Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
Беседа со священником Вадимом Леоновым

Предлагаем вниманию наших читателей беседу кандидата богословия Валерия Духанина с преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской Духовной семинарии, доцентом, священником Вадимом Леоновым на тему «Реформация литургических традиций Русской Православной Церкви».

— Отец Вадим, давайте обсудим очень важную тему — значение таинства Покаяния или Исповеди в духовной жизни современного православного христианина. Иногда даже в церковных средствах массовой информации начинают высказываться мнения, будто бы современная практика Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение этих Таинств. Что вы можете сказать, отец Вадим, о значении таинства Исповеди?

— Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует Церковь: Покаяние — это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение невозможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше время стали появляться, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди для духовной жизни христианина возникли в православной среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание католицизма, а теперь добрался и до Православия. Исповедь  — необходимое условие для того, чтобы душу привести в бого­угодное состояние. Мы читаем у святых отцов отом, что вся ­духовная жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь — это главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение Исповеди в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

— Но здесь возникает сразу вопрос: я же могу покаяться дома во время личной молитвы, зачем необходима Исповедь в церкви?

— Давайте сразу разведем эти понятия — личное покаяние, которое, несомненно, слышит Господь, и церковная Исповедь как таинство. Да, Господь слышит и часто прощает человеку многие грехи, оплаканные им в личной молитве. И когда мы в Церкви говорим: «Господи, помилуй», — Господь нам многое прощает. И тем не менее это не заменяет таинства Исповеди, потому что человеку необходимо не только получить прощение грехов, но и требуется благодать для уврачевания греховной раны и еще необходима благодатная сила, чтобы содеянный грех больше не повторялся. Эти дары подаются в церковной Исповеди, в этом величайшем Таинстве духовного возрождения, поэтому оно крайне необходимо в жизни христианина. Скажу по своему опыту: когда я учился в семинарии, у меня была возможность в Троице-Сергиевой лавре каждую неделю исповедоваться, и я помню свое внутреннее состояние тогда, насколько глубоко и тонко переживалось все греховное в личной жизни и легче было этому противостоять. Потом наступил другой период в жизни, когда я стал исповедоваться реже, может быть, раз в две-три недели. И это уже было другое состояние. Как будто бы все мои органы чувств огрубели и притупились. Сознанием грех фиксируется, а внутренних сил для сопротивления меньше. Человеку, который сомневается в истинности, действенности и пользе Исповеди, предлагаю на личном опыте попробовать, что это такое, подойдя к ней предельно ответственно и серьезно.

— Но, отец Вадим, а как же говорят, что в некоторых других Поместных Православных Церквах, скажем в Греции, бывает, что верующие причащаются регулярно, а исповедуются не так часто. Хотя одновременно надо признать, что в греческих монастырях большое внимание уделяется частой регулярной Исповеди. В связи с этим мне вспоминается труд сербского профессора Владеты Еротича, который пишет, что для достойного Причащения надо прибегать к регулярной Исповеди, чтобы Исповедь обязательно предшествовала Причастию. Но как быть, когда нам ставят в пример практику других Церквей, где не обязательно исповедуются перед причащением. Так, может быть, и нам не надо исповедоваться?

— В Русской Православной Церкви существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранялась еще долгое-долгое время. Конечно же, в этом вопросе есть свои нюансы. Здесь не может быть формального подхода. Но если говорить в общем, Исповедь перед Причастием — это очень важный и полезный духовный принцип. Да, действительно, в некоторых Поместных Церквах эта практика выглядит немного иначе, чем у нас. Порой сравнивают русскую традицию с греческой, где на Исповедь люди идут тогда, когда они ощущают в этом потребность. Надо отметить, что история возникновения этой традиции в Греции — отдельный специальный и неоднозначный вопрос. Например, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: «Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам». Подробное обсуждение истории возникновения разобщенной практики Исповеди и Причастия в грекоязычной среде выходит за рамки нашей беседы. Согласимся с тем, что она сейчас реально существует. Но, почему эта традиция, на мой взгляд, не применима в современной церковной жизни в России? Прежде всего потому, что греческий народ не пережил такой период безбожия, который достался нам. Современные греки вырастают в православных семьях. В большинстве своем они знают, что такое грех и что такое добродетель. У них Православие — это государственная религия. Их воспитывают в православных традициях уже несколько поколений, и эта традиция не прерывалась. Поэтому в их сознании многие важные принципы духовной жизни укоренены с детства. Им без особых наставлений понятно, что если я сегодня согрешил, то мне нельзя сегодня причащаться, необходимо пойти к духовнику на Исповедь.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы — это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27–30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород — иди трудись, питайся и живи богоугодно.

Конечно же, принципом взаимосвязи Исповеди и Причастия необходимо пользоваться с рассуждением, как сказано в Евангелии: «суббота для человека, а не человек для субботы». В церковной жизни есть периоды, когда взаимосвязь между Исповедью и Причастием может быть не столь однозначной. Например, в период Страстной седмицы, когда идут длительные напряженные богослужения и многие прихожане ревностно посещают их. В это время во многих храмах благоразумно предлагается прихожанам поисповедоваться в течение Страстной седмицы и далее причащаться и в Великий Четверток, и на Святую Пасху, так же предлагается причащаться и на Светлой седмице. Однако эту практику механически переносить на весь церковный год, мне кажется, было бы необдуманно и неправильно.

— Иногда как раз и слышны такие голоса, что вот сколько раз ни пришел в храм, на литургию, столько и причащайся. А исповедоваться — ну, может, два раза в год или еще реже. И еще говорят: но ведь священники, когда служат литургию, они ведь редко перед этим исповедуются?

— Вопрос о частоте причащения очень важный и сугубо личный. Здесь не может быть простых штампованных ответов. В церковной традиции есть некие общие правила, но они не являются строгим шаблоном для всех без исключения. Этот вопрос необходимо решать индивидуально на Исповеди. Святитель Иоанн Златоуст ясно выразил основное условие для периодичности Причащения: «Одно только время для приступания к Тайнам и Причащения — чистая совесть», а Исповедь — это главное средство для очищения совести. В церковной жизни приходится сталкиваться с самыми разными примерами. Есть такие люди, которые раз в году готовятся, исповедуются и причащаются. Это, конечно, мало, но и тому надо радоваться и молиться, чтобы из этой искры возгорелось пламя любви ко Господу. Понятно, что для таковых Причастие без тщательной Исповеди быть не может. Есть те, кто проявляет усердие в каждом многодневном посте — тоже, слава Богу, укрепи их, Господи, и для них Исповедь необходима перед Причастием. Есть такие, кто готовится и причащается раз в месяц или на каждый двунадесятый праздник или не реже чем раз в три недели — замечательно, да не ослабнет их усердие, но без регулярной Исповеди перед Причастием оно едва ли сохранится. Некоторые христиане проявляют особое усердие и стремятся причащаться даже каждый воскресный день. Если это совершается не как дань литургической «моде», не как некая «обновленческая повинность», не как привычка, но по благословению духовника «со страхом Божиим и верою…», то, несомненно, и они пожнут свой благой плод. Если прихожанин находится в регулярном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосвязи Исповеди и Причастия, но несомненно, что Исповедь должна быть частой. Впрочем, последний пример касается достаточно опытных христиан, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14).

Священники — это, по идее, люди из разряда опытных христиан. Кроме этого, специфика священнического служения часто такова, что он не имеет возможности исповедоваться перед каждой литургией, например, если он один на приходе. В таких ситуациях священники исповедуются при любой другой возможности. Миряне часто не видят, как священнослужители перед Причастием исповедуются в алтаре друг другу, и потому думают, что священники это делают очень редко. Не будем забывать, что священникам в таинстве Рукоположения даруется благодать «…немощная врачующая и оскудевающее восполняющая…», которую не имеют миряне и в силу которой священник имеет возможность совершать литургию, и, соответственно, причащаться более часто, чем миряне. За эти дары и возможности он несет ответственность перед Богом несравнимо большую, чем кто-либо из мирян — «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Поэтому никогда в Церкви духовная жизнь мирянина и священника не рассматривалась совершенно одинаково.

— Спасибо, отец Вадим, за ответ. Об этом были глубоко содержательные статьи в журнале «Благодатный Огонь». Но давайте рассмотрим такую ситуацию. Допустим, когда люди хотят причаститься, они идут вначале на Исповедь, стоят в очереди, ожидают, когда подойдут к батюшке, все расскажут, потом примут отпущение грехов. Не служит ли в таком случае Исповедь препятствием для более глубокого усвоения литургии, когда надо постоять, вникнуть в молитвы? Что вы скажете? Такие мнения высказываются в наши дни.

— Проблема, которую вы обозначили, не вероучительная, не каноническая, не литургическая, а чисто организационная. Просто надо упорядочить приходскую жизнь в храме, в том числе и Исповедь, найти для этого место и время. Святейший Патриарх благословил, чтобы в каждом храме были дежурные священнослужители, нужно объявить об этом людям, сказать, что в такие-то дни у нас находится дежурный священник, приходите, исповедуйтесь. Не обязательно Исповедь совершать только во время всенощной или перед литургией и уж крайне нежелательно во время литургии. Кроме этого, священники могут наставить кающихся так, чтобы они, исповедуясь, выражали суть греховного поступка и реально приносили раскаяние в том, что совершили, а не просто пересказывали свою жизнь, не оставляя времени исповедоваться другим. В этом случае исповедь будет содержательной, действенной, принесет пользу и не будет занимать очень много времени.

— Но вот как бывает, что из этой чисто организационной проблемы иногда делают выводы иного характера, говорят: давайте вообще отменим Исповедь, главное, почаще причащаться, а уж Исповедь — это нечто второстепенное; давайте разделим эти два Таинства. Хотя мы знаем, что Таинства Крещения и Миропомазания неразрывно следуют одно за другим, и вообще в Церкви Таинства связаны друг с другом. Мне кажется, что здесь нельзя так просто разрывать. Иногда так вот и говорят: причащайтесь почаще, а уж Исповедь… по необходимости. Хотя в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы читаем: «Причащаться без исповеди нельзя». Что вы можете сказать в этом отношении?

— Если разобщить Исповедь и Причастие, то, без сомнений, люди будут меньше исповедоваться. Сомневаюсь, что это принесет им пользу, но от этого удобнее всего будет нам, священникам, потому что Исповедь — это самое тяжелое Таинство в Церкви для священнослужителей. Почему? Представьте, что в течение нескольких часов вам люди высказывают свои грехи и боль, и это делается несколько дней в неделю. Они не просто каются, но нуждаются в вашем сострадании и совете. Без благодати Божией это перенести невозможно. Это очень тяжело. Поэтому понятно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытается найти более легкие пути. Признаюсь, мне самому порой приходят такие мысли, но при этом сразу вспоминается фраза из Священного Писания: «горе пастырям, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иезек. 34, 2).

Необходимо отметить, что эту проблему уже обозначил Святейший Патриарх Алексий на двух Епархиальных собраниях, которые проходили в Москве. Он обратил внимание на странную практику, возникшую в некоторых московских приходах. В частности, на Епархиальном собрании 2005 года он сказал: «Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий пред Святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным и будничным». На следующем Епархиальном собрании в 2006 г. Святейший Патриарх опять обратился к этой теме. В одной из записок ему задали такой вопрос: «На прошлом Епархиальном собрании Вы, Ваше Святейшество, предупреждали об опасности потери благоговения к Святым Тайнам при очень частом причащении, например один раз в неделю. Та же самая озабоченность выражается в Православном Катехизисе святителя Московского Филарета, который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев. Почему же по-прежнему в некоторых московских храмах, несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное и даже более частое причащение мирян, в результате чего прихожане теряют благоговение и страх перед Святым Таинством?» Святейший Патриарх ответил: «Видимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы с Православным Катехизисом святителя Филарета, а также с трудами святителя Феофана Затворника и не проявляет желания с ними ознакомиться». Мне кажется, что реформаторам в этой области необходимо прислушаться к словам Святейшего Патриарха.

В заключение скажу, что Церковь Православная — это великая наследница Христа и Апостолов, а Православие — это неоценимое сокровище, которому мы, по милости Божией, оказались причастны. Однако значимость духовного опыта Православия осознается не столько через отвлеченные рассуждения и богословствования, сколько через личный опыт жизни. Если у нас есть вопросы или сомнения в отношении того или иного церковного утверждения или традиции, то надо войти в нее, вжиться, начать жить в соответствии с этим учением. Только тогда откроется, насколько глубока и духоносна практика православной жизни, и все вопросы снимутся сами собой.

Со священником Вадимом Леоновым
беседовал Валерий Духанин

Благодатный огонь

15 сентября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена31 октября 2022, 09:13
Спасибо за интереснейшую беседу! Много интересного и доступно для понимания!

Марија24 декабря 2019, 22:51
Велико благодарење оцу Вадиму, који све говори од срца, из свог опита и ти осећаш да он говори као свирала Духа Светог! Господе, благослови оца Вадима на многаја љета!
анна16 декабря 2018, 00:07
Спасибо о. Вадиму и о. Валерию за замечательную статью. С удовольствием слушаю (и не только я, но и мои подруги) лекции о. Вадима-все по существу, ничего от себя, все по святым отцам. Это уже редкость. Спаси, Господи!
Татьяна27 июня 2018, 08:56
Очень много своеволия и плотского рассуждения в комментариях. А главное незнание святоотеческого наследия. Рассуждать на подобные темы человек может, но несомненно тот, кто своей жизнью заслужил это право..Ну а если все те, кто участвует в комментариях святые люди.., тогда благослови их Господь. Обо всем, о чем говорится выше написали отцы. (если человек молится чисто (см. отцов что это), тогда на вечерней молитве ежедневно видишь множество своих грехов. А тем более на любой хотя бы и ежедневной исповеди.Если возникает раздражение на исповеди перед причастием (о формальности), то это означает только одно: в человеке нет покаяния и нет сокрушения сердца.

Надежда27 ноября 2017, 00:09
Тот случай, когда комментарии интересней и полезней самой статьи
doll18 сентября 2017, 00:41
Спаси Господи, батюшка Вадим! все правильно, нечего расхолаживать и так уже расслабленную паству. Наш священник как раз сегодня жаловался, что приезжие приходят на Литургию, не будучи на вечерней службе (скорее всего, ходили на пляж) и наседают на него, чтобы он причастил их Святых Таин. Когда он объясняет, что в нашем храме так не принято, ему начинают доказывать и поучать. И где тут тогда смиренное сердце, с которым надо идти на Причастие?
Недавно мне один приезжий с пеной у рта доказывал, что я, попраздновав в субботу день рождения и наевшись мяса в субботу, могу в воскресенье "спокойно" причаститься. Как бы его священник его благословил. А веселье на дне рожденье - это "во славу Божию". Веселье, конечно, было вполне невинное, но во славу Божию немного другие дела делаются.
И что - давайте теперь, навеселившись и нагрузившись яствами, без очищения совести, приступать в Святыням? хоть какое-то благоговение перед Христом должно быть или нет?
П.С: Сегодня в храме читали житие свт.Иоасафа Белгородского. Он как-то раз всю ночь на коленях молился перед Св.Тайнами.
Сергей26 августа 2016, 20:37
Как православный человек, вынужден обратиться за следующим разъяснением. Я особо не читаю православную литературу, кроме Псалтиря, Евангелия и библии, стараюсь посещаь храм каждое воскресенье. Но после моего воцерковления,после того, как я стал исповедаться и причащаться начал задумываться о сущности таинств, последовательности. Недавно, не в городе, а вьс4льской местности, я услышал от настоятеля храма, что Исповедь и Причастие - это РАЗДЕЛЬНЫЕ танинства, что не нужно соблюдать последовательность совершения таинств. К тому же, хочу лично от себя добавить, что слушая литургию перед причастием, промелькает маленький духовный пробел или нелогичность (не знаю как назвать): что причащаемся во оставление грехов и жизнь вечную. Но минуту: я вчера исповедался, неужели я недоисповедался и все еще грешен. Создается впечатление, что причастие меня "доочищает" что ли. Поэтому я очень хочу согласиться со своим настоятелем. Потому что сцепление двух таинств, что одно дополняет другое, одно зависит от другого, является духовно нелогичным. ОСОБЕННО в сегодняшней занятой жизни эта проблема особенно актуальна. Занятой человек, приходя в воскресенье в храм, должен знать, что он ужетне причаститься, по тому что вчера не был на исповеди.

Сцепление причестия и исповеди подобно некому жизненному комку, который внедряется в жизнь прауославного человека, заставляет его следовать этой последовательности. Может быть, из-за этого сцепления теряется для человека богобоязненность человека перед этими таинствами, входит в его обыденность. Это, может быть, опасно для православного общества в целом.

В связи с этим, вынужден сказать, что точку в проблеме совмещения таинств исповеди и причастия нельзя ставить.
Айгулина Кострова24 сентября 2015, 18:32
мне всегда кажется что не причастилась,а перед тем как пойти к Матрёне к иконе и частицам мощам её прикланиться и помолиться мне виден был сон в ту ночь о моих грехах и как я снова этот грех совершала постыдный грех и неправильно видимо исоведавалась в этом когда-то.Задав вопрос когда-то Присвятой Богородице она наутро показала о чём сильнее беспокоится это страшный был сон я плакала во сне не думала что всё так серьёзно и о заданном вопросе я решила что это мне ненужно.А когда я приносила от подруг вещи,от которых они избавлялись я чётко услышала что это мшелоимство я побежала читать что это за слово и у меня шок был от которого мне хотелось закричатьБвсем рассказать что я слышу,ох ох ох как разгорделась плёткой меня не парили железной.И плакать не умею на исповеди грешная я страшно.
Валентина14 января 2015, 05:45
Валентина
Помогите пожалуйста разобраться. На Рождество Христово я исповедовалась и причастилась а на следующее воскресенье 11 января пришла на Литургию. По окончании молитвы меня как магнитом потянуло к Святой чаше и я причастилась. Очнулась когда поцеловала Крест. Меня охватил такой ужас, как я могла причаститься без поста, без исповеди, без благословения священника. Может ли кто-нибудь ответить насколько тяжкий грех я совершила. Конечно пойду на исповедь и постараюсь вымолить прощение, но сейчас мне очень страшно.
Заранее благодарю
Спаси вас Бог


Евгений 1 ноября 2014, 15:19
Александр:
Согласен со священником Евгением. Когда перед литургией или на самой литургии ждешь очереди, чтобы перед дежурным священником сказать о своих грехах для того, чтобы быть им допущенным к причастию - возникает раздражение от формализма ситуации. Христианин ведь должен непрерывно в душе бороться с грехом и отсюда постоянная исповедь перед Христом и призыв Его помощи. Священник зачастую не понимает этой борьбы, т.к. не имеет опыта противоборства и отделывается дежурными фразами. Отсюда пустота в душе от такой исповеди и ропот. Можно ли таинственное открывание души Христу загнать в формальную ситуацию?

Александр! прочитал много комментариев с огромным интересом, а пишу лишьпрочитав ваш. Пока вы стоите в очереди и раздражаетесь, вы имеете настоящий дар чуда:увидеть еще один свой ,один из главнейших грехов, раздражение, злобу на окружающих тебя братьев и сестер.Мы мало-помалу в своем приходе смогли ВОЗРОДИТЬ старую православную традицию: уважение БРАТЬЕВ! у нас сестры стоят слева от алтаря, к крестоцелованию, елеопомазанию, к Причастию они нас пропускают вперед. Остается еще распространить эту традицию и на ожидание Исповеди. Но какую искреннюю любовь испытываешь к сестрам, когда они пропускают братьев!!! Осуждение один из страшнейших грехов, который преследует нас все 24 часа, тут уж точно можно каждый день подходить на исповедь! Бог не наказывает нас, в самом грехе заложена РАСПЛАТА за него, понять бы это с измальства!!!!!!!!!!!!
Алексей11 мая 2014, 20:39
""что священникам в таинстве Рукоположения даруется благодать ... которую не имеют миряне и в силу которой священник имеет возможность... причащаться более часто, чем миряне.""

Отец Вадим видно, что очень образованный человек, но удивило его мнение о превосходстве священников перед мирянами в отношении Причастия.
Неужели уважаемый отец Вадим никогда не читал свт. Иоанна Златоуста, который утверждает ровно обратное:
"Но есть случаи когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться св. Таин. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша..." Св. Иоанн Златоуст, беседа на второе послание к коринфянам 18:3
Светлана12 января 2014, 13:04
Из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) 'В помощь кающимся.Сказано: единожды исповедовать все свои грехи, от семи лет, далее, повторять их не нужно, если вы опять эти грехи не совершали, т.е. постоянного пересказа своей жизни от вас не требуется, а грешим мы каждый день, если мелкие грехи быстро забываются, то их лучше записывать и потом в них искренне каяться.
Валентина 5 января 2014, 20:22
Меня мучают противоречия: с одной стороны, исповеди должно предшествовать раскаяние, причем настоящее, как крик души, но такое случается не так часто, а с другой стороны, как быть с частым причащением? Душа от греховности кричит не каждый день, вот и боишься причащения в приложение грехов. Просто какой-то замкнутый круг.
Евгения27 октября 2013, 13:46
Трудно не согласиться с иподъяконом Георгием. Думаю, что многие, если не все были бы счастливы, если бы имели возможность исповедаться у духовника, который готов с рассуждением "разобраться в человеке", понять, что именно ему нужно, какая епитимья, какое послабление, какая мера поста и т.п. Уважаемые свещеннослужители! Мы этого жаждем! Трудно нам быть без грамотного духовного окормления, очень трудно! Но скажите же как это осуществить? Выложите столько же статей на эту тему! Вот что нам нужно!
Кайпини Атоллов23 октября 2013, 23:33
Все-таки что-то не так. Исповедь полезна и необходима,но Совершитель Таинства все-равно Господь. Священник лишь свидетель. Свидетель чего? Действия благодати? Но это богохульство. Он свидетель того,что человек сделал определенный шаг к единству с Церковью в его лице. Причем он тоже далеко не гарантированный ее член,в отличие от прощающей и разрешающей благодати. Священник даже не епископ,которому одному Господом завещано прощать и разрешать в лице Апостолов. Он лишь его помощник. А если человек не желает или не понимает необходимости соединения с Церковью и кается лишь пред Богом,чего все больше и больше,скорее всего? Пахнет какой-то партийностью,а не кафолической Истиной. Вполне вероятно,что человек переживает действие благодати и за пределами церковных структур. Или они ограничивают действие Бога во вселенной? Мы можем сказать,что - да,здесь есть церковная структура,но если мы этим будем обосновывать действие благодати,то это католицизм(в лучшем случае). Не кафедра иль форма определяют "непогрешимость","благодаря" которой Святой Дух нисходит в мир. Исповедь(кафедральная форма) лишь средство,помогающее обрести подлинное Покаяние и как верно замечено далеко не единственное. Она как дар,помогающий обрести истинную общность в Духе Святом - Церковь.
священник Вячеслав Гаврилов 28 апреля 2013, 18:12
" Поэтому понятно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытается найти более легкие пути."Автор пастырьский опыт собратьев свёл к лени - это осуждение .Дай Бог протоиерею Вадиму помощи Божией в отсеивании достойных от недостойных ,или наоборот ." Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие - это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение."БЕЗПРЕКОСЛОВНО ! http://anna-saharova.livejournal.com/178115.html
Роман11 февраля 2013, 12:57
В привычку может войти и частая исповедь. Это когда покаяние становится формальностью и своеобразным "пропуском" ко Причастию. Особенно это касается людей, которые часто посещают богослужения. Я и сам это испытал на себе - когда "исповедуешься" в одном и том же, без всякого покаянного чувства. А вот к Чаше Христовой я испытывал особое благоговение и подходя к Ней без формального покаяния испытывал бы как раз более покаянные чувства и еще более сознавал бы свое недостоинство, нежели не раскаявшись исповедовался бы и получил этот формальный "пропуск" ко Причастию. Полагаю возможным и необходимым частое Причащение без формальной исповеди опытным в духовной жизни мирянам.
fgnr 4 января 2013, 02:51
Пришла такая мысль.
Господь каждому человеку дает таланты, кому-то один, кому-то три, священнику - пять.
Что получается: люди спрашивают: "Как так! Почему мы делаем, трудимся, приобретаем другие таланты. А тот священник их в землю зарывает? Он же священник! Почему ему можно, а нам нельзя?"
Но, это сугубо мое мнение.
Спаси всех нас Христос.
fgnr 4 января 2013, 01:29
Полностью поддерживаю иподиакона Геогия.
Да, и еще один важный момент: приходит на исповедь пятидесятилетний мужчина (к примеру), а исповедует молодой батюшка 27 лет. Если мужчина не подойдет к такому батюшке-мальчику, то до Причастия его не допустят, естественно.
Нужно ввести практику духовничества, чтобы исповедь не была профанацией, а исповедник "не неисцелен отошел".
Анна19 сентября 2012, 18:08
Анна
Слава Богу за то,что есть в 21 веке достойные священники, которые несут нам-мирянам - истинное просвещение об Исповеди и Причастии. Это жизненно-важно знать и исполнять для спасения души. И особенно значимо для православных христиан Русской Православной Церкви. Спаси Вас Господи.
Галина19 июля 2012, 10:47
Большое спасибо за статью! Я не смогла на исповеди рассказать о своих грехах на исповеди, стыдно. После исповеди в душе почувствовала пустоту. Как мне быть?
Marija25 апреля 2012, 21:33
Для чего идем к ЧАШЕ? Потому что жить без этого не можем. Вот и вся мудрость. Никто не может определить сколько нужно кому исповедоваться. Душа посказывает. Главное чтобы в Церковь не идти к БАТЮШКЕ, а идти ко Христу. И его всегда просить о помощи с благоговением. А все остальное приложиться ибо все мы Христьяне знаем как Господь нас всех любит. Храни всех Господь
Екатерина16 марта 2012, 15:04
решила в 1 раз исповедаться на мне страшный грех я желала своим сыновьям смерти этот грех камнем висит у меня на шее и вдуше но батюшка меня не исповедал ну и не допустил к причастию сказал что это их грех пусть сами каються а мне уже 62 я боюсь что не успею замолить этот грех один алкоголик второй наркоман но это уже в прошлом но они не могут себя найти не могут нормально устроиться на работу не могут создать семьи видимо мои проклятия так на них повлияли
Александр 6 декабря 2011, 22:00
Согласен со священником Евгением. Когда перед литургией или на самой литургии ждешь очереди, чтобы перед дежурным священником сказать о своих грехах для того, чтобы быть им допущенным к причастию - возникает раздражение от формализма ситуации. Христианин ведь должен непрерывно в душе бороться с грехом и отсюда постоянная исповедь перед Христом и призыв Его помощи. Священник зачастую не понимает этой борьбы, т.к. не имеет опыта противоборства и отделывается дежурными фразами. Отсюда пустота в душе от такой исповеди и ропот. Можно ли таинственное открывание души Христу загнать в формальную ситуацию?
www.skynet-krivbass.com.ua/libria/ 1 декабря 2011, 03:56
Прискорбно читать сии слова и осознавать, что в них нет места Любви и желанию соединить душу с Небесным Женихом навечно... Никая вития не поможет тому, кто не познал Личного Христа через Таинство Причастия...
андрей16 августа 2011, 17:18
Протоиерей Вадим Леонов, можете написать, где вы сейчас служите? в каком храме?
Евгений23 июля 2011, 14:59
Прочёл статью и комментарии к ней, и захотелось поделиться. На всю оставшуюся жизнь запомнил я своё первое причастие, - не был допущен к причащению, - не исповедался. Отошёл от чаши оглушённый и пристыженный, только начинал посещать церковь, ничего не знал, ну совершенно ничего. Стоял и ощущал огромную пустоту и собственную никчёмность в этом мире. Видимо на лице это так явственно отразилось, что батюшка Александр подошёл ко мне и мягко, деликатно начал меня успокаивать, попросил, чтобы всё мне объяснили и пригласил непременно приходить, подготовившись к следующей Литургии на Исповедь и Причастие. Приход наш очень хороший и люди объяснили и рассказали, что необходимо сделать.Эта первая подготовка к первой моей Исповеди и Причастию, были истинно как обновление, дома, уединившись, я многое вспомнил и пережил. Исповедоваться и причащаться, я пришёл, как никогда готовым к этим Таинствам. Думаю, очень важно иметь потребность и быть готовым к этому, не дай Бог сводить это к формальному ритуалу, ибо это ТАИНСТВА, не подготовившись и не исповедавшись, как подготовишь Душу? Стараюсь посещать церковь почаще, но причащаться иду только тогда, если чувствую, - готов, нужно, могу быть допущен, иначе не получить Благодати. Ангела Хранителя всем нам!
Андрей11 апреля 2011, 19:20
Если дочитать "грозные слова апостола Павла о недостойном причащении" (1 Кор. 11, 27–30) до конца -

Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. (1Кор.11:33,34)

- то будет видно, что недостойное причащение не связано с грехами людей (ибо никого нет без греха), а связано с тем, что люди приходили не причаститься Тела и Крови Христа, а просто бесплатно поесть... Т.е. они не не рассуждали о Теле Господнем, для них это не было Таинством.

священник Евгений17 марта 2011, 08:44
Очередной пример как можно неправильной, заведомо предвзятой постановкой вопроса испортить всю тему. Приводятся какие-то дикие крайности - исповедь раз в год и т.д. Как насчет того, что большинство прихожан во время литургии стоят и думают как бы не забыть тот-то и тот-то грех, толкаются и раздражаются в очереди на исповедь, чисто формальный подход к таинству - профанация, почему опускаются эти моменты? Я раньше очень любил журнал "Благодатный Огонь", но сейчас, могу с уверенностью сказать, там нет конструктивного диалога с братьями по вере, а всякое инакомыслие является отступлением от православия.
Александр15 февраля 2011, 00:51
СПАСИ ГОСПОДИ!Прочитал статью после общей исповеди, собирался причаститься и понял,что не готов к Великому таинству.
ипод. Георгий30 января 2011, 19:46
В статье как-то упущено из вида, что основная цель Литургии это - причастие. Священник есть предстоятель - тот, кто ведет других к великому Таинству Евхаристии и поэтому причащается первым. Если не начинать с этого, то все пространные объяснения в статье теряют связь с вечной реальностью Литургии. Если позиция автора принципиально верна, то к "Со страхом и верою приступите" нужно добавить "достойные" или что-то в этом роде.

Да, понятны все соблазны и сложности нашего времени, но тут остается только работать, учить, проповедовать; кому - священникам.

Показалась очень странной мысль автора, что священник (и диакон, наверное) более достоин причастия, чем мирянин. Откуда это? Это же чистый латинизм прошлых веков. Батюшка причащается Тела и Крови Христовых, а мирянам дают кусочек просфоры. Перед причастием, перед Христом и священник, и епископ, и кто угодно - "первый из грешников". С другой стороны может получится, что мирянин, от которого требуется и дополнительный пост, и исповедь приходит к Причастию чище того, кто его причащает. Как это от мирянина может требоваться больше чем от священника? А иначе - священник определенно достойнее, несть якоже прочии человецы. Рассудите сами.

В нашей современной церковной ситуации может быть был бы разумен подход, когда настоятеть (духовник) индивидуально со своими чадами в зависимости от их "зрелости" решает кому и как часто нужно исповедоваться.
Спаси Господи,
ипод. Георгий
наталья28 января 2011, 22:14
Наталья
Прочитала статью-беседу с отцом Вадимом - низкий поклон ему за подробное разъяснение . Для меня это нужно и ценно. Эти таинства стали для меня жизненной необходимостью совсем недавно. Я рада, что осознанно пришла в церковь для Покаяния и принятия Причастия. Это произошло в Сретенском мужском монастыре Владимирской иконы Божьей Матери . Было хорошо на душе . Я весь день мысленно задавала себе вопрос -а что произошло, от чего мне хорошо после этих Таинств - а к вечеру душа мне ответила ,понятной человеческому разуму, картинкой - с Души отодвинули большую каменную глыбу. И в меня впустили чистый воздух . Я поняла ,что это первая весточка Божьей Благодати - надо постоянно Каяться и Причащаться .Это ведь лекарство. А еще я поняла, что Православие - это громадная, мощная, исцеляющая восстанавливающая, одухотворяющая человека сила . После того как я прочитала у Отцов церкви о мытарствах после смерти - считаю, что каяться необходимо. Необходимо это делать еще и по той причине - что тем самым мы помогаем Господу в борьбе с темными силами. Ведь около человека чистого душой создается чистое пространство - и тем самым он помогает своим ближним. Спасись сам - и ты спасешь ближних . А еще и по той причине - что Господь так нас любит. столько он нам прощает - что мы не имеем морального права не каяться. Мы его тем самым просто обижаем. Всем Всех благ!
Екатерина18 января 2011, 13:33
Отец Вадим, дорогой, где Вы теперь служите? написано, что Патриаршие приходы в Зарядье, но их там много, где именно? Очень нужно к Вам на исповедь. Сергей и Екатерина
Сергий11 октября 2010, 12:51
Благослови, Боже, отца Вадима.
Сам готовлюсь (собираюсь) пройти Причастие, и уверен, что без исповеди - Таинства, благодаря которому человек отдаляется от греха и приближается к Богу, невозможно в полной мере ощутить благодать Тела и Крови Господней.
Книгу с порванными, замазанными страницами не украсить, одев в красочный переплёт. Нужно начинать с очищения внутреннего, без которого невозможно очищения из вне.
Прости, Господи, мой грешный земной ум.
Марина27 сентября 2010, 16:18
Без регулярной исповеди, кем бы я была? Первое время причащалась 2 раза в месяц, сейчас 1 раз. Изменилась я за 2,5 года до неузнаваемости, причем не только я, но и близкие и даже некоторые знакомые. Это какое-то чудо! Действительно, спасись сам и вокруг тебя начнут спасаться окружающие. Исповедь- это таинство, которое трудно постичь и жить без него не возможно! Я даже не представляю, как можно причащаться без исповеди?
Фотиния21 сентября 2010, 18:49
Спасибо редакции за статью. В моем, к сожалению, еще небольшом опыте воцерковления, были, если можно так выразиться, "драматические моменты" опыта исповеди.
Несколько раз после исповеди просто не хотелось идти в храм, а хотелось поставить "большую жирную точку".
Слава Богу! помог один батюшка, зашла в первый попавшийся на пути храм, спросила священника "будет ли он сегодня исповедовать"(была всенощная) и он вышел на исповедь в начале службы. Я открыла все, что было на душе, и получила такое облегчение, когда услышала от священника о том, что сама исповедь, это огромный духовный труд...и не каждый, вообще, это осознает, если, конечно, человек исповедуется не формально, а от сердца, раскрывая душу. Еще тогда батюшка сказал, что "все будет хорошо", что он помолится за меня.
И, действительно, после той исповеди пошло все в другом "русле", исповедовать стало легче.
В этой статье прочитала: "Если прихожанин находится в регулярном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосвязи Исповеди и Причастия, но несомненно, что Исповедь должна быть частой".
Заинтересовали "иные формы взаимосвязи Исповеди и Причастия". Если можно, напишите об этом.

Алексей19 сентября 2010, 19:35
Спаси Господи за эту статью! В любом случае, необходимо следовать "срединным" путем в вопросах Исповеди и Причастия. Безусловно, эти Таинства теснейшим образом взаимосвязаны между собой, но важно сохранять благоговейное, ответственное и очень серьезное отношение к каждому из Таинств. Храни вас Господь!
Антоний19 сентября 2010, 19:10
Если уж на то пошло, то даже непрестанная Иисусова молитва может стать будничной. Анекдот прям какой-то надо нам пореже посещать храм и поменьше молиться, а то ведь это, как и причастие станет для нас делом будничным. Да для некоторых людей есть опасность потери благоговения от частого причащения. Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56)
Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский.
Сельскiй бригадиръ18 сентября 2010, 12:54
Марине.
В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.).
Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.

На Руси НИКОГДА не было практики частого причащения. А возникла она только в начале ХХ века с началом гонений: это было мудрой пастырской практикой, т.к. православные верующие не знали - доживут ли они до следующего дня и не приедет ли за ними ночью черный воронок. Когда же к середине ХХ века гонения на православный прекратились, лишь по инерции сохранилась практика сверхчастого причащения, которая была уместна ТОЛЬКО во время гонений.

Фотиния17 сентября 2010, 18:52
спаси Господи за подробное объяснение,т.к. после прочтения книги о.Александра Торика *Флавиан.Восхождение* появилось некоторое сомнение и об исповеди и о причастии
Марина 17 сентября 2010, 15:15
Проблема частого Причастия и достойной подготовки на сегодняшний день - одна из самых актуальных. Вспоминаются противники частого причащения, но не упоминается древнейшая практика Церкви - ведь в первые века христианства действительно причащались за каждой литургией.
Досаден и следующий момент: в беседе была затронута только тема Исповеди перед Причастием. Проблемы поста, на мой взгляд, тоже достаточно актульны для мирян - потому что священники же не постятся перед Причастием специально - только положенные посты и постные дни.
Сергий16 сентября 2010, 11:03
Павлу
//только в Евхаристии актуализируется Церковь Христова//
Это наверное из лексикона протопресвитера-модерниста А.Шмемана.
Церковь Христова "актуализируется" (слово то какое страшное!) ТОЛЬКО во Христе Спасителе. А протоиерею Вадиму Леонову огромная благодарность за это интервью. Исповедоваться надо чаще!
Наталья С.15 сентября 2010, 21:00
Спаси Господи, обоих батюшек за важную беседу. Я причащалась три раз в месяц и потому, что была такая возможность: семья далеко, обязанностей мирских мало, батюшка советовал и очень грешна. Вот столько было много причин. Но потом вдруг поняла, какая я ужасная и страшная, когда исповедуешься в своих грехах так часто, а еще вспоминаешь и за всю прошлую жизнь-становится невыносимо. Сейчас решила исповедоваться пореже. Иначе хоть ложись и умирай.
Леван15 сентября 2010, 18:17
Спаси Господи за интересную беседу.
Павел15 сентября 2010, 15:25
Быть может стоит воздержаться из от частого посещения храма? Чтоб в привычку не входило и не становилось явлением будничным?
Пастырская озабоченность ясна, но почему нигде в интервью не указывается, что лишь лишь только в Евхаристии актуализируется Церковь Христова?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×