«Батюшка, у меня каша в голове!», или Ревизия жизни

Священник Алексий Стрижов

Источник: Православие и современность

Не только верующие христиане, но и люди, от церковной жизни далекие, стараются обычно прибраться к Пасхе: помыть окна, перебрать «залежи» в шкафах, отсортировав нужное от лишнего и бесполезного. Не менее важно при этом провести уборку и в душе: выкинуть ненужный груз старых обид и вредных привычек, выветрить смрадный дух пустословия, осуждения и самомнения. Пост — хороший повод разобраться, чем же наполнена сокровищница нашего сердца. О том, какие причудливые суеверия и заблуждения можно порой найти в ее запыленных углах и о последствиях духовной неразборчивости размышляет клирик храма Рождества Христова города Вольска священник Алексий Стрижов.

«Грехов особо нет...»

На исповеди часто приходится слышать от людей, которые исповедуется раз в году или немногим больше,— что они «особо не грешат ни в чем, стараются заповеди соблюдать». Но если в разговоре затронуть тему «качества» исполнения заповедей Божиих, то оказывается, что большинство таких «особо не согрешивших» испытывает затруднения с исполнением первой же из них: Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (Втор. 5, 6–7). Старец Псково-Печерской Лавры архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в беседах о покаянии, которые затем вошли в книгу «Опыт построения исповеди», говорил о том, к чему нас обязывает это заповедание и чем мы грешим против него: «Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения… <...> Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, “суея”, пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысл Божий!».

И то правда: когда речь заходит о религиозных познаниях современного крещеного, но «не такого уж сильно верующего» человека, становится понятно, что он, как правило, не прикасался к догматике даже в рамках понимания Символа веры. Как честно сказала одна молодая мама, проходя огласительные беседы перед крещением ребенка: «Батюшка, у меня каша в голове!». Признание сильное — ведь даже к распознаванию в себе дефицита элементарных знаний о своей вере приходит далеко не каждый.

Вот, уже после службы, в храм приходит мужчина. Долгий разговор, но довольно стандартный тематический набор его реплик: политика и Церковь, мифические богатства священноначалия, нравственное несовершенство постоянных прихожан, достаточность «веры в душе» и необязательность упорядоченной церковной жизни. Налицо и последствия такой «достаточной веры в душе»: булавка наряду с нательным крестиком и красная нить на запястье — от сглаза и порчи (некоторые приспосабливают для таких оккультных целей даже гайтаны красного цвета, приобретенные в церковной лавке). Жизнь у него довольно насыщенная: совсем недавно — посещение святых источников и приглашение местного экстрасенса «почистить» офис. Но среди всех этих духовных и не очень событий нет то ли времени, то ли желания узнать о главном. На прощание дарю ему Евангелие с условием, что теперь слово Божие будет прочитано.

Многие мои знакомые с сожалением признаются, что, может, и рады были бы посещать службы, прочитать наконец Библию, молиться утром и вечером, да вот времени совсем нет. И делятся в соцсетях радостью от посещения очередного тренинга личностного роста или совместного занятия с мастером йоги.

А что советуют звезды?

Вообще, смешение понятий священного и оккультного, «духовная всеядность» свойственны бывают и людям, которые времени на посещение храма не жалеют. Немало среди них «заблуждающихся искренне», из-за поверхностности своих знаний, но встречаются и те, кого толкает к изучению «тайных знаний» непомерная гордость. Библия и вера в Бога — это, мол, хорошо, но далеко не всё священники нам говорят, многого они и сами не знают, да и не может сокровенное быть открытым для всех простых, узко мыслящих людей. В такое заблуждение обычно впадают те, кому Церковь необходима лишь для некой самоуспокоенности перед лицом неизвестности и загадочностью нематериального мира. Они могут прилагать для достижения этого чувства усилия, но это не вера, а лишь некое желание «подстраховаться». Такое отношение легко распознаётся, когда просят прочитать некие «особые молитвы» или совершить некий «особый чин» для решения жизненных проблем, уточняют, перед какой иконой свечку поставить, чтобы приобрести у Бога счастье, здоровье, стать успешным в этой земной жизни. Когда же священник в храме оказывается не готов дать конкретный рецепт счастья, от него тут же отворачиваются и обращаются к изданиям типа «100 самых сильных молитв и икон».

В одну из школ приглашают поговорить с учениками на тему нравственности. Замечательные учителя и директор, благосклонно расположенные к Церкви и священнику. Рядом с дверью в класс уголок выпускника — стенд с информацией, призванной помочь в выборе профессии и дальнейшей сферы деятельности: приглашения учебных заведений, реклама факультетов... И тут же — распечатка статьи с астрологической чепухой о том, как выбрать профессию исходя из своего знака зодиака…

На освящении домов, когда со святой водой обходишь все жилище, едва ли не каждый раз приходится неприятно удивляться, обнаруживая подковы и амулеты, фигурки домовых и статуэтки восточных божков. Хозяева обычно начинают говорить, что не верят во всё это, а «милые безделушки» — сувениры из путешествий и памятные подарки от родных. Больше же подарить и привезти из путешествия нечего... «А зачем перед домовым миска с конфетами?» Нет ответа.

Обращаю внимание на домашнюю библиотеку — чего только нет! Весь спектр оккультных учений, книги о всевозможных системах оздоровления организма, в которых немалое место занимают «духовные» откровения авторов. Удивительно, как тяжело многим бывает расстаться со своей коллекцией: понимающе кивают головой, обещают не читать, аккуратно отнести в коробке на улицу, но при этом просто взять и сжечь эту душевредную макулатуру никак не соглашаются.

Особая тема — околоцерковные приметы и суеверия, связанные с православными праздниками, таинствами и обрядами Церкви, отношением к святыням. Эта проблема — настоящая боль приходских священников, и искоренить ее возможно только кропотливым разъяснением заблуждений на протяжении многих лет. Впрочем, в ответ могут сказать и так: «Ты, батюшка, молодой еще, много ль знаешь…».

Неприметный магизм

«Привычка — вторая натура»,— писал святой Августин Блаженный. Некоторые суеверия так глубоко пропитали своим ядом наш быт, что стали восприниматься как нечто невинное, народное, традиционное. Можно видеть, как порой совсем не суеверные люди, следуя этим «традициям», навязанным окружением, не здороваются через порог, не отдают вечером деньги в руки, не пользуются вилкой и ножом на поминках. А чего стоит современное массовое помешательство с безграмотной подменой слова «последний» на «крайний»…

Впрочем, «невинные» суеверия бывают не так уж безобидны: помню, как однажды водитель встречного автомобиля едва не спровоцировал аварию, слишком рьяно, но безуспешно пытаясь не дать успеть черной кошке перейти перед ним дорогу. Неадекватные маневры закончились в итоге остановкой посреди проезжей части. Неподдельная радость озарила его лицо, когда я первым пересек воображаемую линию движения несчастного животного, и он смог продолжить свой путь.

Вся эта глупость в нашей жизни вроде бы и неприметна, но она так же незаметно вытесняет из нашей жизни главное — память о Боге и Его благом Промысле о нас. Перед дальней дорогой нет мысли попросить батюшку послужить молебен о путешествующих — важнее кажется посидеть на чемоданах. Перед операцией не возникает желания принять наконец участие в Таинствах Исповеди и Причастия, побывать на молебне о болящих. В лучшем случае забегут родные поставить свечку и заказать сорокоусты в трех (семи, сорока — тут фантазия не ограничена) церквях. Ну а благодарственный молебен с легкостью заменяется традицией «обмыть» удачный исход дела или крупную покупку.

Вроде бы нелепо и нелогично пить из грязной лужи, когда рядом колодец с родниковой водой. Господь прямо призывает нас: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37), жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр. 21, 6). Но мы упорствуем, нанося себе вред и не находя утешения. Как легко мы способны променять глубокий христианский мистицизм отношений с Богом и жизни с Ним на грубый, поверхностный и примитивный магизм! Пока же многим проще пригласить для очищения дома или офиса колдунью, чем привести свою жизнь в соответствие с Евангелием; проще истязать себя новомодными диетами, сыроедениями и голодовками, чем соблюдать Устав Церкви и календарь постов.

А ведь суеверия не просто бесполезны, но смертельно опасны, губительны для наших душ! Так, святой Василий Великий приравнивал занятия колдовством, волхованием и тому подобным к греху убийства, отлучая от Причастия на 20 лет самих «целителей» и их клиентов. А по правилам VI Вселенского Собора одинаковое наказание предусмотрено как для самих колдунов и гадателей, так и для тех, кто обращается к ним и даже просто им верит: «Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые <...> произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно <...> делателей предохранительных талисманов, и колдунов <...> Ибо, какое общение света ко тьме... кое же согласие Христа с велиаром?». Те же, кто упорствуют во грехе, подлежат извержению из Церкви, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это… (Втор. 18, 12). То есть, упорствуя в привязанности к суевериям, мы не только свою нынешнюю земную жизнь превращаем в ад, но и закрываем для себя возможность войти в жизнь вечную.

Понятно, что яд суеверий, примет, гаданий, веры в фэн-шуй и вещие сновидения проник в нашу жизнь в тот период, когда нас терзал голод знаний о духовном мире, когда не могли мы постигать учение Христа, поскольку доступ к знаниям был сильно ограничен. Но как только политические препоны были сняты, и просветил нас свет Евангелия, нет уже извинений привязанности к прошлому злу, поскольку никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

Одно можно сказать точно: чем больше в нашей жизни будет стремления к Богу, тем меньше будет в ней оставаться места для веры в пустое и суетное — суеверий.

Газета «Православная вера» № 07 (627)

Священник Алексий Стрижов

Источник: Православие и современность

17 апреля 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×