идею об 'успехе',и мир погибнет от жадности людской,ибо не будет в нём места ни щедрости ни милости.Посеем идею о жизни в постоянном удовольствии,и погибнет он ,как погибли Содом и Гомора,ибо ,если внушать ,что главное в жизни секс,что верность-пережиток прошлого,что измена-естественное состояние для супругов,что - аборт необходим,чтобы не плодить нищету,то погибнет не только семья,погибнет общественный институт семьи,как ячейки общества,как малой церкви.Если же попытаемся эти же самые средства направить на проповедь добра,человеколюбия,то спасём мы не мир,но спасём тех,кого ещё можно спасти.Несколько спасённых душ-по моему неплохой результат жизни.Посмотрите на проповеди нашего Патриарха-почти в каждой из них призыв к властителям дум нашего народа не усугублять положение,прекратить губить народ.О.Д.Смирнов прямо сказал-если бы к Останкино пришло тысяч 50 негодующих телезрителей, телесодомия закончилась бы.Почему же мы не требуем вернуть нравственность на ТВ?Неужели трудно государству вмешаться в интеррнетпространство, чтобы закрыть всю эту порногрязь?Всё можно сделать,было бы желание.Мир спасти не удастся,но души людские можно погубить и равнодушием.
Елена 6 июня 2012, 17:59
Уже доказано, что мы и наше поведение действует на наше окружение прямо или косвенно, сознательно и неосознано. Какое славный завет есть у Серафима Саровского: РАДОСТЬ МОЯ! НЕ ВРЕМЯ НАМ УНЫВАТЬ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! СТЯЖИ ДУХ МИРЕН И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТЬСЯ ТЫСЯЧИ! Вы понимаете, - ты сам - будь мирен - и тысячи спасуться! ТЫСЯЧИ - вокруг тебя!! Мир всем!
игорь р.Б. ВАДИМУ 6 июня 2012, 01:45
Вадим,после третьего прочтения Вашего комментария мне в голову пришла вот какая мысль-по Вашей логике,мы должны защищать Святыни[ с чем я не могу спорить],и оставить попытки спасти заблудшие души.Но ,скажите пожалуйста,а что для Господа дороже- Храм и другие Святыни или одна[ нет ,не спасённая,но приведённая в трепет] душа человеческая? И,почему Вы с Мариной считаете,что привести к Богу может только какое-то событие или житие Святых? Иногда бывает и беседы достаточно,что-бы человек задумался.Иногда простой худ.фильм способен перевернуть для человека весь мир.Один мой знакомый пришёл в Церковь после фильма 'Остров'.Не всё так просто.Если бы подобные статьи были широко доступны,то хоть 2-3 семьи удалось бы спасти,а это уже немало.Ещё раз- простите за назойливость,постараюсь исправиться и не лезть со своими глупостями к умным людям. ХРАНИ ВАС БОГ.А ,ЕСЛИ Я И СОГРЕШИЛ ЭТИМИ СВОИМИ СПОРАМИ,ТО МНЕ ВЕДЬ И ОТВЕЧАТЬ.О,если бы этот грех был единственным,а то ведь 'помирать не страшно,страшно перед Богом предстать.'
игорь МАРИНЕ и р.Б. ВАДИМУ 6 июня 2012, 01:10
Возлюбленные мои Марина и Вадим.Простите Бога ради,что мучаю вас . Но как жить в миру в мире с миром?Простой пример-аборт есть акт детоубийства.Многие воспринимают его как элементарный физиологический процесс.Так вот знаю по собственному опыту,иногда слова осуждения гораздо более эффективнее слов увещеваний.Одна пара захотела сделать аборт,сколько их ни увещевали ,они только смеялись,и тут появилась одна общая знакомая,посмотрела на них и сказала тихо,но твёрдо;'На суде вы оба ответите за невинно погубленную душу,и защитить вас там будет некому'.Вы ,знаете,подействовало.Эту старушку они до сих пор благодарят за ребёнка.Вот,пожалуйста,она совершила грех осуждения,и никто не знает,получит ли она наказание за него,но своим грехом она спасла жизнь.Многие ведь грешат по незнанию.Откуда они узнают о грехах и добродетелях в наш жестокий век.Они живут по законам мира и будут жить так не ведая что есть альтернатива.То,что мир не изменить,я знаю,но спасти хоть кого-то тоже стоит попробовать.Вы не судите меня строго,если можете простите,но молчать и смотреть тоже не могу.На этом сайте собрались наверное самые лучшие православные-пишу сиё потому что есть с чем и с кем сравнить.ХРАНИ ВАС ВСЕХ БОГ.
р.Б.Вадим = Игорю 5 июня 2012, 17:57
Вы пишите: «Мир изменить нельзя, а, следовательно, и не надо что-то менять». Не правильно! В который раз, еще и еще раз повторюсь (в надежде, что Вы услышите!) = не мир надо менять, а СЕБЯ в этом мире!!! Мир изменить НЕЛЬЗЯ! Себя изменить = МОЖНО, и должно!!! Очень надеюсь, что Вы это УСЛЫШИТЕ, и тогда все встанет на свои места. Насчет кощунниц в ХСС. Не меняя этот грешный мир, мы просто ОБЯЗАНЫ защищать Святыни, отстаивать наши Православные ценности, и защищать свою Веру, вплоть до мученичества! Мы же в Крещении дали Присягу Христу и стали воинами Церкви воинствующей! А воин не может оставаться в стороне от битвы, иначе он не защитник, а предатель! А противники наши – сатана и бесы его. Но НЕ ЛЮДИ, в которых сидят эти бесы, и заставляют их творить зло. Потому мы и идем на Стояния, на Крестные ходы под предводительством Церкви! Не сами собрались и пошли, нет. Овцы же не могут пойти и напасть на волка, нет нужен пастырь = Священник! А с ним всегда Господь = вот и победим, Силой Господа нашего Иисуса Христа! А не своими грехами и немощами… Коренное отличие Православия от католицизма = папская непогрешимость, что не может быть по определению. «ибо нет человека, который не грешил бы». (3Цар.8:46). А потому, во враче нуждается всякий! Даже старцы!!! Все статьи, книги и прочая = пишутся для нашего вразумления, и напоминания о цели нашей жизни. Чтобы от греха нас повернуть ко Господу, и Святой воли Его. Спаси нас, Господи.
Марина 5 июня 2012, 17:23
Игорю: (продолжение) P.S. Никто не говорит, что мы должны быть равнодушны к своему ближнему (а народ наш - это тоже наш ближний). Сам Господь говорит о 2 главных заповедях: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя..." Но в том то и дело, что не будет у нас истинной любви к ближнему, пока мы сами не научимся жить с Богом, по его заповедям! Все остальное будет лишь нашим мудрствованием, которое не только нас уведет от Бога, но и других может сбить с пути истинного. А если хотите разобраться более глубоко, могу посоветовать ПИК (http://pravkurs.ru/), мне он очень помог.
Марина 5 июня 2012, 17:01
Игорю: "Не получится спастись самому, если не попытаешься спасти чью-то заблудшую душу..." Спасает только Господь, а мы кто? И как мы можем кому-то помочь, если не очистим прежде свою душу от греха? Я тоже задавала себе Ваш вопрос в свое время, и ответ нашла у архимандрита Иоанна (Крестьянкина) : "Не беритесь учительствовать, это ведь козни того врага, который опекал Вас раньше и гнал от заблуждения к заблуждению. Теперь он придумал для Вас другую наживку, чтобы сбить со спасительного пути. Не учительствуйте. Помните: из какой бездны воззвал Вас Господь, и помните, что Ваш ум только и мог водить Вас по путям погибельным. Господь Вам не поручал спасать других, Он их сам спасет имиже весть путями." (http://www.ioann.org/pisma/molitva.html) Да, благодаря батюшке Иоанну многие пришли к Вере, но у него дар проповеди был от Бога, и он всю свою жизнь жил с Богом, по его заповедям! А чему мы можем кого-то научить, если сами на каждом шагу падаем? Поэтому (как Вадим уже сказал) начинать надо с себя. А сколько Господь отвел этому миру, не нам с Вами судить: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти."(Деяния 1:7) Храни Вас Господь!
игорь 5 июня 2012, 01:05
'Цель жизни христианина-царствие небесное',-согласен с Вами.Из Вашего комментария вытекает,-мир изменить нельзя,а следовательно и не надо что-то менять.Но,если так,если мы не должны стремиться к лучшему,то почему тогда нас так возмущают все эти акты кощунства,которые обрушились на нашу Церковь в последнее время? Можно ведь просто сказать ,что мир не изменить,что'всегда так было',зачем же появилась статья о семье,если всегда так было,и не является сам факт появления этой статьи,попыткой хоть как-то повлиять на умонастроение наших граждан? Я не спорю с Вами в целом,наши противоречия затрагивают лишь детали. Если следовать Вашей логике,то получается для спасения можно уйти куда-нибудь в тайгу,взять с собой духовную литературу,сидеть там,читать и ждать спасения.Не получится спастись самому,если не попытаешься спасти чью-то заблудшую душу,мы в ответе не только за себя ,но и за народ,в котором родился вырос и живёшь.Именно в этом коренное отличие Православия от скажем католицизма.Вы правы,мне не изменить мир,но ведь другие же не оставляют попыток- пишут душеспасительные книги и статьи,выступают с проповедями.Зачем? Что бы кого-то спасти,ибо духовно здоровые люди во враче не нуждаются.Спасибо Вам,что терпеливо доносите до меня неумного свои мысли ,я ведь не со зла спорю,просто многого не понимаю.
р.Б.Вадим = Игорю31 мая 2012, 18:01
И еще. В Ваших постах все время присутствуют нотки революционера, нужно что-то менять внешнее. Очень горько за этот мир, вот мы старые такие, а новые придут и будут другие. Зачем эта статья, если все погибло? И прочая-прочая… Вы совершенно не оставляете места Господу и Его Промыслу, и о мире сем, и о любимом Своем творении – Человеке. То, что стадо уменьшается не страшно! Вспоминаем Содом и Гоморру и праведного Лота. Я скажу Вам больше, что за прошедшие 2 тысячи лет НИЧЕГО не изменилось, и Господь НИЧЕГО нового не дал! Мало того, если бы нужно было менять этот мир, то Господь бы его и менял. Но, нет! «Царство мое не от мира сего!» Почитайте Даниила Сысоева Инструкция для бессмертных, там как раз об этом говорится, и объясняется, почему нам надо умереть и воскреснуть… Причем Воскресение – это самая главная цель и смысл нашей жизни!!! Мы верим в Христа, причем распятого! И если Господь не воскрес, то и Вера наша тщетна… Вы не правильно меня поняли. Ни я, ни Марина, не говорили, что ничего нельзя изменить. Изменить можно и должно, но не мир, а себя. Не надо переживать за весь мир, за всех людей – они сами пред Господом ответят, каждый за свое. И на Страшном Суде Господь нас спросит, не что ты изменил в мире сем, а что ты приобрел для своей Души? Что имеешь доброго и полезного, чтобы тебе отворить врата Царствия Небесного? Спаси нас, Господи!
Р.Б.Вадим = Игорю31 мая 2012, 14:39
Да, я прекрасно помню начало разговора-обсуждения, но не спора! Спора нет, мы просто делимся теми знаниями, которые дал нам Господь и святые Его. Да, волки никогда не насытятся. А если еще вспомнить бесов, то вообще караул… Но, Господь (Пастырь стада) не позволяет им своевольничать! Бес может войти, только если человек САМ его впустит, своими грехами. И беса мы победить НЕ МОЖЕМ, даже самого мелкого… У нас нет Благодати, которая жжет беса = она дается только Господом. НО!!! Это не значит, что надо опускать руки и впадать в уныние (Смертный грех, кстати), - все равно все умрем… Ну, для начала, умрет только наше бренное тело, которое и должно умереть. Безсмерная же Душа не умрет, но будет жить в том Горнем мире. А вот как она будет жить, зависит от нашей нынешней жизни, какие качества Души мы приобретем здесь, на земле. Наоборот, надо всеми силами спасать свою Безсмертную душу, и уповать на Бога. «Господь Своих не оставит!» Я же уже писал Вам, что цель жизни христианина – Царствие небесное! А не эта привременная жизнь, которая скоро закончится. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.»(Откр.21:1) И Господь Сам говорит: «…отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».(Матф.16:24) Куда следовать? На крест конечно!!! Господь, своею жизнью на земле, САМ показал пример нашей жизни! Поэтому, еще раз повторюсь – не горевать о мире сем, и не мир надо менять, а себя!!! Спаси нас, Господи!
игорь Р.Б. ВАДИМУ30 мая 2012, 17:44
Если Вы помните,спор наш начался с моего вопроса-где же эти самые счастливые семьи? Если исходить из Вашего взгляда-'Человек -есть овца в стаде Божьем',то уж простите меня,стадо это уменьшается с каждым годом,ибо волки никогда не насытятся.Я хорошо понимаю,что любое усилие хоть что-то изменить тщетно-здесь Вы и Марина[да и сама жизнь] меня полностью убедили,но тем не менее горечь осознания этого факта сама по себе приводит к полной расслабленности-зачем напрягаться,если волки всё-равно всех сожрут?Мы-люди ,старых взглядов на Веру вымираем,придут другие,они тоже будут клясться в верности Христу,но они будут уже другие,у них будет уже другой взгляд на заповеди,на жизнь,на семью-у них всё будет по-другому,но тогда зачем появилась эта статья?Зачем говорить о том,что обречено? Ведь совершенно понятно,что уже сегодня семейная модель муж-жена-дети многим кажется анофронизмом,а завтра и вовсе отомрёт.Общество наше движется по европейскому пути,а там уже всё по другому.И затормозить это сползание мы не в силах.Тогда не надо бороться со злом вообще,зачем,если законы общественной эволюции неумолимы?Конечно,вы с Мариной правы-изменить уже ничего нельзя,но как-же горько от этой правды.
р.Б.Вадим28 мая 2012, 15:37
р.Б.Вадим = Игорю (продолжение) Вам правильно Марина привела слова святителя Игнатия Брянчанинова: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его." И еще. Миряне - это овцы стада, а у стада есть «пастырь добрый, полагающий душу свою за овцы своя». А еще есть козлищи и волки злые, хотящие стадо расхитить. Как будет выглядеть овца, объясняющая волку, что он не прав? Вот примерно это Вы и пытаетесь сделать… Вот Вы говорили, что были на Молебне-стоянии у Храма Христа Спасителя = это очень хорошо! Вот это и есть наш протест, наша борьба с князем мира сего. Когда Вы один боретесь, Ваш голос глохнет в хоре протестующих Вам. Но, когда Ваш голос звучит на Крестном ходе, да под предводительством Церкви и Священников = это совсем другое действие, и по силе, и по значимости! И уже не скажут, это Вася Пупкин протестует, нет. Скажут - Православная Церковь протестует!!! А Церковь – есть тело Христово, и врата ада не одолеют ее. Так что устоим, и не погибнем, яко с нами Бог!
ИГОРЬ МАРИНЕ24 мая 2012, 01:51
Марина,cпасибо,что не во гневе доказываете свою правоту.Может быть мы с Вами даже встречались на стоянии-я там тоже был.Но понимаете,сегодня в одной газете прочитал интервью одного артиста,где он рассказывает как изменял и изменяет жене,и делает сиё с чистой совестью,т.к. все так делают.Ну,ладно грешен человек,не нам его судить,но зачем свой грех преподносить как норму.Если он со страниц газет говорит подобное,то слова его многие воспримут как руководство к действию,поскольку он человек публичный.Значит,что-бы противостоять этому злу необходимо всеми возможными средствами организовывать пропаганду семьи[извините ,не люблю этого слова-пропаганда- но другого не подобрал]Понимаете,они с таким успехом скоро возведут ювеналку в норму,по части пропаганды аморальщины им равных нет,и первыми пострадают от неё именно мы-православные,т.к. мы с их точки зрения не воспитываем своих детей 'в духе прогрессивных идей либерализма'.Мы не должны безропотно сдавать Богом данный образ настоящей семьи.Если мы правы,то Господь нам поможет.Хватит уже безропотно смотреть ,как дьявол смеётся-пора грех назвать грехом.Мы будем правы т.к. сказано это самим ХРИСТОМ.
Марина23 мая 2012, 14:18
Игорю Игорь, я не в коем случае Вас не обличаю, просто делюсь своим опытом. Смотреть на то, что происходит, любому нормальному человеку больно, я не исключение. И я не говорю, что надо прятать голову в песок и ничего не делать (кстати, против ювенальной юстиции собирают подписи на сайте, на главной странице есть ссылка). Молитва с верой имеет огромную силу, особенно если это молитва сразу многих людей, пример тому - молитвенное стояние у Храма Христа Спасителя. Кстати народ, пришедший туда, пришел постоять за Веру и показать свой протест против происходящего в стране (я там была, видела своими глазами и слышала, о чем люди говорили). Поэтому говорить, что православные "безропотно смотрят" на приближающуюся катострофу, на мой взгляд, несправедливо. Мне не совсем понятно, как Вы предлагаете проивостоять происходящему: только на словах пытаясь обьяснить людям, что они живут неправильно? Вас вряд ли многие послушают, скорее всего скажут "не суди" (хотя мы и должны любить грешника, но ненавидеть грех, как объяснить человеку, что он неправ, не осудив его? Мне на этот вопрос ответить сложно.) Но в моей жизни много примеров, когда слова воспринимались агрессивно, а вот собственный пример действовал на человека и очень сильно, поэтому я Вам об этом и написала. Храни Вас Господь!
игорь ТАТЬЯНЕ18 мая 2012, 13:29
Мне кажется,мы неправильно понимаем постулат о смирении-смиряться нужно перед Богом,а не перед человеком.Мы не должны безропотно взирать,как грех пожирает нас.Если либералы предлагают свою модель жизни,то православные просто обязаны предложить альтернативу.Вот это по моему и будет честно и без обмана.Если современное общество погрязло во лжи ,то мы должны показать ему правду.И не надо говорить,что это нереально,изменить что-то.Под лежачий камень вода не течёт.Если сегодня ничего не делать,то завтра уже некому будет что-то делать.Если бы называли всё своими именами-добро добром,зло злом,то и обмана не было бы-не стало бы пространства для самооправдания.Кто автор приведённого Вами афоризма?Лично я вычитал его у Ричарда Бака,но Вы же понимаете-афоризмы такая штука,что невозможно определить где авторство,а где плагиат.
игорь ТАТЬЯНЕ17 мая 2012, 17:53
Лично я слышал,что эту фразу сказал РИЧАРД БАК.Но не понял зачем Вам это?Что сиё меняет в сути этого спора?Это современные психологи оправдывают своё существование какими-то изысканиями- мол мысль рождает действительность.Если повторять халва несколько раз,во рту слаще не станет.Внушить себе что-то можно,но вот это-то и будет обман.
игорь ТАТЬЯНЕ17 мая 2012, 14:11
Осуждать любой грех,не значит быть самому таким-любой грех преступление против Закона Божьего.Я УСТАЛ УЖЕ ПОВТОРЯТЬ-НЕНАВИЖУ ОБМАН,И ,ЕСЛИ В ОБЩЕСТВЕ ИДЁТ РАЗРУШЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ,ТО ОБ ЭТОМ НУЖНО ГОВОРИТЬ,ДЛЯ ТОГО ХОТЯ БЫ ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОПЫТАЛИСЬ ОБЪЕКТИВНО ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ,А ВОВСЕ НЕ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ КОГО-ТО ОСУДИТЬ.Я вижу эту проблему,и считаю нужным её обсуждать,а не прятать голову в песок.Ведь,не осуждается же о.ИЛЛАРИОН,говорящий об этом прямо,и обличающий государство за его антисемейную политику.Он,что тоже подвержен греху?В обществе наметилось подмена понятий-семьёй называются союзы,под эту категорию никак не подпадающие.Например,измена уже не преступление против супруга-'ну подумаешь погулял[а],разве сиё главное в семейной жизни?'.Нарушен уже божий замысел семейного союза.Тут ведь дело не в том,каким взглядом смотреть на проблему,а в самой проблеме-многие просто не знают ,что поступают плохо.И потом- когда я говорю о разрушении семьи многие приводят заповедь 'не судите',но не является ли грехом то,что'мнгогие' осудили меня за 'это'? Ну не будем об этом говорить,и проблемы не будет?Завтра сатанисты придут за нашими детьми,а мы опять голову в песок?
Татьяна17 мая 2012, 10:46
Спаси Господи Вас всех.Наша жизнь современная и реальная построена на выгоде - обмане -первый грех грехов современности. Обманываем самих себя. Нет искренности честности.Сейчас многое делается на публику. Хочу задать вопрос Игорю. Фраза:"подобное притягивает подобное..." где вы читали и кто автор?
игорь ВАДИМУ И МАРИНЕ16 мая 2012, 18:38
Возлюбленные мои,ВАДИМ и МАРИНА,не во гневе обличаете меня,и за это вам спасибо.Но разве ж я не прав?Если Патриарх обличает духовное состояние нашего общества,его безнравственность,то что'вы хотите от такого грешника как я?Разве не нравственное падение общества привело к катастрофе начала века 20-го? И ,что нам теперь безропотно смотреть,как приближается катастрофа века 21-го? И неужели именно в этом заключается христианское смирение? Не попытаться дать бой злу,а просто ждать?Не является ли такая позиция проявлением своего рода гордыни-мы,мол,,такие хорошие,сидим молимся,а мир пусть гибнет,и нет нам никакого дела до него.? Я ведь не спорю с вами,наверное вы правы.Но неужели сказать миру о неправильности ,есть грех?Ну смолчим мы,завтра нам навяжут ювеналку,и под предлогом того,что мы воспитываем своих детей в духе'отрицания либеральных ценностей', начнут их отбирать.А мы будем просто молиться и не сопротивляться?Я не знаю,но по-моему сиё будет не Православием,а толстовство с его непротивлением. А такое будет,если учесть с какой яростью они разрушают ячейку общества - семью.Значит,и дальше будут 'стараться'.И куда нам тогда податься-в катокомбы?Вы простите меня и не сердитесь,но наболело.
Марина16 мая 2012, 15:02
Игорю (продолжение): А по поводу давления на власть: ЗАСТАВИТЬ человека делать добро невозможно, но нужно и должно высказывать свою позицию по поводу происходящего в стране и последовательно ее отстаивать, что РПЦ и делает (один из примеров, это то, что у нас пока нет ювеналки во всей ее красе). Просто стоит еще вспомнить, что Церковь – это и каждый из нас, православных, и Россия состоит из всех ее граждан, и каждый из нас – это ее часть. Не можете принять ту идеологию, которую нам навязывают, ну и хорошо – не живите так сами, а другие на вас посмотрят, глядишь - тоже свою жизнь менять потихоньку станут. Да, «белой вороной» быть трудно, но другого пути у нас нет, и чем больше будет у нас таких «белых ворон», тем больше шансов у России выжить! (Кстати, пример на тему развала страны: у нас в деревне рядом с дачей народу надоело смотреть на общий развал и бездействие власти, они решили скинуться всеми дворами и провести газ, дальше в планах – отремонтировать дорогу, а до этого всем миром храм восстанавливали, так, что кто не хочет участвовать в общем развале, тот и не участвует.)
Марина16 мая 2012, 15:02
Игорю: А что Вас удивляет в том, что проблемой семьи озабочена только православная часть общества? – Она - носительница христианских ценностей (а в основе любой семьи лежат именно они, даже если семью нельзя назвать христианской), а мир сейчас антихристианский. Распад семьи и уничтожение традиционных государств - это часть надгосударственной политики и нам этот процесс не остановить: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его." святитель Игнатий Брянчанинов. Я понимаю, что осознавать это больно и принять трудно: сама думала как Вы несколько лет назад до прихода к вере, но понять это надо. За монастырской стеной не спрячешься – мир сам в монастырь придет, нравится это или нет. Да и Церковь наша не призывает православных прятаться за стенами, наоборот говорит, что мы должны жить в миру, но по-христиански. Вам уже приводили слова преподобного Серафима Саровского «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», из своего жизненного опыта могу сказать – это действительно так: как только сам человек начинает меняться в лучшую сторону, и мир вокруг него меняется.
р.Б.Вадим = Игорю (продолжение)16 мая 2012, 00:40
Вы пишите: «давайте скажем прямо - развод греховен». Так это уже давно сказал Сам Господь, в Своих Заповедях = Заповедь №7 - Не сотвори прелюбы! (не прелюбодействуй!) Почитайте 10zapovedei = там каждая заповедь очень подробно разбирается, со всеми сопутствующими грехами… И еще слова Библии: «…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.(Матф.19:5-6)» И таких мест в Библии превеликое множество… Что касается мира-государства-тв-сми - ну а что Вы хотели? Государство у нас светское (читай - атеистическое), Церковь от государства отделена… Причем Православных (воцерковленных), в лучшем случае 10-12%, или один из десяти! Вы собираетесь ДЕВЯТИ человекам доказывать, что они не правы??? Что-то требовать и менять можно только от себя, и в себе. Ну, и еще молиться Богу о вразумлении наших правителей. И не забываем, что Христос говорил: «Царство мое не от мира сего!!!» Посему и готовим свою безсмертную душу к жизни в том, Вечном Мире, а не исправляем грехи сего временного мира. Наша цель - Царствие Небесное, небесный град Иерусалим. Спаси нас всех, Господи!!!
р.Б.Вадим = Игорю16 мая 2012, 00:36
Раз Вы «очень хотите увидеть что-то другое», то еще раз повторюсь – надо менять себя, надо что-то изменить в себе, чтобы Ваш взгляд изменился. Да, мир лежит во грехе – это не новость! И чем дальше, тем будет хуже… Об этом все Святые говорят. Последние времена, сатана тоже торопится, скоро приидет Христос, надо успеть развратить, как можно больше людей, погубить их Безсмертные Души. Чтобы Христу ничего не досталось… А семья – это малая Церковь, и ее погубить – это первейшая забота сатаны. Что мы ныне и наблюдаем во всей красе… И все эти «любовники-любовницы и «гражданские браки» - суть грех блуда и прелюбодеяния – смею напомнить СМЕРТНЫЕ грехи! Но, не нам судить эти заблудшие души – им самим отвечать пред Господом! Нам же надо спасать свою Безсмертную душу, чтобы потом не пойти в погибель, «в озеро огненное, горящее серою. Откр.19:20», уготованное сатане и ангелам его.
игорь15 мая 2012, 14:34
Ещё раз всем спасибо.Бог свидетель,легче стало.Но проблема осталась,и заключается она по моему в том,что этой проблемой озабочена только православная часть общества- на уровне светского государства распад семьи рассматривается как обыденность,никто даже не задумывается о той бездне,в которую погружается наше общество.Нас учат плохими примерами из светской хроники,а длительные настоящие браки если и показывают ,то как некий пережиток 'давно минувших дней'.Если учесть,что большинство СМИ всё-таки контролируется государством, то можно сделать вывод -распад самого института семьи,есть часть государственной политики.Нас воспитывают именно так- живи для себя,люби прежде всего самого себя,люби другого по остаточному принципу.Можно сказать- жить надо только по православному,но ведь все мы за монастырской стеной спрятаться не можем,приходится и в мир выходить.Значит,православная часть общества должна начать давление на светские власти,пора наконец их и к совести призвать,пока есть ещё что спасать.
Лиза14 мая 2012, 23:06
Вам правильно посоветовали "измени себя". На моём примере это очень хорошо сработало. Первый брак был ужасен. Муж блудил и я в ответ. Муж сквернословил и я в ответ. Все пороки какие только возможны у нас присутствовали. Я никогда ни в чём не уступала, даже в зарплате мне приносило удовольствие получать больше, чем муж. Потом я встретила второго мужа, он меня привёл в Православие. Батюшка достучался до моего больного сознания и я поняла, какая должна быть супруга, что бы брак был счастливый. Со вторым супругом мы вместе много лет и моя семья относится к списку счастливых. Я научилась в первую очередь жить для ближнего, а потом только для себя и это всё возвращается мне сторицей. В семье покой, любовь, уважение, мы живём каждой клеточкой своего организма друг для друга, и также воспитываем своих деток.
гость14 мая 2012, 19:08
"Состояние христианских семейств имеет важное значение и для Церкви. Добрые и благочестивые семейства составляют необходимое условие ее благостояния. Добродетельные христианские супруги, родители и дети, принимая от Церкви благодатные дары и освящение, развивают их в семейной жизни и в свою очередь приносят с собой в общество верующих плоды добродетели и совершенства." Люди добрые, не льстите себе, не приукрашайте действительность! Как ни крути, а семей, подпадающих под это определение, ничтожно мало. Игорь несколько сгустил краски, говоря, что "все давно погибло". Пока еще не погибло, но к сожалению гибнет. Т.е. есть, конечно, добрые и благочестивые семейства, но это редкостная редкость в наше время. Иногда встречаются просто хорошие семьи, но увы! благочестивыми, истинно христианскими, их не назовешь. Мой комментарий относится к семьям мирян, не священников.
игорь р.Б.ВАДИМУ14 мая 2012, 18:26
Да,я так вижу мир,вернее мир сам лезет мне в глаза именно в таком безобразном виде, поэтому и написал,что очень хочу увидеть что-то другое.Скажите,а если я написал-бы,что институт семьи не разрушается,сиё было бы правильно?Ведь об этом уже вовсю заговорили сами наши иеархи,у них тоже искажённый взгляд? Да и священники случается разводятся.Но Вы правы,грех остаётся грехом,вот и давайте скажем прямо-развод греховен,каким взглядом на него не посмотри[бывают особые случаи,но они исключения из правила,о которых Церковь уже высказалась]/За Ваши рекомендации спасибо,обязательно поищу.Храни Вас и всех нас Бог.
игорь ТАТЬЯНЕ14 мая 2012, 18:05
Рад за Вас,удачи Вам и Вашему мужу.Пусть у вас всё будет хорошо.
игорь СВЕТЛАНЕ14 мая 2012, 18:01
Я это знаю,но других знакомых у меня нет,пытаюсь опровергать самого себя с помощью Тв -там ещё хуже.Я так понимаю,они[телевизионщики] видят свою миссию только в обнажении язв общества,но обнажать язвы ,совсем не значит их лечить.Посмотрите передачи типа 'Понять простить', там Вам расскажут как развестись,но совсем не как сохранить семью.По этому же принципу действуют большинство психологов-сам жертва таких.Извините.
Марина14 мая 2012, 17:42
Игорю: Мы с мужем в браке 12 лет. Да, в жизни были ошибки, многое человек понимает, пройдя через боль, и до идеала семьи в Древней Христианской Церкви нам далеко, на самое главное - любовь, умение и желание жертвовать собой ради другого, терпение, желание изменить себя ради того, чтобы другому человеку было хорошо рядом с тобой у нас есть! Моя подруга в браке живет 24 года, у них хорошая семья. Однокурсники - с института вместе (18 лет), жизнь у них трудная, но семья отличная. Да время трудное, но если у человека есть желание создать настоящую семью, оно ему не помеха, просто надо понимать: семья - это труд и труд тяжелый, но это и большая радость! А для того, чтобы семья была христианской, надо прежде всего самому становиться настоящим христианином и быть примером для своих близких (впрочем, об этом здесь уже сказали). Спаси Вас Господи!
р.Б.Вадим = Игорю (продолжение)14 мая 2012, 16:06
Что же касается того, что «все вокруг… по 3-4 раза замужем» - то апостасия однако, последние времена мира сего… Но, от этого Грех, не перестает быть грехом, и на этих заблудших равняться не надо. «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят.(от Луки 17:1)» Для познания сего вопроса, очень бы Вам советовал послушать-почитать следующее: Фильм о телегонии «Код мужчины. Зачатие вне закона, 2009» А.Е.Авдеенко «Как правильно выйти замуж» Монахиня Нина (Крыгина) «Беседы о семье» Священник Илия Шугаев «Секреты семейного счастья» Это можете найти в Интернете, на трекерах Спаси нас всех, Господи!!!
р.Б.Вадим = Игорю14 мая 2012, 15:17
Опровергать Вашу точку зрения нет никакого смысла! Вы ТАК видите этот мир. Ведь я не зря привел эту притчу, про старца у врат града… Поэтому, и надо менять точку Вашего зрения, посмотреть под другим углом. А для этого надо изменить себя – другого пути просто нет! А “изменить себя” в Православии называется Покаяние, одно из семи Таинств Церкви. Хотите примеров – их есть у меня :-) Семья любого православного священника! Вот образец достойный подражания. Я могу привести еще массу примеров, но, они ведь Вас все равно не убедят. Поэтому древние и говорили: “Измени СЕБЯ - и мир вокруг тебя изменится!!!” А святой преподобный Серафим Саровский говорил так: “Спаси себя, и тысячи вокруг тебя спасутся!” А вот себя менять очень тяжело и больно, потому-то многие и стоят на месте… Спаси нас всех, Господи!!!
Татьяна14 мая 2012, 12:38
Игорю: Я являюсь счастливым обладателем чудеснейшего мужа и радуюсь, что у нас такая хорошая семья. В браке 10 лет. И среди наших знакомых таких семей предостаточно. Так что, Игорь, Вы где-то не там ищете.
Светлана14 мая 2012, 09:38
игорю: не судите всех по своим близким и по себе...
игорь Р.Б. ВАДИМУ13 мая 2012, 18:03
Вы правы,каждый пишет как он дышит.Но примеры-то опровергающие мою 'НЕПРАВИЛЬНУЮ' точку зрения где?Я же написал,хочу чтобы моя точка зрения была опровергнута.Ведь, нельзя же на полном серьёзе называть счастливой семьёй брачный союз сроком на 5-7 лет,а именно столько живут в браке наши современники.А потом развод,и 'новый счастливый брак' до развода и так до конца жизни.Если бы продолжительность жизни была бы побольше,то и колличество браков была побольше среднестатистических трёх-четырёх.И где же здесь семейные ценности? А уж про любовниц и любовников и говорить не приходится-сиё уже обязательный атрибут,который стал столь привычным,что в глазах людей уже и пороком не считается.И ЧТО ЭТО ТОЖЕ ПЛОД МОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ[ИСКАЖЁННОГО ВОСПРИЯТИЯ]?
Jana12 мая 2012, 22:57
Христос Воскресе! Все-таки, есть такие семьи. Могу привести пример личного знакомства- семья одного священника из провинции. Прихожане (кстати, их довольно много) стараются проводить жизнь так же. Стремление есть, а это ведь очень важно.
р.Б.Вадим12 мая 2012, 22:15
[b]Игорю[/b] Есть такая притча: около города сидел старец. Подошел к нему путник и спросил, хороший ли это город. В ответ старец спросил его, какие люди были в том городе, откуда он пришел. Путник ответил, что плохие. "И здесь ты встретишь плохих людей". Путник, услышав это, ушёл. После этого к старцу подошел другой путник и тоже спросил его, каков этот город. Старец и его спросил, какими были люди в городе, откуда он ушел. Путник ответил, что хорошими. "И здесь ты встретишь хороших людей",-ответил старец. Всё это время рядом с ним стоял молодой сосед, и он спросил старца: "Почему ты об одном и том же городе сказал им разные вещи?" И старец ответил: "Первый путник встречал только плохих людей в том городе, потому что видел только таких. Таких же он встретил бы и в этом городе. А второй видел только хороших людей, и в этом городе он встретил бы хороших людей". Вывод: Каждый видит только то, что знает. Или другими словами: подобное притягивает подобное... Поэтому, надо менять себя - и мир вокруг изменится, и Вы увидите эти добрые и хорошие семьи! Спаси Вас Господи!
игорь12 мая 2012, 13:35
Где ж они,такие семьи?Покажите,докажите мне мою неправоту,буду только рад быть посрамлённым за своё неверие.Всё давно погибло.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×