Память 6/19 апреля
Святые мученики Самофракийские: Мануил, Георгий, Феодор, Георгий и Михаил |
После греческого восстания 1821 года на население обрушились репрессии. Особенно жестокими они были в Тарсе и на острове Самофракия: турки повсюду убивали людей, которые отказывались отречься от веры, и уводили в рабство женщин и детей.
Именно тогда Михаил, человек зрелых лет, родом с Кипра, после двух пыток совершил отступничество. Мануил, Феодор, Георгий и Георгий, бывшие еще детьми, были проданы в рабство и принуждены принять ислам. Когда воцарился мир, они смогли вновь поселиться на Самофракии и вернулись в лоно Церкви. Получив известие об их обращении, турецкие власти на острове прибегли к угрозам, однако оставили их на свободе за огромный выкуп. Так как этот выкуп с них требовали при каждой перемене светского правителя (аги) или судьи по вопросам веры (кади), епископ Траянополя, спросив совета у патриарха, посоветовал им бежать на освобожденную греческую территорию. Но мужественные христиане, уподобляясь древним мученикам, отказались, утверждая, что они предпочитают кровью засвидетельствовать свою веру во Христа.
Новый кади разместился в Макрисе, городке, расположенном на морском берегу напротив острова Самофракия. Он, вызвав к себе святых, дружески посоветовал не отрекаться от мусульманской веры, которую они некогда приняли. Христиане, однако, ответили, что, хотя в детстве и совершили ошибку, но позднее осознали, в чем заключается истинное благо для них, и, возвратившись к вере отцов, теперь готовы отдать за нее жизнь. Отправив их в тюрьму, кади вызвал к себе епископа. Судья подозревал, что предстоятель вдохновил христиан на этот поступок, и потому спросил, как ему поступить с непокорными. Епископ ответил, что ничего не знал об этом деле, и святые были отпущены за большую сумму денег.
Некоторое время спустя новый ага, родом албанец, человек жестокий и полный ненависти к христианам, прибыл в эту местность и отправился на Самофракию, чтобы провести расследование, ибо местные турки донесли ему об отступничестве прежних мусульман. Он заключил их в тюрьму в Макрисе в первый день рамадана, а затем допросил. Так как мученики оставались непреклонны, власти города пришли в бешенство и приказали подвесить их на цепи с вывернутыми назад руками, а на ноги надеть деревянные колодки.
Несмотря на страдания, они ободряли друг друга, чтобы всем вместе одержать победу в этой брани. Сельский священник добровольно сел в тюрьму под предлогом неуплаты налога, чтобы иметь возможность укреплять мучеников Святым Причастием.
Через три дня ага велел привести Мануила и предложил ему отречься только на словах и прожить оставшуюся жизнь христианином. Но Мануил ответил, что готов скорее умереть в мучениях, чем снова отречься от Спасителя. Он с жаром обличал басни и несуразности Корана, поскольку выучил арабский язык и грамоту, когда был в плену в Египте. 23 дня, пока их дело разбиралось тайным советником султана Махмуда, святые стойко переносили плохое обращение. В конце этого срока они услышали смертный приговор: их должны были бросить на доски с торчащими из них гвоздями.
В понедельник Фоминой недели, 6 апреля 1835 года, Михаила привели на базарную площадь. Он с такой твердостью исповедал веру, что турки, набросившись, разорвали его на куски, когда он читал молитву. Другие святые, приведенные на место казни, увидели останки Михаила, лежащие на дороге, и не устрашились, но еще более преисполнились мужества. Георгий и Феодор были повешены, а Мануил брошен на доску с торчащими из нее гвоздями и сразу же скончался.
Когда же очередь дошла до другого Георгия, гвозди погнулись, даже не поцарапав его, как будто они были сделаны из мягкого материала. Обратились к кузнецу, чтобы распрямить их, а затем палач вновь поверг святого на орудие казни и ногой прижал его тело к гвоздям. Святой Георгий пролежал на доске сутки, испытывая страшные мучения. Люди смачивали одежду в его крови – она приносила исцеление и туркам, и христианам. Так как был дан приказ уничтожить тела святых, палач, видя, что Георгий еще жив, отрубил ему голову мечом. Христиане пошли на нарушение закона и благочестиво погребли тела пяти мучеников[1]. Вскоре после этого Господь покарал их мучителей и всех виновных.
[1] Эти святые почитаются местно на Самофракии.В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.