Память 4 / 17 июля
После частых набегов пиратов Афины превратились к тому времени в небольшой городок, где народ жил в нищете как материальной, так и духовной. Святой Михаил начал с преобразований в среде духовенства. Он получил от императора податные послабления, что сделало его любимым в народе. Он жестко обличал местную знать за алчность и равнодушие к интересам провинции.
В 1204 году состоялся Четвертый крестовый поход, приведший в конце концов к распаду Византийской империи. Архонт Коринфа и Арголиды Лев Сгур воспользовался этим и перенес свою резиденцию в Афины. Тогда митрополит встал во главе сопротивления на Акрополе, однако так и не смог помешать сожжению остальной части города. Через некоторое время столица была захвачена крестоносцами, Афины стали главным городом герцогства, зависимого от короля Фессалоники Бонифация Монферратского. Святому Михаилу препятствовали в пастырском служении, поэтому он вынужден был отправиться в изгнание.
Долго скитаясь, он отклонил предложение императора Феодора Ласкариса переехать к нему в Никею и наконец поселился на острове Кея в Кикладском архипелаге (1207). Из ссылки он продолжал следить за тем, как идут дела в Афинской Церкви, и ободрять народ своими посланиями. Здоровье митрополита слабело, и он удалился в Предтеченский монастырь в Будонице близ Фермопил (1217). При этом он едва спасся от франкских баронов, подозревавших его в пособничестве их врагам. Вскоре в этом монастыре святой Михаил отошел ко Господу (1222). Почти сразу же он стал почитаться по всей Аттике.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря