Приводим предисловие книги.
«Кланяться современным богам не буду»
Священномученик Андроник (в миру Владимир Александрович Никольский) родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского. Александр Георгиевич Никольский стал служить псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево с 1867 года, когда ему исполнился двадцать один год. Его отец, Георгий Гаврилович Никольский, был священником села Княжево Мышкинского уезда. В 1885 году Владимир окончил Угличское духовное училище, в 1891 году — Ярославскую духовную семинарию, в том же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1895 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении». 1 августа 1893 года пострижен в монашество с именем Андроник, 6 августа 1893 года рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1895 года — во иеромонаха. В 1895 году назначен помощником инспектора Кутаисской духовной семинарии, в августе следующего года — преподавателем гомилетики Александровской миссионерской духовной семинарии в Ардоне на Северном Кавказе, затем ее инспектором. Семинария имела высокий авторитет среди крестьян-осетин, в 1896 году желавших учиться в ней было во много раз больше, чем она могла принять. 20 марта 1897 года определением Святейшего Синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» отец Андроник был возведен в звание соборного иеромонаха московского Донского монастыря. В сентябре 1897 года назначен миссионером в Японию.
Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Северную Америку вместе с архимандритом Сергием (Страгородским, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), также назначенным в Миссию, отец Андроник знакомился с современным состоянием христианства — католицизма и Православия, посетил древние христианские святыни — катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея. Отец Андроник впоследствии писал, что молитва у мест, освященных кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви — сделать так, чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас».
По приезде в Японию отец Андроник близко познакомился с жизнью православных общин. Немногочисленная японская паства, исповедовавшая христианство среди миллионов язычников, поразила отца Андроника простотой и глубиной веры. Впоследствии отец Андроник, вспоминая год, проведенный в Японии, признавался, что нести служение среди такого народа было для него большим счастьем. Напряженная деятельность и неблагоприятный климат привели к расстройству здоровья, и в 1899 году отец Андроник вернулся в Александровскую духовную семинарию. По возведении в сан архимандрита 5 марта 1899 года он был назначен ректором семинарии. 6 мая 1901 года награжден орденом Святой Анны 2-й степени. 18 октября 1901 года по ходатайству епископа Уфимского Антония (Храповицкого) был переведен ректором в Уфимскую духовную семинарию, в 1902 году стал благочинным монастырей Уфимской епархии. В мае 1905 года за заслуги в воспитании юношества награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
13 октября 1906 года архимандрит Андроник был хиротонисан во епископа Киотского и назначен помощником святого равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского. Приехав в город Осака, владыка Андроник нашел православную общину в плачевном состоянии. Храм посещало не более 10 человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. Свое служение епископ Андроник начал с того, что каждый вечер в будние дни посещал дома прихожан, знакомился с их семьями, беседовал, проповедовал, узнавал их нужды. За время служения владыки Андроника в Японии число людей, посещавших храм, значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор. Вновь миссионерские труды в неблагоприятном для владыки Андроника климате привели к ухудшению здоровья. 5 июля 1907 года Святейшим Синодом ему был предоставлен отпуск.
С ноября 1907 года по 14 марта 1908 года епископ Андроник временно управлял Холмской епархией в отсутствие избранного в Государственную Думу архиепископа Евлогия (Георгиевского), затем был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Объехал все храмы, входящие в Тихвинское викариатство, за один только сентябрь 1908 года посетил 22 сельские церкви в Крестецком, Боровичском и Валдайском уездах, служил, проповедовал и беседовал с людьми. 8 марта 1913 года владыка Андроник был переведен на Омскую и Павлодарскую кафедру. В Омске организовал миссионерские курсы для духовенства трех сибирских епархий. Убеждал духовенство в необходимости поездок священнослужителей в деревни, расположенные далеко от храмов, для совершения исповеди и причащения.
13 апреля 1914 года епископ Андроник был переведен на Пермскую кафедру. Годы служения владыки Андроника стали временем подъема церковной жизни в епархии. Было построено несколько храмов, в том числе величественный собор Белогорского монастыря; архиерей регулярно объезжал храмы епархии. Организовывались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне в Перми начались занятия миссионерского и народного певческого кружков; была собрана хорошая епархиальная библиотека. Во всех храмах Перми служились акафисты, по окончании которых проводились беседы. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся — бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.
В книге «Письма архиерея к иереям» епископ Андроник советовал пастырям Пермской епархии не ограничиваться богослужениями в храмах, но служить и в отдаленных поселках, «чтобы все имели возможность помолиться. Смотря по местным условиям, можно в одном поселке совершить с вечера бдение, а в селе с утра другое бдение и обедню. Вечером же съездить в другой поселок и совершить там вечерню или акафист с беседою». Приходским священникам владыка рекомендовал ввести в храмах общенародное пение, начать с общеизвестных молитв, стремясь к тому, чтобы все богослужебные песнопения вместе с канонархом исполняли сами прихожане. «Таким путем и в жизнь пойдут церковные песнопения... и теперь они вытеснят собою все грязные, расплодившиеся в народе песни мирские; научат и благоговению в самом поведении». Владыка Андроник советовал пастырям не ограничиваться проповедью за литургией, но проповедовать и за другими богослужениями, устраивать богослужебные чтения и беседы в храмах, школах с хоровым исполнением духовных песнопений. Большое значение он придавал кружкам ревнителей благочестия, в которых видел помощников пастырям в христианском воспитании народа, устраивал паломничества к святым местам.
Епископ Андроник одевался просто, никогда не носил ни шелковых ряс, ни орденов, которыми был награжден, все личные средства раздавал неимущим. Накануне дня совершения литургии почти всю ночь проводил в молитве.
Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев, владыка Андроник способствовал организации в Пермской губернии единоверческих приходов. Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями владыки в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, литургию в единоверческом храме совершал по Служебнику XVI века сам епископ.
В 1916 году в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера А. Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о современном состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, которые затем разбирались на лекциях.
Епископ Андроник считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам современной общественной жизни, высказывал императору Николаю II свое негативное отношение к некоторым сторонам государственной политики, резко отрицательно относился к Г. Е. Распутину, который боялся владыки. В годы Первой мировой войны епископ Андроник принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с октября 1915 года в пермский лазарет; предписал ввести во всех монастырях Пермской епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов; благословил всем женским монастырям епархии выделить по два человека для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки.
После Февральской революции 1917 года, в марте, Пермский исполнительный комитет послал телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, владыка Андроник отправил обер-прокурору протест. Святителю Тихону, митрополиту Московскому, епископ Андроник писал: «Чем ближе присматриваюсь к растущей подлости, тем больше решаюсь отрясти прах от ног и уйти на покой». Вскоре начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов, и епископ Андроник уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из 6 членов, на случай смерти членов Синода было избрано 6 заместителей, среди них — епископ Андроник. Владыка Андроник вошел в состав Издательского отдела Собора и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» — называли его участники Собора. После Октябрьской революции 1917 года епископ Андроник обеспечивал выход в свет документов и посланий Собора.
В декабре 1917 года владыка Андроник побывал в Перми. Начавшиеся в епархии гонения на Церковь заставили его обратиться к пастве с воззванием, в котором владыка призывал встать на защиту Церкви; воззвание просил читать не только в храмах, но и при всяком удобном случае. В январе 1918 года епископ Андроник обратился с посланием к пастырям Пермской епархии, в котором наставлял их быть руководителями совести народной. С февраля 1918 года, после публикации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в Пермской епархии началось закрытие храмов, разорение духовных учебных заведений, изъятие церковных ценностей. После краткого пребывания в Перми епископ Андроник вернулся в Москву и 12 апреля 1918 года указом святителя Тихона был возведен в сан архиепископа. Приехав в Пермь, владыка Андроник стал готовить духовенство и паству к предстоящему общегородскому крестному ходу, который состоялся в четверг по Пасхе, 9 мая 1918 года, в день памяти святителя Стефана Пермского. Во главе с архиепископом Андроником в нем приняли участие несколько тысяч верующих Перми. Напутствуя расходившиеся по своим храмам крестные ходы, владыка Андроник обличал гонителей Церкви, посягнувших на церковное имущество. Святитель анафематствовал «посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся».
11 мая 1918 года владыка Андроник писал патриарху Тихону: «Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. Признаки полной анархии. На случай ареста оставлю распоряжение о закрытии всех градо-Пермских церквей. Пусть считаются с самим народом». На случай ареста владыка подготовил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священноцерковнослужителям города Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и Крещения младенцев». 14 июня власти приказали владыке Андронику явиться в юридический отдел исполкома для допроса. Узнав об этом, верующие Перми собрались на соборной площади; власти отменили приказ и прислали допросный лист святителю на дом. В этот же день в губисполком поступило прошение исполнительного комитета Союза приходских советов Пермской епархии разрешить архиепископу Андронику выезд в Москву по делам Союза. Разрешение на выезд власти не дали. В ЧК было решено арестовать владыку Андроника и расстрелять. В связи с этим постановили объявить военное положение в городе и привести в состояние боевой готовности все имеющиеся войска. Начальнику конной городской милиции приказали поставить по два конных милиционера против окон всех городских церковных сторожек на тот случай, если кто-либо из звонарей захочет подняться на колокольню; зазвонившего в колокол велено было расстрелять.
В ночь на 17 июня вооруженный отряд чекистов ворвался в архиерейский дом. Бодрствовавший владыка Андроник вместе с двумя священниками был арестован. Ночью и днем 17 июня владыка находился под стражей в помещении милиции в Мотовилихе. Узнав об аресте, верующие стали собираться перед зданием милиции, требуя освобождения архипастыря. Были арестованы две женщины, остальных разогнали. 19 июня владыка Андроник находился в камере Пермской ЧК. В первом часу ночи 20 июня его вывели из камеры, повезли по Сибирскому тракту, на пятой версте свернули в лес. Проехав около 100 сажен, остановили лошадей и велели владыке Андронику копать могилу. По немощи святитель копал медленно, палачи ему помогали; когда закончили, приказали лечь в землю. Перед смертью владыке Андронику разрешили помолиться. Архиепископ молился около 10 минут, затем сказал: «Я готов». Святитель был закопан в землю живым, расстрелян сквозь слой земли.
В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за рубежом архиепископ Андроник был причислен к лику святых. В 1999 году архиепископ Андроник был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года имя священномученика Андроника внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память священномученика Андроника совершается 7/20 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Игумен Дамаскин (Орловский)
От издателей
Вниманию читателей представлены письма священномученика Андроника (Никольского): к святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси, равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, к епископу Антонию (Храповицкому), к архиепископу Арсению (Стадницкому). К сожалению, творческое и эпистолярное наследие многих выдающихся священнослужителей было уничтожено в годы массовых репрессий, и в связи с этим уцелевшие архивные документы для исследователей представляют огромную важность. В письмах предстает образ владыки Андроника через передачу простых событий его жизни, которые вместе с тем очень ярко отражают церковную ситуацию в России, сложившуюся в предреволюционные годы.
Письма публикуются в хронологическом порядке, по современным правилам правописания. В квадратные скобки заключены восстановленные места текста. Сведения о ряде лиц выявить не удалось.
Издательство Сретенского монастыря благодарит сотрудников Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) за предоставление архивных документов для публикации.